Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П. Разработка социал-христианской программы: христианское братство борьбы 1 страница




23 марта 1905 г. еженедельник "Вперед" (издававшийся в Женеве первым большевистским центром под руководством Ленина) опубликовал, под заголовком "Новая партия", присланную из России декларацию65: «В России организовалась новая политическая партия, именующаяся "Христианское Братство Борьбы". Братство имеет целью активное проведение в жизнь начал вселенского христианства. Эти начала, введенные историческим христианством в сферу индивидуальной жизни, до сих пор не были сознательно положены в основу общественных отношений. В общественных отношениях до сих пор осталась нераскрытой "правда о земле", лежащая в самой сущности христианского учения. Раскрыть эту правду, действенно осуществить вселенскую правду богочеловечества во всемирно-историческом процессе и есть общая задача "Братства". Своеобразие и исключительность настоящего исторического момента сами собой определяют ближайшие частные задачи "Братства", необходимо вытекающие из общей основной. Эти задачи суть: 1) Борьба с самыми безбожными проявлениями светской власти - с самодержавием, кощунственно прикрывающимся авторитетом Церкви, терзающим народное тело и сковывающим все добрые силы общества. 2) Борьба с пассивным состоянием Церкви в отношении государственной власти, в результате чего Церковь идет на служение самым низменным целям и явно кесарю предает Божие. 3) Утверждение в социально-экономических отношениях принципа христианской любви, содействуя переходу от индивидуально-правовой собственности к общественно-трудовой.

"Братство" призывает к совместной Господней работе всех верующих во Христа, без различия исповедания и национальностей, ввиду того, что борьба с безбожной светской властью имеет смысл не только национальный, но и вселенский.»

Одновременно с этой декларацией, подписанной "Христианским братством борьбы", "Вперед" опубликовал текст воззвания к "православным христианам", которое было прислано из России и которое ночью 18 февраля 1905 г. было расклеено в сотнях экземпляров на стенах московских домов. Текст исходил, по всей очевидности, из того же "Братства". В воззвании предельно резко осуждался Синод и церковники: они не только не разоблачили кровавую тактику, которую продемонстрировала царская власть 9 января 1905 г., но и приказали народу не объединяться с "внутренними врагами" царской власти, чтобы не быть пособниками японцев. "В такие минуты все ждали, что Церковь возвысит свой голос против обезумевшей власти, забывшей, что Царь всех Царей - Господь, и что царская власть ниже воли Господней [...]Й6. Большая часть христианской Церкви предалась таким образом в руки Антихриста. Послание Синода, которое поддерживает палачей христианского народа, доказывает, что время близится" 67.

Если и удивительно обнаружить в большевистской газете "Вперед" полный текст этого воззвания к "православным христианам" апокалиптического звучания, то еще более поражает то, что эта публикация никак не была прокомментирована или проанализирована, а сопровождалась лишь следующей краткой ремаркой - было бы интересно знать, что за этим стоит: обман народа или действительно новое движение.

Эта информация в газете "Вперед", которая в течение своего краткого существования внимательно следила за малейшими проявлениями общественно-политической активности в России в первые месяцы 1905 г., являет собой один из первых публичных откликов на существование "Христианского братства борьбы". Оно было основано в

65 "Новая партия" // Вперед (Женева). 1905. 11. 10/23 марта. С. 3-4, в рубрике "Из общественной жизни".

66 В этом контексте дословно цитируются слова митрополита Филиппа, с которыми он обратился к Ивану Грозному: ему придется держать ответ перед Господом за его несправедливость по отношению к ни в чем не повинным людям и за те страдания, которые ему принесла опричнина.

67 Православные христиане//Вперед. 1905. 11, 20/23 марта.

Москве философами В.Ф. Эрном68 и В.П. СвенцйцЙШ*9 т$?часж^йосле Петербург-" ских событий 9 января и под их влиянием. Как напомнит впоследствии Карташев, специалист по истории Церкви, "Братство" намеревалось "бороться против реакционного соглашения православия с самодержавием; собирать церковные силы на почве борьбы за свободную общественность, для учреждения в России нового конституционного и демократического строя"70.

«События 9 января, - поясняет Свенцицкий на одном из собраний Московского "Религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева" 21 ноября 1905 г.,-застали христиан врасплох. Нельзя сказать, чтобы кровавая расправа на улицах Петербурга была для них совершенно неожиданна, напротив, многие в отдельности предчувствовали неизбежные кровопролития; предугадывали все ужасы грядущей русской жизни, но у них не было выработанных, вполне сознательных религиозных основ, для того чтобы занять подобающее место в начавшемся движении. Они требовали немедленного и решительного участия в начавшейся борьбе. За свободу или против нее, но необходимо было от слов перейти к делу»71.

Несколько демаршей, направленных на то, чтобы побудить высшее духовенство Москвы и Санкт-Петербурга - прежде всего епископов — занять в контексте освободительной борьбы определенную позицию в отношении социальных проблем христиан, не привели ни к чему. Помимо разочарования, которое за этим последовало, укрепилось убеждение, что ждать от церкви как таковой ничего не приходится. Так, в феврале образовалась группа московских верующих, озабоченных социальными проблемами. Они вместе с несколькими сочувствующими Петербурга и Киева учредили "Христианское братство борьбы"; именно по этому случаю был составлен "Краткий проект программы" "Братства", опубликованный газетой "Вперед" и цитировавшийся выше72. Следующий этап в деятельности "Братства" состоял в обращении к народу - воззвание, направленное против Синода. Обращение было адресовано прежде всего "народу" больших городов, где он составлял "наиболее восприимчивую часть населения". Ночью члены "Братства" расклеили воззвание на стенах московских домов. Оно было помечено большим черным крестом, напечатанным поверх текста. Во время этой операции никто не был арестован, но на следующий

68 Владимир Францевич Эрн (1881-1917) изучал философию у С.Н. Трубецкого и Л.М. Лопатина в Москве в 1900-1904 гг. Во время первого периода, продолжавшегося примерно до 1909 г., он занят религиозно-церковными проблемами, особенно социализмом в той мере, в какой он может способствовать созданию христианской "общественности". Является участником "Религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева" с момента его основания. Большая часть философских докладов, которые он там делает, воспроизведена в его статьях, где он резко критикует немецкий идеализм, и особенно неокантианство. Развязывание Первой мировой войны привлекает его внимание к отношениям между Россией и Европой. В этом контексте он предпринимает особенно яростную критику того, что составляло духовные основы Германии. Две его докторские диссертации посвящены итальянским философам Антонио Розмини и Виченцо Джоберти. Пишет монографию о Сковороде и несколько сборников статей: "Борьба за Логос" (М., 1911) и "Меч и Крест" (М., 1915). См. Шсррер Ю. Владимир Францевич Эрн // Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991. С. 3-8.

69 О Валентине Павловиче Свенцицком, поляке по происхождению, имеются весьма скудные биографические данные. Он был близким другом и соратником Эрна. Его появление в общественной жизни связано с событиями 1905 г. Пророческий слог, которым он излагал свои религиозные идеи, производил необычайно сильное впечатление на знавших его современников. Карташев пишет о нем как о "современном Савонароле" (см.: Карташев А.В. Мои ранние встречи с о. Сергием... С. 48—49). Свенцицкий был исключен из Московского "Религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева" (в котором он на первых порах играл важную роль) в результате скандала, вызванного организованными им мистико-эротическими собраниями в хлыстовском духе. Затем он присоединился к аскетической секте, которая жила на Кавказе (см. об этом его сочинение "Граждане Неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор". М., 1915). После революции 1917 г. он женился и принял сан, но вскоре оставил священство. Затем его следы теряются; о смерти его ничего не известно. Бесспорно, наиболее интересный портрет Свенцицкого дал его соученик М. Вишняк (Дань прошлому. Нью-Йорк, 1954. С. 29-32, 98-99, 166-170).

70 Карташев А.В. Мои ранние встречи с о. Сергием... С. 48.

