Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 4.16




Вакцинация населения (продолжение). Прежде всего, речь здесь идет о первичном эффекте (профилактика болезни) и его присвоении индивидуумами - покупателями вакцины. При этом вероятность заболевания уменьшается и у других субъектов рынка (феномен антиэпидемической экстерналии). Однако, пока количество потребителей вакцины не достигло критической массы, указанные экстерналии в условиях эпидемии не могут предотвратить угрозы заболевания тех людей, которые этой вакцины не имеют. Добиваясь удовлетворения общественной потребности, связанной с устранением такой угрозы, государство предоставляет субсидии производителям вакцины и обеспечивает тем самым необходимые масштабы вакцинации. Поэтому возникающий на второй стадии социальный эффект обуславливает качественное улучшение общественной среды в виде прекращения эпидемии и ведет к снижению уровня заболеваемости со всеми позитивными последствиями и вторичными выгодами для каждого члена общества, включая и тех, кто вакциной не пользовался.

 

Проведенный анализ формирования совокупного потребительского итога и двух его составляющих - индивидуального и социального эффектов дает основания для применения общей теоретической схемы к самым разным видам товаров и услуг. Такая возможность имеется, в частности, и в отношении интересующих нас социальных и коммунальных благ, обладающих, как уже отмечалось, особыми свойствами. Учитывая это, вновь вернемся к социальным благам и попытаемся выяснить их родовое отличие от коммунальных благ, которые в расширительной версии общественных товаров вместе с социальными благами входят в одну и ту же группу «общественных товаров».

Продолжая анализ результатов потребления, но теперь уже конкретных видов товаров и услуг, следует обратить внимание на общее и особенное в самом характере потребления и присвоения результатов потребления коммунальных благ, проявляющих свойства неисключаемости и несоперничества в потреблении, и социальных благ, имеющих социальную полезность. Формирование совокупного потребительского итога применительно к частным, коммунальным и социальным благам демонстрирует приведенная ниже схема 4.4.

 

Схема 4.4. результаты потребления товаров и услуг

 

 

 

Комментируя эту схему, обратим внимание на ее левую часть, демонстрирующую первую стадию формирования потребительского итога. Нетрудно заметить, что на этой стадии, где результаты потребления получают только индивидуумы, имеют место две разные формы присвоения первичного эффекта. В одном случае речь идет о делимых благах, результаты потребления которых присваивают отдельные индивидуумы независимо друг от друга (пример 4.13 — Модная одежд). В другом случае (Коммунальные блага] потребительский эффект также присваивается индивидуумами, но в силу свойств коммунальных благ только совместно и в равных количествах (пример 4.1 —Маяк).

Рассмотрение левой части схемы позволяет заметить общую закономерность. Если неисключаемость и несоперничество характерны для процесса потребления благ - именно данный феномен наблюдается по группе коммунальных благ, — то эти же свойства проявляются и в присвоении первичного потребительского эффекта. Иначе говоря, в присвоении результатов потребления любого нога блага наблюдаются те же свойства, которые присущи и самому процессу потребления коммунального блага. Поэтому в зависимости от контекста указанные свойства можно рассматривать применительно и к потреблению данного блага, и к присвоению первичного эффекта от его потребления. Теперь о правой части схемы. Она характеризует вторую стадию, где результаты потребления, связанные с удовлетворением потребностей общества как такового, присваиваются совокупностью индивидуумов в целом. В отличие от первой стадии здесь имеет место лишь один способ присвоения вторичного эффекта, вне зависимости от того, является благо делимым, коммунальным или социальным. Во всех случаях речь идет о присвоении вторичного эффекта только сообществом индивидуумов как таковым. Данный потребительский эффект «доходит» впоследствии и до индивидуумов, но лишь опосредствованно, через результаты деятельности государства. В этом смысле делите и коммунальные товары, а также социальные блага ничем друг от друга не отличаются. Приведем и здесь несколько конкретных примеров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.