Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И их общественная значимость




Виды профессионального труда

 

Углубление разделения труда и развитие специализации в постиндустриальном обществе, сопровождаясь дифференциацией и постоянным усложнением профессиональной деятельности работника, определяет рост числа видов трудовой деятельности, необходимость учитывать новые условия при разработке современных систем моральных требований. Типологический анализ сфер трудовой деятельности прежде всего позволяет не только определить объективные основания норм профессиональной этики, но и выделить ее основные виды. В зависимости от сферы трудовой деятельности (производственно-экономической, научной, педагогической, художественной, экологической и т.д.) профессиональная этика подразделяется на соответствующие виды: этика врачебная, педагогическая, инженерная, журналистская, этика ученого, предпринимателя, политика, спасателя, космонавта и т.д. Виды профессиональной этики отражают специфические особенности трудовой деятельности специалиста, характер и условия его труда, место и значение данной профессии в системе трудовых связей и отношений. В настоящее время насчитывается более двух тысяч различных профессий и их число постоянно увеличивается.

Этот процесс сопровождается не только появлением новых видов профессиональной этики, но и выделением сфер профессиональной деятельности внутри этих видов, т.е. подвидов. Например, такой вид профессиональной этики как этика инженера подразделяется в зависимости от специфики деятельности специалиста на такие ее подвиды, как этика инженера-авиатора, инженера-программиста, инженера средств связи, инженера-кораблестроителя, инженера-атомщика и др. В педагогической этике выделяются такие ее подвиды как этика педагогов общеобразовательных учебных заведений, преподавателей высшей школы, педагогов дошкольного воспитания, учителей специальных учебных заведений и др. Профессия менеджера предполагает специализированные знания в сфере финансов, инвестиций, управления качеством, продажам, антикризисной деятельности и т.д.

Выделение видов и подвидов профессиональной этики свидетельствует о многообразии нормативных требований к специалистам, необходимости учитывать специфику моральных отношений не только в каждой конкретной сфере профессионального труда, но и ее специфических подразделениях. Однако это не исключает наличия у них общих профессиональных моральных норм, которые отражают объективные требования к профессиональной деятельности личности в современном обществе и выступают как руководящие начала, правила, образцы на основе общепринятых этико-гуманистических идеалов. В информационном обществе востребованы профессионалы, обладающие широкими познаниями в своей области трудовой деятельности, имеющие представления о положении дел в смежных областях и в общественном производстве в целом, активные и инициативные работники, обладающие ответственностью, трудолюбием, дисциплинированностью, честные и творчески ориентированные специалисты, ставящие на первое место интересы своего Отечества. Многие виды профессиональной этики определяют необходимость междисциплинарного подхода.

В зависимости от специфики моральных требований в различных видах профессиональной деятельности определяется значимость нравственных норм, регулирующих отношения специалистов. При этом выделяются те виды профессий, которые характеризуются повышенными моральными требованиями. Это относится к тем из них, объектом которых является человек, его жизнь, здоровье, формирование его профессиональных и духовных качеств (медицина, воспитание, обучение и др.), которые требуют большой самоотдачи и связаны с жизнью, физическим и духовным здоровьем других людей (работа космонавтов, спасателей, моряков-подводников, врачей и т. д.). Эти сферы труда не поддаются запрограммированной технологической упорядоченности, для них невозможна жесткая регламентация, требуется профессиональная интуиция, творческая активность, максимум гуманизма и самоотдачи. Повышенные моральные требования определяют первостепенное значение чувства долга и высокую меру ответственности. Они необходимо включают дополнительные моральные нормы поведения: готовность жертвовать собой во имя жизни других людей (например, работа спасателей в г. Беслане в сентябре 2004 года), бескорыстность, мужество, самоотверженность и др. Все это свидетельствует, что профессиональная этика в настоящее время выходит в своем содержании на качественно новый уровень, определяя смысл любого профессионального труда.

Каждый вид профессиональной этики, отражая своеобразие трудовой деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали. Так, во врачебной этике все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Уже в Древней Греции врачи, окончившие школу асклепиадов, давали обещание: «Образ жизни больных я буду по мере сил своих и разумения устраивать к их пользе и буду предохранять от всякого вреда и порока. Я буду хранить молчанье и считать тайной то, что не подлежит оглашению». Эти моральные требования, выработанные школой асклепиадов, были позднее отражены в знаменитой клятве Гиппократа, которая не потеряла значения до наших дней.

