Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление ассортиментом




Понятие и классификация ассортимента

Одна из важнейших характеристик товаров — ассортимент, опреде­ляющий принципиальные различия между товарами разных видов и на­именований. Ассортимент — это набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогич­ные и индивидуальные потребности.

Ассортимент товаров классифицируется по местонахождению, широ­те охвата товаров, степени удовлетворения потребностей и по характеру потребностей.

По местонахождению товаров различают промышленный и торговый ассортимент.


Глава 13. Товарный ассортимент



Промышленный ассортимент — набор товаров, выпускаемых изготови­телем исходя из его производственных возможностей.

Торговый ассортимент — набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потре­бительского спроса и материально-технической базы. В отличие от про­мышленного торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей. Исключения составляют фирменные магазины организа­ций-изготовителей, стратегия которых основывается на сбыте товаров толь­ко конкретной фирмы.

Торговый ассортимент неизбежно формируется под воздействием про­мышленного, поскольку производственные возможности изготовителя определяют состав предложения. Однако в условиях рыночной экономи­ки производственные возможности изготовителя перестают быть опре­деляющим фактором формирования торгового ассортимента.

Заказы торговых организаций, определяемые спросом потребителей, ока­зывают все большее воздействие на формирование торгового ассортимента. У работников торговли появилась реальная возможность влиять на промыш­ленный ассортимент через заказы товаров, пользующихся спросом.

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется коли­чеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наиме­нований. В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопут­ствующий, смешанный.

Простой ассортимент — набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, который удовлетворяет ограни­ченное число потребностей. Такой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупа­телей с небольшими материальными потребностями. Например, хлебобу­лочные и молочные магазины в рабочих районах, сельских местностях.

Сложный ассортимент — набор товаров, представленный значитель­ным количеством групп, видов, разновидностей, наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности. Характерен для предприятий и организаций, ориентирующихся на потребителей с раз­ным спросом.

Групповой ассортимент — набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное назначение. Например, молочные, обувные, одежные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения; товары для детей, молодежи, для отдыха — социального.


150 Раздел IV ЦЕЛЕВОЙ РЫНОК ТОВАР И ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА

Составными частями группового ассортимента являются видовой и марочный ассортименты. Видовой ассортимент — набор товаров различ­ных видов и наименований. Например, ассортимент молока — пастери­зованное, стерилизованное и др. — часть ассортимента молочных товаров Марочный ассортимент — набор товаров одного вида марочных наимено­ваний или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удов­летворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребнос­тей. Это престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов, мароч­ных вин и др.

Развернутый ассортимент — набор товаров, который включает зна­чительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличаю­щихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент встречается, как правило, в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим.

Сопутствующий ассортимент — набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным товарам для дан­ной организации. Например, товары сопутствующего ассортимента в обувном магазине — это предметы ухода за обувью, в продовольственном магазине — спички и другие хозяйственные товары.

Смешанный ассортимент — набор товаров разных групп, видов, наи­менований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Характерен для магазинов, торгующих непродовольствен­ными и продовольственными товарами.

По степени удовлетворения потребностей выделяют рациональный и оптимальный ассортимент.

Рациональный ассортимент — набор товаров, наиболее полно удовлет­воряющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.

Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реаль­ные потребности с максимально полезным эффектом для потребителей при минимальных затратах на их проектирование, разработку и доведе­ние до потребителей.

По характеру потребностей различают реальный и прогнозируемый ассортимент

Реальный ассортимент — действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации производителя или продавца.

Прогнозируемый ассортимент — набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.


Глава 13 Товарный ассортимент



При формировании и анализе ассортимента учитывается комплекс его свойств и показателей, таких как широта, полнота, устойчивость, новиз­на и гармоничность.

Широта ассортимента — количество видов, разновидностей и наиме­нований товаров однородных и разнородных групп. При анализе ассор­тиментной политики предприятий-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся на всех обследуемых предприятиях. Широта может служить косвенным показателем насыщен­ности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при боль­шей широте требуются большие затраты.

Полнота ассортимента — способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризу­ется количеством видов, разновидностей и наименований товаров одно­родной группы. Пример — различные сорта сыров в продуктовом магазине.

Устойчивость ассортимента — способность набора товаров удовлет­ворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров явля­ется наличие устойчивого спроса на них. Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследова­ний методами наблюдения и анализа документальных данных о поступ­лении и реализации различных товаров. Потребители товаров устойчивого ассортимента могут быть охарактеризованы как консерваторы во вкусах и привычках. Оценив определенное наименование товара, они долго не меняют свои предпочтения.

Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Обнов­ление — одно из направлений ассортиментной политики организации, которая проводится, как правило, в условиях насыщенного рынка. При­чины, побуждающие изготовителя и продавца обновлять ассортимент, могут быть связаны с заменой старых и разработкой новых товаров — луч­шего качества или не имеющих аналогов. Но необходимо учитывать, что обновление ассортимента иногда связано с риском, так как новый товар может не пользоваться спросом.

Гармоничность ассортимента — свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень близости между товарами различных ассорти­ментных групп с точки зрения их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения. Наибольшей гар­моничностью отличаются групповой ассортимент и его разновидности, наименьшей — смешанный.


152 Раздел IV. ЦЕЛЕВОЙ РЫНОК. ТОВАР И ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.