Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решения заданий 2 страница




а) тот, где виды товаров представлены не более чем тремя признаками;

б) тот, где нет различий в ассортиментной структуре;

в) тот, где ассортимент товаров включает не менее пяти групп.

6. Что собой представляет «сложный ассортимент»?

а) число ассортиментных видов и групп имеет менее трех наименований товаров, удовлетворяющих самые разнообразные потребности;

б) товарные виды классифицируются только по трем индивидуальным признакам;

в) ассортимент включает значительное количество групп, видов, наименований товаров, удовлетворяющих самые разнообразные потребности.

 

7. Кто может быть покупателем на потребительском рынке?

а) население;

б) сбытовые организации;

в) крупные производители.

 

8. Как организована розничная торговая сеть? Торговая сеть – это:

а) добровольное объединение производителей, созданное для защиты собственных интересов на потребительском рынке, но не являющееся юридическим лицом;

б) добровольное договорное объединение, созданное торговыми предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность и права юридического лица, для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов;

в) розничный рынок, представляющий собой форму деятельности индивидуальных предпринимателей по продаже товаров на специально организованных и оборудованных для торговой деятельности площадях.

 

9. Что собой представляет малое предприятие розничной торговли? Это магазин с числом занятых в ней работников:

а) до 30 чел.;

б) до 50 чел.;

в) до 100 чел.

10. Как Вы охарактеризуете понятие маркетинга розничной торговли? Маркетинг розничной торговли представляет собой:

а) систему контроля за качеством продукции. поступающей в предприятия розничной торговли;

б) социально-экономическую коммерческую деятельность розничных торговых организаций, направленную на максимальное удовлетворение покупательского спроса;

в) деятельность предприятий розничной торговли по обслуживанию социально не защищенных слоев и групп населения.

 

Практические задания

 

Задание 4.1. Определите формат магазина по следующим характеристикам:

а)большое предприятие розничной торговли площадью с широким ассортиментом товаров в городах – от 3500 м2;

б) магазин самообслуживания с торговой площадью не менее 400 м2;

в) совмещение магазина и склада в одном помещении, где товары выложены на стеллажах;

г) огромный (100 – 200 тыс. м2) торговый комплекс, включающий в себя сотни различных магазинов, супермаркет, универмаг, службы быта и автосервиса, центр развлечений, рестораны, кафе и т.д.;

д)магазин, занимающийся продажей товаров длительного пользования по сниженным ценам и без дополнительных услуг для покупателей;

е) н ебольшой магазин с узкой специализацией товаров, как правило, модный и дорогой;

ж) магазин розничной торговли с торговой площадью не менее 5 000 м2.

Задание 4.2. Укажите, чем отличается стационарное торговое предприятие от нестационарного? Дайте соответствующие определения.

 

Задание 4.3. В регионе «А» продавались различные непродовольственные товары, как хозяйственного, так и культурно-бытового назначения (млн руб.). 1) Дайте определение ассортимента товаров; 2) по приведенным ниже данным определите объем продажи в целом и по каждой укрупненной ассортиментной группе, рассчитайте показатели (удельные веса, %) ассортиментной структуры (групповые и внутриассортиментные).

 

А. Предметы домашнего обихода и бытовая техника:

из них:

мебель и предметы домашнего обихода – 5427;

крупные бытовые приборы, электрические и неэлектрические – 5861;

малые электробытовые приборы – 462;

стеклянные изделия, столовая посуда и домашняя утварь – 1095;

прочие предметы домашнего обихода – 363.

 

Б. Транспортные средства и бензин автомобильный:

из них

автомобили – 3105;

бензин – 18433;

прочие автотранспортные средства – 22.

 

В. Товары для организации отдыха и культурных мероприятий:

из них

оборудование для приема, записи и воспроизведения звука и изображения – 6108;

фотографическое, кинематографическое оборудование и оптические приборы – 418;

оборудование для обработки информации – 925;

носители для записи звука и изображения – 76;

игры, игрушки и хобби – 482;

предметы для занятия спортом, туризмом и отдыха на открытом воздухе – 228;

газеты, книги и канцелярские принадлежности – 4372;

прочие товары для организации отдыха и культурных мероприятий – 84.

Г. Ювелирные украшения, настольные, стенные и наручные часы – 1584;

 

Д. Материалы для текущего содержания и ремонта жилого помещения – 3696.

