Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная мораль в культурах традиционного общества




 

Появление профессиональной морали исторически предшествовало по времени созданию и разработке теории и учения о ней. Ее нормы и требования первоначально возникали как требования практики профессиональных отношений в трудовой деятельности. Являясь составной частью обыденного сознания, они формировались в общественное мнение, постепенно становясь объектом теоретической разработки этики. Это происходило в условиях классового расслоения общества в рамках космогенной цивилизации. Профессиональная этика того периода отразила сравнительно низкий уровень развития производительных сил, базирующихся на орудийной технике и жесткую связь индивидов с социальными институтами, что исключало социальную мобильность и возможность изменения профессий. Способом распространения профессиональных знаний и опыта являлась их непосредственная индивидуальная передача и обучение, закрепляемые определенными моральными требованиями. Различные виды профессиональной деятельности имели свои традиции, что свидетельствовало о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями тех или иных профессий на протяжении столетий.

Длительный период человеческое общество было аграрным, и с крестьянским трудом связывалось понятие труда как такового. Для древневосточного, античного и раннего средневекового общества известен определенный дуализм в отношении к труду. Основной вид труда -крестьянский — занимал довольно низкую ступень в представлениях о ценности человеческой деятельности. Существовавшее ремесло уже тогда пользовалось большим престижем, чем земледелие, хотя и было с ним тесно связано. Особым престижем пользовались каменотесы, кузнецы, оружейники, в дальнейшем золотых дел мастера, чеканщики и т.д.

При характеристике профессиональной этики в культурах Древнего Востока следует учитывать также деление общества не только на классы, но и касты, ранги, сословия и т.д. Социальное деление формировало представления о должном поведении человека в соответствии с занимаемым им местом в иерархической структуре. Существовало представление, что беспорядок, если он наступает в обществе, возникает от смещения иерархических позиций. Главным средством сохранения стабильности было требование правильного выполнения функций, проистекающих из общественно-иерархического положения. В силу глубокой традиционности, характерной для древневосточных культур, сохранялись древние правила и нормы поведения, которые на протяжении столетий передавались от поколения к поколению.

В различных культурах Древнего Востока складывались свои специфические представления о месте и значении различных видов трудовой деятельности. Но вместе с тем можно отметить некий общий взгляд, который выражался в представлении о труде как системе ритуальных действий. Он воспринимался как некая ритуальная обязанность, которую необходимо тщательно выполнять, дабы не нарушить существующую мировую гармонию. Каждый индивид должен заниматься своим делом во имя общего блага. Человеческое достоинство было соотносимо с верностью долгу, добросовестным исполнением своих обязанностей: «Если человек проявляет неустанное усердие и трудолюбие, то считать это одним из основных достоинств».[1]

К некоторым видам профессиональной деятельности общество всегда проявляло повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует большей согласованности действий всех его участников. Уделялось особое внимание моральным качествам тех людей, которые были связаны с правом распоряжаться жизнью и деятельностью других. Поэтому первые этические кодексы, созданные в культурах Древнего Востока, регламентировали нормы поведения правителей, военных и чиновников.

Главная добродетель человека в Индийской культуре - найти и четко исполнить именно себе присущую дхарму. Разделение дхарм - способ существования различных каст. «Лучше плохо выполненная своя дхарма, нежели хорошо исполненная чужая», — такой взгляд высказывается в «Бхагавадгите». Нравственная оценка поступков в буддизме была распространена не только на само действие человека, но и на его внутреннее побуждение, мотив. Более того, нравственные отношения распространяются не только на человека, но и на все живые существа, являющиеся ступеньками в цепи жизненных перевоплощений.

В Древнеиндийских «Законах Ману» большое место занимали требования, предъявляемые к правителям и воинам. Основными требованиями к поведению правителя выступали принципы исполнения своего долга, сохранение чести и достоинства, уважительного отношения к Варне брахманов. Для воинов — честь, верность и преданность правителю. В касте воинов воспитывали представление о том, что они должны поступать как герои, для которых всякий негероический поступок приносит бесчестие и бесславие. «Герой должен сражаться честно, без гнева и желания убивать. Слабый или раненый не должны быть убиты. Победа, запятнанная бесчестьем, никогда не будет дорогой на небеса».[2] Воинская доблесть была возведена в ранг религиозного подвижничества. Воинская каста - раджпуты - своим жизненным предназначением считала строгое следование высоким идеалам, освященным авторитетом Законов Ману. Для кшатрия смерть дома считалась недостойной. Он должен был погибнуть на острие меча.

