Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трансляция культуры и образование




Трансляция культуры как основной аспект воспитания.

«Душа человека широка и глубока. Глубоко сердце человека... Оно подобно глубокой реке чистой или нечистой, или глубокому озеру, или гнилому болоту, в котором водятся всякие гады» (св.Иоанн Кронштадтский, 21).

Душа и сердце - основные категории нашей родной русской культуры. И если учитель- транслятор культуры, то с полным правом можно утверждать, что ежедневно, входя в класс с надеждой на позитивную результативность своей педагогической деятельности, он оказывает влияние прежде всего на душу и сердце ребенка. Современный педагог - это и новая форма педагогического сознания. Участие в конференциях международного плана дает нам право говорить не только об отечественной, но и планетарной педагогической тенденции рассмотрения проблемы нового сознания педагога именно как транслятора культуры.

Законодательным Собранием Владимирской области принят Закон №344 от 8.06.05, в котором сказано: «Целью регионального образования является обеспечение его содержания, адекватного культурно-историческому, этнографическому и социально-экономическому развитию области, ее образовательной политики». Введение в практику образования такого типа целей создает условия, способствующие освоению учащейся молодежью истории и культуры родного края, обеспечивающие ей вхождение в свою культурно-историческую среду, формирующие духовно-нравственные качества личности, культуру межнациональных отношений, направленные на социализацию личности.

«А как же трансляция культуры?» - задаем мы, педагоги, себе вопрос. И отвечаем: мы стараемся, но усилия СМИ (и особенно ТВ) сводят все на нет. Так ли это? Выше мы останавливались на данных диагностики, проводимой нашей лабораторией в школах Владимирской области. Эти данные говорят о большой работе нашей школы с духовно – нравственным потенциалом ребенка. В этой диагностике мы находим и некоторые очень важные моменты. Так, почти 90% младшего и среднего школьного возраста называют самыми близкими людьми своих родителей. У старшеклассников - это чуть более 50 %, но плюсом сюда можно отнести еще 22 %, определяющих свое счастье в создании хорошей семьи.

Профессор Свято-Тихоновского института протоиерей Владислав Свешников на Рождественских чтениях не раз отмечал, что отсутствие понятия общества из-за отсутствия идеи ставит в невероятно сложные условия существование институтов общества, прежде всего - семьи. А ведь именно в семье должна происходить трансляция культуры от старшего поколения к младшему (Н.Ф.Федоров, П.А.Флоренский). Нашей лабораторией создана модель «школы - дома» в лучших традициях русской культуры, где духовная сущность культуры, ее этические ценности раскрываются в реализации программ духовно-нравственной ориентации. Вариативность модели мы находим в различных направлениях более половины школ Владимирской области, с которыми поддерживаем связь. Многие из них – лауреаты Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» (СОШ №2 г. Собинка; СОШ №5 г. Кольчугино; СОШ №5 г. Александров).

Проблема нравственности в позиции личности приобрела острые формы. По тому же опросу, о котором шла речь выше, 8,6 % старшеклассников считают добрачные интимные отношения возможными, а 47,8 % уверены, что человек сам должен решать, когда, с кем и на каких условиях заниматься сексом. 23,1 % подростков выступили за то, что добрачные сексуальные отношения возможны в тем, с кем собираешься вступить в брак.

Мы отмечали уже, что в русской культуре существует уникальный документ - творение протопопа Сильвестра «Домострой», являющийся сводом нравственных ценностей семьи. Верность супругов, круг обязанностей в семье, атмосфера любви в домашнем очаге и прочие отечественные характеристики нашей семьи мы находим не только в «Домострое», но и у себя в сердце, поскольку это - наша отечественная культура,, передаваемая нам из поколения в поколение. Культура, которая почему-то не проявляется сейчас у молодых. По статистике, приведенной на конференции «Демографическая ситуация в России» в ноябре 2004 г. в Москве, лишь одна из десяти пар, вступивших в брак, желает иметь детей. В отечественной истории были очень сложные и экономические, и политические моменты, но русская женщина всегда хотела быть матерью. Превышение смертностью рождаемости - и наша образовательная проблема, входящая в аспект семейного воспитания. Понимание ее нами, педагогами, вроде бы достигнуто, но и на сегодняшний день в школах нашей области можно встретить программы планирования семьи и здорового образа жизни с выхолощенной духовно-нравственной основой. Результат такого «образования» можно назвать в цифрах нашей диагностики: искусственное прерывание беременности (аборт) признается частично или полностью более, чем 20 % опрошенных старшеклассников.

Если бы великий князь Владимир при выборе конфессий выбрал не христианство, мы с вами были бы сейчас другими. Было бы другое самосознание, другой менталитет. Знание ребенком основ русской культуры - это знание основ православной культуры. Идеи нашей программы «Основы православной культуры» (с развитием содержательных линий Письма Министерства Образования от 22.10.02 №14-52-876 ин/16 «О примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура») апробировались под нашим руководством в течение 15 лет. Национальный компонент школы, где мы работали (СОШ №11 г. Вязники Владимирской обл.), отвечал статистике российского общества: более 85 % русских, остальные дети - различных национальностей. Русскую православную культуру в ее глубине и богатстве форм и проявлений хотели изучать дети разных национальностей. В своих заявлениях родители нерусской национальности выражали желание знать в полном объеме культуру земли, на которой они живут. Непонимания важности момента не встречалось.

С учетом данного опыта нам удалось создать (в отличии от многих существующих программ) программу культурологического плана, то есть для светского характера обучения и регионально значимую для Владимирской земли.

У прп. Нила Афонского находим: «Силою, силою понуждая себя, понудься искоренить из твоей души... яд безпечности... нерадения... лжи... злорадства, которым ты отравился и нисколько не ведаеши того, человече... Понудься исторгнуть из себя семь когтей дракона мира сего, которые впились в твои... семь страстей» (22). Наверное, и мы, педагоги, пока есть возможность, должны усилием воли вырвать с корнем плоды безнравственности, развивающейся в наших детях неизвестно на чьей почве, но точно известно - не на родной, не на отечественной.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.