Составьте таблицу, а групповую структуру изобразите в виде секторной диаграммы.

 

 

Решение задания 4.1.

а) универмаг в городской местности; б) супермаркет или универсам; в) магазин «Кэш-энд-кэрри»;г) молл; д) дискаунтер; е) бутик; ж) гипермаркет.

 

Решение задания 4.2. Стационарную торговую сеть образуют технологические системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых предприятий относятся магазины, палатки, павильоны, ларьки и киоски, а также торговые автоматы. Нестационарную торговую сеть представляют развозная и разносная торговля, включая использование специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством (автолавки).

 

Решение задания 4.3. Ассортимент товаров в розничной торговлепредставляет собой совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.

 

Ассортиментные виды и группы товаров Продажа, млн руб. в т.ч. % к объему продажи по группе в т.ч. по группе товаров% к общему объему продажи
ВСЕ ТОВАРЫ (включенные в обследуемую совокупность)   100,0
Предметы домашнего обихода и бытовая техника из них:   100,0 25,0
мебель и предметы домашнего обихода   41,1
крупные бытовые приборы, электрические и неэлектрические   44,4
малые электробытовые приборы   3,5
стеклянные изделия, бытовая посуда и домашняя утварь   8,3
прочие предметы домашнего обихода   2,7
Транспортные средства и бензин автомобильный из них:   100,0 40,9
автомобили   14,4
бензин автомобильный   85,5
прочие автотранспортные средства   0,1
Товары для организации отдыха и культурных мероприятий из них:     100,0 24,1
оборудование для приема, записи и воспроизведения звука и изображения     48,1
фотографическое, кинематографическое оборудование и оптические приборы     3,3
оборудование для обработки информации   7,3
носители для записи звука и изображения   0,6
игры, игрушки и хобби   3,8
предметы для занятия спортом, туризмом и отдыха на открытом воздухе       1,8

 

Ассортиментные виды и группы товаров Продажа, млн руб. в т.ч. % к объему продажи по группе в т.ч. по группе товаров% к общему объему продажи
газеты, книги и канцелярские принадлежности   34,4
прочие товары для организации отдыха и культурных мероприятий   0,7
Ювелирные украшения, настольные, стенные и наручные часы     100,0 3,0
Материалы для текущего содержания и ремонта жилого помещения     100,0 7,0

 

Диаграмма, отражающая групповую ассортиментную структуру продажи товаров, приведена на следующем рисунке:

 

Рис. 4.1. Ассортиментные группы товаров


Глава 5.


Технология розничной продажи
товаров

5.1. Организация технологического процесса
в розничных торговых
организациях/предприятиях

 

Продажа товаров в розничной торговле – это сложный технологический процесс, который складывается из множества последовательных операций. Их протяженность и распространенность во времени и в пространстве зависит от формата предприятия, его специализации и квалификации торговых работников, а также от конкретных условий данного рынка.

Технология торговли – совокупность параллельно или последовательно выполняемых операций и процедур при продаже товаров и организации товародвижения.

Розничную торговлю можно разделить на две группы: стационарную и нестационарную торговлю. Стационарными являются торговые предприятия, расположенные в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях. Стационарную торговую сеть образуют технологические системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых предприятий относятся магазины, палатки, павильоны, ларьки и киоски, а также торговые автоматы. Нестационарную торговую сеть представляют развозная и разносная торговля, включая использование специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством (автолавки). Кроме того, функционируют интерактивные предприятия розничной торговли. В общем объеме денежной выручки организаций и предприятий розничной торговли сверхкрупные организации с выручкой 10 млрд. руб. и выше в 2008 г. занимали 8,8% и давали 24,2% валового дохода. Крупные организации с выручкой от
1 до 9,9 млрд. руб. составили 17,2% общей выручки, что дало 11,5% общей прибыли. Организации, которые можно отнести к предприятиям среднего размера, с оборотом от 100 млн руб. до 99,9 млн руб., занимали в общем объеме выручки 31,2% и принесли 28,8% прибыли. И, наконец, небольшие организации и предприятия с объемом выручки от 99,9 млн руб. и меньше составили 32,8% (почти треть всей суммы) и дали 35,5% общей прибыли[69].

Организационная структура торговли представлена на следующей схеме (см. рис. 5.1).

