Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные элементы (субъекты) системы профориентации




УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ

(ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОЕЙСТВИЯ «ПО ГОРИЗОНТАЛИ»)

 

 

Попробуем обрисовать систему профориентационной работы такой, какой она должна быть в цивилизованной стране. Прообраз подобной системы вырисовывался в конце 80-х годов в СССР, но поскольку уже в начале 90-х годов стали активно экономить на образовании и культуре, то даже наметки системы профориентационной работы были бездарно разрушены, если не считать усилий отдельных психологов-энтузиастов, которые даже в тех страшных условиях как-то пытались сохранить элементы системности в профориентационной работе (см. Пряжникова, Пряжников, 2010, С. 7-12).

Сначала полезно вспомнить, что является системой. Система – это не только набор определенных элементов: в основе системы – общая цель, задача, смысл, которые и объединяют эти элементы для решения данной задачи. Отталкиваясь от этого классического (и очень верного) понимания ситсемы, можно обозначить и главный критерий эффективности профориентационной системы. – Это направленность на общую цель: 1) в системе управления человеческими ресурсами – это создание условий для развития и оптимального использования трудовых ресурсов страны на общее благо; 2) в системе образования – это формирование полноценных граждан страны, которые опираясь на полученные знания, умения и навыки смогут максимально реализовать свой потенциал на благо страны; 3) в профориентации – это формирование субъекта профессионального самоопределения, способного самостоятельно, осознанно и ответственно принимать карьерные решения и планировать перспективы своего развития, соотнося свои интересы с интересами общества… Применительно к профориентации можно сказать, в какой степени удается различные социальные институты данного общества мобилизовать на задачу создания благоприятных условий для полноценного самоопределения членов этого общества и самореализации на благо всеобщего процветания.

Кроме того, система – это еще и определенное взаимодействие различных социальных институтов. Смысл взаимодействия не в том, что выполняются общие задачи, а в том, что общая задача (цель) разбивается на частные задачи и далее определяется, какой социальный институт эти частные задачи должен выполнять. А уже затем решается, как лучше эти частные задачи выполнить. И в итоге достигается общая цель (главная задача).

Любая система также предполагает координационный центр. Применительно к профориентационной системе – это, с одной стороны, высшее государственное управление (напомним, что кадровая политика – это важнейшая задача руководителей высшего уровня). А с другой стороны, должен быть сформирован специальный координационный Центр профориентации. И желательно, чтобы такой Центр подчинялся непосредственно Правительству страны или ее Президенту, по причине важности решаемых задач. Опыт второй половины 80-х годов показывает, что когда центры профориентации молодежи курировал Госкомтруд СССР быстро решались многие вопросы и не только профориентация быстро набирала положительный опыт, но и вела за собой всю тогдашнюю практическую психологию страны. И с другой стороны, негативный опыт 90-х годов, когда профориентация фактически осталась бесхозной (в Министерстве образования РФ ей уделялось мало внимания, а в министерстве труда додумались даже до того, что в конце резко сократили финансирование служб занятости), свидетельствует о том, что без государственной поддержки с четко выраженной координацией действий на высшем уровне, кадровая политика страны так и останется пустым и просто неприличным по современным меркам звуком.

Тем более, что во всех цивилизованных странах идея успешной карьеры буквально пронизывает всю общественную жизнь. И общество (в лице разнообразных социальных институтов) активно участвует в том, чтобы каждому гражданину помочь найти себя в этом мире, чтобы он от скуки, безделья или недомыслия не становился социально опасным элементом. Ведь проблема многих асоциальных (и антисоциальных) граждан в том, что они не могут реализовать свои таланты и тогда используют их во вред обществу… Таким образом, решаются и многие социальные проблемы цивилизованных стран.

Далее остается выделить основные социальные институты, которые могли бы участвовать в профориентационной работе и кратко обозначить их функции:

1. Семья как важнейший социальный институт уже с раннего детства приобщает ребенка к труду. Главное здесь пример самих родителей и дай бог, чтобы это был достойный пример. В дальней1шем родители не только создают для подростка и молодого человека своеобразный «тыл» (материальный и моральный), но могут также помочь и в конкретных выборах. Здесь следует быть реалистами и понимать, что, желая добра своим детям, родители нередко готовы нарушать определенные моральные и даже правовые нормы (например, давать взятки высокопоставленным и ответственным мерзавцам). Кстати, чтобы хоть как-то компенсировать это и существуют другие социальные институты, чтобы те подростки, которые не имеют столь влиятельных и богатых родителей также имели шансы на успешную карьеру.

