Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закрепление пройденного материала




Ход работы

ТЕМА 11. БИХЕВИОРИЗМ

Подведение итогов

Обсуждение

Какие из положений теории Адлера показались вам наи-более интересными?

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с основными положениями тео­рии бихевиоризма и социального научения. Дать представление о важности позитивного подкрепления как условия формирования желательного поведения.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с другим подходом к исследованию личности и ее поведения, который полу­чил название бихевиоризма (от английского behaviour — поведение).

?

Вспомните, пожалуйста, тему «Личность». Что влияет на развитие личности, ее поведение?

1. Личность и поведение с точки зрения бихевиоризма.Действи­тельно, решающую роль в формировании поведения личности иг­рают культурное, социальное, семейное и межличностное влияние. Опыт отвечает за многое в нашем поведении. Через научение мы получаем знания, овладеваем языком, формируем отношения, цен­ности, страхи, личностные черты и самооценку. Именно подходу к личности с позиции научения и посвящен наш урок.

Личность, с точки зрения бихевиоризма и теории научения, — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накоп­ленный набор изученных моделей поведения.

Бихевиоральное направление занимается доступными непосред­ственному наблюдению действиями человека как производными от его жизненного опыта. В отличие от Фрейда и многих других, тео­ретики бихевиоризма не считают нужным задумываться над пси­хическими процессами, скрытыми в «разуме». Напротив, они прин-


ципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фак­тор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внут­ренние психические явления формирует человека. Один из осново­положников концепции бихевиоризма — Б. Скиннер утверждал, что поведение предсказуемо и контролируется окружением. Он катего­рически отвергал идею о внутренних факторах в качестве причины действий человека.

 

Согласны ли вы с представлением Скиннера о природе человека?

 

2. Стимул, реакция иобусловливание. Д. Уотсон — основоположник бихевиоризма — еще в начале века заявил, что психология должна зани­маться не явлениям» сознания, а поведением. Уотсон считал, что поведе­ние человека — это система реакций на внешние воздействия. Знамени­тая формула стимул — реакций (S — R) в дальнейшем была модифици­рована другими последователями этого направления (Э. Толмен, Э. Торн-дайк, Б. Скиннер) и стала выглядеть следующим образом: S — V — R. Новое звено реакции, описывающей поведение, было названо промежу­точными переменными, к которым, по мнению Толмена, могли относить­ся цели субъекта его намерения, образ ситуации. Позднее бихевиористы стали исследовать особый тип условных реакций, которые получили на­звание инструментальных или оперантных.



По мнению Скиннера, существует два основных типа поведения: респондентное поведение как ответ на знакомый стимул (класси­ческое обусловливание) и оперантное поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним (инструменталь­ное или оперантное обусловливание поведения).

Та или иная поведенческая реакция возникает в ответ на опреде­ленный стимул, ситуацию. Хорошо знакомые всем примеры — это сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожи­лию, а также дрожь при холоде. В каждом из этих примеров взаимо­отношение между стимулом, (уменьшение световой стимуляции) и реакцией (расширение зрачка) невольное и спонтанное. Это проис­ходит всегда. Бывает, если на вас кричат, вы тоже повышаете голос и демонстрируете именно респондентное поведение (стимул -- крик, реакция — ваше раздражение).

 

Приведите, пожалуйста, свои примеры респондентного

поведения.

•)


 

3. Оперантное обусловливание.Оперантное поведение опреде ляется событиями, которые следуют за реакцией, т. е. за поведени­ем идет следствие, и ожидание этого следствия является причиной данного поведения. Например, если лай собаки регулярно подкреп­лять кусочком колбасы, то очень скоро она начинает лаять, «выпра­шивая» колбасу

Обусловливание здесь зависит от того, что происходит после за­вершения некоего фрагмента поведения. Скиннер писал: «Опера­тивное (или оперантное) обусловливание — это не дергание за ни­точки, чтобы человек танцевал, это определенное устройство мира, в котором человек делает нечто, что повлияет на ситуацию, а это, в свою очередь, повлияет на него». Он приводит следующий пример, иллюстрирующий некоторые аспекты оперативного обусловлива­ния: «Я стараюсь научить мою маленькую дочь плаванию. Она лю­бит воду, но не хочет или боится опускать голову» или лицо в воду. Это существенно мешает процессу обучения. Я обещаю дать ей кон­фету, если она намочит лицо. Когда она научится свободно опус­кать в воду лицо, я буду давать ей конфету только после того, как она опустит под воду всю голову. Пока мы находимся в начале про­цесса, иногда она хочет заработать конфету и опускает лицо в воду, иногда она не хочет и отказывается это делать.

