Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Закрепление пройденного материала. (Изучается на двух уроках)




Ход работы

ТЕМА 13. ТЕМПЕРАМЕНТ

(Изучается на двух уроках)

УРОК1

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с психодинамическими особен­ностями личности, понятием «темперамент», дать представление об учении о типах нервной системы (школа И. П. Павлова) и истории развития учения о темпераментах; изучить характерные особенно­сти четырех типов темперамента; углубить самопонимание, развить навыки самоанализа с помощью определения своего типа нервной системы и типа темперамента.


 
 

Тема нашего урока — «Темперамент». Познакомившись с этой темой, вы сможете лучше понять, почему люди за­метно отличаются друг от друга по особенностям поведе­ния, впечатлительности, проявляемой энергии.

1. Психодинамические особенности и темперамент.На уроке,
посвященном теме «Личность», мы говорили с вами о том, что лич­
ность представляет собой уникальное образование, в котором слож­
но переплетены индивидуально-типические (врожденные, биоло­
гические особенности человека, в том числе свойства его нервной си­
стемы) и социальные влияния. Мы с вами отмечали, что личность —
продукт общественных отношений, но возникает этот продукт на
почве генетического наследства и корни его составляют конститу­
циональные, биологические, врожденные особенности, которые и
являются основой темперамента.

В индивидуально-психологических различиях между людьми существенное место занимают так называемые динамические осо­бенности психики. Под динамическими свойствами подразумевает­ся прежде всего степень интенсивности психических процессов и состояний, а также та или иная скорость их протекания. Так, один че­ловек склонен к медлительности, другой — к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому — хладнокровие.

Итак, индивидуально своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики называется тем­пераментом человека.

2. Проявления темперамента в разных сферах психики.Выде­
ляют три сферы проявления темперамента: общую активность, осо­
бенности моторной сферы и свойства эмоциональности (т. е. область
чувств).

Общая активность определяется интенсивностью и общим объ­емом взаимодействия человека с окружающей средой — физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.

Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматри­вать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамен­та, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импуль­сивность и т. д.



Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темпера­мента, сразу хотелось бы подчеркнуть, что нет лучших или худших


 




темпераментов — каждый из них имеет свои положительные осо­бенности, поэтому главные усилия должны быть направлены на ра­зумное использование достоинств и нивелирование отрицательных сторон своего темперамента.

* История развития представлений о темпераменте

Термин «темперамент» восходит к воззрениям античной на­уки на природу индивидуально-психологических различий.

Древнегреческая медицина в лице крупнейшего ее предста­вителя Гиппократа (V в. до н. э.) считала, что состояние орга­низма зависит главным образом от количественного соотноше­ния «соков», или жидкостей, имеющихся в организме (кровь, лимфа, желчь). Римские врачи, работавшие несколькими столе­тиями позже, обозначили пропорцию в смешении этих соков латинским словом temperamentum, что означает «надлежащее со­отношение частей», от которого и произошел термин «темпера­мент». Постепенно в античной науке получила распространение мысль о том, что психические Особенности людей зависят от тем­перамента, т. е. от пропорции,!* которой смешаны в организме человека основные «соки». Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо жидкости.

Смешение жидкостей в организме, характеризующееся пре­обладанием крови, было названо сангвиническим темперамен­том (от лат. слова «сангвис» — кровь); смешение, при котором преобладает лимфа, — флегматическим темпераментом (от греч. слова «флегма» — слизь); смешение с преобладанием желтой жел­чи — холерическим темпераментом ( от греч. слова «холэ» — желчь) и, наконец, смешение с преобладанием черной желчи — меланхо­лическим темпераментом (от греч. слова «мелайна холэ» — чер­ная желчь).

Учение об органической основе темперамента, созданное ан­тичной наукой, представляет сейчас лишь исторический инте­рес. Однако в науку прочно вошел термин «темперамент», и до наших дней сохранило значение деление людей, в зависимости от их темперамента, на четыре типа.