2. Школа имеет возможности для разнообразной профориентационной помощи ученикам. Во-первых, в ходе преподавания учебных предметов, когда педагоги могли бы не только знакомить школьников с определенными отраслями знания, но и с соответствующими производствами (на уроках химии – с химическими производствами, на уроках биологии – с биологическими профессиями и т.п.), тем более, что школьникам это крайне интересно. Во-вторых, это уроки труда, где у школьников вырабатываются первоначальные трудовые навыки, а в идеале даже осваиваются некоторые профессии. В-третьих, это работа школьного психолога, который мог бы помочь учащимся разобраться в себе, в своих способностях и недостатках, в своих склонностях и ценностных ориентациях, а также научить планировать перспективы своего развития. К сожалению, современная школа выполняет эти задачи лишь частично.

3. Профессиональные учебные заведения. Начать можно с Учебно-производственных комбинатов (УПК), где школьники осваивают (или хотя бы знакомятся практически) с несколькими простыми профессиями. В целом, при должном внимании и финансировании эти УПК могли бы стать более эффективным средством не только начальной трудовой подготовки, но и профориентации. Другие профессиональные учебные заведения (вузы, колледжи, училища и т.п.) с одной стороны, могли бы активнее работать со школьниками (Дни открытых дверей, кружки и школы для старшеклассников, организация конкурсов и олимпиад на своей базе, проведение профориентационных занятий в близлежащих школах и т.п.). При этом перспективной представляется такая\ работа.\ когда выявляются талантливые школьники, которые потом на льготных условиях могли бы поступать в эти учебные заведения. А с другой стороны, помогать студентам в дальнейшем профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

4. Предприятия, фирмы, организации могли бы оказывать школам помощь, которую раньше называли шефской. Это не только помощь самим школам и школьникам, но и своеобразный ПР (Паблик рилейшинз) самой фирме, которая участвует в решении важной социальной задачи. Опыт 80-х годов показывает, что в любой организации всегда можно найти нереализованных педагогов и психологов, которые могли бы встречаться со школьниками, рассказывать им о своей работе, выявлять талантов. Перспективным направлением работы здесь является создание условий для того, чтобы школьники могли бы попробовать себя в каких-то интересных программах (хотя на уровне скромных участников), чтобы изнутри посмотреть, как работают специалисты, а заодно осознать, что для настоящей работы все-таки нужны знания…

5. Правоохранительные организации. Давно известно, что лучшим средством для профилактики преступности является создание привлекательных рабочих мест для потенциальных нарушителей. Это относится не только к подросткам, но и ко многим взрослым. Это означает, дать возможность реализовать свой потенциал для блага других людей, а если человеку не предоставить такую возможность, он по своему начинает мстить обществу… Конкретно, участие работников правоохранительных органов в профориентационной работе могло бы выражаться в том, чтобы содействовать профоринтационной помощи подросткам (и взрослым безработным), которые находится в группе риска. Например, ходатайствовать о том, чтобы таких людей устраивали на работу (а в условиях современной РФ это серьезная проблема), нести ответственность за этих людей и т.п. А уж как воспользуются потенциальные нарушители таким шансом – это уже другая проблема.

6. Средства массовой информации могли бы активнее развивать циклы передач, посвященных выбору профессии и трудоустройству. В этих передачах квалифицированные специалисты могли бы отвечать на вопросы населения, обсуждать сложности при построении карьеры. Также журналисты могли бы держать в напряжении тех должностных лиц и представителей фирм, которые могли бы участвовать в профориентационной работе, но по разным причинам, уклоняются от такого участия и т.п. Смысл этого – постоянно поддерживать общественный интерес к проблемам достижения успеха и к тем проблемам, которые этому препятствуют.

7. Медицинские учреждения также могли участвовать в профориентационной работе. Известно, что по ряду профессий существуют определенные ограничения для больных людей. И одновременно, известно, что трудотерапия иногда позволяет людям преодолевать свои недуги. Врачи могли бы давать обоснованные рекомендации по противопоказаниям к определенным профессиям, а в особых случаях все-таки ходатайствовать о том, чтобы некоторые больные все-таки имели возможность попробовать себя в тех профессиях, которые не предполагают высокой ответственности за жизнь и здоровье окружающих. Например, если это сложная операторская профессия (пилот гражданской авиации и т.п.), то риск неудачи слишком высок и людям с явными противопоказаниями лучше даже не пробовать себя в таких профессиях. Но есть и немало исключений, когда противопоказания к работе являются явной перестраховкой, что ограничивает возможности людей для самоопределения. Поиск и выявление таких возможностей для самоопределения больных и инвалидов – особая задача медиков.