Поведение сословия купцов и ремесленников также регламентировалось существующими законами и традициями. Среди главных требований к поведению человека, занимающегося каким-либо видом трудовой деятельности, было добросовестное отношение к своему делу, честность, уважительное отношение к вышестоящим варнам.

В Японской культуре для сословия воинов было сформулировано специфическое мировоззрение - бусидо — неписанный кодекс профессионального поведения самурая. Будучи слитым воедино с восточной философией, оно носило характер практического нравоучения и было призвано научить самурая «правильной жизни» в существующем японском обществе, решало вопросы, связанные с понятиями смысла жизни, добра и зла, морального долга. Воин, воспитанный в духе бусидо, должен был четко сознавать свои личные обязанности по отношению к сюзерену, морально осуждать себя в случае нарушения своих обязанностей и долга. Бусидо, не опираясь непосредственно ни на какие специальные учреждения, принуждавшие к соблюдению моральных норм, основывалось на силе убеждения, общественного мнения, примера, воспитания, традиций и силе нравственного авторитета отдельных лиц, отмеченных в средневековой истории Японии.

Основным в бусидо были верность сюзерену, с которым буен находился в отношениях покровительства и служения, и честь оружия, являвшаяся привилегией воина-профессионала. Верность сюзерену требовала непременного отмщения за оскорбление господина. Рядом с верностью стоял принцип долга и принцип скромности, подразумевавший терпение, отсутствие зависти. Честь и слава ценились дороже жизни, а ложь для самурая была равна трусости. Бусидо развивало в воинах чувство самоуважения и в то же время ответственности, так как самурайская этика считала беспорядочное употребление меча бесчестьем и предписывала его применение только в случае необходимости. Умение владеть собой и управлять своими чувствами было доведено у самураев до большого совершенства, а душевное равновесие являлось идеалом. Верность господину могла выражаться не только в постоянном служении ему, но и готовности в любой момент отдать за него жизнь. Вассал следовал за своим господином по пути смерти, выражавшемся в «самоубийстве вслед», которое стало к XIV веку распространенной формой исполнения долга.

Неразрывно связан с бусидо, как часть морали, и обряд харакири, появившийся в среде сословия воинов в период становления и развития феодализма в Японии. Самураи или другие представители высших слоев японского общества совершали самоубийство методом харакири в случае оскорбления их чести, совершения недостойного поступка, позорящего в соответствии с нормами бусидо имя воина, в случае смерти своего сюзерена или же, когда обряд сформировался окончательно,— по приговору суда как наказание за совершенное преступление. Было официально зафиксировано и четко определено, что смерть через харакири является почетной смертью привилегированных сословий, но никоим образом не низших слоев общества Японии. Система существующих норм и правил в Японии была направлена на закрепление устойчивых форм поведения в соответствии с положением на иерархической лестнице. «Каждый располагается на своей социальной ступеньке со строго определенными правами и обязанностями».[3]

Важным компонентом поведения человека в японском обществе являлась забота о своем месте в группе. Для этого была разработана концепция «бун» (часть, доля). Данная концепция основана на представлении об обществе как органическом целом и индивидах как частях этого организма. Индивид воспринимался всегда как часть, поэтому он не мог полагаться только на свои силы, поскольку является зависимым от других. Соблюдение рангового порядка требовало разделения манер, лексикона на два слоя: один был ориентирован на вышестоящих, другой - на нижестоящих. В условиях закрытого, строго ритуализированного сословного общества Японии идеальными чертами человека провозглашались: трудолюбие, готовность к безоговорочному подчинению, чувство долга, настойчивость, выдержка, нетребовательность в отношении к жизненным условиям.

В культуре древнего Китая на первый план выходят кодексы, регламентирующие деятельность правителя и чиновников. Атрибутами правления провозглашались - справедливость, доверие, гармония, гуманность. Добродетельно управлять государством может только правитель, который добился искренности в своих мыслях, что достигается путем самосовершенствования. Мудрый правитель обязан знать помогающих ему в управлении людей, должен неустанно самосовершенствоваться, почитать достойных, уважать сановников, по-отечески относиться к народу, терпимо - к иноземцам.

Основным принципом жизнедеятельности провозглашался принцип «сыновней почтительности». В основе правил поведения чиновников были положены умеренность, уважение к другим, особенно старшим, достоинство и чувство пристойности, добропорядочности, приличия. Слова и поступки должны были быть взвешены и соразмерны, т.е. строго соответствовать принятой для данного случая норме, ориентироваться на установленный эталон. Общественные дела не должны обсуждаться в частном порядке. При перечислении функций глав ведомств детально сказано о заботе о вдовах и сиротах, поощрении учения и выдвижении способных, о необходимости наказания за попытку изменить установленный порядок или смущать народ безнравственными речами, развратной музыкой, танцами, экстраординарным поведением. Чиновник должен был выступать определенным нравственным эталоном для всего остального населения государства.

В китайском обществе существовало 10 чиновничьих рангов или классов (пинь). Однако фактически иерархическая лестница была более дробной, так как каждый из рангов разделялся еще на две ступени: высшую (чжэн) и низшую (цзун). В соответствии с занимаемой ступенью регламентировались многие стороны быта: внешний вид человека, одежда, жилище, домашняя утварь, способ передвижения и т. д. В соответствии с рангом предусматривалось одно из 5-ти традиционных наказаний за нарушение установленного порядка. Были выделены 10 злодеяний, которые карались с особой жестокостью: умысел переворота; умысел великого непокорства; умысел измены; нарушение родственных отношений; бесчеловечность (изготовление и хранение ядов, наведение чар и т. д.); непочтительность; отсутствие родственной любви; отсутствие чувства долга; кровосмешение и др. Для чиновников преступлениями также считались: грабеж, взяточничество, воровство, присвоение подведомственного имущества. За данные преступления могли подвергнуть порке, ссылке или казни. Такая система должна была поддерживать установленные этические требования.

Вместе с тем, в культурах Древнего Востока были созданы первые профессиональные общины ремесленников. Так, в Японии XII-XVI веков существовали дза - организации ремесленников и торговцев, в которые были объединены профессиональные общины оружейников, служителей культа, администраторов. В XVII-XVI1I веках данные организации были преобразованы в кабунаками - более крупные объединения, которые впоследствии стали привилегированными родами (удзи). Законы «Тайхорё» были приняты около VII века н. э. и просуществовали с незначительными изменениями и дополнениями вплоть до 1868 г., устанавливая правила поведения и взаимоотношений в среде профессиональных общин. Нормы содержали профессиональные предписания, нарушение которых строго наказывалось. В частности, строго осуждались лень, нечестность, нарушение договорных обязательств. В культурах Древнего Востока сформировались и получили теоретическое обоснование профессионально-этические требования и в религиозно-философских произведениях. Было положено начало пониманию труда как нравственной ценности.

Иными путями по сравнению с восточными цивилизациями формировалась профессиональная этика в античном мире. В античной культуре можно проследить яркий дуализм в отношениях к трудовой деятельности. Греки эпохи Гомера не испытывали того презрения к ручному труду, которое обнаруживается в более позднее время. В эту эпоху ремесленники: оружейники, плотники, кожевники, золотых дел мастера получили у греков почетное название дЮмйпхсгпй - т. е. людей, трудившиеся для общества. Ремесла получили исключительно высокое развитие. Насчитывалось более сотни различных ремесел. Гесиод (VIII-VII веков до н. э.) в своем произведении «Труды и дни» советовал каждому трудиться. «Праздный человек одинаково противен и богам и людям... Трудясь, ты сделаешься любезным и богам и людям, потому что они не терпят праздности. В труде нет ничего постыдного, постыдна только леность».[4] Считалось, что только при помощи труда человек обретает достаток, почет и уважение. «Бездельники мерзки», - подчеркивал Гесиод. Высшая цель упорного труда - не получение богатства, а скромный достаток, позволяющий выполнять религиозные и гражданские обязанности.

