Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шесть моделей функционирования благотворительных организаций. 1 страница




Благотворительные организации при учреждениях культуры. Благотворительные общества и фонды. Цель данных благотворительных самостоятельных структур. Преимущества и недостатки открытия при учреждениях культуры фонда или общественной организации. Существенные отличия фондов и общественных организаций

Одна из важнейших особенностей фандрейзинга россий­ ских учреждений культуры состоит в организации само­ стоятельных подразделений — благотворительных обществ и фондов. Целью данных благотворительных структур является привлечение средств не в бюджет учреждения культуры, а в специально созданные самостоятельные организации, что обеспечивает целый ряд преимуществ. Фонд может учреждаться физическими и юридиче­ скими лицами на основе добровольных имущественных взносов для некоммерческих целей. В отличие от учрежде­ ния, которое владеет имуществом на правах оперативного управления и не несет полную ответственность по своим долгам, фонд является собственником своего имущества и полностью отвечает по своим обязательствам. Основными направлениями деятельности фонда являются привле­ чение финансовых средств и дальнейшее их распределе­ ние на конкурсной основе на некоммерческие цели. Фонд имеет право активно заниматься предпринимательской деятельностью и выступает в большинстве случаев как финансовый институт (размещает привлеченные средства на счетах банков, страховых компаний, в ценные бумаги). Обязательным органом управления фонда является попечи­ тельский совет, который осуществляет надзор за деятельно­ стью фонда, расходованием финансовых средств (табл. 25). В отличие от фонда, общественная организация создает­ ся гражданами и общественными объединениями, имеющи­ ми статус юридического лица. Добровольное объединение чаще всего физических лиц происходит для защиты общих интересов и достижения совместных целей. Общественная организация может регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государ­ ственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Деятельность общественной организации основана на системе членства, которая предполагает документальное оформление прав и обязанностей членов, регулярную уплату установленных членских взносов и др. Источниками форми­ рования имущества общественной организации являются взносы учредителей, членские взносы, доходы от предпри­ нимательской деятельности (если общественная организация имеет права юридического лица) (табл. 25). Преимуществами открытия при учреждении культуры фонда или общественной организации являются следующие аспекты.

Во-первых, фонд и общественная организация имеют большую свободу в выборе направлений уставной деятель­ ности, чем учреждение культуры. Они могут более широко осуществлять предпринимательскую деятельность, а имен­ но: производить товары и услуги, приобретать и реализовы­ вать ценные бумаги, имущественные и неимущественные права, учреждать и участвовать в хозяйственных обществах и др. (см. табл. 25). Во-вторых, фонд и общественная организация само­ стоятельно распоряжаются своим имуществом в отличие от учреждения, которое владеет имуществом на правах оперативного управления. Имущественная независимость создает дополнительные предпосылки для эффективного управления фондом и общественной организацией. В-третьих, фонд и общественная организация отлича­ ются большим доверием со стороны физических и юриди­ ческих лиц, так как последние имеют более широкие воз­ можности контроля над движением финансовых средств. Это, в частности, следует из того, что в обязанности фонда и общественной организации входит ежегодная публикация отчетов об использовании своего имущества, что позволяет заинтересованным лицам отслеживать направления рас­ ходования средств. Учреждения культуры не имеют таких обязательств, поэтому их годовые отчеты либо вовсе не публикуются, либо публикуются не ежегодно. Таким об­ разом, учреждения культуры отличаются более закрытым характером информации, что не всегда устраивает лиц, финансирующих организации культуры. Одним из самых значительных преимуществ открытия при учреждениях культуры благотворительных фондов и общественных организаций является их независимость в вопросах планирования расходов и привлечения внебюд­ жетных средств. Особую актуальность данное преимуще­ ство приобрело в связи с принятием Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), вступившего в силу с 1 ян­ варя 2000 г. Согласно ст. 42 БК РФ собственные доходы государственных учреждений культуры рассматриваются как доходы соответствующих бюджетов и учитываются при распределении бюджетного финансирования. В результате это приводит к тому, что государственное финансирование выделяется учреждениям культуры исходя из имеющихся у них внебюджетных средств. Это, в свою очередь, заставля­ ет учреждения культуры привлекать внебюджетное финан­ сирование в юридически независимые структуры, такие как благотворительные фонды и общественные организации. Наряду с преимуществами создания благотворительных организаций при учреждениях культуры можно выделить и ряд недостатков. Прежде всего благотворительный фонд и обществен­ ная организация отвечают по собственным обязатель­ ствам всем своим имуществом в отличие от учреждения культуры. Последнее отвечает по обязательствам только в пределах имеющихся у него денежных средств, а остав­ шаяся ответственность возлагается на учредителя. Сле­ довательно, фонд и общественная организация являются более рисковыми структурами, чем учреждение, что может останавливать учреждения культуры открывать подобные организации. Кроме того, создание благотворительного фонда или общественной организации сопряжено с усложнением про­ цессов управления, снижением оперативности вовлечения средств в финансирование программ учреждения культуры, а также дополнительными административными расходами. Усложнение организационных процессов связано с появле­ нием новых органов управления фондом и общественной организации: в первом случае — попечительского совета, правления фонда и исполнительной дирекцией во главе с президентом, а во втором случае — консультационного со­ вета во главе с управляющим. Любое расходование средств фонда и общественной организации требует процедуры согласования решений со стороны учреждения культуры и данных структур.

Благотворительный фонд и общественная организация являются разными организационно-правовыми формами благотворительных организаций и имеют существенные отличия.

Во-первых, основное отличие состоит в том, что обще­ ственная организация основана на членстве, а фонд — на добровольных имущественных взносах. В качестве членов общественной организации могут выступать физические лица и юридические лица — только общественные объеди­ нения, тогда как в роли вкладчиков фонда — физические и все юридические лица. Необходимо обратить особое вни­ мание на то, что законодательство других стран, например США, допускает в общественных организациях членство любых юридических лиц1. В российских условиях это противоречит закону РФ «Об общественных объединени­ ях» 1995 г., из которого, согласно ст. 1, следует, что чле­ нами общественных организаций могут быть юридические лица — только общественные объединения2. Во-вторых, членство в общественной организации, как правило, возобновляется каждый год, хотя могут быть предусмотрены категории членства на несколько лет и по­ жизненно. Поступления в фонд в большинстве случаев носят разовый характер и предназначаются строго для осущест­ вления конкретных целевых программ и проектов. В-третьих, размеры членских взносов общественной организации четко определены в денежном выражении и дифференцированы в зависимости от категорий член­ ства. Фонд не ограничивает размер и характер вложений (материальные, денежные и иные взносы), но в основном занимается привлечением крупных денежных средств под реализацию целевых программ. В-четвертых, в ответ на членские взносы общественная организация предоставляет членам стандартные некоммер­ ческие привилегии, такие как право участия в специальных мероприятиях, возможности бесплатного посещения уч­ реждения культуры, информацию о новостях организации и др. Фонд предлагает в ответ на финансовый вклад раз­ личные коммерческие услуги, например, право называться спонсором или благотворителем учреждения культуры, состоять в его рекламных сообщениях и списках и др.

Ряд авторов (Абросимова Е. А. и др.) в качестве од­ ного из отличий благотворительной общественной ор­ ганизации от фонда выделяют то, что «если членство в благотворительной общественной организации носит фиксированный характер, т. е. количество членов точно определено, то число граждан и организаций, принимаю­ щих участие в деятельности благотворительного фонда, нигде не фиксируется»1. Однако данное отличие харак­ терно не для всех общественных организаций и фондов, функционирующих в сфере культуры, в частности, для благотворительных организаций, созданных при учреж­ дениях культуры. Здесь число членов и вкладчиков, как правило, не ограничивается. В зарубежной благотворительной практике можно вы­ делить еще одно отличие, не характерное для российского опыта. Членские взносы в общественных организациях не являются целевыми, как вклады в благотворительные фонды2. Другими словами, члены не определяют направле­ ния расходования своих взносов в отличие от вкладчиков благотворительных фондов.

 

 

Различные формы существования благотворительных организаций при учреждениях культуры позволяют выде­ лить шесть моделей функционирования благотворительных организаций при учреждениях культуры.

