Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические советы по подготовке к практическим (семинарским) занятиям и участию в их работе 12 страница




Рост советской экономики сопровождался усилением несбалансиро­ванности, особенно в тяжелой промышленности. При этом зафиксиро­ванные объемы производства в одних отраслях были гораздо выше плановых, в других - значительно ниже. Значительные отклонения наблюдались также и по таким важным показателям, как занятость населения, зарплата, инвестиции. Некоторые отрасли, играющие ключевую роль в технологических цепочках (химическая, производство цветных металлов и даже машиностроительная), значительно отставали от плана. Эта диспропорция препятствовала рациональному использованию производственных мощностей. Серьезная проблема возникла в области производительности труда. По современной оценке ряда специалистов, прирост производительности труда составлял за период индустриализации около 3% в год. Если учесть, что произошло значительное увеличение продолжительности рабочего дня и количества рабочих дней в году, то реальный прирост производительности труда составлял не более 1-2% в год.

При этом следует иметь в виду, что предприятия оснащались новейшей для того времени техникой и технологиями. Возникла сильная напряженность в организации труда. Начатая кампания по борьбе за повышение производительности труда (движение «ударников», «стахановцев») вносила больше дезорганизации в производство, чем пользы.

Индустриализация породила серьезные проблемы в развитии сельского хозяйства. В начале 30-х гг. наблюдалось катастрофическое падение сельхозпроизводства (как зерновых, так и поголовья скота), что привело к страшному голоду, ограничению потребления населения на всем протяжении этого периода. Снижение уровня потребления имело отрицательные последствия для производительности труда как по причинам физического истощения работников (часто работники падали в голодный обморок прямо в цехе), так и в связи со снижением стимулов к росту производительности труда (введение карточной системы).

Подводя итоги развития экономики в 30-е гг., можно сделать выводы:

- была создана мощная, не зависящая от импорта тяжелая промышленность, появились новые отрасли экономики: начался массовый выпуск автомобилей, тракторов, комбайнов, синтетического каучука и др.;

- высокие темпы развития получило военное производство, развернулось производство танков, самолетов, орудий и т. п.;

- сельскому хозяйству был нанесен тяжелый удар, объемы производства снизились;

- уровень жизни населения оставался крайне низким;

- заметными стали разбалансированность, серьезные диспропорции
в народном хозяйстве;

- модель индустриализации опиралась на экстенсивное развитие, факторы эффективности производства не действовали;

- образовалась социально-экономическая система государственного социализма, основанная на полном огосударствлении производства и ликвидации частной собственности.

Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны. Восстановление и развитие народного хозяйства (середина 1940-х - середина 1960-х гг.). Трудности столкнулись советская экономика в начале войны. Германия напала на СССР 22 июня 1941 г. Внезапно атакованные части Красной Армии вынуждены были отступать. К концу 1941 г. была оккупирована территория, на которой проживало 40% населения страны, выплавлялось 70% чугуна и 60% стали, добывалось до 63% угля. Здесь находилось до 33% предприятий. Германия стала превышать по общему объему промышленного производства СССР в 3 раза.

Самым тяжелым периодом для промышленности страны была осень - зима 1941-1942 гг. Промышленное производство по сравнению с довоенным 1940 г. сократилось более чем в 2 раза. При этом выплавка чугуна уменьшилась в 3 раза, стали - в 3 раза, шарикоподшипниковая промышленность - в 21 раз.

В этих условиях было сделано то, что, казалось, сделать было невозможно. К концу зимы было приостановлено падение промышленного производства, что позволило СССР перестроить экономику на военный лад. Сформированная в стране сверхцентрализованная система управления оказалась в годы войны действенной и востребованной.

Жесткие административные методы управления (детальное краткосрочное планирование, введение ненормированного рабочего дня, военная дисциплина, создание крупных государственных резервов) позволили сосредоточить в руках государства все виды ресурсов, оперативно управлять ими и решать задачи, связанные с созданием военной экономики и обеспечением фронта всем необходимым. Была проведена эвакуация промышленных предприятий из фронтовых и прифронтовых районов. Эвакуировалось также имущество колхозов, совхозов, институтов, лабораторий. Все гражданское производство было перепрофилировано на выпуск военной продукции. За счет этого во многом был обеспечен ее рост. Почти до конца 1943 г. отечественная промышленность не выпускала мирную продукцию.

