КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фауст” Й.– В. Гете: розкриття суті існування та проблема призначення людини. 3 страница
· Все эти проблемы раскрываются через характеры главных героев романа-- Евгения Онегина, Владимира Ленского и Татьяны Лариной. Общей заставкой и в то же время определяющей драму каждого из них могут быть следующие слова: Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она; Что наши лучшие желанья, Что наши свежие мечтанья Исчезли быстрой чередой, Как листья осенью гнилой. … Несносно видеть пред собою Одних обедов длинный ряд, Глядеть на жизнь, как на обряд И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей. В то же время каждый из героев – это отдельный мир, это субъективная жизненная позиция, это индивидуальная судьба. Евгений Онегин сначала задумывался Пушкиным чем-то вроде байроновского Дон-Жуана. Однако очень скоро стало понятно, что из Онегина получается абсолютно «русское явление». Оказалось, что для «английского сплина» нашлось вполне русское соответствие, именуемое «русской хандрой». К тому же и причины для этой хандры были также совершенно русские, прочувствованные молодыми современниками Пушкина и отразившиеся в судьбе Онегина как «лишнего человека». Наиболее важные моменты, реально обусловившие судьбу Онегина: · воспитание и образование на иностранный лад, данное «французом убогим», привело к отрыву от национальных основ, а затем и непониманию проблем современной ему русской действительности; · отсутствие привычки к какому бы то ни было труду усиливало скуку и неудовлетворенность жизнью; · страсть к призрачной свободе (как отголосок романтических идей) оттолкнула его от так сильно полюбившей его Татьяны Лариной;
· и в то же время живой ум и способность чувствовать привели его в конечном итоге к состоянию глубокого внутреннего дискомфорта, когда человек уже точно знает, что ему не нужно, и не знает, к чему ему стремиться; · Онегин постепенно превращается в «страдающего атеиста» (В.Белинский). · Владимир Ленский, безусловно, оттеняет Онегина, хотя и сам по себе он самостоятельное остаточное явление романтического мира («поклонник Канта и поэт, он из Германии туманной привёз учености плоды, ум пылкий и довольно странный …»). Его романтический идеализм проявляется во всем (и в его поэтическом творчестве, и в отношении к людям, и в понимании любви). Нельзя не признать жестокой и беспочвенной дуэль которая свела Ленского в могилу. Однако и романтические иллюзии Ленского, мешавшие ему развиваться и уводившие его от реальной и подчас жестокой жизни все дальше и дальше, скорее всего не принесли бы ему счастья. Быть может он для блага мира, Иль хоть для славы был рожден: Его умолкнувшая лира Гремучий непрерывный звон В веках поднять могла… А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел. Прошли бы юношества лета: В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался б с музами, женился, В деревне, счастлив и рогат, Носил бы стеганый халат; Узнал бы жизнь на самом деле, Подагру б в сорок лет имел Пил, ел, скучал, толстел, хирел, И, наконец, в своей постели Скончался б посреди детей, Плаксивых баб и лекарей.
Татьяна Ларина: и милый идеал поэта и «образ первой в русской литературе реальной русской женщины» (В.Белинский). Как реальная женщина она имеет обычное (без романтических затей) русское имя – Татьяна. Она не красавица, у нее спокойный, тихий нрав (в отличие от бушующих вулканом страстей романтических героинь). Она должна подчиняться законам домашнего быта и семейных традиций. На ярмарку невест не хочет ехать не только потому, что видит в этом унижение своего достоинства, но и потому, что у нее платья старого фасона… Привычка к чтению научила ее самостоятельно мыслить и разбираться в людях. Как «милый идеал» поэта, Татьяна искренна, доверчива, чистосердечна, способна на истинную любовь и на сострадание. Ей в высшей мере присуще чувство глубокого женского достоинства. Она может дважды признаться Онегину в любви, однако она из тех, кто в силу своего внутреннего убеждения «никогда не построит своего счастья на несчастии другого человека» (Ф.Достоевский).
Историзм романа (в котором в числе его героев, по словам Белинского, нет ни одного исторического лица), позволяет видеть как совершено конкретные реалии времени, так и определить время действия в романе – (1819-1825). Современному читателю совершенно необходимо обращаться к многочисленным комментариям в приложении, сопровождающим роман, чтобы уяснить для себя смысл многих слов, понятий, названий, имен и фамилий действительно давно уже ушедших в историю, но так точно представляющих пушкинское время. Вот только некоторые примеры: Семенова – знаменитая трагическая актриса; Дидло – автор и постановщик балетов; Милльонная – улица в Петербурге, ныне Халтурина; охтенка – жительница Охты, петербургской окраины; «облатки (розовая сохнет)» - бумажные кружочки, которыми заклеивались конверты во времена Пушкина; «Толстого кисть…» - Федор Толстой, известный художник; архивны юноши – шутливое прозвище молодых людей, служивший в министерстве иностранных дел; Собранье – Московское «Благородное собрание», где проводились балы и спектакли; олиргахические беседы - беседы избранного круга общества; Макарьев – имеется в виду ярмарка в городе Макарьеве, где она устраивалась до 1817 года, а позже переместилась в Нижний Новгород; Туманский – поэт В.Туманский (1800-1860), служивший в Одессе вместе с Пушкиным и т.д. Неотъемлемой частью романа является стихия юмора, с помощью которой Пушкин воспринимает противоречивость жизни и ее драматизм, рассказывает о своих героях, делает философские выводы и наблюдения. … любите самого себя, достопочтенный мой читатель
…привычка свыше нам дана – замена счастию она.
55. Лірика М. Ю. Лермонтова: теми, мотиви, особливості поетики.
«Пуля Мартынова срезала верхушку с дерева русской поэзии, после чего оно пошло расти не вверх, а в сучья …» (В.Солоухин)
· Особенности лирики Лермонтова: - «отсутствие ложных чувств, ошибочных образов и натянутого восторга»; - «…резко ощутимое присутствие мысли»; - субъективный и исповедальный характер его поэзии; - пессимизм и противоречивость мировосприятия; - философичность; - своеобразное взаимопроникновение романтизма и реализма; - «лермонтовкий элемент»: «…свежесть благоухания, художественная роскошь форм, поэтическая прелесть и простота образов, энергия, могучесть языка, полнота чувств, глубокость и разнообразие идей, необъятность содержания – суть родовые характеристические приметы поэзии Лермонтова и залог ее будущего великого развития» (В.Г. Белинский) - «Самые первые произведения Лермонтова были ознаменованы печатью какой-то особенности: тут было много чего-то столь индивидуального, столь тесно соединенного с личностью творца, - много такого, что мы не можем иначе охарактеризовать, как назвавши «лермонтовким элементом». (В.Г. Белинский) Раннее обостренное восприятие мира проявилось в многообразии мотивов лермонтовкой поэзии, таких как свобода, воля, одиночество, странничество, изгнанничество, память, забвение, любовь, ненависть, обман, жизнь и смерть, мщение, тоска, земля и небо, время, вечность, действие, подвиг, судьба и т.д. Мотивы формируются в темы: - родины («Бородино», «Поле Бородина», «Два великана», «Родина», «Дума», «Прощай, немытая Россия», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Завещание»). - поэта и поэзии («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Журналист, читатель и писатель», «Молитва», «Кинжал», «Не верь себе»). - философская лирика («Чаша жизни», «Выхожу один я на дорогу», «На Севере диком», «Три пальмы», «Горные вершины», «Молитва», «Демон») - тема одиночества и избранности: («Парус», «Узник», «И скучно, и грустно», «Горные вершины», «Нет, я не Байрон», «Воздушны корабль», «Наполеон»). Поэма «Мцыри» - ярчайший образец романтизма в поэзии М.Лермонтова, хотя написана она была после таких реалистических опытов, как роман «Княгиня Лиговская» и поэма «Песня про купца Калашникова». Невозможность найти сильную и свободную личность в окружающей его действительности заставляет поэта создать такого героя в поэме «Мцыри». Этому способствовал и предшествующий опыт написания романтических кавказских поэм («Измаил-Бей», «Аул Бастунджи», «Хаджи-Абрек»).
