Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономические основы возникновения профессиональной этики




 

Становление и развитие профессиональной этики - это процесс взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Слово «профессия» (от лат. «professia» — объявляю своим делом) означает, что для каждого человека труд выступает в виде ограниченной сферы деятельности, требующей определенных практических навыков и теоретической подготовки. Профессиональная этика возникла в рамках общей морали, когда в результате роста производительных сил общества появляется возможность выделения отдельных видов труда в относительно самостоятельные сферы трудовой деятельности.

На начальных этапах исторического процесса по мере выделения человека из природной среды на основе его трудовой деятельности происходило формирование общих установок и правил поведения людей. Овладевая трудовыми навыками, человек вырабатывал соответствующие понятия и нормы, регулирующие его отношения с соплеменниками (совместное изготовление орудий труда, способы взаимодействия в процессе трудовой деятельности, оценка их результатов и т.д.). Уже на ранних стадиях развития первобытного общества появились понятия мужества, долга, совести, самостоятельности, взаимопомощи, честности и др. Это была единая синкретическая мораль, регулировавшая все отношения между людьми на основе понятий общей пользы, добра и зла, полезности и вреда.

Постепенно в рамках общей системы морали выделились три основных направления, определявшие поведение первобытных людей: I) добывание средств к жизни; 2) регулирование личностных отношений, я 3) организация религиозных обрядов и ритуалов. При этом первое направление играло ведущую роль. Изготовление орудий труда и их совершенствование определяло возможности жизнедеятельности рода, вело к изменению самого человека и тех отношений, в которых находились люди. Исследования Ч. Дарвина, Л. Моргана, Н. Миклухо-Маклая, М. Ковалевского и других ученых свидетельствуют, что трудовая мораль, выполняя роль регулятора, утверждала гуманистическую сущность человека, выступала как духовный стержень совместного социального бытия, учила выживать.

На более поздних этапах развития первобытного общества в рамках трудовой морали возникает и профессиональная мораль. Социально-экономической основой ее формирования явился процесс общественного разделения труда в результате роста и совершенствования производительных сил и прежде всего орудий труда. Уже в глубокой древности произошли три великих исторических разделения труда, которые заложили основы возникновения на последующих этапах развития общества десятков тысяч различных профессий. Начало этому процессу было положено в эпоху перехода от Каменного века (длился два миллиона лет) к Бронзовому (конец IV тысячелетия до н. э.), когда произошло первое великое разделение труда - земледелие отделилось от животноводства. В дальнейшем открытие и использование бронзы при изготовлении орудий труда, оружия, украшений и т.д. привело к возникновению многочисленных профессий, выделению ремесла из земледелия, превращению торговли в самостоятельную сферу деятельности. Это явилось вторым историческим разделением труда.

Третье великое разделение труда - отделение умственного труда от физического - началось с переходом от родоплеменной организации к классовому обществу и было связано с появлением социальных групп людей, наследующих и закрепляющих за собой различные сферы деятельности. Возникновение классов, государства, многообразных форм духовной деятельности на профессиональной основе (науки, философии, искусства, литературы и др.) определили процесс перехода общества от варварства к цивилизации, образованию больших социокультурных общностей, закрепляющих социальные и духовные различия стран и регионов (вначале на Востоке - Месопотамия, Египет, Индия, Китай, а затем и на Западе - Греция, Рим). Составной частью процесса становления цивилизаций являлось и формирование профессиональной этики, как важного элемента духовной культуры общества.

В настоящее время общепризнанным является выделение трех исторических типов цивилизаций: космогенной (традиционное общество, орудийная техника и ручная технология); техногенной (индустриальное общество, машинная техника и технология) и антропогенной (постиндустриальное общество, информационная технико-технологическая основа). Выделение типов цивилизаций осуществляется в зависимости от материально-технологической оснащенности общественного производства, уровня развития духовной сферы (в том числе этики), гуманистического содержания общественных отношений. Каждый тип цивилизации характеризуется также определенным уровнем разделения труда, способом взаимосвязи профессиональной деятельности с нормами морали и реализуется в национально-специфических формах. Цивилизационное измерение профессионализма позволяет рассматривать труд не просто как акт добывания пищи и средств к существованию, а как процесс, неразрывно связанный с духовными, в том числе и нравственными принципами, регулирующими его содержание.

Данное представление о профессиональном труде требовало постоянного совершенствования и усложнения как профессиональной деятельности, так и моральных принципов, которые эту деятельность регулировали, определяя в значительной мере возможности исторического прогресса общества в целом. На взаимосвязь разделения труда и профессиональной деятельности с моральными требованиями обращал внимание уже Аристотель. Эту проблему в ХIХ веке разрабатывали философы-позитивисты О. Кбит и Э. Дюркгейм, а их материалистическое обоснование впервые было представлено в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Профессиональная этика с момента своего зарождения формировалась и исторически развивалась в единой системе этических знаний на основе гуманистических ценностей свободы, ответственности, справедливости, природного равенства и социального равноправия людей, честности, мужества, долга, достоинства и других основополагающих норм регулирования отношений между людьми, конкретизировала их в понятиях компетентности, соревновательности, деловой репутации и т.д. В этом процессе преодолевались и ограничивались проявления несправедливости, жестокости, карьеризма, корыстолюбия, праздности, потребительства и других пороков в отношении между людьми. По мере увеличения видов трудовой деятельности и усложнения характера труда возрастали значимость профессиональной деятельности, ее влияние в жизни человека и общества. Современный этап развития общества - информационная цивилизация - выдвинул профессионализм в качестве определяющей моральной характеристики личности и состояния общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.