Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как правило, темы в рассказах переплетаются.




В ранних рассказах Чехов продолжает тему «маленького человека», традиционную для русской литературы начала и середины XIX века. Однако эта тема раскрывается у Чехова новаторки. Первой художественной особенностью ранних рассказов писателя является их комический пафос во всех разновидностях (иронический, юмористический и сатирический). Вторая особенность выразилась в том, что в русской литературе до Чехова «маленький человек» изображался главным образом сочувственно, внимание читателя обращалось на горести и жизненную неустроенность «маленького человека» («Станционный смотритель» А.С.Пушкина, «Шинель» Н.В. Гоголя), но к середине 80-х годов XIX века в общественном сознании сформировалось новое отношение к «маленьким людям». Оно выразилось в том, что общество перестало умиляться «маленьким людям» и плакать над их несчастиями, но стало относиться к ним с уважением, которое неминуемо ведёт к требовательности: Чехов не прощает «маленьким людям» пошлости, подхалимства, трусости и т.д. Такая требовательность к героям не отменяет гуманного отношения к ним со стороны списателя.

Условно ранние рассказы Чехова можно разделить на три группы. В них представлено разное авторское отношение к «маленькому человеку». К первой группе относятся такие рассказы, как «Пересолил» (1885), «Сапоги» (1885), «Сирена» (1887). Это юмористические произведения, в которых описываются разные комические сценки из жизни «маленьких людей». Рассказ «Пересолил» напоминает анекдот. Трусливый землемер Смирнов так запугал своего возницу, что сам попал в смешное положение: Клим убежал, бросив лошадь и телегу, а землемер остался посреди незнакомого леса один ночью. Смешная путаница изображается в рассказе «Сапоги», но здесь отмечены и многозначительные подробности: старый и больной ревматизмом настройщик музыкальных инструментов Муркин имеет только одни сапоги – потеря их становится для него настоящим несчастьем. Живёт этот старик одиноко в гостиничных номерах, и никому на свете нет до него дела.

В своих юмористических рассказах Чехов намеренно упрощает сюжет и создаёт комическую ситуацию, но не комические характеры. Образы «маленьких людей» получаются глубокими, даже трагическими: жуткий страх, который владеет землемером Смирновым, - следствие всеобщего страха в современном российском обществе; неприкаянность и нищета старика Муркина – отражение тяжёлой жизни бедняков.

Во вторую группу можно объединить сатирические рассказы: «Толстый и тонкий» (1883), «Смерть чиновника» (1883), «Хамелеон» (1884), «Унтер Пришибеев» (1885). Здесь писатель критикует-высмеивает существующий общественный порядок и представляет яркие образы мелких чиновников—«маленьких людей». В этих героях показаны и сатирически гиперболизированы тупость, хамство (в унтере Пришибееве), подхалимство (в «тонком» Порфирии), беспринципность (в полицейском Очумелове), страх (в экзекуторе Червякове).

Рассказ «Смерть чиновника», как отмечали литературоведы, очень напоминает по сюжету «Шинель» Гоголя. Но существенная разница именно в раскрытии образа главного героя. Гоголевский Акакий Акакиевич, потеряв шинель, обращается за помощью к «значительному лицу», но грозный генерал в ответ только «распекает» мелкого чиновника. Чеховский Червяков, наоборот, сталкивается с вполне достойным гражданским генералом Бризжаловым, который спокойно воспринял случайное происшествие в театре. Иван Дмитриевич Червяков так запуган жизнью, что не может поверить в добрые намерения генерала, поэтому он пять раз просит прощение у Бризжалова. Своё человеческое достоинство Червяков унижает сам. Он является мелким человеком не по должности, а по душевным качествам. Преклонение перед «персонами», как экзекутор называет высших чиновников, стало для героя не просто нормой жизни, но перешло в характер. Он умирает потому, что генерал пренебрёг «уважением к персонам», то есть не принял извинений должным образом, а для экзекутора вследствие этого рухнул привычный миропорядок. В самом конце рассказа Чехов акцентирует замечательную деталь: Червяков умер, не снимая вицмундира, который, несомненно, будет на нем и в гробу, что подчёркивает преклонение мелкого чиновника перед бюрократическим порядком и формой.
При всём том Иван Дмитриевич вызывает скорее жалость, чем презрение. Он никому не сделал зла, в истории с Бризжаловым он отстаивает свои жизненные принципы. Червяков смешон своей нелепой настойчивостью и жалок тем, что сам отказывается от собственного человеческого достоинства.