Авторская экспозиция 1-2 глав намечает все основные этапы жизни героя, поэтому в монологе Мцыри главные внимание сосредоточено не на событийной стороне, а на духовной биографии героя. Мцыри – «естественный человек» с присущей ему чуткостью, задушевностью и вместе с тем огромной силой воли. Но он в то же время является и идеальным образом – человеком, до конца верным идеалам отчизны и свободы и готовым ради этого на все. Черты романтизма в поэме: · в центре внимания единственный герой, главная страсть которого – свобода; · условность сюжета и необыкновенные обстоятельства; · развернутый монолог как основной способ раскрытия характера героя; · напряженность действия, гиперболичность переживаний; · яркий, экспрессивный, эмоциональный язык поэмы.
56. Тема України у творчості М. В. Гоголя. «Смотрите не на то, любят ли вас другие, а на то, любите ли вы других»
Тема Украины ярче всего воплотилась в сборниках Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), «Миргород» (1835) «Вечера на хуторе близ Диканьки» Сорочинская ярмарка Вечер накануне Ивана Купала Майская ночь, или Утопленница Пропавшая грамота Ночь перед Рождеством Страшная месть Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка Заколдованное место «Миргород» «Старосветские помещики» «Тарас Бульба» «Вий» «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
· Интерес к Малороссии и украинскому колориту обозначился уже в появившихся исторических и этнографических исследованиях Шаликова, Бантыш-Каменского, Левицкого, Конисского. · Литературный контекст эпохи (произведения Пушкина, Рылеева, Гулака-Артемовского, Котляревского). · «Вечера…» раскрывают материально-бытовую жизнь украинского народа, а также духовные и моральные основы народной души. · Национально-фольклорная основа «Вечеров…» дает возможность представить жизнь украинского народа в широком срезе: - использование песен, пословиц, поговорок, легенд, преданий служит раскрытию души украинцев, их понятий о добре и зле, любви и ненависти, славе и богатстве, совести и предательстве. Гоголь в своих повестях раскрывает здоровый народный дух и высокие моральные качества своих соотечественников, не скрывая при этом и негативных моментов; - изображение народных праздников, гуляний, национальных костюмов, обычаев, блюд национальной кухни и т. д., раскрывает особенности и самобытность народной культуры и быта; - важным поэтическим элементом повестей в сборнике является волшебно-сказочная фантастика, которой в большинстве случаев не свойственна мистика. С одной стороны, украинская «демонология» свидетельствует об остром уме и здравом смысле ее создателей. С другой – она дает возможность в переплетении реального и ирреального почувствовать философский подтекст в осознании украинцами противоречий жизни (продажа души черту в «Ночи накануне Ивана Купала» - это не просто фантастический элемент, а глубокое понимание порочной жажды денег и ее губительного влияния на душу человека). - истинно-национальную основу имеет и стихия юмора в «Вечерах…», многообразие его оттенков. · Созданные Гоголем повести «Вечеров…» отличаются оригинальностью: - поэтизируя жизнь украинского народа, Гоголю удалось избежать ее идеализации; - представленный автором многообразный романтический мир, пронизан морально-философской проблематикой; - национально-фольклорная основа «Вечеров…» дала возможность проникнуть в первоначальные основы народной души. «Тарас Бульба» Эта повесть стала не только результатом осмысления Гоголем одного из сложных периодов национальной истории, но и прямым противопоставлением современного ему дворянства героическим натурам прошлого. Повесть "Тарас Бульба"- это национально-героическая эпопея, основанная на глубоком изучении Гоголем исторического прошлого своего отечества, исторических исследований, литературных и фольклорных источников. Исторические исследования: "Описание Украины" французского историка Боплана"; "История о казаках запорожских" Мышецкого. Литературные источники: исторические романы В. Скотта, произведения на историческую тематику Рылеева, Пушкина, Марлинского, Кюхельбекера. Фольклорные источники: исторические думы и песни. В повести воссозданы сложные национально-исторические процессы 16-17в., когда возникло, формировалось и объединялось в Запорожской Сечи украинское