КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психолого-педагогические задачи
Вопрос № 28. Учебно-педагогическое сотрудничество и общение. Вопрос № 27. Педагог и ученики как субъекты образовательного процесса. Вопрос № 26. Психология учебной деятельности. Компоненты образовательного процесса: научение, учение, учебная деятельность, обучение. Виды научения у человека. Структура учебной деятельности: учебная мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка). Основные требования, предъявляемые к компонентному составу структурной организации учебной деятельности.
Субъект образовательного процесса. Категория субъекта. Специфические особенности субъектов образовательного процесса. Педагог как субъект педагогической деятельности. Субъективные свойства педагога. Индивидуальные задатки деятельности педагога. Педагогические способности в структуре субъекта педагогической деятельности. Личные качества педагога. Психология педагогической оценки. Ученик – субъект учебной деятельности. Обучаемость и обученность.
Общая характеристика субъектов образовательного процесса. Учебно-педагогическое сотрудничество. Основные линии и фазы сотрудничества. Понятие педагогического общения. Стили педагогического общения. Педагогическое общение как творчество. Этапы педагогического общения. Эффективность педагогического общения. Барьеры в педагогическом общении. Характеристика основных затруднений в педагогическом взаимодействии.
Задача №1 ЖЕНЯ учится в 4 классе. Подвижен, вертляв. Первые два года учился неплохо за счёт хорошей памяти, хотя внимание всегда было рассеянным. По мере усложнения программы отсутствие внимания стало значительным препятствием к усвоению материала, началось отставание. Кроме того, никто не занимался формированием у Жени умения учиться. Учительница часто раздражалась, стыдила ребенка при всех. Практически всегда мальчик оказывался в ситуации неуспеха. Родители, банковские работники, времени ребенку почти не уделяли, надеясь на школу. Третий класс Женя закончил «круглым» троечником. В 4-м классе, он учиться совсем не хочет. То нет тетради, то нет ручки, то ещё какая-нибудь причина находится.
Задача № 2 САША пришёл в школу в возрасте 6 лет. При собеседовании показал достаточно широкий кругозор, великолепную память, прочёл без запинок несколько стихотворений, составил устный рассказ по картинке, хорошо справился с заданием по классификации предметов. Но вот начался учебный процесс, а вместе с ним у Саши возникла масса проблем. На уроках вертится, быстро устаёт, рассеян. Тяжело вздыхает, беря ручку, что-то недолго пишет. Потом вдруг достаёт из-под парты машинку и направляется в раздевалку, объясняя: «Всё, устал». Дома родителям заявляет: «Не хочу я в вашу школу». Задача № 3 Зайдя на перемене в учебный кабинет 3-го класса, Вы видите, что ребята играют в футбол булочкой из столовой. Класс имеет высокие показатели по результатам диагностики обученности и воспитанности, активно участвует в школьных мероприятиях. Задача № 4 СЕРЁЖА, 10 лет. На перемене взял у одноклассника сотовый телефон, зашел в Интернет, скачал несколько игр и картинок на сумму, превышающую 1000 рублей. Мальчик воспитывается в многодетной малообеспеченной семье, учится хорошо, но у него у единственного в классе нет сотового телефона.
Задача № 5 ЛЕНА, 8 лет. С 1 сентября первого класса Лена практически не отходит от учителя, старается сесть поближе в столовой, взять за руку. Хвалит духи, одежду, макияж. Воспитывается в многодетной семье, очень самостоятельная и ответственная девочка, учится хорошо. В разговоре с учителем часто говорит мечтательно: «Если бы Вы были моей мамой!».
Задача № 6 ВЛАДИК, ученик 4 класса. На уроках занимается чем угодно, только не уроками. Рисует кубики, кружочки. Если его активно потормошить, так и быть – достанет тетрадь и начнёт писать. Но тормошить приходится беспрестанно. Владик - единственный ребёнок в классе, который в анкете по поводу отношения к учёбе написал: «Могу учиться, но не хочу». Способности хорошие. Мама воспитывает сына одна, при этом с утра до ночи на работе. Владик предоставлен сам себе, всё свободное от школы время проводит за компьютерными играми. Мама в отчаянии. Сам Владик поведал, что за хорошие отметки мама ему платит. В школе ему неинтересно, но ради материального поощрения он готов «помучится». В неделю ему удаётся «заработать» до 200 рублей. Задача № 7 ДЕНИС, ученик 2 класса. Отказывается отвечать у доски, не поднимает руку, даже если знает правильный ответ. По словам родителей, мальчик дома очень активный и общительный, признаков семейного неблагополучия не наблюдается. В классе преобладают мальчики, уровень успеваемости очень высокий, большинство учащихся из высокообразованных семей.
Задача № 8 Ученик 2-го класса ВОВА подрался с одноклассницей АРИНОЙ, которая систематически обзывает его двоечником, критикует его учебные возможности и т.п. Мама Арины обвинила мать Вовы в плохом воспитании сына, оскорбив её нецензурно. Та, в ответ, заявила, что подаст в суд. Ситуация разворачивалась на глазах всего класса и в присутствии классного руководителя.
Задача № 9 Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Задача № 10 СЛАВА, одаренный мальчик 11 лет, скрипач. Обучался в специализированной музыкальной гимназии при консерватории. Полгода назад получил травму кистей рук, частично восстановил подвижность кистевых суставов, прошел медицинскую реабилитацию, однако полноценное выздоровление, по мнению врачей, невозможно. Перспектива карьеры музыканта-скрипача отсутствует. Родители перевели его в обычную школу, отношения с классом, где преобладают мальчики-спортсмены, не складываются, успеваемость резко снизилась. Мальчик часто плачет, легко раздражается, замкнулся в себе.
Задача № 11 АСЕЛЬ, 9 лет. Семья проживала в Казахстане, где девочка пошла в начальную школу и окончила два класса. В настоящее время семья переехала в Россию, и испытывает сложности с определением ребенка в школу. Девочку не берут в 3 класс гимназии по месту жительства, объясняя это разницей в образовательных стандартах и негативным опытом общения в разнонациональном коллективе. В то же время вступительное тестирование пройдено девочкой успешно. Задача № 12 С раннего детства ДИМА был очень впечатлительным, не по годам вдумчивым ребенком. К трем с половиной годам он знал уже все буквы, с четырех лет читал про себя. Дима любил составлять задачи самого разного содержания. Родителей пугало быстрое развитие сына. Они пытались замедлить его. Как-то около двух месяцев не отвечали ни на один из его вопросов. Но в результате Дима стал еще больше читать, пытаясь найти ответы на свои вопросы в книгах. В начальной школе Дима часто спорил с учительницей, находил ошибки в ее рассуждениях, родителям было предложено перевести его в другое учебное заведение.
Задача № 13 В неблагополучной семье (мать и отец — алкоголики) двое детей. Старший сын, 17 лет, недавно освободился из колонии для несовершеннолетних. Младший сын, ДАНИЛ, 10 лет, хорошо учится, занимается спортом, принимает активное участие в жизни школы и класса. Мальчик стыдится своих родителей, последние несколько месяцев стал реже бывать дома, зачастую не ночует. Бабушка, которая проживает вместе с данной семьей и переживает за судьбу мальчика, обратилась за помощью к классному руководителю.
Задача № 14 СВЕТЛАНА, 10 лет, отличница, после гибели родителей в автокатастрофе стала посещать вместе с любимой бабушкой собрания секты. В настоящее время психические и поведенческие реакции девочки не изменились, однако старшая сестра-опекун, проявляет обеспокоенность, обратилась за помощью.
Задача № 15 НАТАША, 10 лет, имеет слабое здоровье и часто находится на стационарном лечении. В 6 лет она поступила в школу с углубленным изучением английского языка, однако успешно закончить начальную ступень образования не смогла. Учитель предлагает оставить девочку на второй год в 4 классе. Родители не согласны с таким решением. Задача № 16 АРТЕМ, 11 лет, хорошо учится, быстро усваивает материал. Год назад родители за хорошую учебу купили ему компьютер. В настоящее время мальчик все досуговое время проводит за компьютером. Стал хуже есть, наблюдаются нарушения сна, нервозность, агрессивность. В общественной жизни класса и школы не участвует, близких друзей нет.
Задача № 17 В одной из школ вспыхнули мальчишечьи бои. Почти каждый день после уроков учащиеся 9-11 лет собирались во дворе школы и под возгласы зрителей начинали выяснять отношения посредством кулачных боев. В результате дети возвращались домой с синяками, в разорванной одежде, а родители приходили в школу с жалобами. Проблема обсуждалась на классных часах с ребятами и на родительских собраниях. Однако ситуация не менялась.
Задача № 18 АЛЕКСЕЙ, 9 лет, долгое время пролежал в больнице, поэтому сильно отстал как в учебной программе, так и в интеллектуальном развитии. Из-за этого у него стали возникать проблемы в общении с окружающими. В классе, в который он попал после болезни, многие одноклассники стали над ним насмехаться. Узнав о происходящем, классный руководитель поговорил с классом. После беседы к Алексею стали относиться более или менее нормально, стали помогать. Но в опалу попал Данил, который раньше усиленно обзывал Алешу.
Задача № 19 После уроков к учительнице робко подходит первоклассник МИША, страшно смущаясь, просит дать номер телефона НАСТИ Ереминой. На вопрос учителя о причине просьбы, опустив глаза, мальчик признаётся, что ему очень нравится одноклассница, а поговорить с ней в школе он не решается. Может, по телефону получится? Задача № 20 Классный руководитель 4 класса заходит на урок в своем классе к другому учителю (музыка) и застает картину, что учитель ругает МАКСИМА при всем классе и ребенок уже в слезах. Причина конфликта – желание учителя изменить время выхода ребенка во время урока для укола (сахарный диабет) на 5 минут, что меняет весь график уколов и еды у ребенка. Вы знаете, что этому ребенку волноваться нельзя, так как это опасно для его состояния здоровья.
Задача № 21 Учительница 4-го класса раздает контрольную работу. Увидев результаты, ВИТЯ задает ей вопрос: «Почему Вы мне поставили тройку? Ведь у меня написано так же, как у соседа, а у него — пятерка». Витя несистематически выполняет домашние задания, учится преимущественно на тройки, сосед – Валера – отличник, активист. Задача № 22 ОЛЬГА и ИРИНА, ученицы 2 класса, дружили с детского сада. В первом классе обе очень способные девочки боролись за лидерство в классе, что приводило к конфликтам. Через какое-то время обе нашли себе других подруг, появилась ревность. Девочки то сходились, то вновь ссорились, что привело к недовольству отношениями в классе родителей. Они попросили учителя провести родительское собрание, обвинив мать Ирины в том, что её дочь «меняет подружек, как перчатки».
Задача № 23 Третьему классу предложили написать сочинение по рисункам учебника «Как я помогал маме». На одной картинке мальчик достает из стенного шкафа банку с вареньем. За этой процедурой с интересом наблюдает смешной тощий кот. На другой картинке мальчик, схватившись за голову, смотрит на осколки банки и разлившееся варенье. Кот в ужасе бежит с места происшествия. САШИНО сочинение: «Если бы у нас дома произошла такая история с вареньем, то я бы сказал; что банку разбила кошка. Когда так говоришь — ничего не бывает. Просто мама бы отлупила кошку». Сочинение ВАЛЕРЫ: «Когда я вынимал из шкафчика банку, нетерпеливая Мурка прыгнула и схватилась когтями за банку. От неожиданности я выронил банку... Я не стал говорить маме про кошку, она бы ее выгнала. А куда бы Мурка делась?».
Задача № 24 МАША учится во 2 классе. Учиться она любит. Придя из школы, быстро обедает и садится за уроки. Когда у нее что-нибудь не получается, она просит маму помочь. Мама нервничает: «Сажа не можешь сообразить» все мама да мама?!» Потом Маша занимается любимым делом — мастерит поделки из природного материала. Из желудей» шишек, мха» листьев и пластилина у нее получаются замечательные звери и различные композиции. Маме не нравятся эти занятия» по ее мнению» квартира со всем этим похожа на сарай. Маша не возражает. Сделав уборку, она садится у окна. Смотреть в окно Маша может часами. Смотрит и молчит.
Задача № 25 К четвертому уроку учащиеся 4 класса устали, шумят, громко разговаривают. Педагог объявляет физкультминутку.Большинство радуются смене деятельности, выполняют упражнения с удовольствием. Однако несколько человек остаются сидеть, отказываясь участвовать. Педагог спрашивает: «Почему вы сидите?». Они отвечают: «А мы не хотим ничего делать». Задача № 26 На перемене к Вам достаточно регулярно подходит ученица 3 класса ВАРВАРА и «ябедничает» на своих одноклассников. Она рассказывает, кто у кого списывал, кто не сделал домашнее задание, кто кого и как обзывает, постоянно приносит Вам конфеты, говорит, что Вы замечательно выглядите и т.п. Девочку воспитывает бабушка, родители находятся в длительной загранкомандировке. Задача № 27 В 3 классе происходит смена классного руководителя. Прежний классный руководитель уходит из школы в связи сменой места жительства, новый — Вы, молодой специалист, недавно получивший диплом о среднем профессиональном педагогическом образовании. Произошедшими изменениями недовольны родители, однако единственным аргументом против нового классного руководителя они выдвигают его молодость и неопытность.
Задача № 28 НИНА, 10 лет, замкнутая девочка. Все ее стремления, интересы — за пределами школы. Одноклассники ее не привлекают, она даже их презирает, и самое большое желание, чтобы они не вмешивались в ее жизнь. Однажды после урока физкультуры ЛЕРЕ стало плохо, а вода в кулере в классе закончилась. АРТЕМ увидел во внешнем кармане ранца НИНЫ бутылку минеральной воды и отдал её больной. Обиде, гневу Нины не было предела: «Зачем взяли мою воду, что я теперь буду пить?».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 7924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |