Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интенсивность и приоритеты внедрения социальной ответственности




 

Большинство опрошенных (67,3%) внедряют социально ответственные мероприятия (см. Рис. 2.4).

Рис. 2.4. Анализ ответов на вопрос «Осуществляет ли Ваша компания меры, которые можно отнести к социально ответственным? Под социально ответственными мероприятиями понимается добровольная (только по собственной инициативе) забота предприятия о социальных (благосостояние работников и общества) и экологических проектах»

 

Существенной разницы во внедрении социальной ответственности по размеру предприятий и формой собственности не наблюдается.

Отраслевое распределение выделило лидеров во внедрении социальной ответственности предприятия связи, гостиничного, консалтингового бизнеса, СМИ и т.д. Наименьшая доля компаний, которые внедряют социальную ответственность - это транспортные компании сельскохозяйственные предприятия и предприятия, производящие продукцию промышленного производства. На наш взгляд, это связано с динамичным характером бизнеса первой группы предприятий.

Большую часть мероприятий по социальной ответственности, которые внедряют предприятия, можно отнести к трудовым практикам (мероприятия по развитию собственного персонала, отказ от использования принудительного и детского труда, отсутствие дискриминации, внедрение программ улучшения условий труда) и защите здоровья и безопасности потребителей (см. рис. 2.5). Наименее распространенным для предприятий, которые внедряют социально ответственные мероприятия, является защита природных ресурсов и сотрудничество с обществом.

Рис. 2.5. Ответы на вопрос: «Какие из следующих социально ответственных мероприятий осуществляет Ваша компания?»

Чем крупнее предприятие, тем чаще оно внедряет такие социально ответственные мероприятия: соблюдение прав работников на свободу объединений и коллективные переговоры; уменьшение выбросов в окружающую среду; защиту природных запасов и инвестирование своих ресурсов в жизни общества. Мероприятия по защите здоровья и безопасности потребителей, наоборот, применяет подавляющее большинство малых компаний, чем крупных.

Существуют различия и в применении различных мероприятий в зависимости от формы собственности предприятий. Вдвое большая часть компаний государственной и акционерной формы собственности, чем частной, внедряют в своей деятельности такие мероприятия, как восстановление природных ресурсов. Большинство предприятий государственной формы собственности, чем других форм собственности, вкладывают ресурсы в развитие инфраструктуры и другие социальные программы, направленные на улучшение жизни общества, применяют в своей деятельности принципы и практики подотчетности. В то же время предприятия государственной формы собственности значительно меньше, чем предприятия других форм собственности применяют такие нормы, как этическое и ответственное отношение к потребителям, применение принципов честной конкуренции и этического отношения к конкурентам.

Чуть больше половины опрошенных компаний (55%) внедряют социально ответственные мероприятия постоянно, почти каждая десятая компания (9%) - несколько раз в полгода. Остальные предприятия - периодически (см. Рис. 2.6).

 

Рис. 2.6. Частота осуществления социально ответственных мероприятий «Как часто Ваша компания осуществляет меры, которые можно отнести к социально ответственным?»

Прослеживаются различия в интенсивности внедрения мероприятий по социальной ответственности компаниями различных отраслей. Подавляющее большинство предприятий сельскохозяйственного производства, производства потребительских товаров (81,4%) и товаров промышленного назначения постоянно внедряют социально ответственные мероприятия. В то же время более половины компаний банковской сферы и финансовых услуг внедряют мероприятия по социальной ответственности раз в год и реже - только 17% предприятий этой сферы осуществляют их на постоянной основе.

Достаточно низка и интенсивность внедрения мероприятий по социальной ответственности у предприятий, оказывающих бытовые и коммунальные услуги. Так, доля предприятий, осуществляющих мероприятия по социальной ответственности постоянно, почти равна доле предприятий этой сферы, что их внедряют несколько раз в год.

Среди основных факторов, которые побуждают компании внедрять социально ответственные мероприятия, на первом плане стоят внутренние убеждения: моральные соображения и внутреннее побуждения. Однако достаточно весомыми являются такие факторы, как рост продаж компании, копирование действий конкурентов и запрос со стороны органов местной власти (см. Рис. 2.7).