казачество, которое, по словам Н. Гоголя, "вышибло из народной груди огниво бед". Будучи далеким от идеализации Запорожской Сечи, Н. Гоголь увидел в ней царство героического духа и братства, для которого ничего нет выше свободы отечества. Основа повести — национальный дух свободолюбивого запорожского казачества в исторически реальном героическом проявлении; Цель — в историческом прошлом найти те фундаментальные основы, которые могут быть залогом будущего развития. Повесть имеет 2 редакции; во второй редакции борьба украинского казачества против польской шляхты осмыслена как общенародное освободительное движение; в связи с этим обогатился историко-бытовой фон; появились новые герои и конфликты; произошли изменения в разработке характеров главных персонажей. Характер Андрия усложнился и стал психологически более достоверным его внутренний мир, более эмоционально зазвучала тема любви Андрия к польской панне. И в заключение подчеркнем, что романтическое начало в творчестве Гоголя определялось прежде всего представлениями о гармонии красоты, с одной стороны, и добра, нравственности, с другой. Эта гармония, по представлению Гоголя, должна была распространяться не только на существование отдельного человека, но и на человеческое общество в целом. По словам В. Брюсова, "романтическое начало является в творчестве Гоголя одним из составных элементов… его реализма".
57. Роман Ф. М. Достоєвського ”Злочин і кара” як філософсько-психологічний роман. «Человек есть великая тайна и ее надо разгадать…» «Среда виновата, но человек ответственен». «Красотою мир спасется» Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Ю.Карякин «Достоевский и канун ХХІ века»: · «Раскольников видит в своей теории двух разрядов величайшее открытие и – не видит, что на деле он лишь присоединяется вековой логике ненавистного ему мира…» · «Теория двух разрядов – даже не обоснование преступления. Она сама есть преступление, т.к. решает в сущности один вопрос – кому жить, кому не жить». · «А ну как другой Раскольников сочтет нашего вошью? А того – другой Раскольников? А если кто-нибудь другой, тоже исповедующий теорию двух разрядов, решит, что ему для самопроверки необходимо убить мать Раскольникова, или сестру? Как к этому Родион Романович отнесется? Обрадуется? А если не обрадуется? Опять непоследовательность получается? · А случись на месте Лизаветы мать, сестра? Убил бы? Или для родственников все-таки исключение? А для детей? Но тогда ведь и треснет вся монолитность теории – мнимая монолитность бесчеловечной теории».
"Преступление и наказание" как роман:
* Полифония: «Внутренняя интеллектуальная жизнь разных, в том числе противоположных по умственному складу героев настроена у Достоевского по одному камертону, обращена к одним и тем же объективным и универсальным философским проблемам действительности, образующим общую художественную тему, которая проводиться автором через различные голоса, многообразно преломляясь в них». Формы проявления полифонии: - наличие героя-идеолога; - Диалог автора и героя; - внутренний диалог героя; - столкновение мировоззренческих позиций. Своеобразие реализма Ф.Достоевского 1. На первом плане – человек идеи, и главное внимание уделяется развертыванию, обоснованию и проверка идеи в столкновении с другими идеями; 2. Исследование действительности, проникающей в сознание человека; 3. Исследование сложных случаев совести; 4. Человек в экстремальной психологической ситуации; 5. Анализ души человека-одиночки; 6. Анализ души героя с точки зрения извечной борьбы в ней добра и зла как противоположность начал; 7. Особый драматизм и напряженность романов Достоевского – романы-трагедии; 8. Фантастический реализм Достоевского: использование исключительных фактов, почерпнутых из газетной и журнальной хроники, когда каждый факт становится типическим обобщением русской жизни.
58. Тематична різноманітність ранніх оповідань А. П. Чехова.
Первый сборник рассказов Чехова «Пёстрые рассказы» вышел в 1886 году. Тематическон разнообразие ранних рассказов Чехова формируют: · Тема «маленького человека»; · Тема чиновничества; · Тема пошлости, мещанства, подхалимства, трусости; · Тема «футлярной жизни» и др.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 72; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |