Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональной этики




Основные категории (нормативы)

 

 

Связь между общей и профессиональной этикой, рассмотренная выше, очевидно, проявляется и при рассмотрении соотношения их категориального аппарата. Все категории общей этики применяются и используются в трудовых коллективах (добро, зло, благо, честность, порядочность, совесть и др.) при нравственной оценке человека как целостной личности. И в то же время в процессе трудовой деятельности в специфически профессиональных отношениях между людьми они уточняются и дополняются применительно к конкретным условиям в различных сферах труда.

Так, например, понятие профессионализма, относясь к разделу общей этики, трансформируется, существенным образом дополняется и конкретизируется в своих характеристиках в педагогической, научной, инженерной, предпринимательской, военной и других видах трудовой деятельности. Оно отражает их особенности, учитывает необходимость дополнительных требований в той или иной конкретной сфере труда. Так, в области бизнеса понятие специалиста-профессионала требует от него знания правовых норм в сфере своей деятельности, законов функционирования рыночной экономики, выдвигает на первый план такие нормы морали, как честность, порядочность, коммуникабельность, предприимчивость, общая польза и ряд других, и исключает действия, связанные с обманом, стяжательством, жадностью, коррупцией и другими негативными явлениями. На этой основе определяется наличие или отсутствие профессионализма в данной сфере деятельности. Например, определение капитала в качестве инвестиционного, промышленного, спекулятивного, олигархического, торгашеского, криминального и т. д. придает содержательный нравственный оттенок деятельности бизнесмена.

Аналогичным образом трансформация общих категорий этики происходит и при использовании их в других сферах трудового взаимодействия между людьми. Например, профессиональная деятельность инженера характеризуется, прежде всего, такими качествами как знание новейших разработок и достижений в области техники и технологии, склонность к изобретательству и усовершенствованию технических систем, опора на эксперимент и практическую результативность, трудолюбие, дисциплинированность и др. В последние десятилетия, в связи с возрастанием роли морали в жизни общества в целом и в специфических сферах деятельности, в инженерной этике возникли понятия техноэтики, «компьютерной» этики и ряд др. Профессиональная деятельность инженера включает в себя как общую нравственную культуру поведения, так и конкретные требования морали применительно к данной сфере труда.

Таким образом, профессиональная этика вырабатывает нормативы и кодексы морального поведения в различных сферах разделения труда, регламентирует отношения работников-профессионалов в соответствии с их условиями и спецификой деятельности на основе требований норм общей морали. Так, например, основополагающие категории добра и зла в общей этике трансформируются и конкретизируются применительно к специфическим видам профессиональной этики в связи с дисциплинированностью, оценкой качества выпускаемой продукции, ответственностью или безответственностью, мастерством или халатностью и т. д. работника. Руководствуясь понятиями блага, совести, справедливости, честности, товарищества, долга и других норм общей морали, люди постоянно убеждаются в целесообразности таких поступков, которые были бы в интересах как отдельного работника, так и трудового коллектива, социальной общности, общества в целом. Используя требования общей морали в специальных областях деятельности, они более эффективно решают стоящие перед ними задачи, не допускают конфликтных ситуаций, быстрее преодолевают трудности и кризисные периоды.

В то же время профессиональная этика, наряду с трансформировавшимися понятиями общей этики, располагает и собственными категориями, которые применяются преимущественно при анализе требований профессионального труда. Такими категориями в профессиональной этике являются понятия компетентности, профессиональной квалификации, деловой репутации, умения, мастерства, деловитости и др. Компетентность, как одно из основных качеств специалиста, характеризует уровень знаний работника об объекте своей деятельности, его эрудицию, понимание смысла и значения своего труда, включая идеологический кругозор. Профессиональная квалификация определяется умением реализовать знания, качественной оценкой результатов профессиональной деятельности. Что же касается деловой репутации, то она складывается на основе объединения компетентности и профессиональной квалификации работника, включает такие качества, как трудовая активность, инициатива, способность находить нестандартные решения проблем, возникающих в процессе труда, деловитость, профессиональная ответственность и ряд других высоких моральных требований.

Компетентность специалиста, его квалификация, деловая репутация и другие качества всегда находятся в единстве, отражая различные аспекты трудовой деятельности профессионала. Все они выходят в социальную сферу, определяют общественную значимость специалиста и в совокупности составляют основу понимания социальной справедливости как общесоциологической и профессионально-нравственной категории, определяющей необходимость материального и морального вознаграждения работника в зависимости от количества и качества его труда. Неслучайно в современных экономически развитых странах, в которых велика доля высококвалифицированного профессионального труда в общем объеме трудовой деятельности, имеет место и сравнительно высокая его оплата. Если же в обществе процветает культ нетрудовых доходов, принижается и дискредитируется профессиональный труд, абсолютизируются крупная частная собственность и свобода личности, основанная на ней, то такая социальная система противоречит не только требованиям профессиональной этики, но и этики вообще. Ориентация в развитии общества на идеологию либерализма (не современного, а периода первоначального накопления) превращает требования демократии в ширму для эксплуатации профессионального труда. Так, если в 2004 г. минимальный размер месячной заработной платы, установленный законом, составлял: во Франции — 1154 евро, в Англии - 1160, в Люксембурге — 1402 и т. д., то в России он равнялся 17 (!) евро (здесь не берутся в расчет нефтяные и финансовые частные сектора, где оплата многократно выше). Это является свидетельством того, сколь актуальной в нашей стране является проблема роли профессионального труда и его оплаты.

