Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Миссия программы




В противостоянии этим тенденциям и в создании первичных условий для приобщения ребёнка к духовному наследию человечества мы видим назначение нашей программы. Мы опираемся на культурологическую парадигму, предпочитающую качество жизни количественным накоплениям, признающую множественность истин, приоритет культуры над научно-техническим прогрессом.

Возвращение к истокам бытия через погружение в одухотворённый, яркий мир словесного творчества наших предков представляет собой способ противостояния современным негативным тенденциям и начало пути морального, социального, психологического выздоравливания. История начинается с мифов, которые, изменяясь во времени, живут тысячелетия. Миф – это форма осознания связи человека с миром. История мифа отражает историю культуры, представляет собой воплощение в доступных восприятию школьника художественных образах духовные искания и размышления древнего человека и, в том числе, наших ближайших предков – славян.

Предмет “Славянская мифология” в нашей школе является вторым предметом цикла культурологических дисциплин. Ему предшествует курс “Мировая мифология” и его продолжает курс ”Социальная культурология” Изучение славянской мифологии имеет особое значение вследствие предоставляемых им возможностей приобщения к родной культуре, воспитания чувства любви и гордости за историю своего народа.

Программа адресована учащимся 5 класса средней школы.

Исходя из вышеизложенного, целевое назначение программы “Славянская мифология” состоит в формировании ценностного отношения к культуре славян и славянским мифам как способу воплощения продуманной системы их миропонимания.

В процессе обучения решаются следующие задачи:

Образовательные:

- знакомство детей с картиной мира древних славян и её отражением в мифах;

- формирование представлений об образе жизни славян, связи с их верованиями;

- знание символики народной культуры и её назначения при использовании в архитектуре, быту, одежде;

- понимание частичной встроенности древней культуры в современную в виде различных бытовых ритуалов, правил, суеверий;

- побуждение детей к корне-смысловому анализу слов русского языка в целях понимания сущности слова;

- получение первичного представления о единстве и взаимопроникновении древних культур;

- овладение способностью к пониманию фольклорных основ русского искусства, в том числе, русской литературы.

Воспитательные:

- побуждение учащихся к осмыслению системы взглядов о мире, к формированию своей картины мира;

- формирование глубокого отношения к основным явлениям окружающей природы и их мифологическим образам;

- ощущение себя продолжателем славянской культуры;

- пробуждение исторической памяти.

Развивающие:

- подготовка к восприятию культурологии как основы системного анализа явлений культуры настоящего и прошлого;

- овладение способностью к первичному анализу документальных историко-культурных фактов;

- заинтересованность этнографическими и этимологическими исследованиями;

- развитие образного мышления, эмоционально-чувственной сферы личности, способности к эмпатическому восприятию художественных образов.

 

Миф возник в первобытный период, через него прошло в отдаленные века все человечество. Развитие мифа можно рассматривать как развитие культуры. Толчком к возникновению мифов послужило одушевление всей природы. Наверное, ни на чем нельзя так хорошо изучить законы воображения, как на определенных событиях мифической истории. Услышать мифы, сказки, народный фольклор – значит, получить уникальную возможность услышать историю из уст её создателей. Мы можем увидеть результаты мифотворчества наших предков, и отнестись к этому необходимо с должным почтением.

За последние несколько десятилетий произошел переворот в археологии, сравнительном языкознании, сравнительной мифологии. Новые факты единства евразийских народов, существования единого языка человечества совершенно изменили картину истории человечества, начиная с прародины человека до сложения государств. Славянская мифология претерпела большие разрушения в связи с принятием христианства. Богатство народной культуры расточительно забывалось, только отголоски его можно увидеть в календарных праздниках, играх, песнях, сказках. Славянская мифология является частью праиндоевропейской духовной культуры, начало которой лежит в пятом тысячелетии до н.э. История Отечества, мира должна восстанавливаться во всей её широте и объёме и через призму повышенного интереса к культурному наследию своей родины. Исходя из понимания, что знанием греческих мифов не должно ограничиваться представление детей об этом виде устного народного творчества, сегодня всё чаще в школьные предметы вводятся такие, как “Народная словесность”, “Мифология” и т.д. Большинство этих программ носит ознакомительный или развивающий характер, наиболее значимой своей задачей ставит раскрытие творческих способностей ребёнка во внеклассных досуговых формах работы.

Новизна нашей программы состоит в попытке создать курс на академической научной основе, в стремлении перейти от яркого поверхностного описания мифов к вскрытию интеграционных литературоведческих и культурологических связей, к формированию научного мировоззрения у ребёнка, способности различать спекулятивные модные и научно-обоснованные теории в области мифологии.

Особенностью программы является также использование технологии погружения в мир славянской культуры посредством участия в традиционных праздниках, моделировании обрядов, изготовлении элементов славянского быта, театрализации ритуальных действий и т.д.

Условием обучения детей по программе является добровольный характер, то есть желание самих детей, и согласие их родителей.

Режим занятий 1 час в неделю (можно изучать предмет как элективный курс, как предметный курс для гуманитарного профиля обучения, как факультатив, кружок и пр.).

Наполняемость учебной группы может соответствовать количеству детей в классе.

Ожидаемые результаты:

После прохождения программы учащиеся

· овладеют понятиями: этнография, этимология, топонимика, культурология, первоисточник, палеолит, верхний палеолит, пекло, Алатырь-камень, остов-Буян, Ирий, овин, горница, созвездие, вера, поверие, суеверие, жрец, капище, колядование, пережиток.

· будут иметь представление о происхождении, внешнем облике, привычках, особенностях характера богов и героев нижней мифологии славян;

· будут знать способы взаимодействия славян с героями мифов через бытовые и праздничные обряды и ритуалы;

· познакомятся с взаимосвязью образов славянских и греческих богов, героев славянских мифов и православных святых;

· получат представление о картине мира древних славян, её цельном характере и соотнесённости этой картины с образом жизни;

· захотят сопоставлять свои поступки со своими взглядами;

· разберутся в причинах принятых в современном мире ритуалов, уходящих своими корнями в славянское прошлое;

· будут испытывать чувство гордости за своих трудолюбивых, открытых, гостеприимных, одухотворённых, мужественных, стремящихся к равенству, свободе и справедливости предков.

· заинтересуются этимологическим анализом слов славянского происхождения;

· будут уметь анализировать этнографические источники информации о древних культурах;

· смогут понимать основную славянскую символику;

· будут способны понимать языческие символы фольклорной литературы.

Способы проверки результативности прохождения программы:

отзывы детей и родителей, наблюдения педагога за включённостью детей в учебный процесс, анкетирование, учебное тестирование.

Способы фиксации результата:

Выставление оценок за устные выступления, работу на уроке, письменные творческие работы, домашние работы, выполнение проверочных работ.

Формы подведения итогов реализации программы

Промежуточная аттестация учащихся осуществляется после прохождения каждого блока программы в форме написания проверочной работы по изученному материалу (вариант проверочной работы представлен в Приложении 2).

Итоговая аттестация осуществляется в форме коллективного творческого путешествия в мир наших предков славян, которое сопровождается различными групповыми испытаниями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.