Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и свойства профессиональной морали




 

Профессиональная мораль отражает все стороны в нравственных отношениях работников различных видов труда на всех этапах трудового процесса. В ее структуре можно выделить следующие аспекты:

— определение объекта трудовой деятельности (наука, торговля, служба в вооруженных силах, бизнес и т. д.);

—постановку цели и задачи деятельности (например, полеты в космос, создание новой техники, решение научной проблемы и др.);

— мотивацию профессиональной деятельности (во имя процветания Отечества, личное обогащение, обеспечение семьи, карьера, помощь близким и т. д.);

— непосредственный процесс труда (уровень квалификации и отношение к делу работников, трудовая дисциплина, взаимопомощь, коллективизм, ответственность при выполнении поставленной задачи и др.);

— управление процессом труда, моральный климат в коллективе (распределение обязанностей среди работников, регламентация трудовой деятельности, характер служебных отношений, наличие контроля, способы и формы поощрения за хорошую работу и т. д.);

— средства реализации поставленных целей трудовой деятельности (модернизация технико-технологической базы, обучение, наставничество в работе с молодежью, авторитет и профессионализм руководителя и др.);

— оценку результатов профессиональной деятельности (экономическая, социальная, экологическая экспертиза, дизайн, соответствие качества продукции современным требованиям и др.).

Структурная характеристика профессиональной морали свидетельствует, что она присутствует на всех этапах трудового процесса и во всех его звеньях, пронизывает все его составные элементы от начала реализации поставленной цели до ее завершения. Пренебрежение профессиональными обязанностями или отсутствие должного уровня профессионализма даже в каком-либо звене трудового процесса может перечеркнуть конечные результаты труда всего коллектива, привести к значительным материальным и моральным потерям, дезорганизовать весь цикл трудового процесса. Профессионализм требуется также и при обеспечении качества рекламы товара, организации рынка сбыта, в отношениях с деловыми партнерами и т.д. Профессионализм должен присутствовать и в управлении развитием экономики в высших структурах власти. Если прирост ВВП в стране происходит за счет увеличения продаж нефти и газа, строительства новых гостиничных комплексов и бизнес-центров, расширения сферы услуг при развале реального сектора экономики, при игнорировании необходимости развития и внедрения высоких технологий, то это может быть квалифицировано как отсутствие управленческого профессионализма в обосновании целей, задач и организации процесса труда в масштабах государства.

Объективный характер содержания норм профессиональной морали позволяет выявить имманентные внутренне присущие ей свойства. Как определенный вид духовно-практических отношений, профессиональная мораль обладает такими свойствами, как: нормативность (регуляция отношений между людьми на основе определенных норм), императивность (обязательный характер реализации норм) и оценочность (установление соответствия конечных результатов деятельности мотивам и нормам поведения). Свойства профессиональной морали образуют ее внутреннее содержание и действуют во всех видах трудовых отношений.

Так, нормативность в процессе трудовой деятельности выражает аспект должного, программирует направленность действий и определенную целесообразность действий, устанавливает набор необходимых морально-профессиональных качеств работника при реализации поставленной цели {компетентность, мастерство, добросовестное отношение к делу, взаимопомощь в процессе труда и др.). Нормы фиксируют типичные и необходимые, адекватные данным условиям требования в поведении людей в процессе трудовой деятельности, а нормативность является способом их реализации. Эти качества несовместимы с понятиями тунеядства, тщеславия, карьеризма, лжи, безынициативности и т. д. и требуют от каждого работника быть компетентным, знающим свое дело и ответственным за него, добавляя к ним коммуникабельность, уважительное отношение к другим людям, коллективизм, справедливость в решении всех вопросов. Нормативность как свойство профессиональной морали нашла свое отражение в многочисленных пословицах и поговорках: «Делу время, потехе час», «Что посеешь, то и пожнешь», «Шьет не игла, а руки», «Что человек делает, таков он и есть», «Человек велик трудом», «Дружно не грузно, а врозь хоть брось» и др.

Бесконтрольное и плохо управляемое становление рыночной экономики в России привело к вымыванию содержания многих моральных норм, регулирующих отношения в сфере труда. Размытыми оказались понятия чести и честности, правдивости, ответственности и многие др. Многочисленные материалы прессы свидетельствуют о массовом отступлении от норм морали чиновников, предпринимателей, банковских работников, коммерсантов и т.д. Один из примеров: в г. Тихвине еще в начале 90-х годов началось строительство нового предприятия «Металл», пуск которого мог бы значительно сократить безработицу и увеличить на 50-70% городской бюджет. Проект получил положительное заключение 14 государственных и независимых экспертных экологических организаций. Однако петербургская фирма «Зеленый крест» предложила провести свою «независимую» экологическую экспертизу и, естественно, не бесплатно, а за полмиллиона долларов. Получив отказ, фирма развернула «разъяснительную» деятельность среди населения, вплоть до выпуска агитационных листков, организации протестных митингов и т.д.

