Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование зарубежного и отечественного опыта формирования СОБ в области охраны окружающей среды




Как отмечалось в п. 1.1., общепризнанная трактовка понятия «социальной ответственности бизнеса» сформирована на Западе относительно недавно, примерно около 20 лет назад. До этого существовал ряд разрозненных стандартов в различных сферах корпоративного управления, которые касаются направленности взаимоотношений между работниками, формированию и развитию корпоративной этики, подходов к способствованию охраны окружающей среды. В социальной политике компаний стандарты и правила не были разработаны в принципе, имел место подход, основанный на «случайности»: работа проводилась согласно обращениям, ответам на просьбы местных властей или требованиям профсоюзных организаций.

Но уже конец 1970-х годов ознаменован тем, что у ведущих компаний США и Великобритании начался постепенный процесс прихода к необходимости в объединении разрозненных элементов корпоративной политики, связанных с взаимоотношениями компании с внешней средой и выработке целостных подходов к взаимодействию с социумом. Эта политика, должна была быть связанной с философией компании, стратегией маркетинга и отвечать ожиданиям общества[22].

В ряду причин, которые побудили крупные компании обратить усиленное внимание в сторону политики во взаимоотношениях с обществом, выделяются следующие:

а) усиление давления со стороны государства Великобритании и других стран Западной Европы. Государство, находясь под давлением общества, было вынуждено выдвинуть более жесткие стандарты трудового законодательства, охраны окружающей среды. В США вмешательство государства значительно меньше, но и здесь наблюдалось постепенное ужесточение норм экологической безопасности, усложнение трудового права;

б) усиленное давление профсоюзных организаций, главным образом в охране труда и в социальной политике[23].

Реакция на тот или иной товар или брэнду определялась уже не только качественными характеристиками самого товара и эффективностью маркетинговой политики. На потребительское поведение оказывал влияние имидж компании, в который входит и ее ответственность в поведений с партнерами, работниками, окружающей средой, обществом. Классический пример приводится о катастрофическом снижении объема продаж компании «Нестле» вследствие плохой общественной репутации. Эта компания в конце 80-х гг. стала жертвой непродуманной политики в продвижении молочных смесей в развивающиеся страны. Негативность общественного мнения привела к бойкотированию всех товаров «Нестле» в Западной Европе. Корпорация понесла серьезные финансовым потери.

В начале XXI века основной массой субъектов предпринимательской деятельности США и Западной Европы была сформирована собственная политика социальной ответственности. Кроме этого, создавались объединения компаний, цель их лежала в развитии и продвижении концепций корпоративной социальной ответственности. Данная тема стала разрабатываться исследователями и экспертами, которые работали в областях, связанных с корпоративным управлением. Концепцию корпоративной социальной ответственности стали изучать во всех учебных курсах по корпоративному менеджменту в ведущих экономических высших учебных заведениях.

Развитые страны воспринимают как приоритетные проблемы сохранности природы уже более половины столетия. Об этом свидетельствуют наличие комплексных государственных природоохранных программ и развитого законодательства, жестко регламентирующего защиту экологии, деятельность влиятельных политических партий «зеленых», общественных организаций, борющихся за охрану окружающей среды и т.д.[24]

Социально ответственный бизнес играет важнейшую роль в деле охраны окружающей среды в развитых странах. Передовые компании в последние годы занимают все более активные природоохранные позиции и не как сами соблюдают экологическое законодательство, так и выступают с инициативой, направленной на то, чтобы ужесточить природоохранные нормы в своих компаниях. Такие меры в корпорациях зачастую более жесткие, чем даже прописанные в законодательных нормах.

Очевидно, что высокие стандарты природоохранной деятельности требуют от бизнеса серьезных инвестиций в эту сферу, и он добровольно их делает. Однако этот ответственный подход к охране природы бизнес осуществляет не из альтруистических побуждений или боязни какой-либо кары, а прежде всего на основании делового расчета. В конце XX - начале XXI в. стало очевидно, что экологически ответственное поведение вошло в число главных факторов развития и конкурентоспособности бизнеса. Оно учитывается международными финансовыми институтами (ЕБРР, Всемирный банк) при предоставлении кредитов. Кроме того, в ряде крупнейших международных банков приняты так называемые «принципы экватора», учитывающие экологические аспекты при кредитовании бизнеса.

Рассмотрим историю развития социальной ответственности бизнеса, приводя в пример США, Францию и Великобританию.

В XIX веке в сфере бизнеса появились личности, чьи стремления лежали в улучшении сложившихся отношений работодателей и наемных работников кардинальным образом[25].

Английским промышленником Роберт Оуэном (1771-1858) исследовалась проблема ответственности бизнеса. Им был разработан план, направленный на улучшение жизни рабочих и предприняты попытки его осуществления в работе одной прядильной фабрики в Шотландии. Его практический опыт был провален, однако идеи и проекты способствовали тому, что предприниматели начали осознавать свою социальную роль в рамках общества.

Первая половина XIX века характеризуется приобретением популярности таким понятием, как «благотворительность». Это понятие представляло собой добровольные мероприятия, которые проводят работодатели, с целью улучшения состояния морального и материального положения людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Но революционными движениями Германии, Италии и Франции (1848-1849 гг.) было показано, что установленные отношения власти, бизнеса и гражданского общества необходимо радикально обновлять. Были созданы для этого две теории развития отношений между бизнесом и обществом:

Первая теория основывалась на марксистских идеях, заключавшихся в том, что частная собственность должна быть уничтожена как таковая, вместо нее было предложено введение государственного управления экономикой и отношениями с целью соблюдения интересов всех членов социума.

Вторую теорию поддерживали оппоненты марксистских идей. Они были сторонниками значительного повышения степени участия государства и бизнеса в процессах решения социальных проблем, связанных с общественным развитием. Ими предполагалось сохранение частной формы собственности. Они предполагали ее как необходимое условие для обеспечения независимого положения человека и увеличения его благосостояния.

К середине XX века Лоренцом фон Штайн в научный оборот ввел концепцию «социального государства».

Практикой западных стран было показано, что успешность реализации идей социального государства имеет возможность быть только при условиях, социально-ориентированной рыночной экономики. С этой точки зрения впервые используется термин «корпоративная социальная ответственность» или «социальная ответственность бизнеса». Сущность термина разъясняется в книге Эндрю Карнеги «Евангелие богатства», которая была издана в1900 г. Автор является основателем компании U.S. Steel. Карнеги считает, что у богатых людей должна быть обязанность предоставления субсидий бедным людям посредством благотворительности. При этом богатые не должны считать себя хозяевами, только управляющими капиталом, работающим на достижение общественного блага. Перед смертью Карнеги было пожертвовано 30 000 000 долларов в пользу благотворительных организаций и пенсионеров[26].

Такая концепция «социального государства» была подвергнута значительным изменениям по ряду причин:

1) движение рабочего класса, их требования государство и бизнес должны были принять;

2) в ходе Первой мировой войны наступил экономический кризис и резко ухудшилась жизнь простого населения в большинстве европейских стран.

В это время французским промышленником Даниэлем Леграном неоднократно направлялись обращения к правительствам стран Европы. Эти обращения содержали предложение по принятию международных законов, регламентирующих условия труда на заводах и фабриках, рудниках и шахтах. Им были выдвинуты три следующих довода:

а) Гуманитарной направленности. Он указал на присутствие необходимости облегчения тяжелой доли трудящихся при организации содействия их занятости, профессиональной подготовке, обеспечении благоприятных условий труда и справедливости вознаграждения за работу.

б) Политической направленности. Им было подчеркнуто наличие важности в укреплении социального мира промышленно-развитых стран для предотвращения общественных потрясений, поддержки реформистских требований трудящегося населения, активного противодействия коммунистическим пропагандистским призывам.

в) Экономической направленности. Им было отмечено, что международное регулирование труда способствовало бы уравнению конкурентоспособности различных государств и поддержке стран с высокой степенью защиты социальных прав работников.

Эти аргументы в 1919 году стали основой для создания Устава Международной Организации Труда (МОТ).

