Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Каких людей можно назвать личностью с большой буквы в наши дни?




Ход работы

ТЕМА 9. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

Подведение итогов

Обсуждение

Каких людей можно назвать личностью с большой буквы в наши дни?

Цель жизни — нужно ли задумываться над тем, «для чего живет человек»?

Отличаются ли ценности ваших родителей от ваших ценностей?


(3. ФРЕЙД)

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с основными положениями пси­хоанализа, дать представление о роли бессознательного в структу­ре личности, продемонстрировать некоторые приемы психоанали­за (работа со сновидениями).

Сегодня мы начинаем изучение нового интересного раз-

дела психологии — «Теории личности». На этом уроке мы

| рассмотрим знаменитое учение 3. Фрейда, получившее

название «психоанализ» или психодинамическая теория

личности. На основе этого учения сформировалось одно

из наиболее известных в мире направлений психотерапии,

называемого также психоанализом.

1. Теории личности. Зигмунд Фрейд. Теории личности — это тща­тельно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что пред­ставляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе. Трудно дать оценку современным теориям личности, не отдав должного признания теории Фрейда (1856— 1939). Независимо от того, принимаем ли мы его идеи (частично или полностью), невозможно оспорить тот факт, что влияние Фрей­да, австрийского психиатра, основателя психоанализа, на западную цивилизацию XX века было глубоким и прочным.

2. Сознательное и бессознательное. Фрейд предложил разделить психику человека на две части: сознательное и бессознательное. Сознание состоит из ощущений и переживаний, которые человек осознает в данный момент времени. Бессознательное занимает го­раздо большую часть человеческой психики и, согласно Фрейду, это самая глубокая и значимая область разума.

Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, эмоций и воспоминаний, которые на­столько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Примерами того, что может содержать бессознательное, служат забытые травмы детства, скрытые враждеб­ные чувства к родителю и подавленные сексуальные желания, ко­торые вы не осознаете. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функциониро­вание. Это влияние не только не осознается, но, более того, если оно начинает осознаваться или открыто выражаться в поведении, то


 



5*



встречает сильное сопротивление индивидуума. Однако неосознан­ный материал может выразиться в замаскированной или символи­ческой форме, подобно тому как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях, игре и работе. В бессознательном нет времени, нет порядка, и в мо­мент появления одного из элементов вместе с ним может появиться и другой. Так, во сне приходят малоосознанные переживания из раз­ных временньгх промежутков жизни человека. Сон является вмес­тилищем дневного остатка (за 3 прошлых дня) + элементы из зна­чимого прошлого. Иногда в состоянии бодрствования можно отсле­дить, что вместе с информацией (воспоминаниями), необходимой в данный момент, в сознании всплывает материал, который не актуа­лен и который даже не хочется вспоминать.

Бессознательное содержит в себе часть, которая называется пред-сознанием, но не является самостоятельной частью психики.

Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в созна­ние или спонтанно, или в результате минимального усилия. Пред-сознательное является частью психики, которая переводит вытес­ненный болезненный материал в символическую речь в сновидени­ях и является «цензором». Такое представление о взаимоотноше­ниях сознательного и бессознательного является топографической моделью психического аппарата.

3. Структура личности: Ид, Эго, Суперэго. Фрейдом была раз­работана структурная модель психического аппарата, согласно ко­торой личность человека включает в себя три структурных компо­нента: Ид, Эго и супер-Эго.

«Ид» (в переводе с латинского «оно»), по Фрейду, означает ис­ключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспек­ты личности. Ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Оно выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленную разрядку психической энергии, производи­мой биологически обусловленными побуждениями (особенно сек­суальными и агрессивными). Последние, если они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в функционировании личности. Немедленная разрядка напряжения получила название «принцип удовольствия». Ид подчиняется этому принципу, выра­жая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической ма­нере, невзирая на последствия для других и вопреки самосохране­нию. Поскольку Ид не ведает страха или тревоги, оно не прибега­ет к предосторожностям в достижении своей цели — этот факт


может, как полагал Фрейд, представлять опасность для индивиду­ума и для общества.

Способность к отсроченному удовлетворению впервые возника­ет, когда маленькие дети усваивают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого зна­ния возникает вторая структура личности, «Эго».

Эго (от лат. «я») — это компонент психического аппарата, ответ­ственный за принятие решений. Эго стремйтсй выразить и удов­летворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагае­мыми внешним миром. В борьбе за выживание (как против внеш­него социального мира, так и инстинктивных потребностей Ид) Эго должно осуществлять постоянную дифференциацию между собы­тиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире.

Эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохране­ние целостности организма путем отсрочки удовлетворения ин­стинктов до момента, когда будет найдена возможность достигать разрядки подходящим способом. Принцип реальности дает возмож­ность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии Ид в рамках социальных ограничений и совести индивидуума. Например, удовлетворение сексуальной потребности откладывается до тех пор, пока не появится подходя­щий объект и обстоятельства. А когда объект и условия идеальны, поведение подчиняется принципу удовольствия. Принцип реально­сти вносит в наше поведение меру разумности. Таким образом, Эго является «исполнительным органом» личности: областью протека­ния интеллектуальных процессов и решения проблем.

Для того чтобы человек эффективно функционировал в обще­стве, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, которые приняты в его окружении. Все это приобретается посредством формирования «супер-Эго» (от лат. «сверх-я»).

С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается с супер-Эго. Скорее, дети должны обретать его благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими» фигурами. Фрейд разделил супер-Эго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, ког­да он не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный ас­пект супер-Эго — это эго-идеал. Он формируется из того, что роди­тели одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к выбору для себя высоких стандартов, которым следует соответствовать. И, если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордо-


 




сти. Например, ребенок, которого поощряют за успехи в школе, бу­дет всегда гордиться своими академическими достижениями.

Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда ро­дительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. Супер-Эго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны Ид, пытается направлять чело­века к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Короче говоря, оно пытается убедить Эго в преимуществе идеали­стических целей над реалистическими. Супер-Эго отвечает за мо­раль, нравственность и религию, принимаемые личностью, и фор­мируется в результате идентификации с обоими родителями.

4. Энергетическая модель психики по Фрейду. Третьей моде­
лью психического аппарата является энергетическая модель, в ко­
торой мотивация деятельности человека основана на концепции ин­
стинкта,
определенного Фрейдом как врожденное биологически
детерминированное побуждение к действию. Фрейд выделял два
значимых инстинкта: сексуальный с энергией либидо и разрушитель­
ный (или инстинкт смерти) с энергией мортидо. Поэтому в каждом
человеке изначально существуют два стремления, определяющих
его поведение в жизни, в зависимости от накопления той или иной
энергии. Человек рождается с указанными инстинктами, но в ходе
развития изменяются инстинктивные цели и способы реализации
инстинктивной энергии. На этом была построена теория психосек­
суального развития.

3. Фрейду принадлежит также открытие такого важного механиз­ма функционирования психики, как психологическая защита. Ви­дам психологических защит и их влиянию на поведение человека в 11 классе будет посвящен отдельный урок.

5. Практическое применение психоанализа. Концепция пси­
хоанализа имеет очень много приложений в повседневной жиз­
ни. Одно из наиболее значительных — психоаналитическая те­
рапия — использует достаточно хорошо апробированные мето­
ды: метод свободных ассоциаций, интерпретация сопротивления,
анализ сновидений и анализ защитных механизмов личности (в
частности, переноса). Все они нацелены на изучение бессозна­
тельного, что обеспечивает возможность более глубокого пони­
мания своей личности.

 

Как вы думаете, почему психоанализ используется в качестве психотерапии — лечения при различных нервных Щ) расстройствах (неврозах)?


* Упражнение. Работа со сновидениями

Желающий рассказывает о своем сновидении, которое либо было очень значимо, либо повторялось. Этого человека просят немного рассказать о себе и о предыдущих днях его жизни. Затем предлагается дать ассоциативный ряд на каж­дый элемент сновидения (самыми важными для работы яв­ляются те ассоциации, которые были последними или даны после продолжительной паузы). После того как ассоциации высказаны, человека спрашивают, может ли он сам связать полученный материал в единую цепочку. При затруднениях ему задаются наводящие вопросы для лучшего осознания зна­чения сновидения. Собственная интерпретация может быть далека от адекватности, и здесь следует иметь в виду, что че­ловеку трудно анализировать самого себя. Кроме того, он го­тов понять в себе только ту часть личности, которая доступ­на сейчас для его сознания.

После проведения этого маленького эксперимента учащихся
можно спросить, как они могут интерпретировать содержание
данного сновидения.

Это упражнение требует от ведущего искусства и такта. Нужно сглаживать те места, которые могут причинить испы­туемому психическую боль, понимать, что отрицание — это защита психики, неспособной к рефлексии. Способность к самоанализу, рефлексии своих мыслей, поступков, пережи­ваний у многих людей развита недостаточно или отсутству­ет. Эти навыки можно сформировать в ходе постоянной пси­хотерапии (психоанализа), которая может продолжаться годы. Поэтому трудно ожидать, что краткий эксперимент даст серьезные результаты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.