В Афинах существовало два разряда работников: рабы и свободные люди. Свободные ремесленники работали непосредственно на своих заказчиков. Они брали к себе в помощники, или своих детей или свободных работников. Профессии обыкновенно переходили по наследству. Но конкуренция рабов вела к постепенному сокращению этого слоя. Вместе с сокращением числа свободных граждан, занятых в производстве, изменялось отношение к труду в целом. Ремесленники в Афинах с течением времени оказались почти рабами. Традиционная полисная мораль рассматривала их как низшую группу населения, и к их занятиям относились как к деятельности, недостойной свободных граждан. Аристотель отмечал, что «граждане не должны вести жизнь, которую ведут ремесленники и торговцы».[5] Еще более ярко выраженное пренебрежение к труду существовало в Спарте. Спартанцев воспитывали в презрении к труду. Им запрещалось учиться какому-либо ремеслу, дабы не растерять воинские навыки и закалку. В IV веке до н.э. Ксенофонт в «Экономике» попытался изменить представления о роли труда в жизни человека. Он провозгласил, что трудолюбие и деятельный активный труд должны стать опорой жизни и благополучия граждан. Но широкого распространения эти идеи не получили.

В древнеримском обществе существовало два взгляда на трудовую деятельность. С одной стороны, сохранялось пренебрежительное отношение к ремеслу и особенно к земледелию. С другой стороны, поддерживались морально-нравственные аспекты положительного отношения к ремеслу. Так, у Овидия с почтением говорится о ткацком ремесле и об Афине, которая слыла величайшей мастерицей. В Древнем Риме существовал идеал трудолюбивого землепашца и стойкого воина, которые обязаны вести себя добродетельно, соблюдать религиозные праздники, воздерживаться от присвоения чужого и тщательно оберегать свое. Свободный земледелец (вилик) «должен заведовать всеми сельскими делами так, чтобы уметь их сделать самому. Он первым должен вставать с постели и последним ложиться. Все работы надлежит исполнять заблаговременно».[6]

В конце республики и в первые века империи развитие товарного производства привело к увеличению количества ремесленных мастерских во всех без исключения отраслях. Домашнее производство оказалось вытесненным или существенно ограниченным. Ремесленники в древнеримском обществе организовывались в профессиональные объединения - коллегии, первые из которых, согласно традиции, были созданы во II веке до н. э. Они были многочисленны в тех местах, где процветала торговля и ремесло. Свои коллегии имели работники, занятые первичной обработкой шерсти, валянием войлока и сукна, а также стиркой одежд из шерсти, и традиционно называемые фуллонами. Издавна отдельные коллегии имели красильщики, погонщики ослов и мулов, торговцы вином, хлебом, овощами и фруктами, предметами роскоши, столяры, плотники, судохозяева, плотовладельцы и т.д. У каждой коллегии были свои божества и религиозные церемонии. Чаще всего это были покровители ремесел - например, Минерва, заступник всех честных граждан - Геракл, бог здоровья - Эскулап и др. Были и покровители конкретного ремесла. Так, покровителем римских столяров был Дедал. Каждая из коллегий имела свои знамена.

Общие интересы, которые возникали в процессе труда, вели к осознанию работников одной профессии как единой общественной группы, оформляющейся в коллектив с новыми дружескими связями, распространявшимися и за пределы трудового процесса. Сами ремесленные коллегии и различные товарищества мыслились и организовывались по образцу общины - с общностью вещей, казны, наличием главы, который получил название магистр, квестор или казначей. Члены коллегий устраивали общественные трапезы, имели свое место в разных официальных торжествах. Время от времени происходили общие собрания. Каждые 5 лет пересматривали списки членов коллегии. Каждая из коллегий создавала свои правила поведения для членов. Синдик (должностное лицо коллегии) представлял интересы членов в суде, разрешал имущественные споры, возникающие в семьях членов коллегии. Главной заботой коллегии были защита прав их членов и поддержание престижа данной профессии. Существовали коллегиальные уставы, содержащие профессиональные предписания и нравственно-поведенческие требования. Их нарушение каралось исключением из союза. В частности, строго осуждались нечестность в отношении своих коллег, расточительство, воровство, пьянство, распущенность. Член коллегии должен быть человеком религиозным, хорошим семьянином, примером для учеников. Особенно строго регламентировались профессиональные обязанности и отношение к труду.

