Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 4.13




4.4

Пример 4.12

Дорога на Гросглокнер — пучок частных благ. Завершая рассказ об уникальной высокогорной дороге, обратим внимание на заключительную фазу в эволюции этого исходно социального блага, преврати фазе своего развития в коммунальное благо. Третья фаза началась уже после Второй мировой войны, в конце 1950-х гг., когда в поисках средств на ремонт и содержание этой привлекательной для туристов трассы австрийские власти ввели плату за проезд по данной дороге. Именно тогда на последнем участке пути к вершине Гросглокнер были установлены специальные турникеты, где и по сей день взимается соответствующая плата. Преодолев таким образом свойство коммунальности и превратив общественный товар в пучок частных услуг, государство обеспечило следующую трансформацию, в соответствии с которой коммунальное благо эволюционировало уже в частное благо, обладающее лишь индивидуальной полезностью. Этим, собственно, и завершается заинтересовавшая нас экономическая история дороги на Гросглокнер.

 

Мы еще не раз вернемся к группе социальных благ, не потребляемых отдельными индивидуумами и обладающих лишь социальной полезностью. Здесь же следует подчеркнуть, что имеющее место традиционное объединение этих специфических благ с коммунальными товарами* является следствием весьма распространенного заблуждения. Речь идет о типичной ошибке, связанной с необоснованным отождествлением процесса потребления социального блага, в котором отдельные индивидуумы не участвуют, с его последствиями, затрагивающими всех членов общества. Этот тезис заслуживает специального обсуждения.

 

Особенности результатов потребления. Описывая модель рынка в смешанной экономике, где одновременно действуют индивидуальные субъекты с присущими им потребностями и государство с его специфическими интересами, не выявляемыми рыночным путем, надо сделать следующий принципиальный вывод. Для удовлетворения потребностей отдельных индивидуумов и государства, действующего от имени общества, должны производиться и быть доступными блага, потребление которых порождает два качественно разных эффекта.

Выделим вначале хорошо изученный эффект, возникающий в процессе потребления блага отдельными индивидуумами, — индивидуальный потребительский эффект, традиционно измеряемый их «удовольствием». Ничего другого, в сущности, экономическая теория никогда и не предлагала, ибо она всегда опиралась на известную гипотезу о том, что любой полезный результат может быть представлен в виде некоторой функции индивидуальных потребительских эффектов. Констатируя ограниченность зоны действия подобной гипотезы, мы должны признать одновременно возможность существования и такого результата потребления, который не может быть сведен к указанной функции.

В общем случае следует считать, что совокупный результат потребления состоит из двух частей: одна из них объединяет индивидуальные потребительские эффекты, другая представляет собой некий дополнительный эффект, обусловленный реализацией интересов общества как такового, социальный потребительский эффект. Собственно, сам факт удовлетворения специфических потребностей общества указывает на возможность возникновения дополнительного эффекта. Уточняя описанную картину, следует ответить на три ключевых вопроса: ЧТО есть результаты потребления, КОГДА они возникают и, наконец, КТО их присваивает?

Мы исходим из того, что в основе полезного результата, будь то индивидуальный или социальный потребительский эффект, в общем случае лежит потребление блага отдельными субъектами рынка. Более того, социальный эффект, который по природе своей суть дополнительный результат, формируется, как правило, только после получения индивидуальных потребительских выгод*. Собственно, именно поэтому и лишь в данном смысле можно хронологически разделить эти качественно разные эффекты: индивидуальный эффект правомерно обозначить как первичный, а социальный эффект- как вторичный.

Разделив потребительские эффекты на первичный и вторичный, нужно разделить и сам процесс их формирования на две обособленные стадии. Это связано с тем, что между субъектами, присваивающими результаты потребления какого-либо блага (первичный и вторичный эффекты), объективно существуют качественные различия: в их присвоении участвуют как отдельные индивидуумы, так и общество в целом. Без ограничения общности анализа, мы исходим из того, что на каждой стадии результаты потребления не могут доставаться тем и другим одновременно. Они присваиваются либо отдельными индивидуумами, либо их совокупностью в целом. Собственно, это и есть мотив разделения рассматриваемого процесса на две стадии. Приведем два примера, демонстрирующих самый простой случай, когда в результате потребления блага возникает только один эффект: либо первичный, либо вторичный.

Модная одежда — можно констатировать наличие только первичного эффекта от ее приобретения (удовольствие и комфорт) и присвоение блага исключительно отдельными индивидуумами на первой стадии. Вторичный эффект здесь отсутствует, ибо потребление такой одежды кроме личного удовольствия не имеет иных последствий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.