Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ДИСЦИПЛИНА Современные социологические теории




ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА по направлению

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Перспективы развития менеджмента

 

Сферы управления и образования играют ключевые роли в системе общественных отношений. Так, стабильность существования и динамика развития общества определяются тем, насколько согласована деятельность множества людей. И именно потому, что согласованность обеспечивается сферой управления, можно утверждать, что уровень развития общества прямо пропорционален уровню развития сферы управления. Вместе с тем общество постоянно обновляется: на смену опытному старшему поколению приходит неопытное молодое. И только благодаря сфере образования обеспечивается постоянное воспроизводство необходимых для существования общества знаний, как уже проверенных временем, так и новых. А это означает, что от того, насколько развита сфера образования, зависит устойчивость и общественного существования, и общественного развития. В свою очередь уровень развития указанных сфер определяется тем, какие фундаментальные принципы заложены в основу существующих представлений об организации управления и образования.

Управлять человеком – означает задавать ему правильное направление деятельности и добиваться от него нужного результата.

 

Список литературы

 

 

1.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоуро Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2005.

2.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник - М.: Экономистъ, 2005.

3.Багриновский К.А. Современные методы управления: учебник - М.: Инфра - М, 2002.

4.Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник - СПб.: Питер, 2006.

5.Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: учебник - М.: Инфра - М, 2005.

6. http://www.bankreferatov.ru/

 

 

040100 «Социология»

 

Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

 

Утверждено на заседании кафедры истории и теории социологии Протокол № ____ от ______ 2011 г. Зав. кафедрой ___________________ Воронцов А.В.   Утверждено на заседании Совета факультета социальных наук Протокол № ___ от _______2011 г. Председатель Совета __________________ Барабанов В.В.

 

Санкт-Петербург

2011 г.


Место дисциплины в структуре ООП: входит в базовую часть профессионального цикла.

Трудоемкость и аттестация по дисциплине:

Дисциплина (учебные курсы) / семестр Трудоемкость Аудиторная нагрузка, часы: Форма итоговой аттестации / семестр
Всего кредитов / из них на экзамен Всего часов на теоретическое обучение из них: Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Современные социологические теории/4 3/1             Экзамен/4

Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины: формирование у студентов компетенций

 

  • осознания социальной значимости своей будущей профессии, обладания высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
  • способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
  • способности применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1).

 

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:

Знали:

· основные классические и современные социологические теории и школы;

· методологические основания социологического исследования, основные методы сбора и анализа социологической информации;

· теоретические основы отраслевых социологических дисциплин;

· основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей;

Умели:

· применять соответствующие целям конкретного исследования методы сбора и анализа данных, учитывать их ограничения, оценивать качество (валидность и надежность) социологической информации;

· представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед профессиональной и массовой аудиториями;

 

Владели:

· навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу;

· способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике.

Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:

Дисциплина:

№ п/п Название темы с кратким содержанием Виды занятий, часы Самостоятельная работа, часы Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
1. Понятие современной социологии Исторические этапы развития социологической науки и ее эпистемологические образы. Социологии классическая, неклассическая и постнеклассическая. Три течения в истории социологии: марксистская социология, позитивистская социология, антипозитивистская социология и их особенности во второй половине XX-го и начала XXI-го столетий. Неомарксизм и постмарксизм ― их связь с современной политикой. Неопозитивизм и постпозитивизм ― исторические трансформации классического позитивизма. Антипозитивизм в периоды модерна (социологический модернизм) и постмодерна (социологический постмодернизм). Научная дискуссия о будущем социологической науки и путях ее дальнейшего развития.          
2. Пробиологические учения в современной социологии Пробиологоическое направление в социологии: общая характеристика. Расово-антропологические учения: традиции и новации. Антропосоциология в новых версиях. Неомальтузианство. Евгеника и ее продолжение в генеологии. Школа биопсихического детерминизма на современном этапе. Социальный бихевиоризм и необихевиоризм. Социобиология и теории генно-культурной коэволюции. Тупики и проблемы социологического неодарвинизма.          
  Географическое направление и его связь с современной политикой Геодетерминизм как учение и идеология на современном этапе. Антропо- и этногеографии. Модернизированные теории этноцентризма. Геополитические концепции (Х. Д.Макиндер, А. М. Мэхэн, К. Хаусхофер). Геополитика и подходы к ней в современных исторических условиях: наука и лженаука. Инвайронментализми его связи с теориями социальных катаклизмов. Социогеография и социальная экология: социоэкологические парадигмы («консервационная», «охранительная», «экологическая», «экономическая»). Теория центральных мест В. Кристаллера.          
  Психологическое направление в социологии: традиционализм, модернизм и постмодернизм Традиции школы Фрейда в новых исторических условиях. Неофрейдизм. Аналитическая психология К. Юнга. Индивидуальная психология А. Адлера. Фрейдо-марксизм: В. Райх и Э. Фромм. Социальная психология: становление и развитие Этнопсихология. Коллективная психология и теории толпы Г. Тард, ГШ. Лебон). Учение У. Мак—Дуголла Социальный инстинктивизм. Школы социальной психологии личности (Ч. Кули, Э. Эриксон). Социальная психография. Психоистория Л. Де Моза.          
  Эмпирическая социология Аналитическая школа: У. Томас и Ф. Знанецкий ― их труд «Польский крестьянин в Европе и Америке». Естественнонаучная школа. Утверждение в социологии количественных методов анализа. Математическая школа («математическая социология»). П. Лазарсфельд и его вклад в разработку классических методов конкретно-социологических исследований. Демоскопия и ее место в анализе общественного мнения. Разработки У. Липпмана и Т. Тэджфела. Социометрия: методы исследования неформальной организации, разработанные и используемые Я. Морено и его учениками. Трансгенерационная социологи. Разделение социологии на академическую и прикладную, выделение в рамках прикладной социологии «Социальной инженерии» и «клинической социологии».          
  Школа структурно-функционального анализа ― академическая социология Теории среднего уровня как эпистемологический образ социологии. Р. Мертон и его вклад в развитие социологической науки во второй половине XX-го столетия. Структурный функционализм: основные понятия. Теория социального действия Т. Парсонса. Концепция акционизма и ее автор А. Турен. Трансактный анализ, разработанный Э. Берном.          
  Социология культуры Социологический анализ социокультурной морфологии мировой истории: О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Фробениус. Учение П. Сорокина о социокультурной динамике. Цивилизационный подход к истории и его социологическая специфика: Л. Февр. Теория «Мир-экономика» Ф. Броделч. Теория стадий экономического роста У. Ростоу. Концепция Д. Гэлбрейта «Новое индустриальное общество». Концепция Р. Арона «Единое индустриальное общество». Разработка «теории глобализма» Ж. Аттали. Футурология: основные футурологические модели будущего общества (модель Римского клуба», модель Г. Кана, модель Д. Белла, модель Маклюэна, модель О. Тоффлера, модели Ж. Фурастьё и Ж. Думазедиера). Теории модернизации. Теории конвергенции культур. Теория открытого общества К. Поппера.          
  Франкфуртская школа Социально-исторические условия, появления и работы Франкфуртской школы. «Европейский период»: тематика исследований и их связь с неомарксизмом и неофрейдизмом. М. Хоркхаймер как основатель франкфуртской школы. Идеологемма «Негативная диалектика» как основа критической направленности взглядов и учений франкфуртцев. «Американский период»: критика авторитаризма и тоталитаризма как антигуманной политики современного общества. Т. Адорно и его труд «Авторитарная личность». Основные идеи совместной работы Т. Адорно и М. Хоркхаймера «Диалектика просвещения» и их значение для оценок современной цивилизации. «Западноевропейский период»: социологические концепции Г. Маркузе и Ю. Хабермаса.          
