Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная этика в русской культуре




 

Профессиональная этика в русском обществе складывалась веками. В ней особое внимание уделялось отношению к труду. В Х-ХII веках в русской культуре были сформированы основные этические требования к поведению правителей и основного населения. Для князей был выработан и официально закреплен особый набор качеств, необходимых для успешного правления: мудрость, острота ума, дальновидность. Для зависимого населения (смердов, холопов) — трудолюбие, смирение, послушание. Несмотря на существовавшее социальное расслоение, в русском мировоззрении сложились общие представления о месте труда в жизни человека. Принятие православия закрепило оценку труда как богоугодного дела. В системе русских ценностей ведущее место занимали терпение и подвижнический, упорный труд.

Россия, как аграрная страна, сформировала особое отношение к земледельческому труду. Вера и праведный труд на земле считались основой жизнедеятельности человека. Физический труд считался одним из способов достижения внутренней свободы. Труд должен был приносить радость, поэтому в русском обществе он никогда не включался в систему наказаний. Вместе с высокой оценкой земледельческого труда существовало особое нравственное отношение к самой земле. В русском мировоззрении сосуществовали три образа матери. Первая мать - Пресвятая Богородица; вторая мать - сыра Земля; третья мать - которая скорбь приняла. В русской культуре была создана специфическая система взаимоотношений между земледельцем и землей. Сакрализация земли и всего, что на ней произрастает, сохранялось в существующих обрядах, ритуалах. Клятва землей сохранялась до XIX века.

Преобладание сельскохозяйственного производства наложило отпечаток на все другие формы деятельности. Ремесло было включено в систему моральных принципов, существовавших в русской общине. В то же время многовековая крепостная зависимость формировала и негативное отношение к труду, поскольку работнику не принадлежала значительная часть результатов его рудовой деятельности. Внеэкономическое принуждение, личная зависимость от помещиков и дворян не стимулировали заинтересованности крепостного крестьянина в повышении эффективности труда, его инициативу, предприимчивость. Именно данные обстоятельства формировали пословицы типа «Работа не волк, в лес не убежит». Однако, на Руси всегда осуждались лодыри, тунеядцы, нерадивые работники, прихлебатели: «Где мед, там и мухи», «Один с сошкой, семеро с ложкой», «Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест», «Большой говорун — плохой работник» и др.

Реформаторская деятельность Петра Великого в XVII в. затронула основы трудовой деятельности русского общества, способствовала усилению представлений, что долг человека - труд, служение государству. Этому служил и его личный пример. В России до петровских преобразований ремесленное производство было развито слабо. Петр I, ориентируясь на западноевропейскую цивилизацию, попытался установить систему ремесленных цехов. Впервые цеховая организация была установлена Инструкцией Главному магистрату и правилами о приписке в цехи (1719 г.). Цеховое управление находилось под ведением магистрата, а во главе каждого ремесленного цеха ставили старшину (альдермана), выбранного из мастеров и управляющего цеховыми делами.

Глава ремесленного цеха при вступлении в должность должен был принять присягу. Ее окончательный текст был закреплен в «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи», принятой в 1785 г. во время правления Екатерины II. Он звучал так: «Я, нижеименованный, обещаюся всемогущему богу пред святым его евангелием в том, что хочу и должен по чистой моей совести в должности, мне препорученной, колико силы и возможности есть, поступать справедливо и беспристрастно, как во всех делах, так и в тщательном старании о благоуспешном состоянии ремесла, о приращении искусства в ремесле, о добром порядке и о согласии ремесленных, ответствуя за всякия упущения, злоупотреблении или неисполнения ремесленнаго положения. Есть ли же инако поступлю, то подвергаю себя в нынешней жизни законному осуждению, в будущее же пред богом и судом его страшным - ответу и отчету».[11]

Устав цехов 1799 г. предусматривал, что «управа... должна иметь списки, показующие всякого (как «право мещанства имеющих», так и «записанных на сроки») ремесленника имя, прозвание, поколение, семейство, и какого города и веры».[12] Устав цехов вводил также выдачу ремесленникам, записанным в цех, управного свидетельства, заменяющего паспорт. Цеховым рабочим предоставлялось преимущественное право на занятие определенными видами ремесла и продажу своих изделий. Для занятий этими ремеслами лицами других сословий от них требовалась временная запись в цех с уплатой соответствующих сборов. Без записи в цех нельзя было открыть ремесленное заведение, держать работников и иметь вывеску.

Но полностью перенести строгую регламентацию цеховой жизни на русскую почву оказалось невозможно. Русское общество создало свою специфическую систему объединения ремесленников, купцов и предпринимателей. Основой хозяйственных связей стала артель - организационная форма, которая закрепила в среде ремесленников и купцов принципы русской крестьянской общины. «Артель есть основанный на договоре союз нескольких равноправных лиц, совместно преследующих хозяйственные цели, связанных круговой порукой и участвующих при ведении промысла, трудом или трудом и капиталом».[13] Члены артели были связаны круговой порукой: каждый из них ручался за всех остальных, все вместе - за каждого в отдельности. За ущерб и убытки, нанесенные членом артели, отвечали все члены. Русская артель представляла своего рода семью: «артель - своя семья». Главное в артели — это товарищеская взаимопомощь в труде и общее согласие. В ней могли участвовать все без исключения при условии признания моральных правил, сложившихся в артели.