71 Сненцицкий В.П. "Христианское братство борьбы" и его программа в дальнейшем: ХББП. М., 1906, опубликовано в серии Религиозно-общественная библиотека. Серия 1. № 2. С. 5.

72 ХББП. С. 8—9. Из сравнения двух публикаций следует, что текст из газеты "Вперед" совершенно идентичен тому, который позднее цитировал Свенцицкий.

день листовки исчезли. Экземпляр, дошедший до редакции "Вперед", в авторстве которого она не была вполне уверена, абсолютно идентичен с воззванием "Братства" к "православным христианам"73.

Следующим этапом стал проект "о теоретических основах деятельности". Под заглавием "О задачах Христианского братства борьбы" этот текст был разослан всем русским епископам, а также многим священникам Москвы, Петербурга, Киева, Владимира, Воронежа, Тифлиса, Харькова и других городов. «Из действительной веры во Христа, вочеловечившего и пришедшего во плоти, - с неизбежной внутренней последовательностью вытекает для каждого христианина обязанность принимать самое деятельное участие в общественной и политической жизни страны и здесь, в той самой области жизни, от которой с отшельническим ужасом отвертывалось историческое христианство - действенно осуществлять вселенскую правду "Богочеловечества"»74.

Приобретение небольшого печатного станка позволило наконец "Братству" распространять воззвания большим тиражом. Первое воззвание, отпечатанное самими чле-нами "Братства" на ручном прессе, было обращено к войскам, ибо пропаганда среди солдат - это "задача особенно неотложная на данный момент". Так, около 3500 экземпляров были распространены в воинских частях Санкт-Петербурга, Владимира и Киева. В листовке солдат призывали не стрелять в восставших рабочих и крестьян во имя христианской любви к ближнему. "Но разве уж так виноваты голодные крестьяне, когда они берут хлеб у помещиков, проживающих в городе десятки тысяч рублей в год, или рабочие, не знающие отдыха, измученные работой, когда они просят прибавки жалованья и сокращения рабочего времени?" И далее: солдаты сами почти все были крестьянами и слишком хорошо знали на собственном опыте, как тяжела жизнь в деревнях и на фабриках. Стрелять в голодных и угнетенных - значит стрелять во Христа, пришедшего в этот мир в лице голодных и нищих. Царь злоупотребил своей властью, приказав убивать христиан. "Вы не должны делать этого, не должны слушать начальников, если они требуют безбожного дела - стрелять в беззащитных бунтарщиков, не должны помогать царю-отступнику. Должны служить одному царю, Господину Иисусу Христу"75.

Подобное воззвание, отпечатанное в нескольких тысячах экземпляров, было обращено к крестьянам. В нем говорилось, что три смертных греха русского народа - это любовь к кесарю вместо любви к Богу, притеснение Церкви государством и война на Дальнем Востоке. Их следует искупить нынче, претерпевая невзгоды и бедствия настоящего времени.

Чтобы ознакомить интеллигенцию со своей программой, они составили обращение "К обществу", которое было разбросано по тысячам почтовых ящиков Москвы, Петербурга, Киева, Воронежа и других городов.

В конце мая один из членов "Братства" совершил поездку по некоторым провинциальным городам для чтения лекций о программе "Братства" 76. Другой член "Братт ства" принял участие в забастовке, охватившей завод в одном провинциальном городе, он увидел в забастовке "задачу истинно христианскую", состоящую в том, чтобы "превратить стачку за хлеб насущный в подвиг борьбы с теми, кто, эксплуатируя труд, оскверняют мир - этот Храм Господень, делая его домом торговли и вертепом разбойников"77. Кроме того, еще один член "Братства", переезжая из одной деревни

73ХББП. С. 10-11.

74 "О задачах Христианского братства борьбы" // ХББП. С. 12. Церковь, которая определена здесь как "объективное царство Божие" — это человечество, которое становится Церковью, чтобы осуществить в ней Царство Божие, т.е. дать христианскому духу проникнуть в экономическую, социальную и политическую реальность и пропитать ее этим духом.

75 ХББП. С. 13-14.

76 ХББП. С. 16.