 

Рис. 5.1. Схема организации розничной торговли

Основным (базовым) типом торговых предприятий являются магазины. По некоторым данным, через магазины реализуется 4/5 всех товаров. Магазинная форма торговли и ее характеристики были рассмотрены в разделе 4.4 (см. форматы магазинной торговли). Главный признак, отличающий магазинный формат от немагазинного – наличие или отсутствие торгового зала. Все магазины, а также павильоны имеют торговые залы.

К магазинным формам торговли, кроме собственно магазинов, относятся также павильоны, палатки, киоски и ларьки. Строго говоря, павильон мало отличается от магазина. Он тоже является стационарным предприятием и имеет торговый зал и помещение для хранения товаров. Однако строение, оборудованное для торгового процесса, обычно представляет собой более легкую конструкцию. Так, павильон может быть разбирающейся конструкцией, изготовленной из алюминиевых или иных элементов.

Как правило, павильон рассчитан на одно или несколько рабочих мест.

Павильон – стационарное розничное торговое предприятие, которое размещается в оборудованном строении, имеющем торговый зал и помещения для хранения товаров.

Нестационарным торговым предприятием является также торговая палатка. У нее имеется три признака, три особенности: во-первых, они не имеют торгового зала (кстати, в России с ее климатом это создает известные неудобства, поскольку она не защищает от непогоды); во-вторых, палатка не имеет специального места для хранения товаров. Поэтому запасы товаров могут быть рассчитаны только на один день торговли (те запасы, которые размещаются в самом помещении палатки). И, наконец, в-третьих, палатка рассчитана всего на одно – два, редко – три рабочих места. Однако палатка может иметь застекленный прилавок, оснащенный холодильным оборудованием, что позволяет торговать легкопортящимися продуктами.

Особенность палатки заключается в том, что она представляет собой легко возводимую конструкцию, оснащенную прилавком. Обычно палатки – это сборно-разборные конструкции, поэтому они достаточно мобильны, не «привязаны» к определенному месту. Достаточно часто палатки являются сезонными предприятиями, что обусловлено климатическими особенностями России и сезонным характером сбора урожая многих видов фруктов и ягод. Нередко палатки используются для ярмарочной и уличной торговли.

В России палатки широко распространены, они дополняют магазинные формы торговли, позволяя сэкономить на строительстве. Они удобны для людей, не имеющих автомашины и вынужденных тратить немало времени на то, чтобы добраться до магазина. Естественно, они сильно уступают магазинам в удобствах обслуживания и в широте ассортимента.

Палатка (торговая) – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Палатка рассчитана на одно или несколько рабочих мест продавца, на ее площади размещен товарный запас на один день торговли.

Наряду с палатками в мелкорозничной торговле получили распространение киоски и ларьки. Киоск – мелкорозничное торговое предприятие, строение или торговое помещение, оснащенное торговым оборудованием, не имеющее торгового зала, рассчитанное на одно торговое место, На площади киоска хранится принадлежащий ему товарный запас. Как правило, киоски не являются самостоятельными, а входят в специализированную коммерческую торговую сеть, например, по продаже газет и другой печатной продукции. Киосками также называются автоматизированные и электронные устройства, платежные терминалы.

Киоск – 1) торговое помещение, оснащенное торговым оборудованием, не имеющее торгового зала, рассчитанное на одно торговое место; 2) компактные электронные устройства (терминалы): информационные, платежные

Ларек – небольшое торговое помещение (на одно – два торговых места), чаще по торговле продовольственными товарами. Он обычно не является самостоятельным торговым предприятием, а входит в какую-либо коммерческую торговую сеть. Однако в принципе ларек может быть самостоятельным частным коммерческим предприятием индивидуальной торговли.

Значительное распространение получила такая форма внемагазинной торговли, как продажа товаров путем предварительного заказа товара по почте или по телефону. Ее развитие носит, в известной мере, социальный характер, поскольку она экономит время покупателей, облегчает жизнь людям преклонного возраста и лицам с ограниченными возможностями. Сложилась и развивается система заказов по каталогам, например, концерн каталожной торговли «ОТТО» и др. Во многих крупных магазинах имеются отделы заказов, появилась специализированная сеть под названием «Утконос», ориентированная на подобную форму деятельности. В таких магазинах покупателям предоставляются скидки или же товары продаются по сниженным ценам. С развитием электронных форм торговли покупатели все чаще используют т.н. домашние магазины, или «магазины на диване» (англ. in-home shopping), их еще называют телемагазинами, когда потребитель осуществляет покупки, не выходя из дома, с помощью почты, телефона, телевидения или Интернета.

Самостоятельную роль в организации торговли играет посылочная торговля, которая осуществляет рассылку товаров, заказанных по каталогу, образцам, пробам или на основании других предложений. Посылочная торговля (англ. mail-order trade) представляет собой форму внемагазинной продажи товаров населению. Это торговая операция, выполняемая по индивидуальным заказам потребителей. Тем самым она дополняет магазинные формы продажи товаров.

Посылочная форма торговли осуществляется без личного участия продавца, способом почтовых отправлений. Она в значительной степени специализирована: в основном через ее посредство продаются радио- и спорттовары, фототовары, книги и музыкальные инструменты, предметы домашнего обихода, сувениры, бытовая техника и др. Большую роль в ней играют также упомянутые ранее Интернет-магазины. Посылочная торговля возникла в США в 1887 г. Хотя в России она появилась еще до 1917 г., но в СССР большого размаха не имела, а в период до 1991 г. развивалась преимущественно в потребительской кооперации.

Передвижные средства развозной и разносной торговли объединяют целый класс технических средств торговой деятельности. К ним относятся: торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления. Внедрение современных технологий торговой деятельности, в т.ч. с использованием электронных средств, позволяет широко применять торговые автоматы (вендинг). Автоматизация розничной торговли –это принципиально новое направление в оснащении магазинов, где все торговое оборудование (кассовые терминалы, весы, фискальные регистраторы, сканеры) объединено в одну систему.

Продажа товаров с помощью автоматизированных систем (торговых автоматов) носит название вендинга (англ. – vending). Вендинг получил широкое распространение в мире, как удобный и не очень требовательный способ вести торговлю или оказывать услуги. Торговый автомат представляет собой устройство для получения денег и выдачи товара. Некоторые автоматы принимают только монеты, но более современные устройства способны выдавать и принимать купюры (в последнем случае используется специальное устройство – купюроприемник). Купюроприемник (валидатор, банкнотоприёмник) – это устройство, предназначенное для приема бумажных денег. Он обычно используется в аппаратах и системах самообслуживания населения (торговых и игровых автоматах, платежных терминалах). С помощью систем датчиков купюроприёмник определяет номинал купюры и проверяет ее подлинность. Принятые купюры хранятся в т.н. стеккере (металлическом ящике, сейфе или в специальном мешке).

Торговый автомат – устройство для получения денег и выдачи товара, а в некоторых системах – для размене денег.

Технология автоматизации розничной торговли обеспечивает быстрое и качественное обслуживание потребителей, что увеличивает число покупателей и количество совершаемых покупок. Накопительные дисконтные и бонусные системы на основе пластиковых карт, скидки и купоны повышают интерес потребителя. Во многих автоматизированных системах розничной торговли используются возможности Интернета. Известны различные виды торговых автоматов по продаже: газет и журналов, билетов, бутербродов, конфет, средств личной гигиены, цветов, зонтиков и ряда других компактных непродовольственных товаров и т.п.

В организации мелкорозничной торговой сети применяются различные способы продажи, территориально более приближенные к потребителю. Так, передвижная сеть дает возможность быстро обслужить покупателей там, где нет стационарных предприятий, а также в местах большого скопления людей. Из них можно выделить две мобильные группы:

· передвижная сеть с функциями магазинной торговой сети (магазины-вагоны, автолавки, речные лавки, тонары и т.п.), которая обслуживает покупателей там, где нет возможности создать стационарные торговые предприятия (например, в сельских местностях в период интенсивных сельскохозяйственных работ в поле, или на линиях железной дороги, речных и морских путях, или в районах Крайнего Севера и т.д.);

· передвижная сеть, выполняющая функции мелкой розницы (лотки, тележки, мотороллеры и т.п.), которая обслуживает покупателей в местах их временного скопления во время выставок, гуляний и т. д.

В данном случае не потребитель «идет» к продавцу, а продавец старается территориально приблизиться к потребителю к потребителю.

Такая же цель стоит перед развозной и разносной торговлей (торговлей вразнос), когда розничный торговец ходит со своими товарами (молочные продукты, мед, овощи) от дома к дому, или уличной торговлей в жилых кварталах – торговец сокращает домашней хозяйке путь за покупками. Особенностью развозной торговли является использование специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством.