8. Религиозные организации могли бы также приобщиться к работе с самоопределяющимися людьми. Заметим, что раньше священник вообще был и врачом и психотерапевтом и профконсультантом. И традиции религии в этом смысле имеют многовековую историю. Вопрос, насколько этот богатейший опыт может быть использован в современных российских условиях? К сожалению, есть опасения, что нынешние церковные лидеры будут использовать любую возможность для работы с подростками не столько для помощи им в профессиональном, жизненном и личностном самоопределении, сколько для пропаганды своих идей и агитации в свои ряды. Хотя лучшая пропаганда – это добрые дела самой церкви на процветание страны, а не пособничество тем, кто ее грабит и обманывает.

9. Армия (конкретные полки, части и подразделения) также может стать потенциально серьезным союзником профконсультантов. И дело не только в мужском воспитании и формировании патриотизма. В современной России, как известно, чрезмерно много беспризорников. Если обычные психолого-педагогические формы и методы работы с такими подростками оказываются не всегда эффективными, то более конкретные методы армейского воспитания (естественно. Без всяких извращений в виде «дедовщины») могут быть более понятны подросткам и пряняты ими как более «естественные». Тем более, именно в подобных случаях может пригодиться бесценный опыт А.С.Макаренко, работавшего с колонистами и почти не имевшего случаев рецидивов у бывших беспризорников и молодых правонарушителей (как известно, после современных перевоспитаний рецидивы составляют около 50% хотя бы по той причине, что подростки никому не нужны, кроме того же криминала, который их эффективно использует…). Здесь же можно вспомнить и о суворовских, нахимовских училищах, а также о появляющихся в последние годы кадетских и подобным им школах. По сравнению с обычными образовательными учреждениями, там иногда дается более качественное образование, формируются реальные навыки самоорганизации, коллективизма и т.п. На фоне явно деградирующей школы, все больше основывающейся на вымогательстве и репетиторстве, в этих училищах есть реальные возможности для формирования полноценной личности и укрепления сильного характера, что в условиях нынешней России просто необходимо для «выползания» из пропасти пошлости и бездуховности. К сожалению, некоторые неглупые и богатые родители все это понимают и опять же за взятки хотят пристроить своих детей именно туда, т.е. появляется риск, что и эта возможность для самоопределения подростков в недосамоопределившемся обществе скоро будет быстро опошлена.

10. Различные общественные организации, на наш взгляд, исходным пунктом своих предвыборных компаний и последующей деятельности должны избирать идею создания условий для полноценной самореализации всех граждан, т.е. чтобы все талантливые люди имели возможность реализовать себя на благо общества и получать за это приличное вознаграждение. А все остальное - это уже детали. Поэтому, уважающая себя политическая партия или общественная организация только тогда заслуживают уважение и внимание, когда демонстрируют свою готовность участвовать в решении этой важнейшей управленческой задачи – профориентационной.

11. Аналогично общественным организациям, важную роль в профориентационной системе должны играть различные органы власти. В западно-европейских странах если важный чиновник игнорирует решение социальных проблем, то он рискует быть отстраненным от власти. Если социального педагога или психолога даже не принимают и не выслушивают, то они просто идут к журналистам и тогда в прессе поднимается скандал, где обсуждается главный вопрос: «Зачем мы тогда вообще избирали такого мэра, который не решает волнующие нас вопросы?»…

12. Наконец, это различные психолого-педагогические (или психолого-социально-реабилитационные) центры, службы занятости и т.п. Смысл деятельности этих центров в том, чтобы с одной стороны, оказывать более конкретную и глубокую помощь самоопределяющимся клиентам, а с другой стороны, выступать в роли координаторов профориентацонной работы на уровне данного района, города или региона. Как уже отмечалось ранее, лучше, если такие центры будут подчиняться не отдельным ведомствам, а высшим органам власти на уровне района, региона и всей страны.

Но все это просто проекты, точка зрения, а в реальности данные вопросы пока мало кого интересуют. И в итоге многие люди сами вынуждены решать те вопросы, которые являются главной заботой любого уважающего себя государства. Быть может такая приобщенность к важнейшим управленческим функциям и есть высшее проявление демократии, когда не государство руководит страной, а отдельные люди живут так, как могут?… И больше думают при этом не о благе стране и развитии культуры, а о собственном благополучии.

И все-таки надо быть оптимистом и стремиться к созданию реально действующей системы профориентации. Обозначенный выше вариант системы является лишь одной из возможных точек зрения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.