Значение профессионализма как определяющего элемента трудовой деятельности и наличие в этом этического аспекта можно показать и на многочисленных примерах оценки результатов труда отечественных и зарубежных фирм, предприятий, компаний и т. д. Так, например, японская фирма «Ниссан» в 2003 г. понесла убытки в размере 150 миллиардов долларов из-за того, что была вынуждена вернуть для бесплатного ремонта более одного миллиона автомобилей, выпущенных за последние пять лет в связи с обнаруженными неполадками в электрооснащении, могущими повлечь короткое замыкание и остановку двигателя. Если бы она не пошла на этот шаг, пострадала бы ее профессиональная репутация, а убытки исчислялись бы в неизмеримо большей сумме.

Проблема качества выпускаемой продукции является первостепенной и в России. В прессе за последнее время появилось немало материалов, свидетельствующих о профессиональной некомпетентности чиновников (например, в вопросах строительства: обрушение зданий в результате непринятия своевременных мер по их укреплению, навязывание «уплотнительной» застройки и т. д.). Зачастую к некомпетентности добавляется еще и пренебрежение к элементарным нормам морали, коррупция, отсутствие совести и ответственности. Так, в публикации под заголовком «Кому блинчики с палочкой» (см.: Санкт-Петербургские ведомости. 2004. 29 апр.) сообщается, что в результате экспертизы были обнаружены микробы в продукции, выпускаемой одной из фирм. При проверке в 2004 г. качества продовольственной продукции на российском рынке было забраковано 9,1% товара. Обнаружены многочисленные изъяны в продукции электротехнической, химической, обувной, трикотажной и других отраслей промышленности (см.: Там же. 2005. 19 февр.). Подобных примеров не так уж и мало. В то же время в стране имеются предприятия, выпускающие товары и высокого качества, о чем свидетельствуют результаты ежегодно проводимого федерального конкурса «100 лучших товаров России». В 2004 г. 13 наименований высококачественных товаров и услуг, отмеченных на конкурсе, были произведены предприятиями Петербурга и Ленинградской области.

Нормы (законы) и требования как общей, так и профессиональной этики являются обязательными для выполнения. По своему содержанию они носят объективный характер, исходя из закономерностей развития общества как целостного образования, которому подчинены законы его отдельных сфер. Объективность содержания норм означает, что в них отражается и концентрируется то, что существует в реальной жизни и не зависит от сознания людей. Но это объективное содержание этических норм и установок различно воспринимается и реализуется отдельными людьми. Мораль относительно самостоятельна, обладает свободой выбора и зависит от целого ряда субъективных факторов: интеллектуального развития личности, ее общей и нравственной культуры, образа жизни и др. Это означает, что этические нормы (законы) поведения, будучи объективными по содержанию, требующие определенной направленности в действиях людей, являются субъективными по форме и способам их реализации.

В настоящее время в разных системах морали отношение к труду является различным. Наряду с моралью трудовой, коллективистской, патриотической существуют такие ее разновидности, как иждивенческая, конформистская, рыночно-спекулятивная, криминально-нигилистическая и другие виды нетрудовой морали. Потеря трудовой основы в нравственных ориентирах и предпочтениях у значительной части людей современного российского общества является несомненным признаком его кризисного состояния. Причинами этого являются непрофессиональное управление общественными процессами в условиях перехода к рыночной экономике, деформация представлений о труде как необходимом условии нормальной жизнедеятельности личности и общества, низкая оплата труда, не соответствующая его объему и качеству, значительные нетрудовые доходы у части граждан, криминал, коррупция и многие другие негативные явления, несовместимые с нормами общей и профессиональной этики.

Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и духовных благ. Оно может потреблять то, что произведено его членами, распределяя материальные и духовные блага в зависимости от их трудового вклада в соответствии с принципом социальной справедливости. Поэтому проблемы профессионализма, добросовестного отношения к труду как первостепенному долгу, компетентность и ответственность за результаты деятельности являются важнейшими показателями социального и духовно-нравственного здоровья общества и личности. Решающее значение в этом процессе приобретает состояние субъективного фактора в реализации норм морали, профессионализм в управлении на государственном уровне.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.