В тылу была проведена всеобщая мобилизация всего трудоспособного населения. Выпуск военной продукции и ее рост обеспечивали женщины, старики и дети-подростки. Их рабочий день доходил до 14 часов. Были отменены выходные дни, ликвидированы отпуска. Несмотря на усталость, чувство голода, советские люди проявляли чудеса трудового героизма и обеспечивали эффективную работу военно-промышленного комплекса. За годы войны значительно возросла производительность труда в военной промышленности, произошло снижение себестоимости продукции, уменьшилась ее материалоемкость. СССР за годы войны произвел почти в 2 раза больше вооружения и боевой техники, чем Германия, несмотря на сохранявшийся перевес ее экономического потенциала.

Падение сельскохозяйственного производства в годы войны. Основные причины падения сельхозпроизводства были следующие:

- временные потери наиболее развитых сельскохозяйственных районов (Кубань, Ставрополь, Украина и др.). На захваченных территориях находилось 47% всех посевных площадей, в том числе - 41% зерновых;

- резкое ослабление материально-технической базы сельского хозяйства, так как ее значительная часть была передана армии (грузовые автомобили, лошади, тракторы и т. д.);

- более чем наполовину сократились трудовые ресурсы, в деревне остались лишь женщины, старики и дети.

Поскольку объемы сельхозпроизводства резко уменьшились и при этом в первую очередь обеспечивались потребности фронта, то в городах перешли к нормированному распределению продовольствия по карточкам. На сельское население карточное снабжение не распространялось. Весь полученный урожай колхозы и совхозы должны были сдавать государству. Поэтому крестьяне сами себя обеспечивали продовольствием и выживали в основном за счет приусадебных участков.

Нормы снабжения рабочих и служащих дифференцировались в зависимости от вида деятельности и важности их работы для обороны. Наиболее высокие нормы были установлены для рабочих, занятых в угольной, химической, нефтяной промышленности, черной и цветной металлургии. Также было введено нормированное снабжение промышленными товарами (тканями, обувью, мылом и др.).

Но централизованное карточное снабжение не могло полностью обеспечить потребности горожан в необходимых товарах. В связи с этим Рабочим и служащим предоставлялись в пригородной зоне участки под огороды. В 1944 г. открылись коммерческие магазины, в которых стоимость продуктов превышала «пайковые» в 5-6 раз.

Источники финансовых средств в годы войны. Производство вооружения и военной техники, ведение боевых действий значительно увеличивали расходы государства, что, в свою очередь, вызывало поиск дополнительных доходов:

- были увеличены налоги с населения, введен военный налог, налог холостяков и малосемейных, а также повышены ставки сельскохозяйственного налога;

- была осуществлена подписка на государственные займы. За годы войны было выпущено четыре займа. Их облигации распределялись среди населения принудительно. Поступления от населения (налоги и займы) в 1945 г. выросли более чем в 3 раза по сравнению с предвоенным 1940 г.;

- проходил добровольный взнос в фонд обороны денежных средств, драгоценностей, отчисления части зарплаты населения. На добровольные взносы строились самолеты, танки и другая военная техника;

- аккумуляция денежных средств граждан осуществлялась также путем выпуска денежно-вещевой лотереи. За годы войны их было проведено четыре;

- для покрытия военных расходов государство прибегало к эмиссии бумажных денег. Их количество к концу войны выросло приблизительно в 4 раза.

Происходило послевоенное восстановление экономики (1946-1950 гг.). Война принесла огромные разрушения стране. Прямой экономический ущерб, нанесенный СССР, оценивался в 679 млрд. руб. (в ценах 1941 г.), что составляло треть всего национального богатства страны. Принято считать, что к 1948 г. конверсия экономики была завершена.

Однако не все военные производства были демилитаризированы. Одновременно с сокращением выпуска военной продукции старых образцов огромные средства вкладывались в разработку новых видов техники и оружия нового поколения. В 1949 г. СССР впервые успешно испытал атомную бомбу, в 1953 г. - водородную. Прямые военные расходы в начале 50-х гг. поглощали 25% расходов государственного бюджета.

Другим приоритетным направлением в развитии промышленного производства была тяжелая промышленность и ее важнейшие отрасли: машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс. Поэтому успехи послевоенной экономики - это, прежде всего успехи военного производства и тяжелой промышленности. За годы четвертой пятилетки (1946-1950) тяжелая промышленность превысила довоенный уровень в 2 раза. Высокие темпы развития тяжелой промышленности и военного производства были вызваны следующими факторами: репарации, которые СССР получал после войны, вывоз из Германии оборудования и его установка на советских предприятиях, использование труда военнопленных, существование советского ГУЛАГа, а также хорошо апробированные еще в 30-е гг. методы перекачки средств из отраслей промышленности группы Б, сельского хозяйства и социальной сферы.