В разносной торговле продавец непосредственно контактирует с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице.Эти виды торговой деятельности дополняются т.н. мелочной торговлей, где товары продаются с лотков (переносных прилавков) на площадях и улицах с оживленным движением (на вокзалах, вблизи учебных заведений, у предприятий) или в местах проведения праздничных мероприятий. Иногда такая торговля организуется непосредственно в месте проживания потребителя, с доставкой на дом, либо же в организациях и учреждениях, по месту работы. Конечно, развозная и разносная торговля отличается очень узким ассортиментом, но зато она происходит «в нужное время и в нужном месте» и потому выгодна как продавцу, так и покупателю.

Одним из перспективных и высокотехнологичных направлений розничной торговли является электронная торговля (англ. e-trade), которая представляет собой коммерческую (торговую) интерактивную деятельность. Розничная е -торговля использует разнообразную вычислительную технику (в т.ч. электронные кассовые аппараты) и платежные терминалы. Интерактивные механизмы позволяют упростить и ускорить работу и продавцов и покупателей. Правда, при этом возникает проблема организации оплаты за покупки и доставки товара. Она решается по-разному, в частности, кроме прямых денежных расчетов с покупателем используется разнообразная вычислительная техника (в т.ч. электронные кассовые аппараты) и платежные терминалы.

Электронная торговля – коммерческая интерактивная деятельность в форме заказа, которая осуществляется с помощью электронного документооборота в сети Интернет и совершается в режиме онлайн.

Своеобразной формой применения электронно-вычис-лительной техники на потребительском рынке является интерактивная форма маркетинга и продажи товаров, или электронная торговля. Она осуществляется с помощью электронного документооборота в сети Интернет. По существу электронная торговля имеет форму заказа, который представляет собой интерактивный веб-сайт и совершается в режиме Online или по электронной почте. Организационной формой электронной торговли является Интернет-магазин (англ. online shop) или «магазин на диване» – самостоятельное торговое предприятие с правами юридического лица. На сайте такого магазина обычно представлен подробный каталог товаров с ценами, на основе которого пользователь формирует свой заказ. При этой форме торговой деятельности товары заказываются или по телефону, по почте или по Интернету. «Магазин на диване» выполняет ряд функций: рекламирует товар, принимает заказы, предлагает пользователю выбор варианта расчета, а также способ получения заказа (непосредственно, или по почте, бандеролью, а также специальной курьерской службой). Одновременно оформляется счет на оплату. Пользователь выбирает форму оплаты: в момент получения товара или также через Интернет. Сама оплата осуществляется или наличными деньгами или через банковскую электронную карточку. Таким образом, интерактивный маркетинг становится для потребителя не только важным источником информации о свойствах продукта, но и фактором воздействия на онлайновые продажи товаров, поскольку они влияют на принятие решений о покупке.

В розничном звене сложилось новое, актуальное направление – мобильная коммерция. Мобильная коммерция (mobile commerce, или m-commerce) представляет собой форму торговой деятельности – куплю-продажу с помощью мобильных средств связи: сотовых телефонов (смартофонов), PDA (портативных карманных компьютеров) и т.п. Это расширяет возможности коммерческой деятельности и позволяет использовать электронную систему платежей с использованием лицевых счетов абонентов у операторов связи. Кроме того, мобильная коммерция дает возможность совмещать ее с мобильным банкингом (управлением банковской деятельностью через Интернет).

Мобильная коммерция – продажа товаров с помощью мобильных средств связи и электронной системы платежей.

В России создана и функционирует собственная электронная платежная система безналичных расчетов и перевода денег с помощью средств электронной коммуникации. Она охватывает расчёты между продавцами и покупателями, финансовыми организациями, корпорациями и персональными Интернет-пользователями. Особое место в этой системе занимают платежные терминалы – оперативные системы экспресс-оплаты. Они представляют собой высокотехнологичные электронные устройства (e-port, CyberPlat, ОСМП, Empay, POS -терминалы и др.), способные принимать наличные платежи от физических лиц и оплачивать телекоммуникационные услуги в режиме онлайн. В принципе они способны принимать любые наличные платежи (услуги мобильной связи, коммунальных услуг, кабельного и спутникового телевидения, оплату Интернета, штрафы и т.п.).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.