Развитие производства в римском обществе было связано с дальнейшим разделением труда, созданием новых мастерских, в которых работники специализировались на более узком наборе операций. Вместе с этим государство стало учреждать по всей империи казенные мастерские. В них работали три разряда лиц: рабы, вольноотпущенные и свободные. Но все они без различия происхождения были прикреплены к своей профессии и не могли от нее освободиться. Сыновья обязаны были заниматься ремеслом своего отца. Закон 364 г. объявлял недействительным завещание, если наследник отказывался продолжать ремесло своего наследодателя. В результате казенные мастерские постепенно вытеснили с рынка труда свободные ремесленные объединения. Использование рабов привело к снижению ценности труда, на них не распространялись этические нормы.

Завершающим этапом в истории традиционного общества явился период Средневековья. В Европе - это V-XIV века, когда происходило становление и развитие феодального социально-экономического строя. Средневековое общество развивалось на основе христианского мировоззрения. Первоначальное христианство не включало добросовестное отношение к труду в ряд важнейших моральных заповедей. Напротив, в Нагорной проповеди Христос избавлял людей от проклятия трудом и советовал брать пример с птиц: «...они ни сеют, ни жнут...», с полевых лилий, которые «...ни трудятся, ни прядут».[7] При этом Иисус согласен с тем, что «трудящийся достоин пропитания». Однако лозунг апостола Павла утверждал противоположную нравственную оценку труда: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».[8] Таким образом, Библия давала возможность разнообразных трактовок нравственной ценности труда.

Но постепенно в произведениях «отцов церкви» труд стал пониматься как антитеза праздности, являющейся матерью всех пороков. Умение трудиться стало рассматриваться как дар Божий. Физический труд провозглашался обязательным для христианина. Впоследствии теология труда получила свое дальнейшее развитие в философии Ф. Аквинского и М. Лютера. В результате нарастающего расслоения общества в Х-ХIII веках усилилась необходимость для каждой социокультурной группы отделить себя от других. С этим связано развитие «литературы хороших манер», различных сводов правил поведения для рыцарей, ремесленников, женщин и т.д. Сформированные правила поведения регламентировали весь образ жизни человека, относящегося к конкретному сословию.

О возникновении рыцарской идеологии, система норм и ценностей которой вносила совершенно новые социально-активные элементы в жизнь общества, можно говорить уже с XI века. Свои начала рыцарская идеология обретает в непреложной и известной до сих пор символике - меч, конь и сопутствующие этим фетишам воинская доблесть, храбрость и честь. В систему рыцарских добродетелей были включены: вера и защита религии; забота обо всех слабых; любовь к стране, в которой был рожден; верность сюзерену; тщательное выполнение всех феодальных обязанностей, если они не противоречат законам Бога; верность данному слову, щедрость; борьба за Правду и Добро против Несправедливости и Зла; умереть с честью.

Развитие городов и усиление роли ремесленного производства в IX-X веках закрепило перелом в отношении к труду. Этому способствовало развитие ремесленничества и торговли, увеличение производства металлов и изделий из них, появление доменных печей, ветряных мельниц, изобретение ткацкого станка и другие достижения. Эпоха Средневековья во многом сохранила сложившуюся структуру городского населения. Ремесленные объединения в данной структуре возглавили средние слои и подавали им пример в организации жизнедеятельности. Средневековые цеха играли важную роль в жизни горожан. Они часто оставались относительно независимыми в политическом отношении. Общим основанием организации порядка в цехах были: общие средства, свидетельство о включенности в цех, гарантирующее права мастера. Цеха создавали свои уставы. При этом в своих главных чертах уставы различных ремесленных цехов по всей Западной Европе во многом были схожи. Они выступали моральными кодексами городских ремесленников.

Цеховые уставы регламентировали отношения коллег внутри цеха, которые должны были исключать обман, переманивание заказчиков, порчу инструментов, воровство, брань, оскорбления не только в адрес коллег, но и их родственников. Дважды в год все члены цеха должны были присутствовать на цеховой мессе. Члены цеха обязаны были посещать больных членов цеха, присутствовать на их похоронах. Все это должно было служить формированию цеховой коллективности. Хорошим человеком считался тот, кто соблюдал все нормы, обряды и обычаи цеха. Цеховые уставы прописывали нормы, поведения на совместных трапезах: запрещалось напиваться, устраивать драки, засыпать за столом, проливать на стол пиво, приносить с собой ножи или какое-либо оружие и т. д. Культура застолья насаждалась строгим контролем старейшин и системой штрафов. Ремесленник, запятнавший имя цеха, лишался цеховых прав и исключался.