Моя дочь — лучший бихевиорист, чем я. Я предположил, что на­мочить лицо — значит опустить его в воду; она более точна в опре­делении, требуя награду за то, что, зачерпнув руками воду, поливает ею лицо. Я принимаю ее поправку как дополнительный шаг в пос­ледовательности научения».

Итак, оперативное (оперантное) обусловливание — процесс форми­рования поддержания определенного поведения посредством его след­ствия. Здесь важно не только то, что представлено до реакции, но и то, что происходит после реакции. В приведенном примере Скиннер ста­рался обусловить (сформировать) поведение дочери, давая ей конфе­ты, когда она выполняла определенные действия. Конфеты использу­ются для подкрепления ее поведения в воде. Если за каким-то поведе­нием следует нечто, что вызывает вероятность воспроизведения этого поведения, такое следование называется подкреплением.

Для вас подкреплением может служить хорошая оценка и одоб­рение — для того, чтобы обусловить ваше поведение (выучить мате­риал); часто вы это делаете не потому, что вам это нравится, а пото­му, что вы предвидите последствия.

Приведите примеры ситуаций, где ваше поведение об­условлено ожидаемым последствием.


4. Социальное научение.Согласно теории бихевиоризма, клас­сическое и оперантное обусловливание являются универсальными механизмами научения, общими для животных и человека. Отсюда бихевиористы делали вывод о том, что с помощью стимулов и под­креплений можно управлять поведением человека. Поэтому даль­нейшее развитие идей бихевиоризма привело к появлению научаю-ще-бихевиорального направления, впоследствии развитого и допол­ненного Бандурой, сформировавшим концепцию так называемого социального наученця.

По Скиннеру, подкрепляющими стимулами могут быть деньги, внимание, одобрение. Они оказывают сильное влияние на поведе­ние человека. Будучи мощным позитивным подкрепляющим сти­мулом, высокие оценки способствуют достижению более высокой успеваемости.

Подкрепление может быть также негативным — это, в первую оче­редь, наказания. Наказание информирует о том, чего не надо делать, но не сообщает, что делать. Оно не дает человеку возможность на­учиться тому, какое поведение в данной ситуации является лучшим. Это основное препятствие эффективному обучению. Наказание может временно подавлять нежелательное или неадекватное пове­дение, однако поведение, за которое наказали, может опять появить­ся после того, как исчезнет вероятность быть наказанным. Этому легко найти примеры в жизни. Ребенок, которого отшлепали за то, что он ругался в доме, может свободно это делать в другом месте. Водитель, оштрафованный за превышение скорости, может за­платить штраф и продолжать свободно превышать скорость, ког­да поблизости нет патруля с радаром. Поэтому Скиннер реко­мендовал позитивное подкрепление как наиболее эффективный метод для формирования желательного поведения и устранения нежелательного.

В чем взгляды Б. Скиннера на человеческую природу отличаются от взглядов 3. Фрейда и А. Адлера?

Каково влияние подкреплений на поведение человека? Почему часто наказание бывает неэффективным? Что может послужить альтернативой наказания?

Домашнее задание «Изменение собственного поведе­ния»

Вы можете повлиять на собственное поведение. Попро­буйте записать время, которое вы тратите на различного


 




-

рода работу. Достаточно, простой таблички, размеченной в часах, на которой отмечайте^ различные занятия. Затем выберите занятие, которому вы хотели бы посвятить боль­ше времени. В течение недели каждый раз вы уделяете время этому делу и даете себе какое-то поощрение: слад­кое, главу занимающей вас книги, беседу с приятелем и пр. Постарайтесь, чтобы это было то, чего вы действи­тельно хотите.

Понаблюдайте, возрастет ли время, уделяемое этому занятию. Подумайте, каковы возможные причины этого (если они есть).





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 24; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.94.15
Генерация страницы за: 0.091 сек.