Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 4.15. Национальная оборона — в этом случае, наоборот, можно говорить о наличии лишь вторичного эффекта (безопасность государства) и присвоении блага обществом на




Пример 4.14

Национальная оборона — в этом случае, наоборот, можно говорить о наличии лишь вторичного эффекта (безопасность государства) и присвоении блага обществом на второй стадии. В данном случае отсутствует первичный эффект, т. к. само благо изначально предназначено исключительно для удовлетворения потребностей общества в целом и в принципе не может быть предметом потребления отдельных индивидуумов.

 

Существует, однако, и более общая ситуация. Мы имеем в виду такие товары и услуги, которые способны удовлетворять потребности как отдельных индивидуумов, так и общества в целом. В подобных обстоятельствах, собственно, и формируются упомянутые выше качественно разные эффекты. При этом особо подчеркнем наличие между ними явно выраженной причинно-следственной связи: социальный (вторичный) эффект, за исключением вырожденного случая, практически всегда появляется лишь после и в результате возникновения индивидуальных потребительских эффектов. Приведем и здесь пример, иллюстрирующий существование первичного и вторичного потребительских эффектов.

Библиотечные услуги — результаты их потребления проходят две стадии формирования. Во-первых, возникновение первичного эффекта (удовольствие и информация) и его присвоение на первой стадии отдельными индивидуумами — читателями. Во-вторых, отложенный во времени дополнительный эффект от чтения книг и его присвоение обществом как таковым. Речь идет о социальном эффекте, выражающемся в повышении образовательного или интеллектуального уровня населения, в приросте «человеческого капитала». Очевидно, что указанный эффект возникает на второй стадии лишь после и в результате реализации индивидуальных выгод.

 

Теперь можно ответить на вопросы, кем и когда присваиваются первичный и вторичный потребительские эффекты. По нашему мнению, первичный эффект присваивают исключительно индивидуальные субъекты рынка на первой стадии, а вторичный (социальный) эффект присваивается государством на второй стадии и проявляется он в некоем качественном улучшении общественной среды. Именно поэтому вторичный потребительский эффект касается всех участников рыночных отношений, всех членов общества. И в этом смысле социальный эффект проявляет классические свойства общественного товара', никто не может быть отстранен от преимуществ улучшения общественной среды и каждый может пользоваться ими в равной мере.

Обратим внимание еще на одну особенность социального эффекта. Будучи следствием реализации общественной потребности, не выявляемой в индивидуальных предпочтениях на первой стадии, социальный эффект (улучшение общественной среды) становится достоянием всех и каждого на второй стадии. Таким образом, деятельность государства, направленная на реализацию интересов общества как такового, создает для его членов возможности получения потенциальных или вторичных индивидуальных выгод. Продемонстрируем этот феномен на примере вакцинации населения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.