Уставы устанавливали правила присуждения звания мастера. Так, претендент на звание мастера должен был не только предъявить свидетельство об образовании, но прилюдно изготовить «шедевр» - образец типичного для данного ремесла изделия. В некоторых цехах претендента даже обязывали в течение года работать при открытых дверях, чтобы его работу мог увидеть любой желающий. Отсюда - большое внимание к обучению ремесленника. Оно продолжалось в течение строго установленного срока, причем ученика регулярно контролировали. По завершению учебы сдавался экзамен и ученик мог стать подмастерьем.

Главной заботой цеха было сохранение профессионального престижа. Цех запрещал работать в праздники и ночью, браться за заказы, заведомо не выполнимые в срок, одновременно работать на несколько заказчиков, поручать сложную работу подмастерью. На изготовленной вещи должно было стоять клеймо мастера, что означало полную личную ответственность за качество работы. В городской ремесленной среде культивировали высокую квалификацию, честность, дисциплинированность. Мастер обязан был внимательно работать с заказчиком и покупателем. Нарушение договорных обязательств по отношению к заказчику считалось недопустимым.

В цеховых уставах скрупулезно обозначались наказания, применяемые в случае нарушения каждого пункта предписаний. Самым распространенным был штраф, который взимался изредка деньгами, либо пивом (0,5-1 бочка) или воском. В соответственных случаях предусматривалась конфискация товара или сырья, отстранение от участия в пирушках и других праздниках, наконец, исключение из цеха.

Фактически цеха образовывали замкнутую систему отношений, внутри которых складывалась корпоративная мораль. Иерархические отношения внутри цеха требовали строгой дисциплины, послушания, почтения к вышестоящим и добропорядочного отношения к нижестоящим. Цех стремился сформировать в своих членах уважительное отношение к своему статусу, корпоративную честь. В Европе цеховые образования окончательно были ликвидированы Великой Французской революцией в связи с тем, что их монополия стесняла развитие промышленности.

Вместе с существованием объединений ремесленников в Европе существовали и купеческие гильдии (от нем. Gilde - объединение) - корпорации и ассоциации, созданные с целью защиты интересов своих членов. В Северной Европе купеческие гильдии сложились на полвека раньше ремесленных цехов. Своим возникновением они обязаны оживлению торговли и росту городов в XI веке. В целях самозащиты и в общих коммерческих интересах купцы объединялись на торговых путях в караваны. Такого рода союзы, поначалу создававшиеся на время, постепенно приобретали характер постоянно действующих - либо в городах, куда караваны направлялись, либо по возвращении в родной город. К XII веку купеческие гильдии фактически полностью монополизировали торговлю в городах, что в первую очередь характерно для Италии, Франции и Фландрии.

Поначалу членство в купеческих гильдиях было добровольным, но со временем независимые торговцы оказались не в состоянии конкурировать с гильдиями, и возникшая в итоге монополия получала признание со стороны феодальных вельмож и королей, а также других городов. Поскольку в гильдию входили все богатые купцы, она была в состоянии оказывать значительное влияние на городское управление. Купеческая гильдия была в первую очередь коммерческой организацией, которая располагала правами в отношении своих членов, а также выполняла общественные и религиозные функции. Основные требования к членам гильдии были закреплены в существовавших правилах. Среди них выделялись следующие. Каждый, кто хочет быть торговцем, т.е. хорошо и честно продавать и покупать любой товар, может быть Им свободно, заплатив побор, который должен взиматься со всякого товара. Никто из торговцев не может и не должен разносить товар, кроме как в рыночный день. Если торговец привозит некачественный товар и если старшины под своей клятвой найдут его плохим, то он уплатит штраф в городскую казну всякий раз, как будет уличен. Цена товара должна быть одинакова для всех.

С распадом цехов и гильдий многие элементы группового сознания перешли в среду городских жителей. Отношения и нравы цехов оказали значительное влияние на формирование сознания и норм поведения мелкой буржуазии, а разработка письменных уставов и кодексов, регламентирующих все стороны жизни работников, явилась важным этапом в развитии профессиональной этики, заложила основы ее дальнейшего развития в эпоху капитализма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.