Развитию отраслей группы Б отводилась второстепенная роль, и эти отрасли народного хозяйства финансировались по остаточному принципу. За годы четвертой пятилетки производство потребительских товаров не достигло довоенного уровня. Кроме того, на развитие пищевой и легкой промышленности негативно влияло тяжелое положение, сложившееся в сельском хозяйстве в военное время и в первые послевоенные годы.

По сельскохозяйственному производству нанесла сильный удар засуха 1946 г. В отдельных районах страны она привела к голоду. Однако непризнание факта голода позволило правительству пренебречь организацией необходимой производственной помощи населению.

После войны необходимо было в кратчайший срок решить сложнейшую задачу - накопление товарных запасов, позволявших перейти на ненормированное снабжение населения. Государство вновь стало осуществлять жесткую политику по отношению к сельскому хозяйству, рассматривая его как источник пополнения продовольственных государственных ресурсов. Устанавливая низкие закупочные цены на продукцию колхозов и совхозов, государство осуществляло неэквивалентный товарообмен между городом и деревней.

Были повышены сборы и налоги с доходов от продаж на свободном рынке. При этом торговать разрешалось только при наличии специального разрешения, подтверждающего, что колхоз полностью выполнил свои обязательства перед государством. Почти ничего не получая по трудодням, крестьяне вынуждены были жить за счет своих приусадебных участков. Однако, начиная с 1946 г. участки были уменьшены, а налоги на крестьян повышены. Чтобы заставить крестьян работать в 1947 г., как и в 30-е гг., был издан указ об обязательном минимуме трудодней. За его невыполнение грозила ссылка. В народе этот период назвали «вторым раскулачиванием».

Денежная реформа 1947 г. и каковы ее результаты. Огромные военные расходы в годы войны и необходимость кредитования восстановительных работ вели к разбалансировке бюджета, увеличению его дефицита и вызывали денежную эмиссию. Кроме того, в обращении ходили фальшивые деньги, выпущенные гитлеровцами с целью Подрыва денежной системы СССР.

За годы войны произошло перераспределение денежных доходов между городом и деревней в пользу последней. На территориях, которые не были оккупированы врагом, были увеличены приусадебные участки колхозников, поощрялись мелкотоварное производство и свободная продажа выращенной продукции. Вследствие фактического отсутствия розничного товарооборота население, имея на руках даже незначительные суммы денег, не могло их отоварить. Это развивало спекуляцию и вело к росту цен. Большие накопления денежных средств оседали в теневой экономике.

Последствия войны в денежном обращении были ликвидированы в ходе денежной реформы 1947 г. Старые наличные деньги в течение недели обменивались на новые из расчета 10:1. Преимущество в обмене имели те граждане, которые хранили деньги в сберкассах. Их вклады обменивались следующим образом:

- до 3 тыс. руб. - не подлежали переоценке и обменивались в соотношении 1:1;

- до 10 тыс. руб. - в соотношении 3:2;

- свыше 10 тыс. руб. - в соотношении 2:1.

С помощью установленных обменных курсов удалось изъять из обращения лишнюю денежную массу и ликвидировать дефицит основных товаров народного потребления. Но реформа в определенной степени была конфискационной. Наряду со спекулянтами, против которых в первую очередь была направлена реформа, пострадали сельские жители. Многие хранили свои денежные накопления не в сберкассах, а у себя дома, и по тем или иным причинам не успели в течение недели обменять деньги.

Одновременно была отменена карточная система, восстановлена розничная торговля и проведена реформа цен. В городах были открыты магазины, рестораны, столовые, чайные. Были введены нормы отпуска продовольственных и промышленных товаров в одни руки. Государственное снабжение сельской местности по-прежнему оставалось крайне плохим. Крестьяне обеспечивали свои потребности в продовольствии в основном за счет своих подсобных хозяйств.

Коммерческие и пайковые цены отменялись. Устанавливались единые розничные цены (средние между пайковыми и коммерческими). Вследствие этого произошел рост цен на основные товары для городских жителей.