Дальнейшее строительство завода, построенного на 60%, затормозилось и до сих пор неизвестны сроки его завершения. Представители «Зеленого креста» утверждают, что судьбу любого промышленного объекта должны определять некие «общественные слушания». Этот пример свидетельствует об отсутствии у многих современных коммерческих организаций понятий совести, честности, порядочности в получении средств для своего существования, государственного подхода к решению социально значимых проблем. В большинстве случаев подобные действия остаются безнаказанными со стороны государственных органов.

Важнейшим свойством профессиональной этики является также императивность. Она проявляется в необходимости обязательного выполнения моральных норм, нахождении оптимальных способов их реализации, превращении их в моральный императив. Это свойство выражает приоритет общественных интересов, требует обязательной реализации конкретных предписаний и установок, ставит на первое место решение общественных задач. Многовековая житейская практика зафиксировала это свойство в таких пословицах и поговорках, как: «Куй железо, пока горячо», «Штопай дыру, пока невелика», «Слушай других, но живи своим умом», «Не суй хвост туда, куда голова не лезет», «Семь раз отмерь — один отрежь» и др.

Лишение профессиональной морали свойства императивности приводит ее к потере активности, действенности, превращает в морализаторство - типа увещеваний поваром вороватого кота из соответствующей басни И.А. Крылова. Во всех случаях жизни свойсе целевое назначение. В своем развитии профессиональная мораль создает условия для сплочения общества на основе норм и требований трудовой деятельности. Она основывается не на противопоставлении одних профессиональных групп населения другим, а на нахождении в первую очередь общих критериев в их взаимодействии в процессе труда как общественно необходимой деятельности. Профессиональная этика не ставит вопроса о неравенстве существующих в обществе профессий, а решает проблему оптимальных взаимоотношений участников трудового процесса. Выделяя в различных видах труда общие для них моральные нормы и установки, она дополняет их специфическими требованиями в зависимости от условий и способов их реализации. Все это предполагает необходимость творческого подхода и гибкости в формах реализации профессиональной этики и в отношении самой себя.

Характеристика свойств профессиональной морали позволяет предметно определить не только ее целевое назначение, но и основные признаки. Как общесоциологическое понятие, присущее обществу с момента его возникновения и проходящее вместе с ним качественно определенные исторические Этапы, профессиональная мораль и в современных условиях демонстрирует такие из них, которые необходимо знать каждому человеку, включенному в профессионально-трудовые отношения:

— она объективна по содержанию, отражая реальные отношения людей в сфере труда и практические результаты их деятельности;

— носит универсальный характер, обращена к каждому работнику и в трансформированном виде применима ко всем видам профессиональной деятельности;

— моральные качества личности в сфере труда вырабатываются не сразу, а приобретаются постепенно в процессе длительной трудовой деятельности, проходят определенные стадии в своем развитии; профессионалами не рождаются, ими становятся;

—она признает универсальную профессиональную талантливость личности, исходя из того, что нет неспособных к делу людей, а есть люди, занятые «не своим делом» или безответственно относящиеся к профессиональному труду;

-утверждает себя не только на осноными нормами и на их основе, является важной составной частью формирования целостной личности. Восприняв необходимость добросовестного труда в качестве морального жизненного ориентира, человек связывает его реализацию с честно заработанным материальным вознаграждением, уважением в коллективе, достижением новых рубежей в профессиональной деятельности. В этом процессе формируется понимание значения таких моральных качеств личности как трудовая честь, профессиональный долг, трудовые обязательства, трудовая гордость, чувство собственного достоинства, единство слова и дела, гражданственности и проявления в определенных ситуациях мужества. В этом процессе большую роль могут играть положительный пример, авторитет наставника, творческая обстановка в коллективе и другие воспитательные факторы;

— мировоззренческая функция основывается на универсальной значимости труда и профессионализма в жизни человека и общества, убеждении в его необходимости для достойной жизни самой личности, блага коллектива, процветания Отечества. Профессиональная мораль выступает не только как важный элемент сознания личности, но и играет определяющую роль в формировании ее самосознания, социального идеала, понимания цели и смысла жизни. Выдающиеся результаты в различных сферах трудовой деятельности (организации производства, искусстве, науке, медицине и т. д.) возможны только на основе социально-значимых мировоззренческих установок и принципов жизнедеятельности, какими являются понятия патриотизма, блага, справедливости.

долга, совести и многих других, составляющих главное содержание духовного потенциала и масштаба личности;

— познавательная функция связана с восприятием, анализом, отбором и обобщением того массива информации, который человек получает в процессе профессионального труда. При реализации этой функции он имеет возможность использовать не только собственные опыт и результаты практики, но и опыт других людей, взятый в его историческом развитии. Так, в процессе развития профессиональной деятельности в сфере авиации и космонавтики использовался предшествующий положительный опыт и учитывались неудачные случаи полетов летательных аппаратов. Моральный аспект реализации познавательной функции во всех областях профессиональной деятельности выступает прежде всего в таких ее нормативных требованиях, как объективность, правдивость, разумность, творческая активность, добросовестность, сознательность, критичность, убежденность и др. Объем знаний и позитивная направленность их использования в профессиональной деятельности - необходимое условие успеха любого профессионала-специалиста;

— реализация данной функции необходимо взаимосвязана с действием такой важной функции профессиональной этики, как ценностно-ориентирующая, на основе которой осуществляется выбор ценностных ориентиров в деятельности субъекта. Она может проявиться в заинтересованности определенными видами профессий, пристрастности к тем или иным видам деятельности, обоснованности критериев ценностных ориентиров. При реализации этой функции необходимы объективная оценка ценностей, на которые ориентируется личность, искренность и доброжелательность побуждений, наличие, если не научности, то, по крайней мере, здравого смысла. В ценностно-ориентирующей функции проявляется не только свобода выбора в предпочтительности тех или иных ценностей, но и свобода в выборе средств для достижения намеченных ориентиров, что, в свою очередь, предполагает необходимость объективной критичной (самокритичной) оценки результатов выбора;

— коммуникативная (транслирующая) функция обеспечивает передачу трудового и профессионального опыта другим людям, в том числе последующим поколениям. Она создает возможность взаимодействия отдельных личностей, трудовых коллективов, социальных групп, используя огромный набор таких моральных категорий как гуманизм, доброжелательность, требовательность, ответственность, благородство, доверие, сочувствие, честность и многих других. Моральная основа коммуникативного взаимодействия в сфере профессиональных отношений способствует росту квалификации его участников, повышает их осведомленность в профессиональной сфере, расширяет кругозор, воспитывает необходимые качества, соответствующие званию работника-профессионала;

— созидающая функция, являющаяся духовно-практической реализацией морального и профессионального потенциалов личности в процессе ее деятельности. Через эту функцию наиболее очевидно проявляются творческая трудовая активность, добросовестность, самоотверженность, нравственная культура в целом как уважение к другим людям, непримиримость к лицемерию, обману, хищничеству, потребительству. Проявление созидательной функции является обобщенным результатом совокупной реализации всех остальных функций профессиональной морали. На основе анализа и оценки результатов морально-профессиональной деятельности возможна разработка научно-обоснованных прогнозов и перспективных моделей в развитии объектов деятельности, направленности усилий личностей и коллективов по совершенствованию системы профессиональных отношений.

Все функции профессиональной морали необходимо рассматривать в единстве, однако конкретные условия труда, состояние общественных отношений и другие факторы могут определять на тех или иных этапах выдвижение на первый план определенных функций. Так, в период перехода к новому общественному строю — постиндустриальному обществу — особое значение приобретают мировоззренческая и воспитательная функции (понимание того, что и как реформировать). От их содержания во многом зависит характер проявления всех остальных функций, определяются цели и конечные результаты деятельности в сфере профессиональных отношений, происходит объединение общественных и индивидуальных интересов.

Состояние профессиональной морали - серьезная проблема для современной России. В ходе реформ российское общество столкнулось с такими моральными ситуациями, к которым оно было не подготовлено: деградация личности, кризис духовности, распространение наркомании, насилия, коррупции и других пороков, что пока не получило решительного отпора со стороны государства и общественных организаций. Разрушается трудовая мораль, поощряются нетрудовые доходы, принижена роль профессиональной личности. В этих условиях профессиональная мораль, в которой заинтересованы трудовые слои населения и, прежде всего, нарождающийся новый средний класс, может служить основой восстановления нравственного здоровья и стабильности общества, условием возрождения общей морали. Оздоровление моральной обстановки может быть осуществлено путем преодоления морального нигилизма, противодействия утилитаризму и потребительству, морального осуждения различного рода спекулянтов, коррупционеров и других паразитических элементов, отрицающих вообще какие-либо этические нормы. Профессиональная мораль, отношение человека к труду может явиться реальной опорой для развертывания этого Процесса.

На Западе моральный кризис наступил намного раньше, чем в России. Западная мораль является откровенно утилитарной, прагматичной, сиюминутной, потребительской. Содержание этики рассматривается как индивидуальный опыт личности, лишенный объективных Критериев его содержания (этика постмодернизма). В ней отсутствует понятие социальной цели и социального идеала, следствием чего является разрушение моральных и ценностных ориентиров, начиная с детского возраста. Поскольку этот процесс сознательно осуществляется в интересах правящего класса, то для идеологического прикрытия реального аморализма широко используются двойная мораль, концепции о правах человека, фарисейские религиозные установки, что лишает общество определения критериев человеческого в человеке.

Пагубные последствия манипулирования с моралью испытывает на себе и российское общество. Российское руководство, выбрав западный образец в качестве модели для реформирования своей страны, объявив рынок общественным идеалом, вместо того, чтобы рассматривать его как средство для развития духовности и демократии, теряет сотни тысяч будущих профессионалов, оставляя значительную часть молодежи за порогом современной цивилизации, лишая российское общество достойного будущего. Социальным идеалом информационного общества, на путь которого вступила Россия, должен быть не бизнес или рынок, а формирование класса профессионалов, включающего большую часть его рабочей силы, определяющего социальный прогресс и достойное место страны в мировом сообществе.

 

 

Глава II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.