Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникация — определение понятия




Главе первая

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ГЛАВЫ

Пол Хейне

«Экономический образ мышления»

ГЛАВА ПЕРВАЯ

КОММУНИКАЦИЯ

-ключевое понятие теории и практики управления, или почему Бог создал сначала барабанщика и только потом охотника и кузнеца.

^

4^К


Глава первая

Социальная жизнь начинается с коммуникации.

По преданию одного из африканских племен, Бог при сотворении обитателей континента создал сначала барабанщика и только потом охотника и кузнеца.

Мудрый африканский Бог понимал: племя выживет не столько благодаря меткому охотнику или ловкому кузнецу, сколько при наличии умелого барабанщика, который в минуту опасности мгновенно соберет суетящихся по хижинам или разбредшихся по окрестным зарослям соплеменников.

Барабан в жизни африканских племен играет настолько значительную роль, что каждому из новорожденных дается два имени — одно имя обычное, речевое, а второе — специально для барабана. Барабанное имя! {1]

Барабанный язык понимает практически каждый африканец, рожденный в деревне.

По словам Л. Фробениуса, «посредством звуков барабана, слышимых на расстоянии нескольких верст, разные деревни переговариваются одна с другой о самых интимных вещах. Дразнят друг друга, объявляют друг другу войну, дают сведения о состоянии здоровья и заседаниях суда, даже ругают друг друга...» [2].

Такую же функцию «коллективного организатора» выполнял вечевой колокол на Руси.

Сегодня коммуникация еще более x чести.

Один из руководителей американской фирмы «Сирс», су­мевшей увеличить объем продаж с 5 до 15 млрд. долларов в год, так объяснял причину успеха: «Много лет назад мы поняли, что существует только один способ расширить дело — улучшить коммуникацию». Специалисты считают, что руково­дитель организации от 50 до 90 процентов своего времени тратит на коммуникацию.

По подсчетам авторов известного в России учебника «Ос­новы менеджмента» 73 процента американских, 63 процента английских, 85 процентов японских руководителей считают, что коммуникации являются главным препятствием на пути. достижения эффективности их организаций [З].

Коммуникации выполняют жизнеобеспечивающую роль в каждой организации. Если вдруг перекрыть потоки сообщений в организации, то она прекратит свое существование.

Каждая организация пронизана сетью каналов, которые предназначены для сбора, анализа и систематизации инфор­мации о внешней среде, а также для передачи переработанных сообщений обратно во внешнюю среду. Так, соответствующее подразделение организации сообщает информацию об опреде­ленных факторах внешней среды, влияющих на конъюнкту­ру, — экономических, политических, технологических и т. д. Затем выявляются наиболее критические, способные ослабить конкурентоспособность организации, после чего организация конструктивно реагирует на эти внешние тревожные сигналы.

Именно коммуникация служит средством включения орга­низации во внешнюю среду, обеспечивает ей необходимый уровень взаимодействия с окружающими аудиториями, без общения с которыми невозможно или бессмысленно сущест­вование организации — потребителями, поставщиками, фи­нансистами, избирателями.

Прежде всего, коммуникация — это одна из форм взаимо­действия людей в процессе общения.

Ряд ученых практически отождествляют коммуникацию и общение (А. Леонтьев).

Обычно под общением понимается нечто многоплановое — взаимодействие общественных субъектов (классов, групп), об­мен деятельностью, умениями, навыками, а также результата­ми деятельности. Посредниками при общении выступают не только продукты духовной, эмоциональной деятельности, но и орудия труда, предметы материальной культуры.

Коммуникацию же рассматривают как информационный аспект общения.

Психологи обозначают термином коммуникация процессы обмена продуктами психической деятельности.

Социологи подразумевают под коммуникацией передачу со­циальной информации [4].

Учитывая позиции тех и других, коммуникацию можно определить как процесс передачи эмоционального и интеллекту­ального содержания.

В кибернетике, например, под коммуникацией понимают «обмен информацией между сложными динамическими систе-


Глава первая

мами и их частями, которые в состоянии принимать инфор­мацию, накапливать ее, преобразовывать» [5].

На обыденном уровне, согласно энциклопедическому слова­рю, коммуникация определена как «общение, передача инфор­мации от человека к человеку». Такого понимания коммуни­кации вполне достаточно, чтобы разобраться в предлагаемом материале.

Необходимо также учитывать, что коммуникация может иметь место лишь в том случае, если общающиеся люди понимают друг друга, то есть у них имеется общий социальный опыт, если они говорят на одном языке. Вряд ли вы поймете африканского барабанщика, который дробью своего инструмен­та передает в соседнюю деревню последние новости или прог­ноз погоды.

В этом плане интересен случай из маркетинговой прктики «Дженерал моторе». Фирма выпустила на латиноамериканский рынок новую модель автомобиля и назвала его специально для латиноамериканцов — «Чеви Нова». Модель «не пошла» на рынке. Проводя исследование, фирма, к своему ужасу, устано­вила, что слово «нова» по-испански означает «она не едет».

Чтобы лучше уяснить этот важный для менеджера-профес­сионала аспект коммуникации, определите, как будет изменять­ся характер общения между лицами, принадлежащими к раз­ным социальным группам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 62; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.