В период 1947-1954 гг. осуществлялся медленный рост зарплаты, происходило снижение розничных цен на основные продукты питания. Но одновременно наблюдался рост цен на многие другие виды продукции. Поэтому средний уровень цен на товары потребительского спроса оставался намного выше довоенного. К тому же снижение цен, которое во многом велось с пропагандистской целью, государство компенсировало изъятием у населения части заработной платы в виде обязательных займов и сохранением низких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Сельское хозяйство СССР в середине 50-х - начале 60-х гг. После смерти Сталина в центре практической деятельности нового руководства, возглавляемого Н. С. Хрущевым, стали вопросы экономического развития страны. Особое внимание в этот период уделялось сельскому хозяйству.

Восстановление сельхозпроизводства в послевоенное время осуществлялось крайне медленно. Уровень довоенного развития был достигнут только в начале 50-х гг.

На сентябрьском пленуме 1953 г. ЦК КПСС был поставлен вопрос о совершенствовании аграрного сектора, неотложных мерах по его подъему, а также о восстановлении принципов материальной заинтересованности в сельском хозяйстве. Были повышены закупочные цены на колхозно-совхозную продукцию. К 1960 г. цены должны были вырасти в три раза, что позволяло обеспечить расширенное воспроизводство в большинстве колхозов и совхозов. Одновременно были снижены обязательные поставки продукции животноводства, уменьшен сельскохозяйственный налог, списаны долги колхозов за прошлые годы, увеличены размеры личных подсобных хозяйств колхозников и др.

В этот период улучшилось финансирование аграрного сектора, укрепилась его материально-техническая база.

С 1954 г. развернулась кампания по освоению целинных и залежных земель. Это была еще одна попытка использования методов экстенсивного роста сельскохозяйственного производства. В оборот было введено 42 млн. га пашни, где выращивалось к концу десятилетия до 40% всех зерновых. Распашка новых земель и сбор урожая позволили на какое-то время нейтрализовать проблему нехватки зерна. Несмотря на трудовой героизм советских людей, поднимавших целину, количество нерешенных проблем, связанных с освоением новых земель, постоянно увеличивалось: не хватало финансовых средств, зернохранилищ или даже простых укрытий для зерна; машин, чтобы вывозить хлеб на элеваторы; сельской техники, удобрений, кадров и т. п. Многие земли в Казахстане относились к зоне рискованного земледелия, так как песчаные бури, характерные для этих мест, срывали плодородный слой почвы и уничтожали посевы.

Следующим шагом реформирования сельского хозяйства явилась реорганизация машинно-тракторных станций, которая началась в 1954 г. Техника передавалась в колхозы, которые должны были ее выкупать. Принятое решение застало многие хозяйства врасплох. Долгие годы колхозы не могли расплатиться за технику с государством. В 1965 г. их задолженность была списана.

Многие принятые руководством страны решения в отношении аграр­ного сектора были ошибочными и непоследовательными. Так, находясь под влиянием идеологических представлений о преимуществе государственной формы собственности над колхозно-кооперативной, во второй половине 50-х гг. началось массовое преобразование колхозов в совхозы, превращение колхозников в государственных сельхозрабочих. Другое решение было связано с принудительным внедрением по всей стране посевов кукурузы, в том числе и в тех районах, в которых она не успевала вызревать за летний период.

В 1959 г., всего через несколько лет после начала реформ, были введены запреты на содержание и разведение в подсобных хозяйствах колхозников скота, ограничения на продажу кормов для него. В результате скот вновь был порезан.

Несмотря на многочисленные попытки преобразования сельского хозяйства с целью его подъема и эффективного развития, рост сельхозпродукции был незначительным. За семилетие (1959-1965) объем сельскохозяйственного производства вырос только на 10%, в то время как по плану он должен был увеличиться на 70%.

Промышленное производство в середине 50-х - начале 60-х гг. В этот период были определены главные направления развития промышленности - повышение технического уровня производства на базе электрификации, комплексной механизации и автоматизации.

Благодаря принятым мерам, которые носили характер государственных мобилизационных программ, удалось добиться высоких результатов в развитии отдельных направлений промышленного производства: была построена атомная электростанция (1954 г.), осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли (1957 г.), был выведен в космос первый корабль с человеком на борту (1961 г.). Была проведена модернизация всех видов транспорта. Железнодорожный транспорт переводился на электровозную и тепловую тягу, воздушный оснащался новым парком современных скоростных самолетов. Широкое развитие получил трубопроводный транспорт. В некоторых отраслях промышленного производства произошли прогрессивные структурные сдвиги. Радикально изменился топливный баланс страны (уменьшилась добыча угля, выросло производство нефти и газа). Активно развивались химическая промышленность и новое ее направление - выпуск искусственных материалов с заданными свойствами.

Итоги развития промышленности за годы семилетки (1959-1965) были впечатляющими. Промышленность перевыполнила государственный план (по плану ожидался рост промышленного производства на 80%, фактический рост составил 84%).

Однако негативные тенденции, характерные для советской промышленности, не были преодолены и в этот период. Промышленность в целом продолжала развиваться на экстенсивной основе за счет нового строительства и роста вовлекаемых в производство ресурсов. Усилились структурные диспропорции в развитии промышленного производства (между группами А и Б). В 1940 г. удельный вес выпуска средств производства составлял 61,2%, а в 1960 г. он поднялся до 72,5%. Соответственно снизилась доля товаров широкого потребления. Поэтому в начале 60-х гг. потребности советских людей в товарах народного потребления по-прежнему не удовлетворялись.

Новые отрасли промышленности, появившиеся в результате развернувшейся в мире научно-технической революции (робототехника, микроэлектроника, компьютерная техника и др.), в СССР были развиты крайне слабо. Научно-техническое отставание советской промышленности от промышленности развитых капиталистических стран к середине 60-х гг. усилилось.

Переход к территориально-отраслевой системе управления. В 1950-е гг. стало очевидно, что невозможно решить все проблемы одними административными методами, что необходимо расширять хозяйственную самостоятельность местных руководителей. С этой целью в 1957 г. было решено перенести основные функции управления из центра на места.

Были упразднены отраслевые и союзные министерства. Сохранялись лишь министерства обороны, иностранных и внутренних дел, а также ведавшие военным производством. Страна была разделена на экономические административные районы, во главе которых стояли советы народного хозяйства (совнархозы). Совнархозы стали главными органами управления, именно на них были возложены функции упраздненных министерств, а также общие вопросы экономического развития района.

Реформа оказалась неудачной. Центральные административные органы были заменены местными, но методы управления не изменились. Кроме того, единое хозяйство страны оказалось разделенным на части. Руководители каждого совнархоза создавали замкнутое на себя хозяйство, в котором производилось все необходимое для жизни района. Получилось что-то вроде феодальной раздробленности.

Разобщенность районов мешала планировать производство в масштабах страны, препятствовала специализации предприятий (руководители совнархозов, стремясь наладить все необходимое производство у себя дома, загружали специализированные предприятия дополнительной продукцией).

Реформа отрицательно воздействовала на функционирование крупных отраслей промышленности, тормозила развитие технического прогресса, ослабляла межрегиональные связи, порождала местничество. А главное, созданная система управления не приводила к заметным успехам в экономике и не выполняла целей, для которых была создана.

Экономика СССР в 1965-1991 гг. Реформирование экономики Российской Федерации в 1990-е гг. Советская экономика в начале 60-х гг. С конца 50-х гг. в экономике страны стали отчетливо ощущаться явления, схожие с периодом конца 40-х гг. В промышленности наблюдались следующие процессы:

- значительное увеличение капитальных вложений, превышавшее возможности государственного бюджета;

- массовый приток неквалифицированной рабочей силы, повышение текучести кадров;

- увеличение дефицита потребления товаров в результате снижения интенсивности развития средств потребления и более интенсивного роста средств производства.

В сельском хозяйстве также происходило снижение темпов роста. В 1959-1964 гг. среднегодовое производство зерновых на душу населения едва превышало уровень 1913 г.

Рост конечного продукта происходил в значительной степени за счет экстенсивных факторов. Использование основных фондов ухудшалось. Роль производительности труда в увеличении объемов производства снижалась. Соответственно возрастала потребность в дополнительных основных фондах, увеличении численности рабочих. Среднегодовой прирост национального дохода, используемый на потребление и накопление, не обеспечивал решение основных социально-экономических задач.

Изменения в структуре производства, значительный разрыв в темпах роста производства средств производства и производства предметов потребления свидетельствовали об отсутствии заинтересованности производителей в повышении фондоотдачи, снижении материалоемкости, внедрении научно-технических достижений.

Действовавшая система оценки работы промышленных предприятий и строительных организаций, колхозов и совхозов заставляла больше думать о выполнении текущих планов, а не о перспективе.

Интенсификация производства на базе ускорения научно-технического прогресса и повышения качества работы требовала иной системы руководства экономикой, и в частности - планирования. Несмотря на Различие точек зрения, большинство специалистов объединяло мнение о необходимости создания условий для проявления местной инициативы.

Следовало пересмотреть систему ценообразования, повысить роль прибыли для оценки деятельности предприятий, а также показателей, ориентирующих на повышение эффективности использования ресурсов и снижение издержек производства. Для этого необходимо было кардинальное реформирование экономики.

Реформирование сельского хозяйства в 1960-е гг. в СССР. Разработка нового механизма хозяйствования на основе сочетания общественных и личных интересов началась после мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, определившего направления повышения материальной заинтересованности колхозников и рабочих совхозов в росте производства. Была определена новая система планирования производства и заготовок продукции. По важнейшим видам сельскохозяйственной продукции устанавливался твердый план заготовок в течение 10 лет, по другим видам продукции (например, зерна) план сокращался, а его перевыполнение поощрялось. Сверхплановые закупки производились по повышенным ценам, с надбавкой в размере 50%. Однако принятые меры стимулировали занижение плановых заготовок. В целом же за 3 года реформ (1965-1967), объем валовой продукции сельского хозяйства возрос на 15%.

Впервые в сельском хозяйстве получила признание идея «государственного плана-заказа». Имея твердый план закупок на длительный срок, хозяйство должно было самостоятельно составлять производственный план, предусматривающий рациональное использование ресурсов, специализированного производства. Впоследствии вопреки принятым решениям планы обязательных закупок систематически менялись, как это было прежде.

Резко усилилось финансирование аграрного сектора. Впервые за все годы советской власти в сельское хозяйство направлялись значительные капитальные вложения на осуществление комплексной механизации и электрификации производства, мелиорацию и химизацию почвы.

Возрождалась звеньевая система организации производства - от крупных бригад переходили к небольшим звеньям, отвечающим за весь технологический цикл, с оплатой труда по количеству и качеству произведенной продукции. Применение такой системы дало поразительные результаты: многократный рост производительности труда, значительное снижение издержек производства, рост прибыли. Однако в дальнейшем это начинание не получило распространения, так как требовало коренного изменения существующей командной системы колхозно-совхозного производства и экономики в целом.

Основные направления экономической реформы 1965 г. Сентябрьский Пленум ЦК КПСС 1965 г. признал необходимость восстановления отраслевой системы управления, расширения самостоятельности предприятий, более активного использования товарно-денежных отношений при сохранении надлежащего планового руководства экономикой. Среди прочих была особо выделена задача повышения эффективности производства. Предусматривались меры по ограничению функций центральных органов управления, усилению экономических методов руководства промышленностью, сочетанию государственного планирования с развитием хозрасчетных отношений, централизованного отраслевого управления с широкой местной инициативой. Вводилась хозрасчетная система экономических стимулов, нацеленная на рост производительности труда, повышение качества продукции, снижение издержек производства.

Весь комплекс мер, направленных на создание нового хозяйственного механизма, получил название экономической реформы 1965 г. Она началось в промышленности, позднее - в строительстве и других отраслях. Реформа осуществлялось по следующим направлениям:

- изменение организационной структуры управления. Предполагался возврат к отраслевому принципу управления, создание союзных и союзно-республиканских министерств. Расширение хозяйственной самостоятельности усилило децентрализацию во взаимоотношениях Союза ССР и союзных республик. Сохранялась система централизованного распределения материальных ресурсов. По важнейшим изделиям эту функцию выполнял Госплан, а по остальным - Госснаб. Ряд функций управления производством был передан в системы объединений, так как малые и средние предприятия были не в состоянии эффективно выполнять материально-техническое снабжение, сбыт продукции и т. д.;

- изменение системы планирования. Государственная концепция по совершенствованию планового управления состояла в усилении перспективного планирования, развитии программно-целевых методов, вариантных расчетов на ЭВМ для принятия оптимальных решений. Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий предполагало сокращение числа директивных показателей, укрупнение номенклатуры выпускаемой продукции, замену оценочного показателя деятельности предприятия. Показатель валовой продукции был заменен на объем реализованной продукции, так как он позволял объективнее оценивать деятельность предприятий, лучше согласовывать их интересы с потребителями. Менялась система показателей плана по труду. Вместо численности промышленно-производственного персонала и средней зарплаты устанавливался общий фонд заработной платы и рост производительности труда. Важным вопросом была перестройка ценообразования. Проведенная реформа оптовых цен учитывала теперь фондоемкость продукции, размер платы за производственные фонды, отчисления в фонд материального стимулирования. Новая ценовая политика обеспечивала работу предприятий в условиях хозрасчета. Уровень рентабельности предприятий и отраслей выровнялся и составил в среднем 15% к производственным фондам. Количество убыточных предприятий сократилось;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 50; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.