Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовая информация




ИНФОРМАЦИЯ

ВСТАВКА 1.1.

/

ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА ПРИНАДЛЕЖАТ:

а) одной семье

б) одному государству

в) разным расам

г) разным языковым группам

д) разным полам

е) разным возрастам ;

ж) различным по профессии, по имущественному положению, рели­гии, объему прав и обязанностей, по политическим партиям, по научным, художественным, литературным вку­сам и т.д.

а) разным семьям

б) разным государствам

в) одной расе

г) одной языковой группе

д) одному полу е) одному возрасту

ж) сходным по профессии, степени богатства, религии, объему прав и обязанностей, по политическим пар­тиям, художественным, литератур­ным вкусам и т. д.

Источник: Сорокин П. Система социологии, т. 1, часть 1. — Петроград, ^1920. С. 196.

Глава первая

Эта таблица предложена известным философом и социоло­гом П. Сорокиным, который самым детальным образом раз­рабатывал проблему взаимодействия индивидов, считая ее центральной в социологии.

Общество, по П. Сорокину, есть «совокупность взаимодей­ствующих людей».

Ученый писал: «Взаимодействие двух или большего числа индивидов есть родовое понятие социальньїх явлений; оно может служить моделью последних. Изучая строение этой модели, мы можем познать строение всех общественных яв­лений. Разложив взаимодействие на составные части, мы раз­ложим тем самым на части самые сложные социальные явле­ния» [б].

Теперь понятно, почему африканский Бог так возвысил барабанщика — главного общественного коммуникатора — по­стоянно связывающего своими сигналами соплеменников в единое жизнеспособное целое. Только опутанные невидимыми нитями коммуниации, взаимодействуя, туземные племена мог­ли выжить.

Как не бывает дыма без огня, так не бывает коммуникации,без информации.

Если коммуникация рассматривается как процесс, то ин­формация — это то, что передается в ходе этого процесса. То, чем люди обмениваются при коммуникации.

Можно выделить два вида информации: биологическую (генетическую) и социальную.

Биологическая информация содержится в хромосомах ор­ганизмов и передается по наследству. Социальная информация заново приобретается каждым поколением (индивидом).

В одной-единственной хромосоме человека заключено коли­чество информации, соответствующее четырем тысячам томов по пятьсот страниц каждый. А космический аппарат «Викинг», опустившийся в 1976 г. на Марс, имел в своих компьютерах заранее запрограммированные инструкции содержащие не­сколько больший объем информации, чем, например, у бакте­рии, и значительно меньший, чем у водоросли [7].

Информация, которую использует человек, решая практи­ческие жизненные задачи, обычно рассматривается как знание.

Один из создателей кибернетики Н. Винер дал следующее определение информации:


Глава первая

Глава первая

«Информация — это обозначение содержа11™» полученного из внешнего мира в процессе нашего присії0000111"1 к нему и приспособления к нему наших чувств» [8]-

Некоторые ученые склонны считать науТУ «машиной» по переработке информации.

В повседневной практике под информации обычно пони­мают сведения, представляющие определеніїьій интерес, кото­рыми обмениваются люди в процессе общее™-

Циркулирующая в обществе информация» к созданию ко^ торой приложил руку человек, называется социальной. В^ ней отражаются практически все формы и видьі человеческой де­ятельности — политика, экономика, наука, моральные нормы и религиозные ценности, искусство, идеолог™» образцы пове­дения и т. д.

Попытаемся как-то классифицировать циркулирующую в обществе информацию. Очевидно, что ее можно разделить на два больших массива: систематизированную (регламентирован­ную по времени, объему, содержанию, состаиу отправителей и получателей), и несистематизированную (слУ^йную, безадрес­ную).

Если в роли источника выступает субъе^ управления, го­ворят об управленческой информации.

В зависимости от направления, ее различают на вертикаль­ную (циркулирующую между органами управления разного уровня) и горизонтальную (между структура^™ одного уровня).

В. Афанасьев предлагает различать упраР^нческую инфор­мацию в зависимости от того какие функций управленческого процесса она обслуживает.

Информация, которая кладется в основу Принятия решения, называют исходной.

Информация, которую используют при реализации реше­ния, выполнении конкретных организационных действий — называют организационной информацией.

Любое управленческое решение сопровоз*ЗДается определен­ными предписаниями, нормами, правилами» рекомендациями. Такого рода информация называется peгyлl^pУЮЩeй•

На завершающем этапе управленческого цикла фигурирует учетно-контрольная информация [9].

В дальнейшем будет показана важность деления управлен­ческой информации на внешнюю (об окружающей организацию среде) и внутреннюю (непосредственно о данной организации).

По мнению американских исследователи Р. Акоффа и Ф. Эмери [11] информацию по типу произРОД11'" ею изме­нений можно разделить следующим образом:

— сообщения информирующего характера,

— сообщения инструктирующего характера,

— сообщения мотивирующего характера. Очевидно, что множество сообщений содержат в себе при­знаки каждого из этих трех типов.

Человек живет в мире переполненном информацией. Ин­формация формирует человека. Делает из него личность.

«Что такое я сам? — восклицает Гете. — Что я сделал? Я собрал в использовал все, что видел, слышал, наблюдал. Мои произведения вскормлены тысячами различньїх индивидов, невеждами и мудрецами, умными и глупцами; детство, зрелый возраст, старость — все принесли мне свои мысли, свои спо­собности, свои надежды, свою манеру жить; я часто снимал жатву, посеянную другими, мой труд — труд коллективного существа, и носит он имя Гете» [10].

Носителями социальной информации являются — речь, графика, знаковые системы, коды, символы, различные техни­ческие средства.

Источником социальной информации является человеческая деятельность.

Специалисты называют четыре основных способа выработки информации: самонаблюдение, взаимодействие, сообщение и анализ.

Самонаблюдение — это собственные источники информации человека: образование, опыт, квалификация и другие приобре­тенные знания.

Взаимодействие — это общение с одним или несколькими людьми, сопровождающееся взаимным обменом информацией.

Сообщение — это письма, файлы данных и специально организованные исследования.

Анализ — это выработка информации путем количествен­ных моделей и методов принятия решений [12].

Автор исследований по проблемам массовой коммуникации' Б. Грушин дает определение массовой информации, основы­ваясь на понятии информационная деятельность. Под инфор­мационной деятельностью он понимает различные виды опе­рирования информацией:

— создание информации (формулирование суждений, за­крепление их в соответствующих текстах, системах знаков),

— перевод информации из одной знаковой системьэ в дру­гую,


Глава первая

Глава иервая

— размножение информации,

— распространение информации,

— потребление информации,

— использование информации (манипулирование текстом, создание новой информации),

— хранение информации (обеспечение возможности ее мно­гократного использования),

— разрушение информации.

Отсюда и определение массовой информации — как любой социальной информации, которой хотя бы на одной из стадий ее жизненного цикла, оперирует масса. Таким образом:

— это информация, которая рождается в массовой аудито­рии, или

— это информация, которая распространяется по массовым каналам, или

— это информация, которая потребляется массовой аудито­рией [13].

Масштабы охвата общества массовой информацией чрезвы­чайно велики. Границы ее распространения условны или, как говорят сегодня политики, — прозрачны. Многие страны под­нимают в ООН вопрос об информационном суверенитете. Но — тщетно. Спутники связи положили конец надеждам. Мир, по словам канадского профессора М. Маклюэна, превратился в глобальную деревню.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 81; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.