1. Простая внутренняя модель Особенностями внутренней модели является то, что общественная организация или фонд не являются само­ стоятельными юридическими лицами, а представляют структурные подразделения учреждения культуры. Со­ гласно Закону РФ «Об общественных объединениях» обще­ ственная организация и фонд вправе не регистрироваться в органах юстиции и, следовательно, не приобретать прав юридического лица1. Использование внутренней модели рекомендуется на начальном этапе фандрейзинга, а также при его небольших масштабах. Интересно отметить, что впервые внутренняя модель появилась в России еще до принятия Закона «Об обще­ ственных объединениях» и была связана с Павловским музеем. При музее в 1980-е гг. действовало благотворитель­ ное общество под названием «Друзья Павловска». Однако общество представляло собой не постоянное внутреннее подразделение музея, а некую временную структуру, соз­ данную исключительно для реализации проекта рекон­ струкции дворцового ансамбля. По масштабам деятель­ ности Павловское общество ничуть не уступало, а в ряде случаев и превосходило современные организации. Среди Друзей Дворца насчитывалось более двухсот пятидесяти иностранных членов. На сегодняшний день в России примерами внутрен­ ней модели являются Клубы Друзей Русского музея, Третьяковской галереи, М осковского Художественного Академического Театра (МХАТа), а за рубежом — Обще­ ство Друзей Метрополитен Музея, Британского Музея и др. В большинстве случаев Общества Друзей существуют как внутренние подразделения отделов развития. Так, в Го­ сударственной Третьяковской галерее Общество Друзей является с 1995 г. структурной единицей отдела развития. Целью Общества Друзей Галереи является «всемерное содействие деятельности Государственной Третьяковской галереи в выполнении ее основных задач по хранению, со­ биранию и экспонированию произведений отечественного изобразительного искусства, научно-исследовательской и просветительской деятельности в области культуры и искусства»1. В Обществе Друзей галереи разработано индивидуаль­ ное и корпоративное членство, каждое из которых насчиты­ вает до шести уровней (начальный, серебряный, бронзовый, золотой, платиновый, бриллиантовый) в зависимости от суммы взноса (см. приложения 3, 4). Начальный уровень индивидуальной системы членства требует внесения годового взноса от 100 до 249 амер. долл. Это дает право бесплатного неограниченного посещения Галереи в течение года, уведомление о проходящих вы­ ставках в музее. Более высокие уровни индивидуальной системы членства, требующие внесения годовых взносов до 5000 амер. долл. и выше, предоставляют такие допол­ нительные привилегии, как проведение собственных меро­ приятий на территории Галереи, размещение имени члена в Почетной Книге Друзей Третьяковской галереи и в списке членов Друзей при входе в основную экспозицию. Для юридических лиц минимальный членский взнос в Общество Друзей галереи составляет 2000 амер. долл. и дает право руководителю компании, а также двум ее сотрудникам бесплатно в течение года посещать музей, вернисажи выставок, иные мероприятия Галереи (встречи, концерты) и ежегодный торжественный прием для членов Общества Друзей. Кроме того, компания может заказать одну бесплатную экскурсию для своих сотрудников и чле­ нов их семей. Название компании при этом помещается в течение года в список членов Общества друзей при входе в основную экспозицию. Самый высокий бриллиантовый уровень корпоративно­ го членства с ежегодными взносами от 50 тыс амер. долл. дает такие эксклюзивные права, как, например, право проведения корпоративных мероприятий (конференций, презентаций и др.) на территории Галереи, а также воз­ можности размещения названия и логотипа фирмы на при­ гласительных билетах, в каталогах временных выставок и других изданий музея. 2. Сложная внутренняя модель Сложная внутренняя модель представляет собой функ­ ционирование нескольких общественных объединений, действующих как структурные подразделения учреждения культуры. Так, в Государственном Эрмитаже функционируют два общественных объединения — это Клуб Друзей Эрмитажа, являющийся структурной единицей отдела развития, и Сту­ денческий клуб «Эрмитаж», подчиняющийся начальнику научно-просветительского отдела. Студенческий Клуб представляет собой неформальное общественное объединение студенческой молодежи и ведет многоплановую и разнообразную деятельность, включаю­ щую образовательные и культурные программы, обучение волонтеров, подготовку и проведение различного рода ак­ ций, в том числе PR-мероприятия и FR-кампании. Целями Студенческого Клуба являются приобщение молодежи к ху­ дожественным ценностям, формирование интеллектуаль­ ной, образованной и динамичной среды петербургского сту­ денчества, подготовка потенциальных помощников музея. Членами Студенческого Клуба могут быть учащиеся любого высшего учебного заведения Санкт-Петербурга. Членство в Студенческом Клубе ограничено трехлетним сроком в период обучения студента в вузе. Прием в Клуб — ежегодный по результатам собеседования. Член Студенческого Клуба получает членский би­ лет, который дает право бесплатного посещения музея и проводимых мероприятий. По завершении трехлетнего курса член Студенческого Клуба получает специальное свидетельство Эрмитажа. В другое общественное объединение Эрмитажа — Клуб Друзей, объединяющий такие крупные коммерческие ком­ пании, как Кока Кола, Самсунг Электронике, ИБМ, Балт- ОНЭКСИМ Банк, ИНГОССТРАХ и др., может вступить как физическое, так и юридическое лицо. Для физических лиц существуют четыре категории членства. Каждый человек, внесший 50, 75, 100, 300 амер. долл. и выше, вправе счи­ таться индивидуальным, семейным, привилегированным членом или членом-учредителем Клуба Друзей Эрмитажа. Для юридических лиц разработано большее число категорий членства, которые значительно отличаются по суммам — от 2000 до 99 999 амер. долл. и выше. Предприятия и ор­ ганизации могут стать простыми и привилегированными корпоративными членами, рядовыми и официальными кор­ поративными спонсорами или покровителями Эрмитажа. Все взносы в Клуб Друзей носят целевой характер. Дру­ гими словами, сам вкладчик определяет направления рас­ ходования средств, например, на реставрацию экспонатов, реконструкцию зданий и залов, научно-просветительные программы, выставочные проекты, издательскую деятель­ ность, улучшение условий приема посетителей и т. д. Со своей стороны, музей предоставляет своим членам ряд при­ вилегий. Так, все юридические лица получают Почетный Диплом «Коллективного Члена Клуба Друзей Эрмитажа», а для руководителей компании выдаются персональные карточки, дающие право на бесплатное посещение музея и участие в клубных мероприятий. Кроме того, названия организаций, внесших значительные благотворительные средства, включаются в список «Меценаты и спонсоры Эрмитажа» в годовом отчете музея, каталогах временных выставок, средствах массовой информации, а также за­ носятся на Доску Почетных Спонсоров Эрмитажа. Офи­ циальным спонсорам и покровителям музея предоставля­ ется приоритетное право на проведение корпоративных мероприятий в залах Эрмитажа и участие руководителей компаний в Совете Клуба Друзей. Для индивидуальных членов привилегии ограничиваются получением персональ­ ной карточки, дающей право на бесплатный вход в музей, посещение выставок, концертов и клубных мероприятий, 20 % скидки на сувенирную и печатную продукцию музея. Сложная внутренняя модель получила свое распро­ странение и в провинциальных учреждениях культуры. Так, при Свердловской государственной академической филармонии создано несколько клубов, объединяющих людей с близкими музыкальными вкусами и образующих так называемую Лигу Друзей Филармонии1. Одним из таких клубов является Дамский Клуб, соз­ данный в 1999 г. и насчитывающий на сегодняшний день более 50 членов. В ответ на членские взносы дамы участвуют в мероприятиях Клуба, разнообразных по тематике и ин­ тересам. Кроме того, члены Клуба принимают активное участие в привлечении благотворительных средств, в рас­ ширении числа слушателей филармонических концертов среди предпринимателей и руководителей фирм Екатерин­ бурга, а также в проведении благотворительных акций. Сложная внутренняя модель позволяет привлечь боль­ шие объемы финансирования со стороны различных целе­ вых аудиторий и рекомендуется для расширения фандрей­ зинга в учреждениях культуры. 