77 ХББП. С. 16-17. Согласно Свенцицкому, этот член "Братства" выступил перед бастующими рабочими как подлинный проповедник. Он говорил: Человек, истинный храм Божий, превращен в бездушную машину; безбожные, сытые люди воруют его труд, оскверняют человека и вместе с тем храм Христов; бастующие не должны бороться ни за улучшение своего положения, ни за личную жизнь и индивидуальное счастье; их

Курской губернии в другую, призывал народ к освободительной борьбе во имя Христа78.

Вскоре после основания "Христианского братства борьбы" Эрн и Свенцицкий приняли участие в заседании редакции петербургских "Вопросов жизни". Обсуждалось отношение Церкви к революционным событиям января 1905 г. Эрн и Свенцицкий предложили - в соответствии с воинственным духом их "Братства" - провести большую демонстрацию-панихиду по жертвам 9 января. Все мероприятие должно было проходить под лозунгом: "в пику Синоду". Этот замысел не был реализован по причине весьма сдержанной позиции редакторов "Вопросов жизни" (особенно С.Л. Франка)79.

Один этот пример ясно показывает ангажированность и энтузиазм, характерные для Эрна и Свенцицкого, особенно в 1905-1907 гг.80. С первых дней революционного подъема они видели в движении за политическое освобождение прелюдию к религиозному возрождению апокалиптических размеров. Их разочарование было тем более велико, что всего годом позже им пришлось констатировать отсутствие "религиозного энтузиазма" в тех церковных группах, которые были близки к движению за политическое освобождение. Такое положение могло привести лишь к "либеральному христианству" и к "либеральному духовенству", состоящему из "верных конституционных демократов". Все это были не более, чем "полуистины", которые угрожали вылиться в "фельетонное христианство". "Союз церковного обновления"81, утверждал Свенцицкий в 1906 г., - вовсе не "первый луч грядущей жены, облеченной в солнце" (Откр. 12.1), но только один из многочисленных профессиональных союзов в общей массе начавшегося профессионального движения. Что же касается "либерального священника" — это не "новый апостол грядущей Церкви", это не пророк и не мученик82.

Программа "Христианского братства борьбы", опубликованная Свенцицким в Моск-

задача - сражаться во имя Христа и, как в священном деянии, защитить своим мученичеством поруганного Христа; своими долгими мучениями в течение десятков лет они выстрадали, так сказать, себе право изгнать торгующих из храма. Свенцицкий сообщает также, что во время этой проповеди многие рабочие даже крестились и становились на колени.

78 ХББП. С. 17-18.

79 Карташен А.В. Мои ранние встречи с о. Сергием... С. 48-50. Контакт, установленный Эрном с "Вопросами жизни", оказался, тем не менее, плодотворным: его первый очерк "Христианское отношение к собственности" был напечатан в августовском и сентябрьском номерах за 1905 г. Об этой статье см. ниже, прим. 105.

80 В своих многочисленных воспоминаниях, посвященных событиям эпохи, Андрей Белый приводит другой пример, также очень характерный для состояния духа основателей "Христианского братства борьбы". В 1905 г., во время частной встречи в доме Мережковских в Санкт-Петербурге, неожиданно из Москвы приехали Эрн и Свенцицкий. Они предложили собравшимся (Мережковский, Гиппиус, Философов, Карташев, Тернавцев, Розанов, Булгаков, Перцов) подписать составленный ими манифест "радикальных христиан". Свенцицкий хотел отправиться в Синод с протестом против одобрения Церковью - во время революционных событий - расстрелов, приказ о которых шел от государственной власти. Предложение Эрна и Свенцицкого было отклонено Карташевым, Мережковским и Философовым, которые сочли эту идею проявлением бесцельного и высокого героизма (см.: Белый А. Воспоминания о Блоке. Берлин, 1922-1923. С. 127 и ел.; Его же. Начало века. М.-Л., 1933. С. 452). По мнению Белого, Свенцицкий был приверженцем политического терроризма. Белый цитирует Свенцицкого (не делая ссылки): "Эта бомба - небесный огонь, низводимый пророками, соединившими веру первохристианских отцов с протестующим радикализмом Герцена!" Если для Белого Свенцицкий - это пророк, то Эрн, в свою очередь, играет роль "переводчика святых вопияний" Свенцицкого на язык ясный и доступный для всех (см.: Белый А. Начало века. С. 272-273).