Артели в русском обществе были широко распространены и имели различную специализацию: плотников, каменщиков, кузнецов, извозчиков, ярыжных (бурлаков) и других рабочих. С развитием промышленности на вновь возникающих фабриках и мануфактурах наряду с крепостными рабочими трудились и вольные артели заводских рабочих. В середине XIX в. только в Петербурге в артелях насчитывалось около 4000 человек, производивших товаров и услуг на сумму более 1 миллиона рублей в год.

В артелях моральные формы побуждения к труду преобладали над материальными. Выполнить работу плохо (или некачественно), либо «не к сроку» считалось грехом и строго осуждалось общественным мнением. Считалось безнравственным устанавливать уравнительность в оплате: «работнику - полтина, а мастеру - рубль». Основное этическое требование работника артели было зафиксировано в существовавшем представлении, что «прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Обман покупателей, поставщиков, заказчиков, партнеров считались злом, за которое придется платить более высокую цену. Поэтому основными этическими принципами выступали доверие и верность слову, даже в ущерб собственной выгоде.

В 1724 г. в русском обществе были сформулированы принципы разделения купцов на гильдии. В зависимости от гильдии, купцы пользовались различными привилегиями и имели различные права на производство торговли и промыслов. В 1807 г. был принят «Манифест о купеческих товариществах и компаниях», вводивший корпоративную сословную организацию купечества, которая существовала в виде избираемых ежегодно купеческих старост и их помощников. В обязанности купеческих старост входило ведение гильдейских списков, забота о пользах и нуждах купечества, наблюдение за выполнением правил поведения членами гильдии.

В среде русских купцов, предпринимателей, мастеровых существовал своеобразный «кодекс чести», в котором осуждались спекуляция и ростовщичество. Согласно этому «кодексу», все российские предприниматели делились на две группы: почтенные и непочтенные. К первой группе относились: крупные и мелкие промышленники, финансисты, среднее и мелкое купечество, мастеровые, ведущие дело «по чести и без обмана». Ко второй - процентщики, перекупщики и другие, наживавшиеся путем махинаций и обмана. С «непочтенными» старались не иметь дел и не допускать их в предпринимательскую среду.

В 1912 г. были официально признаны и закреплены указом семь принципов ведения дел в России. Данный этический кодекс предпринимателя и купца включал в себя: уважение власти; требование быть честным и правдивым; уважительное отношение к частной собственности; любовь и уважение к человеку; требование верности слову («единожды солгавший, кто тебе поверит?»); необходимость жить по средствам; быть целеустремленным, но вместе с тем, никакая цель не должна затмить моральные ценности.

Особое место в развитии профессиональных кодексов в русской культуре занимает военная этика. Первые кодексы чести появились во время правления Петра Великого. В Семеновском полку были сформированы основные принципы моральных требований воинской службы: «в службе честь», «честь выше присяги», «служба в интересах государства Российского». Данные принципы стали основой воинской этики на протяжении веков. Воинская этика включала в себя также представления о достоинствах воина, к которым относились: сила, мужество, храбрость, смелость, верность отчизне. Эти высокие моральные качества российских воинов, как массовое явление, проявились в годы Великой Отечественной войны, а также локальных войнах конца XX в.

В исторических традициях российского общества всегда существовало уважительное и признательное отношение к высококлассным специалистам и умельцам. Из поколения в поколение передается сказ о тульском кузнеце Левше, который подковал блоху. Трудно переоценить вклад русских ученых, писателей, композиторов, живописцев, представителей общественной мысли в развитие мировой культуры. Русский народ выдвинул из своей среды выдающихся полководцев и флотоводцев, деятельность которых является примером служения Отечеству, а русский солдат считается самым мужественным, храбрым и гуманным в мире. Значение профессионального труда, умение трудиться нашли отражение в огромном количестве пословиц и поговорок: «Человек велик трудом», «Дело мастера боится», «Пораньше встанешь, подальше уйдешь», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Крепка рать воеводою» и др.

В современном российском обществе как с проявлением кризисной ситуации приходится сталкиваться с определенной социальной деградацией профессионализма, ориентацией на профессиональный успех, безотносительно к применяемым для его достижения средствам, безразличием к последствиям собственной деятельности. Вместе с данной тенденцией проявляются и неоклассические формы бытия профессиональных сообществ, которые находят свое выражение в ослаблении групповой профессиональной солидарности, нарастании субьективизации норм профессиональной морали, фрагментации, ценностной беспорядочности профессионального поведения, ослаблении устойчивых жизненных стратегий профессионалов. Встает задача формирования работников нового типа, выработки новых норм и акцентов в моральном регулировании их деятельности. Она может быть решена в процессе становления постиндустриального общества на основе роста численности класса современных профессионалов - нового среднего класса, являющегося носителем технологического, социального и духовного прогресса.

История развития профессиональной этики показывает, что подлинный профессионализм всегда был органически связан с определенными нравственными принципами, опирался на такие моральные понятия и нормы, как смысл жизни, идеал, долг, честность, требовательность к себе, ответственность за результаты своего труда. Неразрывно связанная с трудовой деятельностью индивидов и корпоративных образований, общества в целом, профессиональная этика обеспечивает формирование трудовых традиций, преемственность в сфере труда, создает духовные основы для социализации вступающих в жизнь новых поколений, воспитания трудовых навыков и профессиональной гордости. Являясь составной частью духовной культуры цивилизационного развития общества, профессиональная этика постоянно развивается, обобщая практику взаимодействия профессионалов в различных сферах труда, объединяет результаты и выводы в единую научную дисциплину на основе норм и требований общей морали. Она является всеобщей наукой, обращена к работнику любой сферы труда, поскольку современная общественная жизнь объективно требует, чтобы каждый был профессионалом в своем деле.

 

Глава III. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.