Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фауст” Й.– В. Гете: розкриття суті існування та проблема призначення людини. 3 страница




· Все эти проблемы раскрываются через характеры главных героев романа-- Евгения Онегина, Владимира Ленского и Татьяны Лариной. Общей заставкой и в то же время определяющей драму каждого из них могут быть следующие слова:

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она;

Что наши лучшие желанья,

Что наши свежие мечтанья

Исчезли быстрой чередой,

Как листья осенью гнилой.

… Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь, как на обряд

И вслед за чинною толпою

Идти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей.

В то же время каждый из героев – это отдельный мир, это субъективная жизненная позиция, это индивидуальная судьба.

Евгений Онегин сначала задумывался Пушкиным чем-то вроде байроновского Дон-Жуана. Однако очень скоро стало понятно, что из Онегина получается абсолютно «русское явление». Оказалось, что для «английского сплина» нашлось вполне русское соответствие, именуемое «русской хандрой». К тому же и причины для этой хандры были также совершенно русские, прочувствованные молодыми современниками Пушкина и отразившиеся в судьбе Онегина как «лишнего человека». Наиболее важные моменты, реально обусловившие судьбу Онегина:

· воспитание и образование на иностранный лад, данное «французом убогим», привело к отрыву от национальных основ, а затем и непониманию проблем современной ему русской действительности;

· отсутствие привычки к какому бы то ни было труду усиливало скуку и неудовлетворенность жизнью;

· страсть к призрачной свободе (как отголосок романтических идей) оттолкнула его от так сильно полюбившей его Татьяны Лариной;

· и в то же время живой ум и способность чувствовать привели его в конечном итоге к состоянию глубокого внутреннего дискомфорта, когда человек уже точно знает, что ему не нужно, и не знает, к чему ему стремиться;

· Онегин постепенно превращается в «страдающего атеиста» (В.Белинский).

·

Владимир Ленский, безусловно, оттеняет Онегина, хотя и сам по себе он самостоятельное остаточное явление романтического мира («поклонник Канта и поэт, он из Германии туманной привёз учености плоды,

ум пылкий и довольно странный …»). Его романтический идеализм проявляется во всем (и в его поэтическом творчестве, и в отношении к людям, и в понимании любви). Нельзя не признать жестокой и беспочвенной дуэль которая свела Ленского в могилу. Однако и романтические иллюзии Ленского, мешавшие ему развиваться и уводившие его от реальной и подчас жестокой жизни все дальше и дальше, скорее всего не принесли бы ему счастья.

Быть может он для блага мира,

Иль хоть для славы был рожден:

Его умолкнувшая лира

Гремучий непрерывный звон

В веках поднять могла…

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел.

Прошли бы юношества лета:

В нем пыл души бы охладел.

Во многом он бы изменился,

Расстался б с музами, женился,

В деревне, счастлив и рогат,

Носил бы стеганый халат;

Узнал бы жизнь на самом деле,

Подагру б в сорок лет имел

Пил, ел, скучал, толстел, хирел,

И, наконец, в своей постели

Скончался б посреди детей,

Плаксивых баб и лекарей.

 

Татьяна Ларина: и милый идеал поэта и «образ первой в русской литературе реальной русской женщины» (В.Белинский).

Как реальная женщина она имеет обычное (без романтических затей) русское имя – Татьяна. Она не красавица, у нее спокойный, тихий нрав (в отличие от бушующих вулканом страстей романтических героинь). Она должна подчиняться законам домашнего быта и семейных традиций. На ярмарку невест не хочет ехать не только потому, что видит в этом унижение своего достоинства, но и потому, что у нее платья старого фасона… Привычка к чтению научила ее самостоятельно мыслить и разбираться в людях. Как «милый идеал» поэта, Татьяна искренна, доверчива, чистосердечна, способна на истинную любовь и на сострадание. Ей в высшей мере присуще чувство глубокого женского достоинства. Она может дважды признаться Онегину в любви, однако она из тех, кто в силу своего внутреннего убеждения «никогда не построит своего счастья на несчастии другого человека» (Ф.Достоевский).

Историзм романа (в котором в числе его героев, по словам Белинского, нет ни одного исторического лица), позволяет видеть как совершено конкретные реалии времени, так и определить время действия в романе – (1819-1825).

Современному читателю совершенно необходимо обращаться к многочисленным комментариям в приложении, сопровождающим роман, чтобы уяснить для себя смысл многих слов, понятий, названий, имен и фамилий действительно давно уже ушедших в историю, но так точно представляющих пушкинское время. Вот только некоторые примеры:

Семенова – знаменитая трагическая актриса;

Дидло – автор и постановщик балетов;

Милльонная – улица в Петербурге, ныне Халтурина; охтенка – жительница Охты, петербургской окраины; «облатки (розовая сохнет)» - бумажные кружочки, которыми заклеивались конверты во времена Пушкина; «Толстого кисть…» - Федор Толстой, известный художник; архивны юноши – шутливое прозвище молодых людей, служивший в министерстве иностранных дел; Собранье – Московское «Благородное собрание», где проводились балы и спектакли; олиргахические беседы - беседы избранного круга общества; Макарьев – имеется в виду ярмарка в городе Макарьеве, где она устраивалась до 1817 года, а позже переместилась в Нижний Новгород; Туманский – поэт В.Туманский (1800-1860), служивший в Одессе вместе с Пушкиным и т.д.

Неотъемлемой частью романа является стихия юмора, с помощью которой Пушкин воспринимает противоречивость жизни и ее драматизм, рассказывает о своих героях, делает философские выводы и наблюдения.

… любите самого себя,

достопочтенный мой читатель

 

…привычка свыше нам дана –

замена счастию она.

 

55. Лірика М. Ю. Лермонтова: теми, мотиви, особливості поетики.

«Пуля Мартынова срезала

верхушку с дерева русской поэзии,

после чего оно пошло расти не вверх,

а в сучья …» (В.Солоухин)

 

· Особенности лирики Лермонтова:

- «отсутствие ложных чувств, ошибочных образов и натянутого восторга»;

- «…резко ощутимое присутствие мысли»;

- субъективный и исповедальный характер его поэзии;

- пессимизм и противоречивость мировосприятия;

- философичность;

- своеобразное взаимопроникновение романтизма и реализма;

- «лермонтовкий элемент»:

«…свежесть благоухания, художественная роскошь форм, поэтическая прелесть и простота образов, энергия, могучесть языка, полнота чувств, глубокость и разнообразие идей, необъятность содержания – суть родовые характеристические приметы поэзии Лермонтова и залог ее будущего великого развития» (В.Г. Белинский)

- «Самые первые произведения Лермонтова были ознаменованы печатью какой-то особенности: тут было много чего-то столь индивидуального, столь тесно соединенного с личностью творца, - много такого, что мы не можем иначе охарактеризовать, как назвавши «лермонтовким элементом». (В.Г. Белинский)

Раннее обостренное восприятие мира проявилось в многообразии мотивов лермонтовкой поэзии, таких как свобода, воля, одиночество, странничество, изгнанничество, память, забвение, любовь, ненависть, обман, жизнь и смерть, мщение, тоска, земля и небо, время, вечность, действие, подвиг, судьба и т.д.

Мотивы формируются в темы:

- родины («Бородино», «Поле Бородина», «Два великана», «Родина», «Дума», «Прощай, немытая Россия», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Завещание»).

- поэта и поэзии («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Журналист, читатель и писатель», «Молитва», «Кинжал», «Не верь себе»).

- философская лирика («Чаша жизни», «Выхожу один я на дорогу», «На Севере диком», «Три пальмы», «Горные вершины», «Молитва», «Демон»)

- тема одиночества и избранности: («Парус», «Узник», «И скучно, и грустно», «Горные вершины», «Нет, я не Байрон», «Воздушны корабль», «Наполеон»).

Поэма «Мцыри» - ярчайший образец романтизма в поэзии М.Лермонтова, хотя написана она была после таких реалистических опытов, как роман «Княгиня Лиговская» и поэма «Песня про купца Калашникова». Невозможность найти сильную и свободную личность в окружающей его действительности заставляет поэта создать такого героя в поэме «Мцыри». Этому способствовал и предшествующий опыт написания романтических кавказских поэм («Измаил-Бей», «Аул Бастунджи», «Хаджи-Абрек»).

Авторская экспозиция 1-2 глав намечает все основные этапы жизни героя, поэтому в монологе Мцыри главные внимание сосредоточено не на событийной стороне, а на духовной биографии героя. Мцыри – «естественный человек» с присущей ему чуткостью, задушевностью и вместе с тем огромной силой воли. Но он в то же время является и идеальным образом – человеком, до конца верным идеалам отчизны и свободы и готовым ради этого на все.