3. Простая внешняя модель В отличие от внутренней модели простая внешняя мо­ дель характеризуется тем, что благотворительный фонд или общественная организация действуют как самостоятельные юридические лица и имеют уставной целью поддержку конкретного учреждения культуры. В их задачи могут входить сбор финансовых средств, организация культурно- просветительных мероприятий. Простая внешняя модель позволяет усовершенствовать фандрейзинг при реализации крупных проектов (рис. 41). Первым примером простой внешней модели в России является Фонд Развития Большого Театра, созданный в 1991 г. как самостоятельное юридическое лицо для реализации культурных и реставрационных проектов те­ атра. Вслед за ним в 1994 г. Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова в Санкт-Петербурге основал Благо­ творительный Фонд БДТ, целями которого стали создание условий долгосрочной финансовой стабильности театра; обеспечение социальной поддержки его сотрудников; оказа­ ние финансовой помощи в реализации творческих проектов театра, модернизации сценических постановочных средств и капитальном ремонте здания. За счет средств фонда про­ водятся постановки новых спектаклей, творческие вечера ведущих актеров, организуются гастроли, финансируется актерский курс А. Ю. Толубеева и др. В 1990-е гг. подобные фонды стали появляться не толь­ ко в столичных учреждениях культуры, но и в провинци­ альных организациях культуры. Так, при Свердловской государственной академической филармонии в 1996 г. был учрежден Благотворительный фонд Уральского академиче­ ского филармонического оркестра, привлекающий средства для приобретения новых музыкальных инструментов для оркестра, проведения культурных акций и концертов, под­ держки музыкантов оркестра1. При Самарской филармонии в 1992 г. был создан общественно-благотворительный фонд «Симфонический оркестр» в поддержку деятельности Са­ марского симфонического оркестра. В качестве особенностей внешней модели необходимо отметить то, что создаваемые благотворительные фонды и общественные организации могут осуществлять свою деятельность как на территории страны, где расположено само учреждение культуры, так и за рубежом. В России учреждения культуры предпочитают создавать благотвори­ тельные организации в ведущих мировых странах. Объяс­ нением подобной практики служат благоприятные условия привлечения финансирования за рубежом (высокий уровень жизни населения, развитая система пожертвований, зна­ чительные налоговые льготы для участников благотвори­ тельной деятельности и др.). Первый опыт создания зарубежного благотворительного общества для поддержки российского учреждения культу­ ры принадлежит Мариинскому театру. В 1993 г. театр учре­ дил Общество Друзей Кировской Оперы в Лондоне, целями которого стали финансовая поддержка Мариинского театра в постановке опер; организации гастролей, учебных про­ грамм и стажировок для артистов; поддержании и рестав­ рации исторического здания театра в Санкт-Петербурге. Одним из основных направлений работы Общества яв­ ляется организация системы членства. Суммы членских взносов физических лиц дифференцируются по трем кате­ гориям: простое индивидуальное членство (75 амер. долл.), льготное для студентов и пенсионеров (45 амер. долл.) и при­ вилегированное (золотое — 375 амер. долл.), тогда как для юридических лиц существует только одна категория корпо­ ративного членства с суммой взноса 1500 амер. долл.1. Как и в Государственном Эрмитаже, членские взносы в Общество Друзей Мариинского театра являются целевыми. Члены направляют свои средства на постановку новых опер и ба­ летов, реконструкцию здания Мариинского театра и др. В зависимости от величины взноса члены Общества имеют право на получение определенных привилегий от регулярной информации о деятельности Мариинского теа­ тра до лазерных дисков с записями лучших опер и участия в ежегодных встречах друзей с артистами театра. Кроме того, члены могут заказать лучшие билеты на все пред­ ставления Мариинского театра и совершить эксклюзивные туры на основные оперные фестивали, в которых участвует Кировский театр. Вслед за Мариинским театром подобные зарубежные общества друзей были открыты в Эрмитаже, Третьяковской галерее и др. Так, в 1994 г. Государственный Эрмитаж при поддержке правительства Нидерландов и ЮНЕСКО создал Общество Друзей Эрмитажа в Амстердаме. Основными целями Обще­ ства являются обеспечение безопасности и сохранности коллекций Государственного Эрмитажа; организация вы­ ставок, научных и образовательных программ музея и т. д. Общество Друзей, объединившее усилия частных лиц, ведущих голландских компаний и организаций культуры, участвовало в реализации проекта под названием «Новая крыша для мастеров в Эрмитаже». Проект предусматривал не только ремонт кровли зданий Эрмитажа, но и всех архи­ тектурных деталей крыши. В результате голландские ма­ стера провели модернизацию систем освещения музейных залов голландской живописи и частичную реконструкцию крыш Эрмитажа. В настоящее время Общество участвует в реализации проекта реставрации Петровской галереи и Висячего сада в здании Малого Эрмитажа. 4. Сложная внешняя модель Сложная внешняя модель характеризуется наличием разветвленной сети благотворительных фондов и обще­ ственных организаций при учреждении культуры (рис. 42). В отличие от простой внешней модели здесь имеются по крайней мере две независимые благотворительные орга­ низации, созданные как юридические лица в поддержку одного учреждения культуры. Они образуют своеобразную сеть, в которой может выделяться координационный центр. Сложная внешняя модель позволяет усовершенствовать фандрейзинг при достаточно больших масштабах привле­ чения финансовых средств. Она находит свое применение преимущественно в России. В ведущих мировых странах ор­ ганизации культуры не создают разветвленной сети обществ и фондов за рубежом, а проводят фандрейзинг силами своей организации. Данный факт объясняется тем, что управле­ ние и контроль над иностранными обществами и фондами требуют значительных административных расходов и ус­ ложняют координацию управления в организации куль­ туры. Примером сложной внешней модели является сеть зарубежных Обществ Друзей Мариинского театра. Сеть состоит из четырех обществ, занимающихся организацией гастролей, фестивалей театра и фандрейзингом за рубежом. Центральное общество, располагающееся в Лондоне, руководит деятельностью трех других организаций в Нью- Йорке, Хельсинки и Токио (рис. 43). Другим примером является опыт работы Государствен­ ного Эрмитажа. У музея имеются Благотворительные Фон­ ды и Общества Друзей в Нидерландах (с 1996 г.), США (с 1994 г.), Канаде (с 1998 г.), Великобритании (с 2002 г.). В отличие от Мариинского театра ни одно из зарубежных обществ и фондов Эрмитажа не является центральным и согласует свою работу напрямую с дирекцией Эрмита­ жа. Кроме того, иностранные общества Эрмитажа имеют большую свободу в выборе направлений деятельности, чем общества Мариинского театра. Так, Клубы Друзей Эрмитажа самостоятельно определяют формы культурно- просветительной работы и фандрейзинга, в связи с чем каждое общество выделяется своей индивидуальностью. К примеру, Американские Друзья Эрмитажа, число кото­ рых в 2002 г. достигло 4 тыс. членов, специализируются на распространении материалов по истории музея среди американских общественных организаций и библиотек, а также в организации просветительных лекций и встреч под названием «Эрмитажные четверги» *. Общество Друзей Эрмитажа в Амстердаме занимается организацией выставок, образовательных, научно-исследо­ вательских программ музея на территории Нидерландов, развитием российско-голландских связей, а также сбором средств на реставрационные проекты музея. Деятельность другого Клуба Друзей Эрмитажа в Канаде, имеющего свои отделения в Монреале, Торонто и Оттаве, направлена преимущественно на реализацию образова­ тельных программ для школьников в возрасте от шести до двенадцати лет, а также проведение семинаров, лекций, культурных мероприятий, показ видеосюжетов о коллекци­ ях музея. В настоящее время Клуб Друзей ведет разработку мультимедийных школьных программ. Недавно созданный Клуб Друзей Эрмитажа в Лондоне специализируется на реализации научно-исследовательских проектов между музеями Великобритании и Эрмитажем. В 2003 г. Клубом Друзей был осуществлен проект стажиро­ вок научных сотрудников — хранителей Эрмитажа и музея Эшмолиан в Оксфорде1. Благотворительные Фонды Эрмитажа за рубежом также специализируются на различных направлениях деятель­ ности. Например, Фонд развития Эрмитажа в Лондоне за­ нимается привлечением средств на организацию выставок Эрмитажа в Великобритании. За 2002-2003 гг. усилиями Фонда были организованы четыре временные экспозиции в выставочных залах Сомерсет Хауса в Лондоне (общей площадью 411кв.м). Финансирование Фонда наряду с при­ влеченными средствами обеспечивается за счет проданных билетов на экспозиции (1 ф. ст. с каждого проданного биле­ та) и части выручки от реализации на выставках сувенирной продукции. Благотворительный Фонд Эрмитажа в Канаде осущест­ вляет фандрейзинг в целях «сохранения коллекций музея и популяризации их для широкой публики в Канаде и во всем мире»2. Первым проектом Фонда общей стоимостью 700 тыс. амер. долл. стала установка специальной уль­ трафиолетовой защиты на 2200 окон музея. Фонд также регулярно спонсирует выставочные программы Эрмита­ жа в канадских музеях и выставки канадского искусства в Эрмитаже, оплачивая 50 % расходов на транспортировку произведений искусства. Ежегодно Фонд выделяет три академические стипендии до 2500 амер. долл. для финан­ сирования стажировок в Эрмитаже и музеях Канады сту­ дентов художественных вузов и искусствоведов двух стран. В настоящее время Фонд занят реализацией долгосрочной FR-кампании (на три года) на общую сумму 900 тыс. амер. долл. для финансирования проекта по автоматизации про­ цесса составления каталога коллекций Эрмитажа1. Фонд Эрмитажа в Амстердаме привлекает средства на общую сумму 39 млн. евро для создания филиала музея в столице Нидерландов. Благодаря деятельности Фонда 28 февраля 2004 г. прошло открытие в центре Амстердама первых шести залов выставочного комплекса Эрмитажа под названием Неерландия, в которых пройдут временные вы­ ставки из коллекций музея. По предварительной оценке Эр­ митажа открытый выставочный комплекс общей площадью 500 кв. м, в котором расположены также магазин и кафе, за год посетят около 40 тыс. человек. Открытие остальных залов выставочного комплекса намечено на 2007 г.2. 5. Автономная модель Автономная модель позволяет усовершенствовать фан­ дрейзинг сразу нескольких организаций культуры, которые имеют тесные партнерские отношения. В данном случае благотворительный фонд или общественная организация функционируют автономно от какого-либо учреждения культуры, но при этом оказывают финансовую поддержку ограниченному числу организаций культуры (рис. 44). Благотворительная организация самостоятельна в при­ нятии управленческих решений, но вынуждена принимать во внимание замечания представителей финансируемых ею учреждений культуры. Представители учреждений культу­ ры, как правило, входят в исполнительную дирекцию фонда или консультационный совет общественной организации. Примером автономной модели является Международ­ ный Благотворительный Строгановский Фонд, созданный 14 февраля 1992 г. в Нью-Йорке для оказания поддержки ряду художественных музеев. В частности, финансовая помощь адресована таким отечественным музеям, как Русский Музей и Музей театрального искусства в Санкт- Петербурге, которые тесно сотрудничают в области вы­ ставочной деятельности, проведении образовательных программ и фестивалей. В связи с этим в исполнительную дирекцию Фонда входят директор Русского музея и заме­ ститель директора Музея театрального искусства1. 6. Независимая модель Независимая модель отличается от автономной тем, что фонд или общественная организация как самосто­ ятельные юридические лица оказывают поддержку не­ ограниченному числу учреждений культуры и являются полностью независимыми в принятии управленческих решений (рис. 45). Они могут финансировать деятельность учреждений культуры в определенной области, отвечающей установленным требованиям, и т. д. Независимую модель рекомендуется применять с целью реализации регулярных крупных проектов, в которых задействовано большое чис­ ло организаций культуры. Так, Благотворительный Фонд «Симфонический Оркестр», уставной целью которого яв­ ляется сохранение и преумножение традиций российской культуры, оказывает поддержку различным филармо­ ническим коллективам Санкт-Петербурга и Москвы для участия в ежегодном Пасхальном фестивале. В частности, Российскому национальному оркестру, Государственному симфоническому и Академическому оркестрам и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.