Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование программы исследования




Планирование программы исследования предусматривает следующие решения:

• планирование выборки;

• разработка концепции и рабочих документов;

• планирование бюджета на проведение исследования. Планирование выборки

Планирование выборки заключается в определении единиц, кото­рые будут подвергаться обследованию, и правил включения этих еди­ниц в выборку (рис. 2.8).2

' Божук С. Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и мето­ды. СПб.: Вектор, 2005. С. 92.

2 Божук С. Г. Системное управление маркетинговым исследованием. СПб.: СП6ГИЭУ.2005. С. 132.


Рис. 2.7. Классификация методов сбора информации маркетинговых исследований


2 2. Управление маркетинговыми исследованиями



Таблица 2.7. Матрица взаимосвязей целей и методов исследования

 

 

 

 

 

 

      Цели исследования
Методы исследования поис­ко­вые опи- са- тель- ные кау­заль­ные тесто­вые про­гноз­ные
Эмпи­риче­ские методы Кабинетные методы + + - - +
Поле­вые методы Опрос + + + + +
Наблю­дение + + - +  
Экспери­мент -   + + +
Экспертные методы + +     +
Моделирование - - + + +

«+» — метод позволяет реализовать цели исследования

«О» — метод не является приоритетным для реализации целей исследования, но может использоваться в отдельных случаях

«-» — метод не позволяет реализовать цели исследования.

Планирование выборки включает следующие процедуры:

1) выделение объектов генеральной совокупности;

2) определение метода выборки;

3) определение объема выборки.

Генеральная совокупность — это совокупность потребителей или субъектов, являющихся объектами исследования.

Выборка — это часть потребителей, которые будут представлять ин­тересы и вкусы всех потребителей генеральной совокупности.

В зависимости от величины генеральной совокупности и целей ис­следования могут быть использованы методы сплошного или выбо­рочного обследования.

Метод сплошного обследования заключается в опросе всех потребите­лей генеральной совокупности на рынке. Метод связан с высокими затра­тами на проведение исследования, его использование оправдано в случае малого количества потребителей, представляющих сегмент, или в случае больших размеров организации-потребителя, когда объем покупок дан­ного клиента составляет значительную долю от емкости рынка в целом.

Метод выборочного обследования обеспечивает меньшую точность по сравнению с методом сплошно1 о обследования, однако он менее тру­доемок. Целесообразно использование данного метода при наличии на рынке большого числа однородных потребителей.



Глава 2. Маркетинговые исследования


Метод выборочного обследования предоставляет информацию о ге­неральной совокупности на основании обследования только ее части, поэтому данные, полученные на основании выборочного обследования, имеют вероятностный характер. На практике это означает, что в резуль­тате исследования определяется не конкретное значение, а интервал, в котором находится искомое значение. Вероятность, с которой можно утверждать, что ошибка выборки не превысит некоторую заданную ве­личину, называется доверительной вероятностью.

Различия между данными генеральной и выборочной совокупностей называются ошибками выборки, которые обусловливаются выбранной процедурой составления (формирования) выборки.

Процедура составления выборки предполагает выбор метода, на осно­вании которого отбираются респонденты, выделяются случайные (веро­ятностные) и неслучайные (детерминированные) виды процедур состав­ления выборки.

Неслучайные процедуры составления выборки самим процессом формирования предполагают наличие неслучайных респондентов, чье мнение может отличаться от мнения генеральной совокупности в це­лом, допуская тем самым наличие неслучайной ошибки данных ре­зультатов исследования.

Используются следующие виды неслучайных выборок.

Произвольная выборка — ее элементы выбираются без плана, бесси­стемно; получается дешево и удобно, но неточно и нерепрезентативно.

Типовая выборка — сбор данных ограничивается исследованием ха­рактерных (типичных) элементов генеральной совокупности; исполь­зуется, например, для формирования участников фокус-групп, однако необходимо обладать сведениями о типичности изучаемых объектов.

Квотированная выборка — структура выборки подбирается по ана­логии с распределением определенных признаков в генеральной сово­купности, из каждой группы генеральной совокупности отбираются участники исследования, количество которых пропорционально пред­ставительству группы в генеральной совокупности.

В процессе формирования случайной выборки предполагается, что для всех единиц генеральной совокупности вероятность быть избран­ным в выборочную совокупность известна.

Используют следующие варианты выборок.

Простая выборка — ее элементы выбираются с помощью случай­ных чисел; метод очень трудоемок и обязывает иметь список всех еди­ниц генеральной совокупности.


Рис. 2.8. Процедура формирования выборки

Систематическая (механическая) выборка — ее первый элемент вы­бирается с помощью случайных чисел, остальные элементы выборки от­бираются через равные интервалы (интервал скачка, который равен отно­шению величины генеральной совокупности к объему выборки). Данный порядок формирования выборки значительно упрощает процедуру, одна­ко может внести искажения при наличии упорядоченности генеральной совокупности.

Стратифицированная (типическая или групповая) выборка составля­ется следующим образом — генеральная совокупность делится на группы с набором определенных признаков (сегменты или страты), в каждой из которой с помощью случайного отбора формируется своя выборка; весо­вой коэффициент каждой страты в общем объеме выборки соответствует ее удельному весу в генеральной совокупности.



Глава 2, Маркетинговые исследования


Кластерная (серийная) выборка составляется следующим образом — генеральная совокупность делится на идентичные группы (клумбы или кластеры), случайным образом отбираются несколько групп, которые подвергаются сплошному обследованию (одноступенчатый подход); при двухступенчатом подходе первоначально формируется выборка из кластеров, из которых случайным образом отбираются единицы исследования (т. е. единица выборки предыдущей стадии становится генеральной совокупностью для последующей). Недостаток — клас­теры могут быть неоднородны между собой.

Определение размера выборки является некоторым компромиссом между стремлением к точности результатов исследования и возможно­стью его практической реализации по объему затрат на сбор информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.