Черты романтизма в поэме:

· в центре внимания единственный герой, главная страсть которого – свобода;

· условность сюжета и необыкновенные обстоятельства;

· развернутый монолог как основной способ раскрытия характера героя;

· напряженность действия, гиперболичность переживаний;

· яркий, экспрессивный, эмоциональный язык поэмы.

 

56. Тема України у творчості М. В. Гоголя.

«Смотрите не на то, любят

ли вас другие, а на то,

любите ли вы других»

 

Тема Украины ярче всего воплотилась в сборниках Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), «Миргород» (1835)

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Сорочинская ярмарка

Вечер накануне Ивана Купала

Майская ночь, или Утопленница

Пропавшая грамота

Ночь перед Рождеством

Страшная месть

Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка

Заколдованное место

«Миргород»

«Старосветские помещики»

«Тарас Бульба»

«Вий»

«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

 

· Интерес к Малороссии и украинскому колориту обозначился уже в появившихся исторических и этнографических исследованиях Шаликова, Бантыш-Каменского, Левицкого, Конисского.

· Литературный контекст эпохи (произведения Пушкина, Рылеева, Гулака-Артемовского, Котляревского).

· «Вечера…» раскрывают материально-бытовую жизнь украинского народа, а также духовные и моральные основы народной души.

· Национально-фольклорная основа «Вечеров…» дает возможность представить жизнь украинского народа в широком срезе:

- использование песен, пословиц, поговорок, легенд, преданий служит раскрытию души украинцев, их понятий о добре и зле, любви и ненависти, славе и богатстве, совести и предательстве. Гоголь в своих повестях раскрывает здоровый народный дух и высокие моральные качества своих соотечественников, не скрывая при этом и негативных моментов;

- изображение народных праздников, гуляний, национальных костюмов, обычаев, блюд национальной кухни и т. д., раскрывает особенности и самобытность народной культуры и быта;

- важным поэтическим элементом повестей в сборнике является волшебно-сказочная фантастика, которой в большинстве случаев не свойственна мистика. С одной стороны, украинская «демонология» свидетельствует об остром уме и здравом смысле ее создателей. С другой – она дает возможность в переплетении реального и ирреального почувствовать философский подтекст в осознании украинцами противоречий жизни (продажа души черту в «Ночи накануне Ивана Купала» - это не просто фантастический элемент, а глубокое понимание порочной жажды денег и ее губительного влияния на душу человека).

- истинно-национальную основу имеет и стихия юмора в «Вечерах…», многообразие его оттенков.

· Созданные Гоголем повести «Вечеров…» отличаются оригинальностью:

- поэтизируя жизнь украинского народа, Гоголю удалось избежать ее идеализации;

- представленный автором многообразный романтический мир, пронизан морально-философской проблематикой;

- национально-фольклорная основа «Вечеров…» дала возможность проникнуть в первоначальные основы народной души.

«Тарас Бульба»

Эта повесть стала не только результатом осмысления Гоголем одного из сложных периодов национальной истории, но и прямым противопоставлением современного ему дворянства героическим натурам прошлого.

Повесть "Тарас Бульба"- это национально-героическая эпопея, основанная на глубоком изучении Гоголем исторического прошлого своего отечества, исторических исследований, литературных и фольклорных источников.

Исторические исследования: "Описание Украины" французского историка Боплана"; "История о казаках запорожских" Мышецкого.

Литературные источники: исторические романы В. Скотта, произведения на историческую тематику Рылеева, Пушкина, Марлинского, Кюхельбекера.

Фольклорные источники: исторические думы и песни.

В повести воссозданы сложные национально-исторические процессы 16-17в., когда возникло, формировалось и объединялось в Запорожской Сечи украинское казачество, которое, по словам Н. Гоголя, "вышибло из народной груди огниво бед". Будучи далеким от идеализации Запорожской Сечи, Н. Гоголь увидел в ней царство героического духа и братства, для которого ничего нет выше свободы отечества.

Основа повести — национальный дух свободолюбивого запорожского казачества в исторически реальном героическом проявлении;

Цель — в историческом прошлом найти те фундаментальные основы, которые могут быть залогом будущего развития.

Повесть имеет 2 редакции; во второй редакции борьба украинского казачества против польской шляхты осмыслена как общенародное освободительное движение; в связи с этим обогатился историко-бытовой фон; появились новые герои и конфликты; произошли изменения в разработке характеров главных персонажей.

Характер Андрия усложнился и стал психологически более достоверным его внутренний мир, более эмоционально зазвучала тема любви Андрия к польской панне.

И в заключение подчеркнем, что романтическое начало в творчестве Гоголя определялось прежде всего представлениями о гармонии красоты, с одной стороны, и добра, нравственности, с другой. Эта гармония, по представлению Гоголя, должна была распространяться не только на существование отдельного человека, но и на человеческое общество в целом. По словам В. Брюсова, "романтическое начало является в творчестве Гоголя одним из составных элементов… его реализма".

 

57. Роман Ф. М. Достоєвського ”Злочин і кара” як філософсько-психологічний роман.

«Человек есть великая тайна и ее надо разгадать…»

«Среда виновата, но человек ответственен».

«Красотою мир спасется»

Ф.М.Достоевский

«Преступление и наказание»

философско-психологический роман, где социальная основа явл. ярким фоном событий
убийство сестры старухи нарушило смысл эксперимента. «Раскольников не случайно убил Лизавету. Он лишь случайно не убил Соню» (Ю.Карякин. Достоевский и какун ХХIв. – М.,1989)
убийство старухи – проверка идеи
разрешение крови по совести – утверждение права насилия одних над другими; Свидригайлов, Лужин

 

 

 
 

 

 


Ю.Карякин «Достоевский и канун ХХІ века»:

· «Раскольников видит в своей теории двух разрядов величайшее открытие и – не видит, что на деле он лишь присоединяется вековой логике ненавистного ему мира…»

· «Теория двух разрядов – даже не обоснование преступления. Она сама есть преступление, т.к. решает в сущности один вопрос – кому жить, кому не жить».

· «А ну как другой Раскольников сочтет нашего вошью? А того – другой Раскольников? А если кто-нибудь другой, тоже исповедующий теорию двух разрядов, решит, что ему для самопроверки необходимо убить мать Раскольникова, или сестру? Как к этому Родион Романович отнесется? Обрадуется? А если не обрадуется? Опять непоследовательность получается?

· А случись на месте Лизаветы мать, сестра? Убил бы? Или для родственников все-таки исключение? А для детей? Но тогда ведь и треснет вся монолитность теории – мнимая монолитность бесчеловечной теории».

 

"Преступление и наказание" как роман:

 

философский психологический
1. Вечная загадка жизни – смешения в ней добра и зла как основной мотив романа; 2. Вечный спор добра и зла в душе каждого человека; 3. В центре внимания человек идеи; 4. Идея сверхчеловека и размещение «крови по совести» 5. Полифония* 6. Единение философских, моральных, социальных, психологических проблем в романе. 1. Автор сосредоточен на внутреннем мире героев; 2. В центре внимания человек-одиночка; 3. Человек в экстремальной ситуации (в тупике); 4. Гипертрофированный индивидуализм Раскольникова; 5. Конфликт теории с нравственным чувством; 6. Глубокое проникновение в душевные процессы, которые максимально обострены; 7. Анализ подсознания (сны Раскольникова); 8. Внутренний мир тесно связан с внешними обстоятельствами.

* Полифония: «Внутренняя интеллектуальная жизнь разных, в том числе противоположных по умственному складу героев настроена у Достоевского по одному камертону, обращена к одним и тем же объективным и универсальным философским проблемам действительности, образующим общую художественную тему, которая проводиться автором через различные голоса, многообразно преломляясь в них».

Формы проявления полифонии:

- наличие героя-идеолога;

- Диалог автора и героя;

- внутренний диалог героя;

- столкновение мировоззренческих позиций.

Своеобразие реализма Ф.Достоевского

1. На первом плане – человек идеи, и главное внимание уделяется развертыванию, обоснованию и проверка идеи в столкновении с другими идеями;

2. Исследование действительности, проникающей в сознание человека;

3. Исследование сложных случаев совести;

4. Человек в экстремальной психологической ситуации;

5. Анализ души человека-одиночки;

6. Анализ души героя с точки зрения извечной борьбы в ней добра и зла как противоположность начал;

7. Особый драматизм и напряженность романов Достоевского – романы-трагедии;

8. Фантастический реализм Достоевского: использование исключительных фактов, почерпнутых из газетной и журнальной хроники, когда каждый факт становится типическим обобщением русской жизни.

 

58. Тематична різноманітність ранніх оповідань А. П. Чехова.

 

Первый сборник рассказов Чехова «Пёстрые рассказы» вышел в 1886 году. Тематическон разнообразие ранних рассказов Чехова формируют:

· Тема «маленького человека»;

· Тема чиновничества;

· Тема пошлости, мещанства, подхалимства, трусости;

· Тема «футлярной жизни» и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 72; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.