Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель Ю. Воронцова




ВСТАВКА 2.1.

МОДЕЛЬ Г. ЛАССУЭЛА

МОДЕЛЬ АРИСТОТЕЛЯ

Чтобы разобраться в механизме акта коммуникации, его разбивают на составляющие компоненты и аналируют каждый в отдельности.

Еще Аристотель выделял три компонента коммуникации:

Оратор — Речь — Аудитория.

И надо сказать, что эта триада, правда в несколько ином звучании, — «коммуникатор — сообщение ~ коммуникант» присутствует во всех последующих моделях коммуникации, составляя ядро всех моделей.

Интересная модель коммуникации была предложена в 30-е годы Г. Лассуэлом, который выделил пять наиболее значимых компонентов процесса коммуникации:

Кто говорит? — Что сообщает? — Кому? —'По какому каналу? — С каким эффектом?

Отвечая на каждый из этих вопросов, мы и составим себе представление о конкретном коммуникационном процессе [I].

ЛАССУЭЛЛ ПОДРОБНО РАСКРЫВАЕТ СУТЬ СВОЕЙ МОДЕЛИ.

Научное описание процесса коммуникации проявляет тенденцию к конкретизации внимания на одном или другом из этих вопросов.

Ученые, которые изучают вопрос «кто», то есть коммуникатора, рассматривают факторы, которые открывают и направляют сам акт коммуникации.' Мы называем это анализом управления.

Специалисты, которые фокусируют свое внимание на вопросе «что сообщается», занимаются анализом содержания.

Те, кто рассматривает по преимуществу радио, прессу, кинофильмы и другие каналы коммуникации, осуществляют анализ «средств».

Когда главное внимание проявляется к личностям, на которые оказывает влияние данное средство, мы говорим об анализе аудитории.

Если вопрос состоит во влиянии на аудиторию, то проблемой является анализ «эффекта» коммуникации.

Источник: Mass Communication. Urbana, I960, p. 117, 118.

Практика массовой коммуникации показывает, что при ^разработке коммуникационных моделей имеет смысл вводить такой значимый компонент как помехи. Разве не влияет, ^например, на эффективность коммуникации уровень понима­ния аудиторией распространяемого СМК текста., В исследованиях, проведенных под руководством Б. Груши­на в г. Таганроге, неожиданно выявилось, что публицистиче­ский текст, взятый из общеполитических газет, понимают адекватно лишь три человека из десяти.

? В данном случае можно говорить о «помехах» лингвистиче-Їукого характера. Очевидно, что существуют и иные виды помех, ^снижающие результативность коммуникации.? И в этом плане существенный интерес представляет модель (коммуникационного процесса, разработанная Ю. Воронцовым.- В качестве компонентов Воронцов выделяет: 1. Источник і информации. 2. Коммуникатор. 3. Сообщение. 4. Комуиикант.

5. Коммуникационный канал. 6. Экстра-лингвистйческйй па-!;раметр сообщения. 7. Источник механических помех. 8. Ис-(точник семантических помех. 9. Классовые и социальные У фильтры. 10. Личностно-индивидуальные фильтры. 11. Семан-?тические поля. 12. Поля коммуникационной обстановки. '13. Потери информации. 14. Обратная связь «коммуникант — коммуникатор». 15. Обратная связь «коммуникант — источник инфомации» [2].

Модель Воронцова побуждает исследователя расматривать коммуникацию не по типу «коммуникатор — коммуникант», а изучать ее, как бы помещая под объектив микроскопа, то есть^ на микроуровне. Такой подход к анализу коммуникации зна­чительно углубляет.понимание процесса и делает его более управляемым, а следовательно и более эффективным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.