Позже Устав был уточнен и развернут в Филадельфийской декларации (1944), им сохраняется актуальность и в настоящее время.

30-е годы ХХ века – время, характеризующееся великой депрессией в США. К власти в 1932 году приходит президент Теодор Рузвельт, который создает Администрацию восстановления национальной промышленности с целью реализации наблюдательных мер за подготовкой «кодексов частной конкуренции».

Администрацией должно было быть обеспечено проведение мер по усилению контроля Правительства над выполнением корпорациями их обязательств перед государством и бизнес-партнерами. В то же время, на уровне законодательства было предусмотрено наличие надежных гарантий соблюдения прав наемных работников на формирование собственных организаций, их участие в заключении коллективных договоров.

40-е и 50-е годы ХХ века сыграли важную роль в развитии социального государства, на основе концепции «государства социальных услуг», распространившейся в США, а затем – в ведущих западных странах. В большинстве западных стран на основе данной концепции возрастали социальные расходы государства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение населения и т. д. Также, все более постоянный характер приобрела осуществляемая на добровольных началах социальная деятельность компаний.

Стоит отметить, что 60-е и 70-е годы ХХ века стали для бизнес-сообществ западных стран достаточно трудным испытанием, поскольку ускоренный рост налогов на деловые организации шел совместно с активной политикой государства, направленной на привлечение бизнеса к совместному финансированию социальных проектов[27].

Сторонники распространенной в то время концепции «корпоративного альтруизма» придерживаются понимания социальной ответственности бизнеса как результата совместных действий стейкхолдеров. Стейкхолдерами называют всех заинтересованных участников компании, т.е. собственников, менеджеров, поставщиков, потребителей и представителей общественности.

Стремление к обоснованию социальной ответственности как органической части предпринимательской деятельности предопределяет появление еще одного понятия, такого как «социальные инвестиции». Этот термин означает, что финансовые, технологические и управленческие ресурсы компании, которые направлены на решение социальных вопросов, это не расходы бизнеса, а его стратегические инвестиции в достижение устойчивого развития компании, и эти инвестиции в будущем принесут ей прибыль. Но далеко не всеми разделялась эта точку зрения. К примеру в 1970 году известным американским экономистом Милтоном Фридманом (лауреат Нобелевской премии) высказывалось мнение о том, что ответственность корпорации «принципиально вредна», если она не приносит доход акционерам. «Бизнес бизнеса есть бизнес», как часто говорил М. Фридман. Но он, как и его сторонники, получил резкий ответ Комитета по экономическому развитию США, заключающийся в том, что компании имеют обязанность внесения значительного вклада с целью улучшения жизни народа Америки.

С 90-х годов ХХ века, как утверждается аналитиками, государство всеобщего благоденствия сменяется либеральным социальным государством, которое ориентированно на то, чтобы устранить социальное иждивенчество и создать для всех категорий населения благоприятные социальные условия, посредством рыночного хозяйства (С. В. Калашников).

Современный этап (90-е гг – настоящее время) характеризуется тем, что в большинстве различных странах Запада наиболее распространена концепция «разумного эгоизма». Согласно этой концепции социально ответственный бизнес – это «хороший бизнес», поскольку он способствует уменьшению долгосрочных потерь прибыли. Проводя различные социальные программы, компания хоть и идет на сокращение своей текущей прибыли, но в будущем способствует формированию благоприятной социальной среды для своих работников и территории своей деятельности. В конечном итоге корпорация обеспечивает себе стабильность прибыли.

Итак, идея социальной ответственности бизнеса на западе реализовывалась в контексте строительства общества всеобщего благосостояния и стала, фактически, одним из идейных обоснований общества потребления. И СОБ имеет во многих европейских странах значительную проработку. При этом, если в конце прошлого столетия основная задача бизнеса лежала в достижении конкурентоспособности на рынках касательно продукции, то в последнее время все больше значения придается необходимости обеспечения устойчивого развития компании.

И, как демонстрирует практический опыт, эта задача решается успешно только социально ответственным бизнесом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.