Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовно-практической деятельности личности




Профессионализм — высшее проявление

КАК НРАВСТВЕННАЯ ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ

 

 

 

Во всем мире профессионализм и отношение к труду всегда рассматривались как важные качественные характеристики моральной оценки индивида. Но на различных этапах исторического развития в связи со специфическими социально-экономическими условиями их содержание и оценка существенно различались. В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий и зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня и национальных особенностей общей культуры и других факторов.

Однако мораль, как одна из наиболее консервативных форм общественного сознания, при всем многообразии цивилизационные особенностей социального развития характеризуется прежде всего наличием общих существенных норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе и создающих основу для его духовного единства. Особенно высокая степень преемственности отличала историческое развитие трудовой морали, в которой все основные достижения, приобретения, навыки, знания не только бережно сохранялись, но и, совершенствуясь в новых условиях, передавались последующим поколениям. Такие понятия как трудолюбие, умение, дисциплинированность, взаимопомощь, долг, совесть, честность и многие другие по существу не изменяли смысл на всем протяжении развития общества, сохраняли свое содержание во всех его цивилизационных формах, а профессионализм, компетентность и отношение к труду всегда являлись главной характеристикой морального облика личности.

Уже в первобытном обществе человек смог выйти из природной среды, выжить и перейти к социальным программам поведения, только вырабатывая нравственные нормы прежде всего в процессе трудовой деятельности. В ходе последующего развития общества профессиональные и моральные качества личности всегда находились в неразрывном единстве, определяли характер, направленность и масштабы ее деятельности. «Человек велик трудом» - эта народная пословица, возникшая на Руси еще во времена родоплеменных отношений, отражает роль и значение трудовой деятельности в определении сущности личности. Все выдающиеся достижения в любой сфере труда (ученых, писателей, художников, архитекторов, инженеров и т. д.) являлись результатом трудолюбия и профессионализма как высшего проявления таланта, творческих способностей, компетентности специалиста, основой оценки его общественной значимости и признания. Трудовая деятельность и профессионализм определяют смысл жизни, мотивацию и направленность в жизнедеятельности, являются фундаментом формирования духовного потенциала личности, в котором первостепенное значение принадлежит морали.

В свете вышесказанного одной из глобальных теоретических и методологических проблем профессиональной этики является обоснование понятия труда и трудовой деятельности. Важность этой проблемы определяется тем, что: 1) только труд (и никакие другие факторы) является источником существования самого человека и развития общества; 2) трудовая деятельность является основой формирования духовного облика личности и 3) ни одна другая философско-этическая проблема в социально-неоднородном обществе не подвергается такому искажению и манипулированию в общественном сознании как в научной, так и особенно в околонаучной литературе. В западной философии и этике кабинетного типа, с их абсолютизацией духовного мира отдельной личности и раздуванием значения ее прав без соотношения с какими-либо обязанностями, этой проблемы вообще не существует. Начиная с этических установок Ф. Ницше о сверхчеловеке, стоящем выше морали, западные философы и этики заняты обоснованием освобождения личности, относящейся к «элитной» среде, от соблюдения вообще каких-либо этических норм. При этом вопросы оценки их трудового вклада в развитие общества вообще не рассматриваются.

Эти вопросы не нашли четкого обоснования и в нашей современной отечественной литературе. Несомненной заслугой российских ученых является разработка деятельностного подхода как необходимого элемента общественно-исторической практики и проявления активности субъекта. Однако, при подразделении деятельности, как специфически человеческой формы активности, на репродуктивную (воспроизводящую) и продуктивную (созидающую), почему-то исключается такой ее вид как деструктивная деятельность,[17] что в современных условиях имеет самое злободневное значение, поскольку объем ее достаточно велик (деятельность террористов, коррупционеров, непрофессионализм политических, хозяйственных и иных руководителей и т.д.) - Но самый главный недостаток такого определения состоит в том, что в нем, по существу, отождествляются понятия труда и деятельности. Труд как осмысленный, целесообразный, общественно полезный и продуктивный вид деятельности не вычленяется из общего понятия деятельности как активности человека в его воздействии на мир.[18] Постиндустриальное общество остро поставило вопросы о трудовой основе деятельности личности и общества, характере труда и его ценности в социальной жизни, об уровне профессионализма в трудовой деятельности.

Труд - это не деятельность вообще. Например, развал Советского Союза, разгром высокотехнологичного производства в 90-е гг. в России и т.д. - это деятельность (деструктивная), но к понятию труда не имеет никакого отношения. Труд, как целесообразная, осмысленная и общественно полезная деятельность, обязательно связан с уровнем профессионализма ее субъектов. И хотя еще К. Маркс писал, что «труд - это вечное естественное условие человеческой жизни»,[19] информационное общество требует конкретизации понимания труда в связи с объективной необходимостью его всеобщности, резким возрастанием доли интеллектуального, умственного труда в воспроизводстве всей системы общественной жизни, повышением значения таких моральных характеристик как профессионализм и ответственность в реализации его качественных критериев, социальная значимость, доверие в процессе выполнения трудовой и экономической деятельности и др.

Поскольку любой труд носит общественный характер, он предполагает усвоение каждым работником не только моральных требований, являющихся специфическими для того вида труда, который он представляет, но и выработку таких общих для всех видов трудовой деятельности нравственных качеств, как убежденность, активность, творческое

отношение к делу, гуманизм, патриотизм, требовательность и ми. др. Профессиональная этика, будучи непосредственно обращена к каждому специалисту, таким образом одновременно формирует и общезначимую для всех них нравственную культуру современных трудовых отношений.

Каждый профессионал в зависимости от социальной значимости и масштабов своей деятельности вносит определенный вклад в культуру труда и трудовых отношений. В то же время наличие такой культуры в современном обществе требует от каждого специалиста необходимого уровня образования, активного отношения к делу, объективной оценки своего труда, внутренней моральной убежденности. Несоблюдение этих требований наносит ущерб обществу и самой личности, которая в конечном итоге может оказаться банкротом в профессиональной деятельности — главной сфере своего бытия. Отношение к труду и профессионализм в современном обществе все в большей степени определяют социальный статус личности, ее положение в системе общественных отношений, выступают главным условием социальной мобильности — возможности перехода из одной социальной группы, класса, страты в другие.

Однако, всегда надо иметь в виду, что как мораль в целом, так и профессиональная этика, в частности, обладают свойствами автономности, свободы выбора и личностной мотивации, цели, избирательности средств ее достижения. В каждой конкретной ситуации человек сам должен определить свои действия. Так в годы второй мировой войны профессионализм инженеров в гитлеровской Германии был использован для создания военной техники повышенной разрушительной силы, строительства лагерей смерти, душегубок и других средств массового уничтожения мирного населения и военнопленных. Открытие энергии атома было испытано американцами для бомбардировок отнюдь не военных объектов, а мирных городов Японии и т.д. И в век информационных технологий профессионализм нередко используется не для добропорядочных дел, электронные взломщики-хакеры, следователи с высшим юридическим образованием, нарушающие общепринятые нормы морали, чуть ли не поголовная коррупция в чиновничьей среде и мн. др. Профессионализм и в современном обществе определяется в связи с моральными качествами и нравственным обликом личности. Моральные критерии — исходный пункт определения профессиональной пригодности работника (подвыпивший водитель транспорта - угроза жизни многих людей, а нечистоплотный на руку чиновник принесет больше убытка, чем прибыли; лжепрофессионалы с купленными на рынке дипломами наносят огромный моральный и материальный ущерб государству и др.).

Главная проблема современного российского общества - восстановление нравственности политической власти, многие решения которой, как доказали результаты реформирования страны, столь же безнравственны и ущербны для общества, сколь не профессиональны и безответственны. Нравственное оздоровление общественной жизни возможно только на основе восстановления уважения к труду, его справедливой оплаты. На утилитарном монетаристском социально-экономическом фундаменте невозможно формировать профессиональную этику, воспитывать понимание того, что достойная жизнь может быть обеспечена только на основе трудовой созидательной деятельности. Носителем передовых форм труда в постиндустриальном обществе является постоянно численно растущий новый средний класс, который объективно заинтересован в разработке и утверждении профессиональной морали, соответствующей интересам и потребностям трудовых слоев населения. Реализуя личные профессиональные качества, новый средний класс как класс созидатель нуждается в современных правилах и нормах, регулирующих его отношения с коллегами, представителями других профессий, работодателями, с государственными органами управления, обществом в целом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.