Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И ее место в системе морали




Предмет профессиональной этики

ЭТИКИ, ЕЕ КАТЕГОРИИ И ФУНКЦИИ

Профессиональная этика: Учебник для высших учебных заведений / Отв. ред. Росенко М.Н. – СПб.: Петрополис, 2006.

Профессиональная этика

Глава I. ПРЕДМЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

 

 

Профессиональная этика - философская дисциплина, наука о моральных нормах и требованиях, регулирующих отношения между людьми в сфере трудовой деятельности. Она вырабатывает и определяет нравственные нормативы применительно к конкретным, специальным видам труда с позиций профессионально-этических требований к работнику и включает в себя: моральные нормы, принципы, установки, идеалы во взаимоотношениях людей в трудовом процессе; исторически сформировавшиеся традиции, заповеди и предписания, относящиеся к сфере труда; моральные кодексы, регламентирующие различные аспекты трудовых отношений; обоснование механизма реализации этических норм в деятельности трудовых коллективов и также способы проведения экспертизы результатов процесса трудовой деятельности как в рамках отдельных коллективов, так и между коллективами.

Профессиональная этика - гуманитарная дисциплина, имеющая своей целью формирование социальной и нравственной ориентации специалистов в различных видах материального и духовного производства. Она находится в тесной органической связи с общей этикой и вместе с ней образует единую теоретическую науку, главным содержанием которой является учение о человеке как высшей ценности, регулировании взаимоотношений между людьми применительно к сфере профессионального труда. Если общая этическая теория вырабатывает объективно-необходимые нормы, установки, принципы в отношениях между людьми, распространяя их на всю систему общественных отношений, то профессиональная этика конкретизирует эти универсальные и всеобщие нормы применительно к различным видам труда, регулирует общественные отношения в главной сфере бытия человека - трудовой деятельности. Она трансформирует общие этические нормы и требования применительно к профессиональному аспекту трудовых отношений.

Поэтому профессиональная мораль должна всегда рассматриваться в единстве с общей этической системой. Попытки пренебречь этой связью приводят либо к выхолащиванию собственно профессиональной этики, утрате ее практической основы, либо к потере нравственного кругозора. Только на основе принципов и норм общей этики возможно обобщение нового нравственного опыта в сфере труда, определение новых норм и запретов в профессиональной этике, преодоление отживших нравственных правил и оценок. В свою очередь, нарушение трудовой этики сопровождается разрушением и общих моральных установок. При несоответствии между общей системой морали и содержанием профессиональных кодексов предпочтение должно быть отдано общим принципам нравственности, поскольку они глубже и основательнее определяют перемены в условиях жизнедеятельности людей, в том числе и новые требования в сфере их профессиональной деятельности.

Тесное взаимодействие общей и профессиональной этики определяет их развитие и взаимообогащение, те изменения, которые происходят в этике как научной дисциплине в целом, так и отдельных ее разделах. Однако изменения в различных разделах этики происходят не автоматически. Более подвижной в своих изменениях является профессиональная этика. Будучи тесно связанной с повседневной практикой людей в специальных сферах их взаимоотношений, она быстрее реагирует на изменения, происходящие в них (например, является ли этичным пересадка органов в медицине, усовершенствование ядерного оружия в технико-технологической сфере и др.). В свою очередь, общая этика, отражая всеобщие и универсальные связи в отношениях между людьми, является более консервативной, реагируя не на частные случаи изменившихся отношений, а на изменения, происходящие в системе общественных отношений в целом (например, понятия трудолюбия, гуманизма и другие в этике менялись при смене общественных систем).

При рассмотрении предмета профессиональной этики также необходимо учитывать ее соотношение с понятием профессиональной морали. Они являются близкими, но не тождественными. Этика вырабаты­вает нормы и принципы поведения людей, обеспечивающие регуляцию и управление в отношениях между людьми в профессиональной сфере, тогда как мораль, включая в себя эти нормативы и требования, добавля­ет к ним способы их реализации и оценку их практических результатов.

Если этика занимается, в основном, сферой должного, объективно-необходимого, то мораль рассматривает это должное в связи с сущим, т. е. с тем, что реально имеется в наличии, в действительности.

Взаимодействуя на основе норм и требований нравственного поведения в сфере труда, профессиональная этика и профессиональная мораль устанавливают степень соответствия или несоответствия между должным и сущим. Если должное и сущее совпадают, то это определяет высокую степень нравственности в деятельности субъективного фактора (конкретного специалиста, коллектива, корпорации и т. д.). Если же несоответствие между ними велико, то оно означает либо отсутствие нравственных начал вообще, либо их наличие в малом объеме (выпуск некачественной продукции, ее несоответствие современным требованиям, нанесение ущерба потребителю путем недобросовестной рекламы и т. д.). Чем выше уровень усвоения моральных норм профессионалами, тем меньше конфликтов и противоречий в реальной жизни. Огромное количество конфликтных ситуаций в самых различных сферах общественной жизни свидетельствует об игнорировании морали, непонимании ее особой значимости в условиях переходного периода общества, становления рыночной экономики.

В современных условиях профессиональная этика рассматривается как один из разделов прикладной этики, число которых постоянно возрастает по мере развития самого общества и углубления разделения труда (экологическая этика, биоэтика, этика ненасилия, этика политической деятельности, этика бизнеса, этика семейных отношений и др.). Основой для выделения профессиональной этики в один из самостоятельных разделов прикладной этики является понятие профессии, обозначающее род занятий или вид трудовой деятельности человека, совокупность знаний, умений и трудовых навыков работника в определенной сфере труда. В условиях рыночных отношений профессия рассматривается как социально-обусловленный вид труда, продукты которого являются товарами. В информационном обществе, на путь которого в настоящее время вступило человечество, профессионализм является объективно-необходимым социальным и моральным качеством личности, определяющим ее общественную значимость и социальный статус. Это означает, что профессиональная этика в постиндустриальном обществе как неотъемлемая составная часть духовной культуры общества - важный показатель уровня его цивилизационного развития.

Профессиональная этика, как и любая теория, не дает ответа на все случаи жизни, в отношениях между людьми в их трудовой деятельности, так как реальная жизнь всегда богаче, чем любое правило. Она определяет общие принципы и нормы, регулирующие эти отношения. И каждое последующее поколение должно решать эти вопросы творчески, учитывая изменившиеся условия, и тем самым постоянно совершенствовать механизм взаимодействия: человек - профессионал - коллектив — общество.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.