В присяге врача в России отмечается, что, приступая к врачебной деятельности, он торжественно клянется: «все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну; постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики; беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принципами морали, всегда помнить о высоком призвании врача, об ответственности перед народом и государством». Исходя из этих нравственных установок, современная медицина решает пока еще «открытые» вопросы, порождаемые достижениями медико-биологических наук и прогрессом медицинской практики (эвтаназии, аборта, использовании технологий генной инженерии для изменения наследственности организмов, клонировании и т.д.).

История медицинской практики в России знает немало примеров подлинного подвижничества и нравственной самоотверженности врачей и ученых во имя спасения жизней других людей. Так, например, И.И. Мечников испытывал на себе препарат, содержащий бациллы холеры, а С.И. Боткин сделал себе первую прививку от чумы. Во время военных действий в Чечне многие врачи-добровольцы, в том числе женщины, в тяжелейших условиях самоотверженно выполняли свой служебный долг. Вместе с тем мы встречаемся с немалым количеством примеров недобросовестного отношения к своим служебным обязанностям, что свидетельствует о нравственной неполноценности этой категории врачей.

Педагогическая этика - относительно самостоятельный вид прикладной этики. Она изучает особенности педагогической морали, обосновывает ее принципы, выясняет специфику их реализации в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции и содержание категорий. Кроме того, педагогическая этика изучает задачи нравственной деятельности педагога, включая отношения в педагогической среде и отношение к учащимся. Она требует знания технологий и приемов процесса обучения и воспитания, постоянного совершенствования нравственного воспитания молодежи, повышения собственной культуры и знаний педагога.

Педагогическая этика разрабатывает основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в педагогической среде специфических правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения. Формирование личности связано с преодолением сложных противоречий, порождающих многочисленные конфликты, поэтому в ходе этого процесса возникает объективная необходимость регулировать взаимоотношения его участников. Так возникают требования педагогической морали, часть которых адресована от имени общества учителю, а часть — от имени учительства обществу, ученическому коллективу и родительской общественности. Так, в условиях рыночных отношений часть учителей оказалась не в ладах с нормами морали в связи с приемом учеников в общеобразовательные школы, позволила себе заниматься взяточничеством, нарушала стандарты обучения в общеобразовательных учебных заведениях. Имеют место нарушения учебного процесса в частных и специализированных школах и гимназиях. Так, только в Москве в 2004 г. было выявлено 3483 преступления в данной сфере, возбуждено 2480 уголовных дел, в том числе 888 по фактам взяточничества. 13 директоров общеобразовательных школ были освобождены от занимаемой должности, 15-ти директорам и трем руководителям окружных управлений объявлены взыскания за незаконный сбор денег с родителей учеников при приеме детей в образовательные учреждения и обязательные взносы в различного рода фонды.

Педагог должен любить свою профессию. От него требуется знать психологию учащихся, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности. Он должен быть великим гуманистом и понимать, что для того, «чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце» (В. А. Сухомлинский). Учитель необходимо должен быть принципиальным, требовательным, но справедливым и великодушным, непререкаемым авторитетом для воспитуемых. Авторитет учителя основывается на его гражданской деятельности, а это означает, что он должен быть патриотом своего Отечества, активным носителем передовых политических и моральных убеждений. Ему необходимо быть коллективистом: «нет ничего опаснее индивидуализма в педагогическом коллективе» (А.С. Макаренко). Выработанные и закрепленные в ходе развития общественной мысли нравственные требования к учителю и вытекающие из них нормы составляют основу гуманистической традиции российского образования. Это важно учитывать в процессе современного реформирования образовательного процесса, в котором просматривается попытка принизить роль учителя, формализовать его отношения с учениками, подменить их анонимными тестами.

Развитие современного общества, определив возникновение глобальных проблем, заставило не только по-новому взглянуть на содержание педагогической этики, но и значительно расширило круг вопросов, относящихся к ее компетенции, подняло их до уровня государства и всего общества. Например, в настоящее время Россия столкнулась с проблемами, которые в таких масштабах перед ней никогда не стояли. В 2005 г. при сокращении за прошедший год населения на 1,7 млн. человек, в стране насчитывалось около 4 млн. беспризорных детей, 700 тыс. детей-сирот, 2 млн. подростков оказались неграмотными, 6 млн. детей и подростков находятся в социально неблагоприятных условиях, армия детей-наркоманов насчитывает 6 млн. С подобными проблемами в различных вариантах столкнулись многие страны мира. Для того, чтобы обратить на них внимание широкой общественности, ООН был учрежден Международный день защиты детей.

Это означает, что элементами педагогической этики сегодня должны владеть все работники, имеющие отношение к детям и их родителям (от милиционеров, работников детских приютов, мастеров-наставников и т. д. до чиновников и министров). Российское правительство, проводя в сфере образования непрофессиональные реформы, в то же время полностью освободило себя от воспитания граждан и прежде всего детей и молодежи. Обучение и воспитание подрастающего поколения как вид профессиональной деятельности характеризуется повышенной моральной ответственностью. Они несовместимы с равнодушием, цинизмом, меркантильным подходом к судьбам молодого поколения, политическим манипулированием сознанием молодежи, паразитизмом чиновников и другими аморальными качествами людей, работающих в этой сфере.

Изменения, происходящие по существу во всех видах профессиональной деятельности, требуют серьезных изменений и дополнений и в соответствующие разделы профессиональной этики. Так, в судебной этике в последние десятилетия были выдвинуты принципиально новые установки в связи с изменением содержания трудового, гражданского, уголовного, конституционного, административного и других разделов права. Особенно глубокие преобразования произошли в регулировании отношений собственности, меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества. Сложные условия переходного периода, постоянное нарушение законов или отсутствие таковых в некоторых сферах трудовых отношений порождают высокий уровень преступности, препятствуют формированию и внедрению норм профессиональной этики в трудовых коллективах.

Так, количество зарегистрированных преступлений и правонарушений возросло с 1839,5 тыс в 1990 г. до 2526,3 тыс. в 2002 г., причем появились такие их опасные формы как терроризм, заказные убийства, похищение людей,, бандитизм, преступления в экономической сфере, связанные с хищениями в особо крупных размерах и др. Только в 2004 г. зафиксировано 45 млн. должностных преступлений[15]. Подвергаются деформации действия и самих органов правосудия. В 2004 г. 296 российских судей были привлечены к дисциплинарной ответственности, у 177-ми - прекращены полномочия, 229 получили предупреждения в виде дисциплинарного взыскания. От профессионализма судебных работников, их честности, мужества, выдержки, способности настойчиво следовать духу и букве закона, порядочности в значительной степени зависит восстановление нравственности в стране, наведение порядка в сфере трудовых отношений (от своевременной выплаты зарплаты и недопущения эксплуатации детского труда до судебных санкций за присвоение бюджетных средств и государственной собственности). В настоящее время судебная этика в условиях фундаментальной перестройки всей правовой системы дополняется многими новыми положениями, определяющими развитие профессиональной этики в целом.

Профессиональная этика обосновывает социальную значимость любых видов трудовой деятельности, поскольку они объективно необходимы для нормального функционирования общества, но при этом требует современного отражения их содержания. Многообразие видов профессиональной деятельности и глубокие изменения в их содержании требуют от специалиста знаний норм и принципов как общей морали, так и умения творчески применять их в сфере конкретного вида труда, в области которого он является профессионалом. При этом в современных условиях моральный аспект выступает на первый план по сравнению со всеми другими аспектами деятельности, поскольку последние определяются уровнем нравственной культуры людей. Все негативные процессы, определившие в настоящее время проблему выживания человечества на планете, созданы самими людьми и от того, смогут ли они выработать новые, более жесткие моральные нормы и установки и сделать их законами своей жизнедеятельности, зависит их собственное существование и благополучие.

Первостепенное значение морали и обязательное выполнение ее норм подчеркивал еще английский философ и экономист XVIII века А. Смит. В своей работе «Теория нравственных чувств» он рассматривал обязательное выполнение норм морали в качестве «социального императива» в деятельности человека и общества. Если они не выполняются людьми добровольно, то «могут быть востребованы насильственно». От того, готова ли современная этика адекватно ответить на вызовы времени и выступить консолидирующим духовным основанием информационного общества - зависит его настоящее и будущее. Первостепенное значение для ответа на этот вопрос имеет нравственная культура профессионала, которая находит отражение в моральных кодексах специалистов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.