  Феноменологическая социология Особенности появления и развития феноменологической социологии, ее связь с феноменологической философией. Понятия «жизненный мир» и «феноменологическая редукция». «Понимающая социология» А. Шюца. «Этнометодология» Г. Гарфинкеля. «Лингвистическая социология» П. Уинча. «экзистенциальная социология» Э Тирикьяна. «Когнитивная социология» А. Сикуреля. «Социологический конструктивизм» П. Бергера и Т. Лукмана. «Драматургическая социология» И. Гоффмана. «Интерпретативная социология» Дж. Келли. Научно-исторические судьбы феноменологических учений в современной социологии.          
  Политическая социология Политическая социология на современном этапе исторического развития: основные особенности и закономерности. Учения о классах и классовой структуре современного общества (взгляды Г. Моска, Р. Дарендорфа, Э. Гитдденса, А. Гоулднера). Теории социальных элит (Г. Лассуэлл, Ч. Миллс, В. Парето, Р. Михельс). Концепции социальной стратификации и социальной мобильности. Социология власти и властных отношений. Современные учения о классовой борьбе.          
  Экономическая социология Экономическая социология на современном этапе исторического развития: основные особенности и закономерности. Традиция экономического либерализма. М. Фридман как представитель Чикагской социологической школы. Традиции политической экономии во второй половине XX-го столетия: взгляды Г. Шмоллера, К. Бюхера. Школа «социальной экономики». «Кейнсианство»: основные социоэкономические постулаты. «Социология хозяйства» В. Зомбарта. Хотторнский эксперимент и его значение для развития современной социологии. «Индустриальная социология». Неоклассическая экономическая социология: Й. Шумпетер, Ф. Хайек, К. Поланьи. «Экономический мир» согласно И. Валлерстайну.          
  Социология малых групп Общая теория малой группы в современной социологии. Виды малой группы. Теории групповой динамики: учение К. Левина, концепция Дж. Хоманса. Феномен «группового сознания» и его анализ в трудах У. Шерифа, С. Московичи, Д.Жоделе и др. Феномен «группового лидерства» и его объяснение в современной социологии. Теории аутгрупповой враждебности. Теоретико-социологические концепции личностно-групповой идентичности. Феномен «социальной атрибуции» и его социологическое объяснение.          
13. Социальная этология Социальная этология как социологическая дисциплина: история развития и современное состояние. «Когнитивные теории» социального поведения (концепции Дж. Брунера, У. Найссера, С. Аша). «Ценностные, или «аксиологические, концепции социального поведения и конкретно-социологические исследования в этой области. Разработка статусно-ролевой концепции социального поведения: исследования Ф. Зимбардо. «Коммуникативное поведение и его зкономерности: «диспозиционная» и «ситуационная» концепции. «Фигурационная социология» И. Элиаса. Деонтология и девиантология как самостоятельные социологические дисциплины. «Репертуарная концепция» социального поведения. Концепция «режимов действия».          
14. Социология знания Социология знания как теоретическая дисциплина. Основоположники социологии знания М. Шелер и К. Мангейм. «Структурный психоанализ» Ж. Лакана. «Деконструктивизм» Ж. Дерриды. «Структурализм» и «постструктурализм» в социологии знания. Труды М. Фуко, Р. Барта и Ж. Делеза ― социологический анализ. Школа «шизоанализа». Учение Ж.-Ф. Лиотара «нарратология». Социология науки.          
15. Социология коммуникации Лингвистические концепции социальной коммуникации: концепции Р. Якобсона, М. Кулсарда, Дж. Остина. Прагматические теории социальной коммуникации Ч. Морриса и Л. Блумфилда. Интеракционизм и символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер). Теория коммуникативного действования Ю. Хабермаса. Коммуникация как информация, сообщение и понимание в иеории систем Н. Лумана. Школа Информационно-инструментальной коммуникации Б. Уэстли и М. Маклина. Теория массовой коммуникации Г. Лассуэлла. ИСКП (источник ― сообщение ― канал ― получатель) ― коммуникационная модель исследовательского центра Стэндфордского университета. Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома. Дискурсивные теории социальной коммуникации. Технологические подходы к социальной коммуникации.          
16. Социология организации и управления Теория научной организации труда Ф. У. Тейлора. «Тейлоризм» в России. Школа научного менеджмента (Ф. Херцберг и Д. Макгрегор). Концепции организационного поведения в западной и отечественной социологии. «Административная школа» ― принципы управления. Доктрина человеческих отношений и ее место в организации современного производства. Социология менеджмента (П. Дракер). Коммуникационный менеджмент. Школа социальных систем, организация и управление (разработки Ч. Бернарда. Социальная кибернетика и ее место в социологии организации и управления.          
  Содержание вариативной самостоятельной работы: - посещение театров и обсуждение современных театральных постановок; - участие в конференциях на факультете социологии СПбГУ.          
Итого:          

 

 
 

 

Интерактивные формы занятий:

№ темы Формы
1. Групповая дискуссия
5. Решение социологических задач
7. Написание эссе
12. Ролевая игра
16. Дискуссия

Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Содержание обязательной самостоятельной работы студентов по темам:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
1. Понятие современной социологии Подготовка докладов и групповое обсуждение  
2. Пробиологические учения в современной социологии Приобретение опыта критического осмысления современной социологической литературы  
  Географическое направление и его связь с современной политикой Приобретение навыков политической оценки посредством анализа публикаций по геополитической тематике  
  Психологическое направление в социологии: традиционализм, модернизм и постмодернизм Знакомство с современной психоаналитической литературой и определение ее адекватного места в научных исследованиях  
  Эмпирическая социология Практическое овладение методами прикладной социологии  
  Школа структурно-функционального анализа ― академическая социология Подготовка рефератов по теме  
  Социология культуры Написание эссе по культурологической тематике  
  Франкфуртская школа Чтение специальной литературы по теме  
  Феноменологическая социология Чтение специальной литературы по теме  
  Политическая социология Знакомство с современной социологической литературой по политической тематике  
  Экономическая социология Знакомство с современной социологической литературой по экономической тематике  
  Социология малых групп Подготовка к ролевой игре по заданной преподавателем теме  
  Социальная этология Знакомство со специальной литературой по этологии  
  Социология знания Анализ специальной литературы по данной тематике  
  Социология коммуникации Освещение проблем в социологии коммуникации в периодических изданиях  
  Социология организации и управления Обсуждение практических проблем социологии организации и управления  

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:

№ п/п Содержание работы Количество часов
1. Посещение театров и обсуждение современных театральных постановок  
2. Участие в конференциях на факультете социологии СПбГУ  

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. Учебник. - М.: Высшее Образование и Наука, 2007.

2. Коркюрф Ф. Новые социологии. М., 2002.

3. Монсон П. Современная западная социология. - СПб., 2002.

4. Плахов В. Д. Западная социология XIX-XX вв. От классики до постнеклассической науки: эпистемологическое обозрение. СПб., 2006.

5. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

 

б) дополнительная литература:

1. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. (Введение интерпретативную социологию). СПб.: Алетейя, 2003.

2. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961.

3. Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии. 19 - начало 2- века: в 2ч. Ч.1-2. М., 2005.

4. Гайденко П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социоло­гия М. Вебера и веберовский Ренессанс. М.: Мысль, 2001.

5. Джери Д. Большой толковый социологический словарь. В 2-х тт. М.: Вече-Аст, 1999.

6. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., Интрада. 1996.

7. История теоретической социологии в 4 тт. М. - Спб. 1997 — 2000.

8. Курбатов В.И. Современная западная социология. Ростов-на-Дону. 2001.

9. Очерки по истории теоретической социологии XX-го столетия. От М. Вебера к Ю Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму. М., 1994.

10. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

· Аверьянов Л. Хрестоматия по социологии. - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/aver/index.php

· Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/aron/index.php

· Добреньков В., Кравченко А. История зарубежной социологии. - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/dobr/index.php

· Осипов Г. История социологии в Западной Европе и США. - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Osipov/index.php

 

· Коркюф Ф. Новые социологии. - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/kork/index.php

 

г) электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

· Библиотека Гумер - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog

· Библиотека публикаций: книги, статьи по социологии. Социологический словарь.
http://www.rusword.org/articler/socio.php

· Социология по-новому. Библиотека социологической литературы. Учебники, статьи научных журналов.
http://www.socioline.ru

· Социология, психология, управление. Электронная библиотека.
http://soc.lib.ru

· Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент."

· http://www.ecsocman.edu.ru

 

д) программное обеспечение:

· Microsoft Office Word 2007

· Microsoft Office PowerPoint 2007

· Windows Media Player

 

Материально-техническое обеспечение модуля / дисциплины:

1. Учебные пособия.

2. Презентации.

3. Мультимедийное оборудование.

Краткое содержание итоговой аттестации по дисциплине

Итоговая аттестация:

Осуществляется в форме экзамена, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине.

 

Оценка компетенций, сформированных по модулю / дисциплине:

Компетенция Контрольно-измерительные материалы оценки сформированности компетенции
осознания социальной значимости своей будущей профессии, обладания высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8) 1,2,3,4,5,6,8,9,12
способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10) 7,10,11,12,13,14,15,16
способности применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1) 5,7,10,11,12,13,14,15,16

 

Итоговая аттестация проводится в форме устного экзамена по дисциплине с учетом применяемой балльно-рейтинговой системы оценивания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.