Чехов выбирает реальные, приближенные к жизни ситуации. Интересен в этом смысле рассказ «Толстый и тонкий», где встреча бывших гимназических друзей происходит в самой обычной обстановке (на вокзале) и где сатирически высмеивается как раз мелкий чиновник Порфирий. Он трусит и добровольно холопствует даже перед своим школьным приятелем Мишей, который не является его начальником, никак не может повлиять на его служебную карьеру и проявляет к Порфирию дружеское чувство без тени презрения и высокомерия.

Третьею группу составляют рассказы, которые ближе всего к традиционному изображению «маленького человека», в них выражается пронзительная жалость и сочувствие к простым, незаметным людям. Извозчик Иона Потапов из рассказа «Тоска» (1886), безусловно, является «маленьким человеком», ему не к кому пойти со своим горем. Он целый вечер возит разных седоков, но никто не желает выслушать его и посочувствовать. Рассказ заканчивается страшной сценой, когда, не найдя сочувствия у людей, Иона говорит своей лошади о смерти единственного сына.

Подводя итог вышесказанному, заметим, что ранние рассказы Чехова составили портрет русского общества 80-х годов XIX века, как его видел и понимал писатель. Обычно в ранних рассказах автор описывает короткую бытовую сценку, но она раскрывает глубокую психологическую драму «маленького человека». Идеей ранних рассказов Чехова становится обличение мещанства и пошлости, отсутствие духовных интересов, высоких жизненных целей у героев, которые чаще всего принадлежат к мелкому чиновничеству и к городским низам. В анализируемых рассказах не используется гротеск, но зато сложно переплетается сатирическое и ироническое изображение, что постепенно превратится в неповторимую художественную манеру Чехова.
Особенности ранних рассказов А.П. Чехова

1. Рассказы невелики по объему.

2. Не большое количество героев.

3. "Говорящие" фамилии.

4. Простые, часто иронические названия.

5. Отсутствие описаний и авторских характеристик героев.

6. Характеры героев раскрываются в поступках.

7. Диалоги как средство раскрытия характеров.

8. Правдоподно-смешная речь, раскрывающая внутреннюю сущность героев.

Произведения Чехова 80-х годов демонстрируют новое, чеховское отношение к традиционным героям: писатель не только осуждает, но и сожалеет о своих персонажах. Таким образом, на смену традиционному сочувствию приходит сложное отношение к «маленькому человеку», включающее и сочувствие, и сожаление, и осуждение.

 

59. Лірика С. О. Єсеніна: основні мотиви, зв’язок з фольклором.

Основные произведения С.Есенина:

· кн.стихотворений: «Радуница», «Голубень», «Преображение», «Исповедь хулигана» и др.

· циклы: «Кобыльи корабли», «Москва Кабацкая», «Персидские мотивы» и др.;

· поэмы: «Инония», «Иорданская голубица», «Сорокоуст», «Русь бесприютная», «Русь советская», «Русь уходящая», «Анна Снегина», «Пугачев», «Черный человек» и др.

Есенин признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве». Основной лейтмотив – сакральности (святости) Руси, Руси деревенской, Руси изначальной, который формирует центральную тему творчества = тему Руси. И действительно, о чем бы ни писал Есенин, всегда присутствует тема родины. Даже, если Есенин пишет о Востоке (цикл «Персидские мотивы»), все равно прослеживается тема Руси. Например, стихотворение «Шагане ты моя, Шаганэ…»:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Примечательно, что Восток здесь присутствует лишь в женском имени Шагане и топониме Шираз, все же остальные строки – о России…

Тема Руси – основная в творчестве С.Есенина. Характерно, что Есенин создает образ не России, как геополитического пространства, а воспевает поэтический образ деревенской Руси, Руси изначальной, о чем свидетельствует фольклорная традиция.

Фольклорно-мифологические и религиозные основы поэзии Есенина, ярко воплощены в сборнике «Радуница» (1916 г.). Заметим, что Радуница – это праздничная неделя в народном календаре славян, начинавшаяся весной на Красную горку (деревенские гуляния: песни, хороводы, игры, обряды, связанные со встречей весны, красна солнышка и т.д.) и заканчивающаяся в субботу. Эти дни считались свадебными, брачную радость несущими любящим молодым сердцам. В эти дни также «радовали» – поминовали предков.

