Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка некоммерческой деятельности музея. Оценка предпринимательской деятельности музея. Сбалансированная система показателей




Специфика хозяйственного механизма орга­ низаций культуры требует применения особых показателей для оценки эффективности их дея­ тельности. В отличие от коммерческих предпри­ ятий анализ эффективности работы организаций культуры носит двойственный характер. Помимо экономической оценки большое значение прида­ ется анализу социальных результатов, которые отражают степень достижения основных целей деятельности организации культуры. К показателям социальной эффективности организаций культуры относятся индекс соци­ альности Вайсброда, коэффициент социальной рентабельности, показатель чистой приве­ денной социальной стоимости, индекс соци­ альной доходности, коэффициент внутренней нормы социальной доходности (табл. 30). И ндекс социальности PI. Для оценки со­ циальной значимости организации культуры и определения ее потребности во внешнем фи­ нансировании можно использовать индекс со­ циальности, предложенный Вайсбродом. Ин­ декс отражает «взаимосвязь между видами финансовых поступлений организации и харак­ тером предоставляемых ею услуг или произво­ димой продукции»1. Иными словами, индекс социальности рассчитывается как отношение финансовых поступлений от создания общественных благ к доходам от выпуска частных благ.

Доходы от создания общественных благ в организации культуры выступают в форме благотворительных вкладов, грантов, государственных дотаций и т. п. К выпуску частных благ в организации культуры относится реализация товаров, услуг и работ, а также членские и спонсорские взносы. Член­ ские и спонсорские взносы являются своеобразной формой реализации товаров, услуг, работ в организации культуры. В ответ на спонсорский взнос организация культуры пред­ лагает рекламу, PR-мероприятия и др., тогда как в обмен на членские взносы — набор своих товаров и услуг.

В качестве единиц измерения индекса выступают его абсолютные значения. Индекс социальности принимает значения от 0 до бесконечности. Если индекс равен нулю, то организация культуры специализируется исключительно на выпуске частных благ, находясь на полном самофинан­ сировании, и не может рассчитывать на поддержку стейк­ холдеров. Чем больше значение индекса социальности, тем выше уровень выпуска общественных благ и социальная значимость организации культуры, и тем больше оснований для поддержки со стороны стейкхолдеров. Индекс социальности Вайсброда был рассчитан авто­ ром для федеральных музеев Москвы и Санкт-Петербурга по данным 2002 г. (табл. 31). Расчеты показали, что среди исследуемых музеев наиболее высоким уровнем самофи­ нансирования обладает Государственный Эрмитаж с самым низким значением индекса социальности (P I = 1,4).

В Эрмитаже в 2002 г. 58 % всех поступлений составили благотворительные взносы, пожертвования, гранты фондов и бюджетные средства, а 42 % — входная плата в музей, экскурсионное и лекционное обслуживание, доходы от выездных выставок и коммерческой деятельности, спон­ сорские и членские взносы. Таким образом, 58 % бюджета образовали финансовые поступления от производства обще­ ственных благ, а 42 % — доходы от выпуска частных благ. Индекс социальности Эрмитажа в этом случае равен 1,4. Самое большое значение индекса социальности (PI =13,7) среди исследуемых музеев принадлежит Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (ГМИИ), 93,2% поступлений которого в 2002 г. составили бюджетное финансирование, благотворительные взносы и гранты. В данном случае финансовые поступления музея от производства общественных благ достигли 93,2 % бюджета, тогда как доходы от выпуска частных благ — 6,8 %. Индекс социальностиГМИИ в 9,8 раз выше индекса Эрмитажа, что свидетельствует о меньшей доле частных благ, производи­ мых ГМИИ, по сравнению с Эрмитажем. ГМИИ в большей степени рассчитывает на поддержку стейкхолдеров, чем на доходы от собственной деятельности. Коэффициент социальной рентабельности SR. Другим показателем социальной эффективности является коэффи­ циент социальной рентабельности. Он рассчитывается по аналогии с показателем экономической рентабельности как отношение денежной оценки социального эффекта к затратам на производство данного социального эффекта.

В отличие от показателя экономической рентабель­ ности коэффициент социальной рентабельности не всегда поддается исчислению. Измерение денежной оценки со­ циального эффекта и затрат, связанных с его производ­ ством, в большинстве случаев является крайне сложной задачей. Проявление социального эффекта от потребления культурных услуг растянуто во времени и находит свое отражение в различных отраслях экономики. Повышение культурного, образовательного уровня населения приво­ дит к увеличению производительности труда в области материального производства и в конечном итоге к росту потребления в сфере культуры. На практике показатель социальной рентабельности находит свое применение при оценке социально значимых проектов для принятия решения о выделении финансиро­ вания или оказании других форм поддержки. При оценке проектов организации культуры наибо­ лее привлекательными являются проекты с наибольшими значениями социальной рентабельности. Однако в боль­ шинстве случаев проекты с высокими значениями социаль­ ной рентабельности являются экономически убыточными проектами. При этом важно, чтобы социальная рентабель­ ность проекта компенсировала финансовую нерентабель­ ность проекта, т. е. сумма экономической и социальной рентабельности была выше нуля. Для подобной оценки ис­ пользуют показатель общей рентабельности проекта TR:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.