КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соревновательный период спортивной тренировки
В соревновательном периоде решаются следующие задачи: дальнейшее совершенствование общей и специальной физической подготовки, повышение технического мастерства, создание благоприятных условий для соревнований и реализации спортивной формы, подготовка к соревнованиям и участие в них, показ высоких спортивных результатов. Надо продолжать рост функциональных и технических возможностей спортсмена. Главное — выполнение целостного соревновательного действия, которое занимает основное место в тренировке. Физическая подготовка в соревновательном периоде способствует достижению высокой тренированности, создает условия для перенесе-н ия интенсивных тренировочных и соревновательных нагрузок. Объем нагрузок стабилизируется, интенсивность возрастает до значительных величин перед соревнованиями и снижается после них. Это зависит от длительности интервалов между соревнованиями и их значимости. После выступлений интенсивность нагрузок снижается. Техническая подготовка доводится до совершенства. Упражнения выполняются в соревновательных условиях, в сложной, постоянно меняющейся обстановке, при действии сбивающих факторов (утомления, повышенной напряженности, противоборства, присутствия зрителей, шума). Тактическая подготовка совершенствуется на прикидках, в условиях, приближенных к соревновательным. При этом делается акцент на распределение сил в ходе выступления, взаимодействие с партнерами по команде, разработку и осуществление тактических вариантов, предугадывание будущих действий соперника, самостоятельное решении задач. Рекомендуется проведение тренировочных встреч с разными соперниками, значительно отличающимися друг от друга по стилю и способам ведения тактической борьбы.
Психологическая подготовка в формировании состояния готовности к стартам имеет особое значение в этом периоде. Для успешного 276 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Глава 15. Организация и проведение спортивной тренировки • 277
развития волевых и психических качеств тренеру и спортсменам обходимо применять средства и методы, воспитывающие уверенн< в своих силах, способность на протяжении соревнований преодолена! трудности, проявлять смелость, решительность, выдержку, сам(дание, сохранять психическую устойчивость. Уверенность спортсмена базируется на практической проверке С1 их возможностей на занятиях и соревнованиях, на объективной оцез ке физической, техническрй и функциональной подготовленности. Основой деятельности спортсменов в этом периоде является стие в соревнованиях. Соревновательная деятельность в знач! ной степени отличается от тренировочной. Обстановка соревнова] (ответственность за результат, соперничество, зрители, торжестве! ность) является сильным стимулятором повышения спортивной (И ботоспособности, вызывает максимальные психофизиологическ^ реакции и способствует достижению высоких результатов. Под влиянием соревновательной деятельности происходят п| способительные морфофункциональные изменения в организ» спортсмена, напряжение и мобилизация духовных и физических с] На соревнованиях у спортсменов повышается помехоустойчивость -$ умение выступать в экстремальной обстановке, в неожиданно воз! кающих ситуациях (получение травмы, изменение погодных услов] шум зрителей). Условия соревнований способствуют демонстрации высокого м^ стерства. В одних видах спорта (в тяжелой атлетике, плавании, Л1 гонках) они вызывают усиленные реакции организма, в других (в гим] стике, прыжках в воду, акробатике) — не требуют больших напряжение
В соревновательном периоде выделяются следующие этапы: пр< соревновательный, непосредственной подготовки к соревнования} и восстановительный. Предсоревновательный этап направлен на сохранение высоко! уровня физической и психической готовности, целенаправленна подготовку спортсмена к участию в соревнованиях. В тренировка)! доминируют соревновательные упражнения, а упражнения применяв ются для поддержания общей тренированности и повышения интенн сивности нагрузок. Интенсивность перед соревнованиями возрастав' до максимума, а после них снижается примерно в течение одной не?! дели, после чего снова повышается. Техника движений в это время совершенствуется и стабилизирует-^ ся, упражнения выполняются многократно в сложных, близких к ревнованиям условиях. На данном этапе спортсмены проверяют свои возможности, оценивают эффективность подготовки, состояние готовности к стартам, вносят необходимые коррективы в процесс тренировки. Интенсив-кость нагрузки при этом в ряде случаев превышает соревновательную, а объем работы несколько снижается. Этап непосредственной подготовки к соревнованиям — главный, и от организации тренировочного процесса во многом зависит результат выступлений спортсмена. Создаются все условия для показа максимального (в тяжелой и легкой атлетике, плавании, лыжных гонках, гребле) или оптимального результата (в гимнастике, прыжках в воду, акробатике). В единстве со всеми компонентами тренировки — физической, технической и тактической — решающую роль играет психологическая подготовка. Стимулирующее воздействие на спортсмена оказывает обоснованная мотивация и правильно поставленные задачи на конкретное соревнование. Центральное звено психологической подготовки — моделирование на тренировочных занятиях условий предстоящих соревнований. В основе его лежит повторение соревновательных действий с учетом будущих выступлений: программы, графика, времени стартов, присутствия судей и зрителей. Для этого необходимо иметь информацию о предстоящих соревнованиях, подготовке соперников и условиях зачета. Перед стартами целесообразно проводить прикидки (модель соревнований с максимальным учетом всех их особенностей) или контрольные соревнования, чтобы помочь спортсменам прочувствовать обстановку предстоящих встреч.
Важным элементом моделирования является настройка на выполнение спортивного действия, которая способствует сосредоточению и концентрации внимания на предстоящей деятельности. Процесс настройки включает разминку, идеомоторную подготовку и сосредоточение внимания на узловом действии (толчке, старте, повороте, разбеге). Настройку необходимо многократно повторить на предсоревно-вательных тренировочных занятиях. До соревнований спортсмен и тренер уточняют условия борьбы, составы команд, собственную подготовленность и готовность соперников, уточняют возможные трудности. Адаптироваться к соревнованию помогает опробование спортивных упражнений на местах выступлений. Спортсмен повторяет заученные ранее действия: проводит разминку, продумывает технику выполнения приемов, готовится к стартам. 276 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Соревновательная практика, многократные выступления, мод< ные тренировки — важные факторы повышения надежности, оказывают разностороннее воздействие на организм спортсме] улучшая психическое и функциональное их состояние. Восстановительный этап направлен на активный отдых после стия в соревнованиях, релаксацию организма после высоких нагру: Для решения этих задач используются средства реабилитации, к к< рым относятся массаж, физиотерапия, аутогенная и психорегулир; щая тренировка.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 6047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |