Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровень развития профориентации во многом связан с уровнем развития реальной свободы выбора в обществе.




В 20-е годы Х1Х века, когда к власти пришли большевики, но еще не укрепились позиции И.В.Сталина, наблюдается относительная свобода (вся страна еще находилась в состоянии самоопределения). В 1922 году создается первое бюро по выбору профессии, а в 1927 году - первое бюро профессиональной консультации. Довольно быстро подобные службы возникают во многих крупных городах.

Развитие профориентации в России.

Профессионального самоопределения.

Культурно-исторический смысл возникновения проблемы

Исторический обзор зарубежного и отечественного опыта взаимодействия в профориентационной работе

 

 

Для понимания того, что есть профессиональное самоопределение полезно задаться вопросом: когда и где должна была бы возникнуть профориентация? Первые лаборатории профориентации появились в 1903 году в г. Страсбурге (Франция) и в 1908 году в г. Бостоне (США). Обычно выделяются следующие причины появления этих первых профориентационных служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска работы, проблема отбора наиболее «подходящих» людей уже со стороны работодателей… Но все это причины скорее социально-экономические… Нам же интересно разобраться в том, каковы психологические причины возникновения профориентации? Что изменилось в сознании людей? - …

Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что именно в этот период и именно в этих странах перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора. Значительная часть населения направилась в города в поисках работы и столкнулась с ситуацией, когда появился выбор. Для многих раньше не было этой проблемы (за исключением отдельных людей, которые не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку). Таким образом, именно проблема свободы выбора, возникшая перед значительными массами людей являются важнейшей психологической причиной возникновения проблемы профессионального самоопределения. А профессиональная ориентация – это лишь способ помощь самоопределяющимся людям. Заметим, что проблема самоопределения во многом и философская, поскольку найти свое призвание в профессии во многом означает найти свое место в мире и главное – сделать что-то ценное в этом мире, т.е. самореализоваться.

 

На примере России хорошо видно, как связаны уровень реальной свободы в обществе и уровень развития профориентации (см. подробнее – Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С., 2010, С.7-12). В дореволюционной России (начала ХХ века) профориентации как системы еще не было и ею занимались в гимназиях и университетах лишь отдельные энтузиасты.

В период сталинского тоталитаризма (30-е – 50-е годы) профориентация свертывается, а многие специалисты репрессируются. В условиях, когда за человека многое в его жизни решает комсомол, партия и правительство, самому человеку самоопределяться почти не приходится. Таким образом, в условиях несвободы профориентация не нужна.

В годы хрущевской «оттепели» (конец 50-х – начало 60-х годов) вновь появляются относительные свободы и профориентация возрождается одной из первых среди других направлений практической психологии. Но время было упущено и отечественная профориентация заметно отставала от западной.

В период брежневского правления (конец 60-х – начало 80-х годов) отмечается некоторое ущемление свобод, но профориентацию уже не запрещают как в сталинский период, ее лишь ставят в определенные рамки. Это было время, когда на первый план пытались вывести не интересы самоопределяющейся личности, а интересы народного хозяйства, интересы обороноспособности и т.п. Понятно, что население (и особенно, молодежь) не очень-то откликалось на призывы партии и правительства.

В период горбачевской «перестройки» (вторая половина 90-х годов) появляется много свободы и первой среди различных направлений практической психологии по-настоящему возрождается именно профориентация. По всему тогдашнему СССР создаются более 60-ти региональных центров профориентации молодежи, начинается активная подготовка психологов-профконсультантов. Центры заработали, и это был, по сути, прообраз системы психологической службы страны.

Во время правления Б.Н.Ельцина (90-е годы) ухудшилось финансовое положение страны и значительной части населения. Профессиональные и карьерные выборы часто делались не по призванию, а по необходимости хоть как-то «сводить концы с концами». Мы рассматриваем это как особую разновидность несвободы. Профориентация не запрещается и не контролируется со стороны государства, но при этом почти перестает финансироваться. Многие центры профориентации молодежи разваливаются на глазах, а хорошо по тем временам подготовленные специалисты либо уходят в коммерческие структуры, либо занимаются частной консультационной практикой. Но параллельно развиваются службы занятости населения, поскольку в обществе возникает реальная безработица. К концу ельцинского периода эти службы даже начинают хорошо работать (ситуация обязывала). Правда, тогда мало кого волновало, как помочь самоопределиться выпускникам школ, их лишь призывали быть «предприимчивыми» и «адаптироваться к условиям рынка»…

В период правления В.В.Путина наблюдается некоторое оживление социально-экономической жизни (в основном благодаря значительному повышению мировых цен на нефть и газ, что позволило увеличить бюджетные расходы, в том числе, и на образование). Несколько улучшилась и финансовая ситуация многих граждан РФ, т.е. расширилась экономическая свобода, позволяющая думать не только о хлебе насущном. Это позволило какой-то части населения больше и чаще делать профессиональные выборы в соответствии со своими желаниями, а не только «по нужде». Профориентационная помощь вновь становится более востребованной, хотя до полной свободы еще далеко. В части школ вводится профильное обучение и профориентация подростков (уже как составляющая профильного обучения) вновь официально возвращается в школы.

Анализ развития профориентации в России позволяет сделать интересные выводы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.