В сборнике «Радуница» находит индивидуальное воплощение традиционная мифопоэтическая картина мира:

· древо как центр мира, крестьянская изба и двор как воплощения обустроенного универсума, образ «деда» как патриарха рода и как Бога-Творца;

· одухотворение предметного мира, широко используется прием олицетворения природы, к примеру: «Заколдован невидимкой, /Дремлет лес под сказку сна./Словно белою косынкой /Повязалася сосна.// Понагнулась, как старушка,/Оперлася на клюку…» или «Отрок-ветер по самые плечи /Заголил на березке подол». Мотивы одушевленности природы, идея братства людей, животных и растений воплощена в сюжетике Есенина («Песнь о собаке», «Корова», «Лисица» и др.), а в поэтике – в частых метафорических взаимоуподоблениях (лирический герой – клен, береза – девушка, месяц – ягненок, жеребенок, ворон, луна – лягушка и т.д);

· использование символики сакральных цветов (синий, золотой, серебряный, алый).

К фольклорной традиции восходят также:

· устойчивые эпитеты: (Край) любимый, родной, (Русь) родная, златая, (дом) родимый, (родина) любимая,

· былинные обращения: «Гой ты, Русь моя родная…»;

· различного рода повторы и параллелизмы.

Вообще для художественного мира Есенина характерно соединение языческой и христианской образности. Он воспевает деревенскую Русь, ее природу, которая для лирического героя сакральна (т.е.святая), например, образы: хаты – в ризах образа, ивы – кроткие монашки. Лирический герой «странник», «захожий богомолец», который пришел поклониться полям, лугам, березкам…

Художественную доминанту образа Руси составляют:

· Бесконечное пространство: «рязанские раздолья», где «не видать конца и края», «бесконечная дорога убегает лентой вдаль», «голубые далекие дали » и т.д.;

· Сладкие запахи: «Пахнет яблоком и медом по ночам твой кроткий Спас».

· Преобладающий звук – звон. В поэзии Есенина звенит даже то, что, казалось бы, вообще звенеть не может: «вззвенивает лес», «звонно чахнут тополя», «я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных»

· Наиболее часто встречаются белый/серебряный, желтый/золотой, синий/голубой, зеленый, красный цвета, в различных цветовых оттенках. «О Русь – малиновое поле / И синь, упавшая в реку…»; Есенин говорил: «Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…». Часто Русь в его стихах голубая, златая. Частое использование золотого и серебряного цветов придают оттенок святости изображаемому, белого, голубого, розового – чистоты, духовности и возвышенности.

· Излюбленными есенинскими тропами в стихотворениях выступают метафоры и олицетворения, стилистические фигуры повторов, риторические восклицания и обращения;

· Огромную роль в поэтизации Руси играет фольклорно-песенное начало.

Многие стихотворения Есенина, положены на музыку: «Клен ты мой опавший» – музыка неизвестного композитора, «Письмо матери» –композитор Василий Липатов, «Над окошком месяц» – композитор Евгений Попов, «Дорогая, сядем рядом…» – положил на музыку певец Юрий Гуляев. Более чем 15 стихотворений Есенина стали романсами благодаря композитору Григорию Федоровичу Пономаренко. Среди них наиболее известны: «Отговорила роща золотая…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Пускай ты выпита другим…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Выткался на озере…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Заметался пожар голубой…», «Собаке Качалова».

В 1920-е годы в творчестве Есенина звучат мотивы печали о безвозвратно ушедшем былом, преждевременного заката жизни, не в последнюю очередь связанные с «Русью уходящей» под натиском «Руси советской», о чем свидетельствуют одноименные поэмы «Русь советская», «Русь уходящая», а также «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни…», «Отговорила роща золотая…» и др. Усиливаются мотивы одиночества, трагизма жизни («Жизнь – обман с чарующей тоскою…», поэма «Черный человек»), философского осмысления сложного человеческого бытия. Но и в стихотворениях 1925-го года (последнего года жизни), где подводится своеобразный жизненный итог, Есенин утверждает: Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

 

 

60. Морально – філософська проблематика роману М. Булгакова «Майстер і Маргарита”.

План ответа:

«Мастер и Маргарита» (1928-1940)

Философская проблематика:

· Проблема истины. «Что есть истина?», - спрашивает Пилат у Иешуа. Поиск ответа на этот «вечный» вопрос человечество ведет во все века.

· Добра и зла, вечной борьбы между добром и злом (в картине мира, изображенной Булгаковым, Воланд - «Дух зла» - не всесилен. Он –повелитель лишь в своей области. Он является в земной мир тогда, когда зло, творимое людьми, достигает своего апогея. И каждого человека он испытывает, ставит в ситуацию нравственного выбора между добром и злом. И если человек делает выбор в сторону зла (нравственные проблемы алчности, например, сцена в Варьете; предательства – барон Майгель – «наушник и шпион» и др.; лжи и трусости – почти все москвичи, изображенные в романе), то он попадает под власть Воланда и его свиты, начинаются «проделки» свиты – следует наказание. Но выбор, по Булгакову, за человеком (Босой мог не брать взятку, но делает свой выбор в сторону зла и наступает расплата). Зло, творимое Воландом и его свитой – меньшее, по сравнению с тем злом, которое совершают люди (предательство и травля Мастера и т.д.). На фоне людей Воланд и свита с их проделками кажутся весьма симпатичными.

· Проблема власти и личности – линия Понтия Пилата и Иешуа; галерея москвичей (многие из них наделены пусть маленькой, но властью: председатель Массолита Берлиоз, директор Варьете Степа Лиходеев, председатель жилтоварищества Босой, финдиректор Варьете Римский, администратор Варенуха и т.д.). Власть, по Булгакову, это насилие (слова Иешуа «Всякая влать является насилием…», - т.е злом, - «и настанет царство истины, когда не надо будет никакой власти». Представитель власти в покоренной римлянами Иудее – пятый прокуратор Понтий Пилат. Его образ с начала романа и до конца двойственен (что задано уже в начале с помощью детали одежды – «белый плащ с кровавым подбоем», поскольку «изнанка» власти – кровь: он подписывает смертные приговоры, отправляет людей на казнь). Внутри Пилата идет борьба между Пилатом-представителем власти и Пилатом-человеком, который в сцене допроса Иешуа начинает симпатизировать философу и даже думает оправдать его, если бы не вопрос о власти (третье обвинение, выдвинутое первосвященниками Иешуа – «призывал к свержению власти». Когда Пилат слышит это третье обвинение, перед его взором проплывает в кровавой гуще лик императора). Из-за трусости прокуратора (рефреном в романе звучат слова: «Трусость – один из наитягчайших пороков», «Трусость – самый тяжкий порок»), страха за собственную судьбу, Пилат предает Иешуа, подписывает тому смертный приговор и оглашает его народу Ершалаима (по Новому Завету, окончательную участь Иисуса решает толпа, подбуреваемая фарисеями).

Иешуа – носитель добра: «Нет недобрых людей, есть только несчастные люди». Даже перед смертью он просит стражников дать попить и разбойнику, который рядом мучается на столбе. Хотя внешне образ Иешуа перекликается с образом Иисуса, но Булгаков значительно меняет новозаветную историю и отличий между Иешуа и Иисусом больше (возраст, родители, количество учеников, способ казни и т.д.), чем сходств. Булгаков снимет т.н. «божественные» черты в облике Иешуа и показывает его человеком. Зачем Булгаков «переписывает» Евангелие? Он, видимо, хочет показать, что истины добра, милосердия, сострадания могут и должны быть присущи не только сыну Бога, но и просто – человеку. В эпилоге Иешуа прощает Пилата, на мольбу прокуратора сказать, что той ужасной казни не было, улыбаясь, отвечает, что «конечно же, не было», - т.е. являет еще один акт милосердия.

· Проблема любви, самопожертвования и милосердия. По Булгакову, любовь и милосердие – это сфера добра и вершат их в романе именно люди: Иешуа – прошает Пилата, Мастер – прощает искалечившую его Москву (в сцене на Воробьевых горах), Маргарита («не подавайте платок Фриде…»). Во имя любви Маргарита совершает самопожертвование – лишь ради информации о Мастере (никто не обещает ей его спасения) – она становится ведьмой-королевой Бала Сатаны. Но Маргарита проявляет милосердие: после бала просит не для себя (спасение Мастера), а просит о спасении Фриды, – т.е. проявляет добро-милосердие, – и выходит из-под власти Воланда, что ему не очень нравится, поморщившись, он отвечает: «Милосердие – не нашего ведомства дело…Каждое ведомство должно заниматься своими делами…Я этого делать не буду…Это сделаете вы». Перед добром-милосердием Воланд отступает, Маргарита отпускает на свободу Фриду.

· Проблема свободы и несвободы творчества (образ Мастера и московских литераторов). По Булгакову, творчество дает человеку ощущение свободы (Мастер). Литераторы продажны: пишут под социальный заказ, - тотальная система лжи, столкнувшись с которой, Мастер сжигает свою рукопись. Но, по Булгакову, «Рукописи не горят!», - т.е подлинное творчество бессмертно.

 

 


* Крипотограма




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 87; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.