Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решения заданий




Тест

 

1. Чем является предприятие оптовой торговли?

а) коммерческим предприятием, которое занимается закупкой товаров потребительского назначения с целью переработки их в другие потребительские товары;

б) торговым предприятием, осуществляющим продажу товаров индивидуальным потребителя;

в) фирмой, осуществляющей куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи.

 

2. Что собой представляет малое предприятие оптовой торговли? Фирму с числом занятых в ней работников:

а) до 30 чел.;

б) до 50 чел.;

в) до 100 чел.

3. Чем характеризуется скорость товарооборота?

а) скоростью изменения объема продажи товаров, т.е. динамикой товарооборота;

б) числом оборотов товара, т.е. процессом постоянного обновления и замещения уже проданных товаров;

в) временем, которое требуется магазину, чтобы полностью распродать все имеющиеся в нем товары.

 

4. Что такое артикул в коммерческой деятельности?

а) артикул – продуктовая линия по возрастающей цене товара;

б) статья в законе или постановлении, регулирующая коммерческую деятельность;

в) артикулом изделия называется условное обозначение в виде порядкового номера по прейскуранту цен, присоединяемого к названию изделия.

 

5. Что такое товарная номенклатура?

а) список вакантных должностей, занимаемых в коммерческой фирме;

б) перечень товарных групп и товарных единиц, выпускаемых и продаваемых фирмой;

в) типы дистрибьюторов, участвующих в товародвижении

 

6. Что такое промышленный ассортимент?

а) перечень товаров, поступивших на потребительский рынок из промышленных предприятий;

б) удельный вес потребительских товаров промышленного происхождения;

в) товарная структура оптового товарооборота.

 

7. Оптовый товарооборот – это:

а) оптовая покупка товаров для производственного потребления;

б) продажа товаров для последующей перепродажи;

в) оптовая продажа товаров за пределы страны.

8. Что такое складской оборот товаров?

а) длительное хранение товаров на складе;

б) оптовая продажа товаров после складской обработки и комплектации товара;

в) процесс поступления товаров на склад.

 

9. Что собой представляет транзитный оптовый товарооборот?

а) реализация товаров в торговой сети и распределение товаров по магазинам;

б) продажа товаров крупными партиями оптом;

в) посредническая продажа товара непосредственно розничной торговой организации или потребителю, минуя склад.

 

10. Оптовая торговля – это:

а) совокупность торговых предприятий, специализирующихся на закупках товаров у производителей, импортеров и других предприятий, на концентрации товарных ресурсов и последующей продаже товаров крупными партиями розничной торговле и другим оптовым предприятиям для дальнейшей продажи;

б) совокупность малых торговых предприятий, продающих товары индивидуальным покупателям;

в) распределение товаров, закупленных в промышленности, региональными торговыми предприятиями для последующей продажи населению.

 

 


Практические задания

 

Задание 3.1. Имеются данные об обороте организаций оптовой торговли.

 

Годы Оборот оптовой торговли, млрд. руб., в ценах соответствующих лет Индексы оптовых цен, в процентах к 2000 г.
    100,0
    111,4
    125,3
    148,5
    167,0
    168,2
    194,5

 

По приведенным данным следует построить графическую модель развития оптовой торговли (по параболе 2-го порядка). Сделать выводы.

 

Задание 3.2. Организацией А было продано методом транзитного оборота товаров на сумму 100 тыс. руб.

Организация из производства отпустила товаров на склад Б на сумму 100 тыс. руб. Через склад Б эти товары были проданы в другой регион. Они поступили на склад В, затем они были проданы розничной торговой организации Г для последующей реализации. Каждая перепродажа увеличивала стоимость товара на 5%.

По приведенным данным определите объем транзитного и складского оборота и рассчитайте коэффициент звенности.

 

Задание 3.3. Оборот организаций и предприятий оптовой торговли (включая торговлю через агентов) составил – 14651,9 млрд. руб., в том числе крупных и средних, соответственно, 6308,4 млрд. руб. Валовая прибыль организаций оптовой торговли составила 3029,2 млрд. руб., в т.ч. крупных и средних – 2271,2. Расходы организаций оптовой торговли составили – 1952,9, в т.ч. крупных и средних – 1378,3.

По приведенным данным определите: 1) удельный вес крупных и средних организаций оптовой торговли в общем объеме оборота, прибыли и затрат; 2) рентабельность и уровень затрат оптовой торговли.

Сделайте выводы об экономической эффективности оптовой торговли.

 

 

Решение задачи 3.1. Рассчитаны темпы роста оборота оптовой торговли.

 

Годы Темпы роста оборота оптовой торговли в ценах соответствующих лет (% к 2000 г.)
  100,0
  134,1
  160,2
  208,8
  268,3
  367,1
  466,5

 

Среднегодовой темп роста товарооборота (в фактических ценах) составил 129,2%. Построена динамическая модель оптового товарооборота:

yx = 82,5 + 15,2 x + 0,019 x2; R2 = 0,979.

Выводы: 1) стоимость товаров в фактических ценах растет значительно медленнее, чем реальный объем поставленных товаров, за счет разницы цен; 2) стоимость поставляемых товаров растет с некоторым ускорением, а реальная поставка развивается сравнительно равномерно. Сложившаяся ситуация в оптовой торговле негативно сказывается на покупательском спросе и потребительском рынке.

Рис. 1. Тенденция развития оптового товарооборота
в 2000–2006 гг.

Объем оптового товарооборота за изучаемый период увеличился более, чем в 1,9 раза (в сопоставимых ценах), хотя стоимость поставленных товаров выросла (в ценах соответствующих лет) в 4,7 раза. Рост объема поставки происходил с незначительным ускорением, что отразили тренд (см. рис.) и аналитическое уравнение.

 

Решение задачи 3.2. Транзитный оборот равен 100 + 5 тыс. руб.

Складской оборот: (100 +5) + (105 + 5,25) + (105,25 +
+ 5,2625) = 325,7625 ~325,8 тыс. руб.

Коэффициент звенности = 3,1, т.е. в среднем товар прошел 3,1 звена.

Таблица 3.1

ПОКАЗАТЕЛИ (млрд. руб.) Оптовая торговля – всего в том числе крупные и средние организации оптовой торговли
2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г. уд. вес % к итогу
2005 г. 2006 г.
Оборот 10251,7 14651,9 4710,2 6308,4 45,9 43,1
Валовая прибыль   2032,4   3029,2   1459,6   2271,2   71,8   75,0
Коммерческие и управленческие расходы     1286,8     1952,9     887,7     1378,3     69,0     70,6
Рентабельность 1) прибыль в % к расходам; 2) прибыль в % к обороту     157,9   19,8     155,1   20,7     164,4   31,0     164,8   36,0     ×   ×     ×   ×
Уровень расходов в % к обороту   12,6   13,3   18,8   21,8   ×   ×

 

Таким образом, несмотря на абсолютное увеличение оборота и прибыли, относительный показатель рентабельности несколько сократился в результате значительного роста расходов. Уровень рентабельности выше в крупных и средних организациях, хотя и незначительно, поскольку в крупных и средних организациях вырос не только уровень прибыльности, но относительный уровень затрат.

Доля крупных и средних организаций в обороте сократилась. Одновременно выросла их доля в общей прибыли и расходах.

В целом можно сделать вывод, что экономика оптовой торговли развивается, но замедленно.

Решение задания 3.3.

Исходные данные (млрд. руб.):

 

Все организации оптовой торговли: в том числе крупные и средние:
оборот, валовая прибыль расходы оборот, валовая прибыль расходы
14651,9 3029,2 1952,9 6308,4 2271,2 1378,3

Роль крупных и средних организаций оптовой торговли в формировании экономических показателей коммерции:

 

Удельный вес крупных и средних торговых организаций, %
в общем объеме оборота валовой прибыли расходов
100,00 43,06 74,98 70,58

 

На долю крупного и среднего бизнеса приходится менее половины общего объема продажи товаров, однако именно крупный и средний бизнес определяет почти три четверти доходов и расходов торговли.

Эффективность оптовой торговли характеризуется следующими данными:

 

Вся оптовая торговля: в т.ч. крупные и средние торговые организации
рентабельность (прибыль в % к расходам) уровень прибыли в % к обороту уровень расходов в % к обороту чистый доход в % к обороту рентабельность (прибыль в % к расходам) уровень прибыли в % к обороту уровень расходов в % к обороту чистый доход в % к обороту
155,11 20,67 13,33 7,34 164,78 36,00 21,85 14,15

 

Уровень рентабельности оптовой торговли достаточно высок, так как прибыль в полтора раза выше расходов, а уровень чистого дохода превышает 7%. Крупные и средние организации оптовой торговли более эффективны, чем другие типы торговых организаций и предприятий, поскольку их рентабельность выше почти на 10 пунктов, а уровень чистого дохода почти в два раза больше.

 

 


Глава 4.


Организация деятельности
розничной торговли

 

4.1. Розничная торговля – сфера
потребительского рынка

 

Розничная торговля (англ. retail) представляет собой коммерческую деятельность по продаже товаров потребительского назначения (В2С) для использования их населением (потребителями и их семьями). Розничная торговля, наряду с решением организационно-экономических задач, выполняет важнейшую социальную функцию продвижения товара к границам сферы потребления. Именно в розничной торговле происходит удовлетворение покупательского спроса, как в форме личного потребления, так и в виде обслуживания покупателей. Понятие розничной торговли трактуется двояко: во-первых, это суботрасль сферы товарного обращения, где происходит движение товара оптового продавца до розничного покупателя (потребителя); во-вторых, это процесс обмена поставляемого товара на деньги потребителей (населения), главным образом, за наличный расчет, хотя в последние годы для оплаты купленных товаров все больше используются электронные деньги[39].

Розничная торговля – сфера потребительского рынка, где происходит продажа товаров индивидуальным потребителям (населению).

Розничная торговля оказывает рыночную услугу потребителям, организуя продажу товаров для личного, семейного и домашнего использования. Сама розничная продажа экономически представляет собой обмен товара на деньги индивидуальных потребителей (населения), а технологически – передачу товара (своего рода транспортировку) от места нахождения продавца к месту потребления. Это может быть передача товара из рук в руки, но может происходить и с помощью специальных механизмов и устройств (посылочная торговля, электронная торговля и т.п.).

Как уже указывалось, розница является заключительным этапом товародвижения, поскольку товар, купленный в розничной торговле, не предназначен для дальнейшей перепродажи. Можно добавить, что в розничной торговле товары продаются не целыми партиями, как в оптовой торговле, а «поштучно» – отдельными товарными единицами (ориентированными на удовлетворение индивидуальных потребностей).

Происхождение слова «розница» не вполне ясно. Чаще его употребляют как антоним понятия опт, оптовый. Возможно, это производное слов «рознь, рознить», т.е. разделять, мельчить[40]. Продавать в розницу – продавать мелкими партиями. Любопытно, что в английском языке термин «розничная продажа» – англ. retail происходит от французского глагола retailer – разделять, дробить[41].

Розничная торговая организация представляет собой структурно упорядоченное и взаимообусловленное объединение унитарных торговых предприятий, которое обычно организует закупку товаров в оптовой торговле или на производственных предприятиях, их концентрацию малыми партиями, а затем продажу товаров потребителям (населению). Розничное торговое предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, специализирующийся на продаже населению товаров. Иногда понятия розничной торговой организации и розничного торгового предприятия могут быть идентичными, т.е. организация может состоять не только из одного, но и двух и более предприятий.

Розничная торговая организация – структурно упорядоченное и взаимообусловленное объединение розничных торговых предприятий, функционирующее на правах юридического лица.

Розничное торговое предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, осуществляющий продажу товаров в розницу.

Розничная торговая организация может представлять собой специализированное объединение предприятий – торговую сеть. Торговое объединение – это добровольное договорное объединение, созданное торговыми предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность и права юридического лица, для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов.

Розничное звено торговли относится к сфере В2С и завершает движение товаров, начатое в оптовой торговле. Управление розничной торговлей практически сократилось до двух звеньев, а в значительной части – до одного звена, хотя проблема наличия перекупщиков, а, следовательно, и многозвенности отнюдь не решена в полной мере и в сфере розничной торговли. Сложность заключается в том, что по действующим правилам розничные торговые организации имеют право заниматься оптовыми продажами, равно как оптовые организации могут осуществлять розничные операции. И в том, и в другом случае такая не свойственная основным функциям деятельность является второстепенной.

Однако розничная торговля – это еще и процесс (англ. – retailing), означающий переход товарной массы за пределы оптового звена. В сфере розничной торговли происходит товарообмен между розничными продавцами и потребителями.

Товародвижение (в розничной торговле) – процесс перехода товарной массы из сферы оптовой торговли в сферу потребительского рынка, где происходит товарообмен между розничными продавцами и потребителями (населением).

Процесс товародвижения в розничной торговле начинается с концентрации товаров, поступивших из оптового звена. Из сферы производства или из оптовых торговых организаций товары направляются в розничную торговлю. Однако в ряде случаев товары минуют сферу оптовой торговли и поступают в организации розничной торговли непосредственно из производственных и сбытовых организаций. Как правило, товары из оптовой торговли в розничную торговлю вовлекаются относительно крупными партиями (в оптовой торговле они накапливаются в целях оптимизации затрат на перевозку на перевалочных или других базах), поскольку иная практика оптовому бизнесу невыгодна. В то же время подобная ситуация связана со значительными расходами розничного звена, поэтому на следующих этапах, когда формируется ассортимент розничной торговли, должны учитываться интересы и возможности магазинов различного формата. На это обстоятельство следует обращать внимание при планировании розничных торговых предприятий.

Принципиальная схема движения товаров в розничном звене и его последовательность показана на следующем рисунке (см. рис. 4.1).

 

Рис. 4.1. Движение товаров в розничной торговле

Методы и характер управления организациями/пред-приятиями розничной торговли в значительной мере определяются их специализацией. Специализацией считается сосредоточение деятельности торгового предприятия на относительно узких, специальных направлениях, отдельных технологических операциях или видах товаров. В соответствии с этим организация коммерческой деятельности требует проведения четкой классификации розничных торговых предприятий и организаций. Прежде всего, необходимо выделить основные признаки классификации:

· по виду реализуемого ассортимента;

· по формам торгового обслуживания;

· по методам продажи, включая персональные методы;

· по уровню цен;

· по типам торговых предприятий (формату);

· по формам и видам интеграции;

· по степени концентрации;

· по месторасположению.

Одной из важнейших функций розничной торговой организации/предприятия является торговое обслуживание, неразрывно связанное с организацией и технологией розничной торговли. Процесс торгового обслуживания заключается в последовательности операций, обеспечивающих его осуществление в конкретном типе (формате) торговых организаций/предприятий.

Розничная торговая организация/предприятие разрабатывает собственную стратегию, и тактику конкурентной борьбы, ставит перед собой определенные цели (исходя из своих возможностей и желания занять соответствующее место на рынке). Стратегический подход к формированию розничного (потребительского) рынка требует выработки целевых планов на более или менее отдаленную перспективу, уточнения конкретных целей, поиск возможных партнеров и вероятных конкурентов, а в процессе их реализации, выявление происходящих изменений в ситуации и регулярное внесение необходимых коррективов.

Крупные и частично средние фирмы делают это осознанно, опираясь на научно разработанные принципы и методологию, малые предприятия опираются на собственный опыт и интуицию, что серьезно повышает их шансы на успех. Стратегия розничной коммерческой фирмы исходит из двух предпосылок: факторов, на которые она может оказывать непосредственное влияние (например, часы работы и торговый персонал), и факторов, к которым предприятие вынуждено приспосабливаться (например, конкуренты, экономическая ситуация и законы).

В розничной торговле представлены малые, средние и крупные организации и предприятия. Так, в 2006 г. в розничной торговле (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) оборот крупных и средних организаций, насчитывающих 14,8 тыс. ед., составлял 1388,9 млрд. руб., а оборот малых предприятий, насчитывающих 104,5 тыс. ед., составлял 703,7 млрд. руб., т.е. почти в 2 раза меньше.[42]

Деятельность розничной торговли подчинена общим принципам организации, о которых говорилось еще в первой главе. Однако, организационная структура розничного звена торговли имеет ряд отличительных черт и особенностей. Во-первых, розничная торговля более дифференцирована по размеру предприятий, не говоря уже о том, что она превосходит оптовую по числу предприятий. Так, в розничной торговой сети в 2006 г. зафиксировано 182,3 тыс. организаций.

Естественно, мелкие розничные фирмы, независимые от сетевой торговли, как правило, имеют сравнительно простую организацию. В руководстве такой фирмы два или три уровня персонала (директор, он же владелец и сотрудники). Директор-владелец лично управляет предприятием и контролирует персонал. Обычно такая фирма имеет малое количество сотрудников, без разделения на специализированные отделы, а филиалы вообще отсутствуют. Для такой фирмы характерно совмещение обязанностей, что позволяет экономить управленческие расходы.

Розничная торговля выполняет важнейшую социально-этическую функцию организации процесса удовлетворения покупательского спроса. Это означает, что розничный продавец должен нести определенную социальную ответственность и обеспечивать защиту интересов потребителей, проводить политику консьюмеризма[43]. Политику ориентации на потребителей проводят не только крупные розничные сети, но и средние и малые предприятия. Коммерческая деятельность розничной торговли базируется на действующем Федеральном законе о защите прав потребителей[44].

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 4324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.