81 Это выражение употребляется здесь Свенцицким вместо названия "Братство ревнителей церковного обновления". О разных названиях этого "Братства" см. выше.

82 Свенцицкий В.П. Христианское отношение... С. 7-8. Свенцицкий добавляет, что современное церковное движение - "детище и ученик русской революции" (с. 8) - содержит, без сомнения, некоторые действительно аутентичные религиозные черты, но оно есть и среди мучеников неверующей интеллигенции, стоящей во главе "великого освободительного движения" (с. 6). В ноябре 1905 г. он заявил в "Религиозно-философском обществе им. Вл. Соловьева" в Москве, что духовенство трусливо и слишком слабо, чтобы следовать голосу своей совести. Над нарождающимся движением нависла угроза раствориться в "фельетонном христианстве" - вялом, лишенном порыва и подлинного и религиозного вдохновения. В этой ситуации сильный голос христиан "Братства", являвших собой "залог великой, подлинной, грядущей огненной правды", представляется еще более важным. См. ХББП. С. 19.

ве в 1906 г.*3, предварялась достаточно длинным введением; в ней приводились сведения, касающиеся возникновения организации, сообщалось о различных акциях, предпринятых ею с января по осень 1905 г.84

Этот текст был конфискован тотчас после его выхода в свет85. Тем не менее свящ. К.М. Аггеев, располагавший экземпляром программы, цитирует в журнале "Век" 12 пунктов ее первой, теоретической части86. Та часть программы, которая касалась исключительно отношения "Христианского братства борьбы" к Церкви, смогла быть также опубликована в "Веке"87. Именно здесь становится очевидным уже отмеченное выше сходство между "Братством ревнителей церковного обновления" и "Христианским братством борьбы" или, скорее, внимание и определенная симпатия одной группы к другой88. Особенно явным становится здесь также и то, что поводом для конфискации полного текста программы послужили не церковные и теоретические предложения "Христианского братства борьбы", но его политические и экономические требования89, и последний - по порядку, но не по значимости - фактор из тех, что могли способствовать аресту тиража: вводная часть, с ее подробным описанием тайной деятельности "Христианского братства борьбы", представляла собой настоящий призыв к подпольной пропаганде и подпольной организации.

Одна часть программы "Христианского братства борьбы" была все же размножена на ротаторе и распространялась уже после конфискации под заглавием "Задачи христианского братства борьбы"90. В статье, напечатанной в "Миссионерском обозрении" и посвященной критике "Христианского Братства Борьбы", И. Айвазов приводит из нее несколько выдержек91.

Если к этому добавить вышеупомянутую статью из газеты "Вперед", то это единственные прямые сведения о программе "Братства", которыми могли располагать современники, учитывая значительные ограничения, наложенные цензурой92.

Несколько иначе обстоит дело с косвенной информацией о целях "Братства".

В 1906 г. в Москве была создана "Религиозно-общественная библиотека". Ее задачей являлось распространение христианского мировоззрения интеллигенции и в народе

83 ХББП; см. выше, прим. 71.

84 Эта вводная часть идентична докладу (цитированному выше), который был прочитан Свенцицким 21 ноября 1905 г. в Обществе им. Вл. Соловьева в Москве. В нем он намекал на то, что по очевидным причинам не может говорить о деятельности "Братства" начиная с осени 1905 г.; см.: ХББП. С. 18.

85 См.: Велихов Г., Ельчанинов А. Библиография // Вопросы религии. М., 1908. Т. II. С. 404. S6 Аггеек К.М. Религия и политика // Век. 1907. 12. С. 142-143.

87 См.: Церковные программы, III: Церковная программа "Христианского братства борьбы" // Век. 1907. 23. С. 356-357.