Распределение ответов по сфере их деятельности обнаружило достаточно значимые различия в факторах, побуждающих компании различных отраслей внедрять социально ответственные мероприятия:

• моральные соображения присущи большинству предприятий сферы транспорта, финансов, строительства и торговли. Наименьшее значение этот фактор имеет для компаний, предоставляющих услуги в сфере гостиничного, ресторанного бизнеса, туризма, консалтинговых и юридических услуг, СМИ и предприятий связи.

• внутреннее побуждение характерно для большей части предприятий, производящих товары промышленного назначения, предприятий строительства, транспорта, компаний, предоставляющих бытовые и коммунальные услуги и предприятий, оказывающих услуги в сфере гостиничного, ресторанного бизнеса, туризма, консалтинговых и юридических услуг, СМИ. Наименьшая доля предприятий, для которых социальная ответственность является внутренним побуждением и принципом деятельности, сосредоточена в сфере финансов и банковских услуг в сфере производства потребительских товаров.

• религиозные соображения является одним из факторов внедрения социальной ответственности для каждого четвертого предприятия торговли и почти каждого десятого предприятия транспорта.

 

Рис. 2.7. Ответы респондентов на вопрос «Какие факторы побуждают Вашу компанию осуществлять социально ответственные мероприятия? (отметьте все, что подходит)»

 

Более трети предприятий сферы строительства и каждое пятое предприятие, производящее товары промышленного потребления, отметили, что внедрение социальной ответственности обусловлено необходимостью компенсировать ущерб, причиненный окружающей среде деятельностью или продукцией компании. Этот фактор играет роль также для сельскохозяйственных предприятий и предприятий транспорта.

В группу важных факторов, побуждающих предприятия внедрять социальную ответственность, можно отнести также группу факторов, способствующих увеличению конкурентных преимуществ предприятий - содействие росту продаж. Так, более половины компаний, предоставляющих услуги в сфере гостиничного, ресторанного бизнеса, туризма, а также консалтинговых и юридических услуг, СМИ и треть компаний сельскохозяйственного производства, производства потребительских и производственных товаров и компаний торговли отметили влияние этого фактора на внедрение программ / мероприятий и по социальной ответственности. Конкурентный фактор имеет больше значение для предприятий, производящих потребительские товары, сельскохозяйственных предприятий и предприятий транспорта.

Для каждого пятого предприятия производства сельскохозяйственной продукции одним из факторов, который побуждает их к внедрению социальной ответственности является освещение их практики социальной ответственности в средствах массовой информации, что в целом способствует имиджу компании.

Во внедрении социальной ответственности значительную роль играют запросы заинтересованных сторон (стейкхолдеров) - требования материнской компании, иностранных партнеров, запросы со стороны профсоюзов и органов местной власти. Для трети предприятий связи, почти каждого четвертого предприятия транспорта и финансовых услуг во внедрении социальной ответственности имеют значение требования материнской компании; для каждого десятого предприятия транспорта - требования иностранных партнеров; для почти трети предприятий связи и четвертой части предприятий производства товаров промышленного назначения - запрос со стороны профсоюзов; для более половины предприятий сельскохозяйственного производства и трети предприятий транспорта - запросы со стороны органов местной власти.

Размер предприятия в определенной степени влияет на приоритетность факторов внедрения социальной ответственности. Так, чем больше по размеру предприятие, тем вес таких факторов, как моральные соображения и рост объема продаж снижается, а растет вес таких факторов, как: запрос со стороны профсоюзов, органов местной власти, требования иностранных партнеров, освещение в СМИ и содействие формированию имиджа компании и необходимость компенсировать вред, причиненный среде деятельностью или продукцией компании.

Форма собственности предприятий влияет на приоритетность факторов. Для государственных предприятий наибольший вес имеют такие факторы, как: запросы со стороны профсоюзов и органов местной власти, никак не влияет на мотивацию государственных компаний такой фактор, как необходимость компенсации ущерба, причиненный деятельностью или продукцией предприятия.

Для предприятий частной формы собственности наибольшее значение имеет рост объемов продаж и конкурентный и религиозный факторы, меньше всего - запросы со стороны профсоюзов.

Для акционерных предприятий значительным мотивационным фактором выступает освещение их практики социальной ответственности в СМИ, что способствует формированию положительного имиджа компании и понимание необходимости компенсировать ущерб, причиненный окружающей среде деятельностью или продукцией предприятия.

Почти треть (32,7%) опрошенных компаний отметила, что они не осуществляют меры по социальной ответственности. Для большинства из них (61,4%) программы / мероприятия по социальной ответственности не актуальны из-за нехватки средств (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Почему программы / мероприятия по социальной ответственности не актуальны для Вашей компании на данный момент?

 

Нехватка средств является основным фактором не внедрения социальной ответственности для:

• малых предприятий;

• предприятий финансовой сферы, сферы производства товаров промышленного назначения, компаний, оказывающих бытовые и коммунальные услуги и предприятий связи;

• подавляющего большинства компаний (90,2%) государственной формы собственности.

16% из тех, кто отметил, что не осуществляют мероприятия по социальной ответственности, никогда не задумывались о внедрении программ / мер по социальной ответственности; каждая десятая компания (11%) из тех, кто отметил, что не осуществляет мероприятия по социальной ответственности, считает, что это функция государства, а не бизнеса.

Никогда не задумывались о внедрении программ / мер по социальной ответственности

• каждое четвертое предприятие сферы строительства и каждое пятое предприятие сферы торговли и транспорта;

• преимущественно акционерные компании (21,7%).

Каждая четвертая акционерная компания (25,4%) и каждое четвертое предприятие, предоставляющее услуги в сфере гостиничного, ресторанного бизнеса, туризма, консалтинговых и юридических услуг, СМИ (27,7%), половина крупных предприятий с численностью более 500 работников (56 %), убеждены, что это функция государства, а не бизнеса.

Для почти каждого пятого акционерного общества основным препятствием является убеждение в том, что внедрение социальной ответственности не стимулирует развитие бизнеса.

Отсутствие стимулов со стороны государства является препятствием для незначительной доли предприятий, преимущественно для крупных, предприятий строительства.

Приятным является тот факт, что лишь незначительная часть предприятий (в пределах погрешности) продемонстрировала абсолютное неприятие социальной ответственности (избрание вариантов ответа «Потому что это - пустая трата времени и денег» и «Потому что это - не настоящая деятельность, а лишь маркетинговая хитрость, или «отмывание денег»») или почувствовала разочарование при предыдущих попытках введения социальной ответственности.

Выводы:

1. В течение последних лет интенсивность внедрения социально ответственных мероприятий выросла.

2. Ссущественной разницы во внедрении социальной ответственности и интенсивности осуществления мероприятий по социальной ответственности в зависимости от размера компании не прослеживается.

3. Среди основных факторов, которые побуждают компании внедрять социально ответственные мероприятия, на первом плане стоят моральные соображения и внутреннее побуждение. Однако достаточно весомыми являются такие факторы, как: рост продаж компании, копирование действий конкурентов и запрос со стороны органов местной власти.

4. Политика социальной ответственности компаний направляется прежде всего на их сотрудников и потребителей. Большую часть мероприятий по социальной ответственности можно отнести к трудовым практикам: меры по развитию собственного персонала, отказ от использования принудительного и детского труда, отсутствие дискриминации, внедрения программ улучшения условий труда, а также - к мерам по защите здоровья и безопасности потребителей. Наименее распространенными для предприятий являются меры по защите природных ресурсов и сотрудничества с обществом.

5. Почти треть компаний сообщила, что не осуществляет мероприятия по социальной ответственности. Для большинства из них программы / мероприятия по социальной ответственности не актуальны из-за нехватки средств, а каждая десятая компания, которая отметила, что не осуществляет мероприятия по социальной ответственности, считает, что это функция государства, а не бизнеса. Лишь незначительная часть предприятий (в пределах погрешности) продемонстрировала абсолютное неприятие социальной ответственности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.