3. Учение о типах нервной системы.Уже в наше время ряд оте­чественных ученых (И. П. Павлов, Д. М.Теплов, В. Д. Небылицын и др.) задались вопросом о том, в чем же состоит физиологическая основа темперамента. Ими было выдвинуто учение о типах нервной системы, или свойствах нервной системы. И. П. Павлов и его со­трудники на основе многочисленных экспериментов на собаках выявили несколько основных типов нервной системы.


Сильный тип нервной системы способен выдерживать очень силь­ные раздражители, работоспособен; слабый тип — чувствительный, восприимчивый, но плохо переносит большие нагрузки и при сверх­сильных раздражителях (для человека это могут быть стрессы) скло­нен впадать в «запредельное торможение» (нервная система не вы­держивает нагрузки и предохраняет сама себя — как бы временно отключается, перестает реагировать).

Кроме того, тип нервной системы может быть уравновешенный или неуравновешенный (например, когда человека трудно «выве­сти из себя» — это уравновешенный тип), а также подвижный или инертный (быстро или тяжело переключается с одного вида де­ятельности на другой). Инертность, трудность переключения еще называют ригидностью, в поведении это может сказаться как кон­серватизм, приверженность к одному и тому же порядку, педан­тизм.

В школе И. П. Павлова сформировалась идея о том, что тип нервной системы тесно связан с особенностями поведения, состав­ляя основу темперамента человека.

Тест. «Теппинг-тест» Е. П. Ильина для ориентировочного выяв­ления типа своей нервной системы (прил. 7).

Позднее учение о типах нервной системы претерпело ряд изме­нений, выявились некоторые данные, которые не укладывались в первоначальную схему, и в настоящее время вопрос о физиологи­ческой базе темперамента продолжает исследоваться учеными.

4. Типы темпераментов.Существует психологическая трактовка темперамента: каждый из четырех названных выше типов темпера­мента определяется на основании некоторых характерных психо­логических особенностей.

Человека с заметной психической активностью, быстро отзыва­ющегося на окружающие события, стремящегося к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающего неудачи и непри­ятности, живого, подвижного, с выразительной мимикой и движе­ниями называют сангвиником.

Человека невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и настро­ением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью дей­ствий и речи, со слабым внешним выражением душевных состоя­ний называют флегматиком.

Человека очень энергичного, способного отдаваться делу с осо­бой страстностью, быстрого и порывистого, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стре­мительными движениями называют холериком.


 




Человека впечатлительного, склонного к глубоким переживаниям, лег­ко ранимого, но внешне слабо реагирующего на окружающее, со сдер­жанными движениями и приглушенностью речи называют меланхоликом.

Вы все знакомы с произведением А. Дюма «Д'Артань-ян итри мушкетера». Главные его герои — Д'Артаньян, Атос, Портос и Арамис. Как вы думаете, каков тип темпе­рамента каждого из них? Обоснуйте ответ.

5. Экстраверсия — интроверсия.Знаменитый английский пси­холог Ганс Айзенк предложил определять тип темперамента в зависи­мости от соотношения таких свойств личности, как интроверсия — экстраверсил и эмоциональная стабильность нейротизм.

Показатель «интроверсия — экстраверсия» характеризует инди­видуально-психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъектив­ный мир (интроверсия).

Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, стремление «быть среди людей», импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная адаптированность.

Интровертам присущи: необщительность, уход в себя, богатый внутренний мир, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу.

Показатель нейротизма характеризует человека со стороны эмо­циональной устойчивости (стабильности). Показатель этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся высокой эмоциональной устойчивостью, прекрасной адаптированностью, а на другом — нервозные, неустой­чивые и плохо адаптированные индивиды.

Поясните, пользуясь «кругом Айзенка», какие качества присущи каждому из типов темперамента, занимающих один из четырех квадрантов (на рисунке, предъявляемом учащимся, качества отсутствуют).





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 20; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.198.143.223
Генерация страницы за: 0.091 сек.