88 Можно говорить об определенном сходстве между обоими "Братствами" в той мере, в какой обе группы были в целом согласны друг с другом в отношении церковной программы. Обе ратовали за церковное обновление в определенных рамках. Неясно, однако, могла ли социально-экономическая программа "Христианского братства борьбы" быть принята "Братством ревнителей". В самом деле эта программа не публиковалась в "Веке".

89 На эту тему см. также Staglich D. V.F. Em. Bonn, 1967. С. 25, размноженная диссертация. Утверждение Штеглиха о том, что теоретическая часть программы интереснее экономико-политической, весьма безосновательно. Точно так же трудно согласиться со Штеглихом, когда он утверждает, что есть существенное различие между теоретической и практической частями программы, первая из которых основана как будто бы на христианских принципах, вторая же — в значительной степени на социалистических постулатах.

90 В то время, как Эрн и Свенцицкий печатали прокламации "Братства" в своей квартире и сами распространяли их затем по Москве, Е.Л. Лундберг и некто Беневский попытались, по словам Андрея Белого, распространить эти прокламации на юге России; однако "Братство" не имело там успеха (см.: Белый А. Воспоминания о Блоке. С. ПО, 172).

91 Айвазов И. Христианское Братство Борьбы // Миссионерское обозрение. 1905. 11, кол. 321-333; 1905. 13, кол. 602-615.

92 В начале 1907 г. в статье из "Русской мысли" еще можно о "Братстве" прочитать следующее: "Отсутствие постоянного органа партии, разбросанность ее идей по отдельным брошюрам мешают составить себе представление о партии и приобрести твердую почву для критики" (Езерский И. Религия и политика // Русская мысль. 1907. 1.С. 116).

с помощью публикации двух серий текстов социального и религиозного содержания. Этой "Библиотекой" было опубликовано несколько брошюр, главным образом за авторством Эрна и Свенцицкого, комментировавших программу "Братства". Тексты серии, адресованной народу, предназначались прежде всего для привлечения к "Братству" новых членов. Поэтому они были написаны общедоступным языком, выбранные темы: восьмичасовой рабочий день, профсоюзное движение, улучшение положения крестьян, положение евреев в России и т.д.93. Главным текстом Свенцицкого в этой серии был текст с многозначительным заглавием "Правда о земле"94, он посвящен теме общества и христианской общественности, основы которой надеялось восстановить "Христианское общество борьбы". Но так же, как и на программу "Братства", на эту брошюру был наложен арест тотчас после ее появления.

Серия, адресованная интеллигенции, поднимала прежде всего проблемы религиозной философии, христианской общественности и церковной жизни. Кроме таких работ Булгакова, как "О союзе христианской политики"95 или "Карл Маркс как религиозный тип"96, эта серия включает также программу "Братства", изданную Свенцицким97. Наряду с работами Эрна, Свенцицкого и Булгакова98, скорее теоретическими, здесь фигурируют также исследования критика Волжского религиозных аспектов творчества Достоевского и Гаршина99. Наконец, здесь же были изданы переводы ряда западных работ по христианскому социализму, первоначальному христианству и пр.и)0 Очень интересна совместная работа Эрна и Свенцицкого. Это двухтомник под заглавием "Взыскующим Града", который включает ряд статей о религиозной значимости русской революции, о христианской общественности, о работе партии и политическом действии, об освободительном движении. Основная тема этих статей - возвещение апокалиптических знаков времени, которое должно привести к новому религиозному порядку в мире1"1.

Вне всякого сомнения, важнейшим изданием серии "Религиозно-общественной библиотеки", предназначенной для интеллигенции, стали два больших сборника "Вопросы религии", появившиеся в 1906 и 1908 гг.102 В них содержатся некоторые из наиболее значительных исследований Эрна и Свенцицкого, посвященных рассматриваемым здесь вопросам. Этим томам удалось пройти цензуру, вероятно, потому что они касались проблем религиозной философии, не имевших, казалось бы, прямого отношения к практическим целям "Братства"; к тому же, сама редакция недвусмысленно отметила, что авторов этих сборников объединяет христианское мировоззрение, но что они полностью свободны в выражении своей индивидуальной точки зрения, — отношение, нехарактерное как будто для политической организации103. Кроме того, оба сборника

93 См., в частности, в серии 2, "Для народа": 1: В.П. Свенцицкий. Что нужно крестьянину?; 3: В. Марков. Положение евреев в России; 4: Д. Рябинин. Восьмичасовой рабочий день; 1: В.Ф. Эрн. Апостольская церковь, или как нужно жить христианам? 8: Д. Рябинин. Зачем нужны рабочим союзы?

94 Саенцицкий В.П. Правда о земле. Серия 2. № 10.

45 Булгаков С.Н. Неотложная задача. О союзе христианской политики. Серия 1. № 1. Об этой брошюре см. ниже, раздел 111.

96 Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип. Серия 1. N° 10.

•"ХББП. "Ч1

98 Эрн В.Ф. Христианское отношение к собственности. Серия 1. № 3; Свенцицкий В.П. Самодержавие и освободительное движение с христианской точки зрения. Серия 1. № 8; Булгаков С.Н. Краткий очерк политической экономии. Серия I. M» 9.

99 Волжский А.С. Ф.М. Достоевский. Жизнь и проповедь. Серия 1. № 4; Его же. Гаршин как религиозный тип. Серия 1. N» 5.

100 Здесь следует упомянуть прежде всего сочинение Л. Брентано о христианском социализме в Англии, переведенное Булгаковым и снабженное его же предисловием, а также работу Адольфа фон Гарнака Vor-lesungen uber das Wesen des Christentums.

101 Эрн В.Ф., Свенцицкий В.П. Взыскующим Града. М., 1906.

102 Не удалось узнать, увидел ли свет третий том, объявленный издательствами, или он пал жертвой цензуры сразу после выхода. О первом томе "Вопросов религии" см.: Гиппиус З.Н. Без мира // Гиппиус З.Н. (под псевдонимом А. Крайний). Литературный дневник. СПб., 1908. С. 349-369.,^

103 См.: Вопросы религии, сб., 1. С, 3.

были открыто опубликованы как издания московской "Религиозно-философской библиотеки", что не давало оснований подозревать какую-либо связь с "Братством". Наконец, их реальные редакторы, Эрн и Свенцицкий, не упоминались там, как таковые. Единственный разоблачающий факт состоял в том, что адрес редакции "Вопросы религии" и адрес книжного магазина, созданного в рамках деятельности "Братства", совпадали.

Среди изданий Московской "Религиозно-общественной библиотеки" фигурируют два очерка, которые представляют собой наиболее важные дополнения к программе "Христианского братства борьбы". В отличие от самой программы, на которую был наложен арест, они благополучно прошли цензуру. Речь идет о статье Свенцицкого "Христианское отношение к власти и насилию"104 и статье Эрна "Христианское отношение к собственности"105.

Эти источники и материалы106 позволяют выделить те требования, которые привели Эрна и Свенцицкого к созданию "Христианского братства борьбы", равно как и их мотивы.

1. Православие должно быть освобождено от его связи с самодержавием107.

Государство, в качестве исторической силы, необходимо для поступательного движения всеобщей истории, которая понимается, вслед за Вл. Соловьевым, как инструмент осуществления богочеловеческого процесса10*. В этой мере государство имеет право претендовать на повиновение, которого требовали апостолы109. В ходе истории, которому и должно служить государство110, оно должно также сообразовываться с различными историческими условиями и реальностями. Делает это оно, изменяя форму правления (конституционная монархия, демократия и пр.). Но, в отличие от государства, христианство не зависит от определенных исторических условий. Оно абсолютно. Следовательно, ему не приходится постоянно связывать себя с какой-либо формой правления.

Но в той мере, в какой самодержавие статично и не приспосабливается к историческим условиям, оно оказывается враждебным пониманию истории как христианского прогресса - как богочеловеческого процесса. Если в православной Церкви молятся за царя как "неограниченного" монарха, то это не что иное, как выражение абсолютного повиновения царю. Если бы пришлось выбирать между царем и Христом, этот выбор совершился бы непременно в пользу первого. В самом принципе самодержавия потенциально содержится возможность Антихриста (царь как Антихрист)111.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.