КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Массовая информация
ИНФОРМАЦИЯ ВСТАВКА 1.1. / ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА ПРИНАДЛЕЖАТ: а) одной семье б) одному государству в) разным расам г) разным языковым группам д) разным полам е) разным возрастам ; ж) различным по профессии, по имущественному положению, религии, объему прав и обязанностей, по политическим партиям, по научным, художественным, литературным вкусам и т.д. а) разным семьям б) разным государствам в) одной расе г) одной языковой группе д) одному полу е) одному возрасту ж) сходным по профессии, степени богатства, религии, объему прав и обязанностей, по политическим партиям, художественным, литературным вкусам и т. д. Источник: Сорокин П. Система социологии, т. 1, часть 1. — Петроград, ^1920. С. 196. Глава первая Эта таблица предложена известным философом и социологом П. Сорокиным, который самым детальным образом разрабатывал проблему взаимодействия индивидов, считая ее центральной в социологии. Общество, по П. Сорокину, есть «совокупность взаимодействующих людей». Ученый писал: «Взаимодействие двух или большего числа индивидов есть родовое понятие социальньїх явлений; оно может служить моделью последних. Изучая строение этой модели, мы можем познать строение всех общественных явлений. Разложив взаимодействие на составные части, мы разложим тем самым на части самые сложные социальные явления» [б]. Теперь понятно, почему африканский Бог так возвысил барабанщика — главного общественного коммуникатора — постоянно связывающего своими сигналами соплеменников в единое жизнеспособное целое. Только опутанные невидимыми нитями коммуниации, взаимодействуя, туземные племена могли выжить. Как не бывает дыма без огня, так не бывает коммуникации,без информации.
Если коммуникация рассматривается как процесс, то информация — это то, что передается в ходе этого процесса. То, чем люди обмениваются при коммуникации. Можно выделить два вида информации: биологическую (генетическую) и социальную. Биологическая информация содержится в хромосомах организмов и передается по наследству. Социальная информация заново приобретается каждым поколением (индивидом). В одной-единственной хромосоме человека заключено количество информации, соответствующее четырем тысячам томов по пятьсот страниц каждый. А космический аппарат «Викинг», опустившийся в 1976 г. на Марс, имел в своих компьютерах заранее запрограммированные инструкции содержащие несколько больший объем информации, чем, например, у бактерии, и значительно меньший, чем у водоросли [7]. Информация, которую использует человек, решая практические жизненные задачи, обычно рассматривается как знание. Один из создателей кибернетики Н. Винер дал следующее определение информации: Глава первая Глава первая «Информация — это обозначение содержа11™» полученного из внешнего мира в процессе нашего присії0000™111"1 к нему и приспособления к нему наших чувств» [8]- Некоторые ученые склонны считать науТУ «машиной» по переработке информации. В повседневной практике под информации обычно понимают сведения, представляющие определеніїьій интерес, которыми обмениваются люди в процессе общее™- Циркулирующая в обществе информация» к созданию ко^ торой приложил руку человек, называется социальной. В^ ней отражаются практически все формы и видьі человеческой деятельности — политика, экономика, наука, моральные нормы и религиозные ценности, искусство, идеолог™» образцы поведения и т. д. Попытаемся как-то классифицировать циркулирующую в обществе информацию. Очевидно, что ее можно разделить на два больших массива: систематизированную (регламентированную по времени, объему, содержанию, состаиу отправителей и получателей), и несистематизированную (слУ^йную, безадресную).
Если в роли источника выступает субъе^ управления, говорят об управленческой информации. В зависимости от направления, ее различают на вертикальную (циркулирующую между органами управления разного уровня) и горизонтальную (между структура^™ одного уровня). В. Афанасьев предлагает различать упраР^нческую информацию в зависимости от того какие функций управленческого процесса она обслуживает. Информация, которая кладется в основу Принятия решения, называют исходной. Информация, которую используют при реализации решения, выполнении конкретных организационных действий — называют организационной информацией. Любое управленческое решение сопровоз*ЗДается определенными предписаниями, нормами, правилами» рекомендациями. Такого рода информация называется peгyлl^pУЮЩeй• На завершающем этапе управленческого цикла фигурирует учетно-контрольная информация [9]. В дальнейшем будет показана важность деления управленческой информации на внешнюю (об окружающей организацию среде) и внутреннюю (непосредственно о данной организации). По мнению американских исследователи Р. Акоффа и Ф. Эмери [11] информацию по типу произРОД1™1'" ею изменений можно разделить следующим образом: — сообщения информирующего характера, — сообщения инструктирующего характера, — сообщения мотивирующего характера. Очевидно, что множество сообщений содержат в себе признаки каждого из этих трех типов. Человек живет в мире переполненном информацией. Информация формирует человека. Делает из него личность. «Что такое я сам? — восклицает Гете. — Что я сделал? Я собрал в использовал все, что видел, слышал, наблюдал. Мои произведения вскормлены тысячами различньїх индивидов, невеждами и мудрецами, умными и глупцами; детство, зрелый возраст, старость — все принесли мне свои мысли, свои способности, свои надежды, свою манеру жить; я часто снимал жатву, посеянную другими, мой труд — труд коллективного существа, и носит он имя Гете» [10]. Носителями социальной информации являются — речь, графика, знаковые системы, коды, символы, различные технические средства.
Источником социальной информации является человеческая деятельность. Специалисты называют четыре основных способа выработки информации: самонаблюдение, взаимодействие, сообщение и анализ. Самонаблюдение — это собственные источники информации человека: образование, опыт, квалификация и другие приобретенные знания. Взаимодействие — это общение с одним или несколькими людьми, сопровождающееся взаимным обменом информацией. Сообщение — это письма, файлы данных и специально организованные исследования. Анализ — это выработка информации путем количественных моделей и методов принятия решений [12]. Автор исследований по проблемам массовой коммуникации' Б. Грушин дает определение массовой информации, основываясь на понятии информационная деятельность. Под информационной деятельностью он понимает различные виды оперирования информацией: — создание информации (формулирование суждений, закрепление их в соответствующих текстах, системах знаков), — перевод информации из одной знаковой системьэ в другую, Глава первая Глава иервая — размножение информации, — распространение информации, — потребление информации, — использование информации (манипулирование текстом, создание новой информации), — хранение информации (обеспечение возможности ее многократного использования), — разрушение информации. Отсюда и определение массовой информации — как любой социальной информации, которой хотя бы на одной из стадий ее жизненного цикла, оперирует масса. Таким образом: — это информация, которая рождается в массовой аудитории, или — это информация, которая распространяется по массовым каналам, или — это информация, которая потребляется массовой аудиторией [13]. Масштабы охвата общества массовой информацией чрезвычайно велики. Границы ее распространения условны или, как говорят сегодня политики, — прозрачны. Многие страны поднимают в ООН вопрос об информационном суверенитете. Но — тщетно. Спутники связи положили конец надеждам. Мир, по словам канадского профессора М. Маклюэна, превратился в глобальную деревню.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 81; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |