Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П. Разработка социал-христианской программы: христианское братство борьбы 5 страница




258 См.: Булгаков С.Н. Неотложная задача... С. 348-349, равно как и "Политическое освобождение...". С. 501-502.

259 См.: Карташев А.В. Мои ранние встречи с о. Сергием... С. 51.

260Булгаков С.Н. Религия и политика... С. 125-126. См. на эту тему ответ Струве ("Несколько слов по поводу статьи С.Н. Булгакова". Там же. С. 128-130), где последний выступил против требуемой Булгаковым связи политики и религиозности.

: 261 На эту тему см. прежде всего уже цитировавшуюся статью "Религия и политика...", которую Булгаков опубликовал в журнале "Полярная звезда", издававшемся как продолжение журнала "Освобождение" (орган "Союза освобождения"), а также ответ на эту статью С. Люра "Сектантство и партийность" в "Московском еженедельнике" (1906,60).

262 См.: Булгаков С.Н. Неотложная задача... С. 350 и далее.

263 О занятой им в рамках этой комиссии позиции во время выработки законопроектов о различных конфессиях и о процедуре развода, а также о его мнении по поводу необходимости отделения Церкви от государства см.: Век. 1907. 14. С. 187; 1907, 17. С. 245; 1907. 21. С. 326.

всего разочарований во время заседаний Думы принесло ему поведение интеллигенции и кадетов264.

Если вначале Булгаков отрицал "самодержавие как основного врага религии, ответственного за главную ложь нашей церковности", то вскоре после революции он заявил, что выступает отныне в защиту царской власти, понимаемой как власть священная и божественная265. Самодержавие, по своей теократической сущности, составляло для Булгакова основу религиозной мистической философии, которую он продолжал впоследствии развивать. Такая положительная интерпретация царской власти, впрочем, никогда не приводила Булгакова к восхвалению Николая II в котором он, напротив, видел могильщика самодержавия266. Апология самодержавия не повлекла за собой абсолютно оторванную от политической реальности мысли. Булгаков окончательно оставляет борьбу за политическое и социальное преобразование мира ради поисков подлинно религиозного "Я". Родившись в 1871 г. в семье священника, он и сам принимает сан в 1918 г.267

Предложения Булгакова по созданию "Союза христианской политики'1 появились в тот момент, когда программа политики, если и не социалистической, то во всяком случае социальной и христианской, будучи более разработанной, получила бы, несомненно, больший отклик. Как специалист в области экономики268, высокая компетентность которого была общепризнана269, Булгаков был одним из тех редких представителей религиозной интеллигенции, кто был способен мыслить реалистичную социальную политику. Но он не посвятил себя развитию этих идей, он их только наметил. И все же здесь явно содержался набросок своего рода "христианского социализма", причем специфически русского. Это было начало, не получившее продолжения.

"Христианский социализм" и "религиозный социализм".

Две российские модели?

Поскольку эти первые шаги не имели продолжения, шанс был упущен. Вышеизложенные моменты, которые должны были способствовать появлению в среде интеллигенции "христианского социализма", остались по большей части чем-то умозрительным. Сама интеллигенция не смогла найти подход к рабочим, если предположить, что она

264 См.: Булгаков С.Н. Автобиографические заметки. Париж, 1946. С. 80. Суждения Булгакова об интеллигенции также быстро менялись. От положительных они стали прохладными под влиянием, по крайней мере частично, революционных событий; затем наступает период разочарования и даже резкой критики, наиболее яркое выражение которой можно найти в его статье, помещенной в сборнике "Вехи" (М., 1909).

265 См.: Булгаков С.Н. Автобиографические заметки. С. 75.

266 Там же. С. 82.

267 В 1918 г. Булгаков был избран участником Всероссийского Поместного Собора. С осени 1918 г. он преподавал в должности профессора в Симферопольском университете в Крыму. После высылки из СССР в 1922 г. преподает богословие и каноническое право на русском юридическом факультете в Праге. В 1925 г. принят в качестве богослова и философа в Институт православной теологии Св. Сергия в Париже, где и умирает в 1944 г.

268 В период, о котором идет речь, Булгаков был профессором политэкономии в Коммерческом институте в Москве и читал лекции в Московском университете, который он покинул в 1911 г. в знак протеста против покушения на автономию Университета. В 1917г. стал штатным профессором политэкономии Московского университета.

До 1906 г. он был профессором политэкономии в Политехническом институте в Киеве. (О первой половине жизни Булгакова см.: Catherine Evtuhov. The Cross and the Sickle. Ithaca - London, 1997.)

Среди многочисленных экономических работ Булгакова самыми важными являются следующие: О рынках при капиталистическом производстве (СПб., 1897); его первая университетская диссертация "Капитализм и земледелие" (СПб., 1900, в 2-х т.), а также опубликованные лекции "История экономических наук" (СПб., 1910) и "История социальных доктрин в XIX в." (СПб., 1913). В своей докторской диссертации "Философия хозяйства", опубликованной в 1912 г. в СПб. (2 т.), он пытается провести связь между эконо-мически/ии теориями и идеалистический и мистической философией.

269 Следует упомянуть здесь также важный критический анализ, который Булгакову посвятила Роза Люксембург в своей работе: Die Akkumulation des Kapitals/Berlin, 1913.

его вообще искала. Связь с ''народом" - как народом христианским - оставалась теоретической, идеологической. Однако в развитии общественных сил в России в то время не было ничего, что препятствовало бы реализации христианско-социальной и даже христианско-социалистической программы. Успех Зубатова и Гапона у рабочих клерикальных православных объединений ясно показал, что призыв к самым широким кругам трудящихся мог быть услышан, стоило ему исходить из кругов духовенства и церкви или, по крайней мере, если они его поддерживали270. Так, внимание, которое газета "Вперед" уделяла первым выступлениям "Христианского братства борьбы", свидетельствует, что социал-демократы, по крайней мере, какое-то время опасались, что подобная программа, окрашенная идеями одновременно и в христианском и в социалистическом духе, может стать альтернативой, с которой придется серьезно считаться.

Следует ли, по примеру Г. Симона, видеть в социальной - и даже отчасти социалистической - ориентации духовенства (особенно из "Группы 32-х") "ростки христианского социализма в смысле политической ориентации на левые партии?"271. На этот вопрос невозможно ответить в рамках данной статьи; только последующие исследования позволили бы это сделать. Пока ясно лишь, что в конечном счете в Государственной Думе именно духовные лица - как раз в составе левых партий -выступали в поддержку христианско-социальных требований, и причем гораздо энергичнее, чем интеллигенция272. В мае 1907 г. Святейший Синод не только счел необходимым заявить, что принадлежность к какой-либо левой партии несовместима с обязанностями священника, но и продемонстрировал свое намерение начать преследования четырех священников - депутатов Думы (три трудовика и один эсер), которые не вышли из своих партий; среди них был и свящ. Бриллиантов, в прошлом участник петербургских "Собраний".

"В то время как во Франции, Англии, Германии и повсюду на Западе социализм первоначально появился как явление еще и христианское, религиозное, русский социализм с самого начала - под влиянием западных доктрин - принял форму философскую"273. Причины, по которым Россия произвела лишь несколько набросков христианского социализма, объясняются, несомненно, - лишь отчасти - этими словами Томаса Гаррика Масарика, одного из наиболее осведомленных по части русской дореволюционной ситуации современников. Но возможно, что это обстоятельство никогда не удастся объяснить полностью. Интерпретация тех немногих данных, которые доступны, всегда будет оставлять открытым вопрос, почему начавшееся христианско-социалистическое движение осталось на стадии общего замысла. Тем не менее мы приведем некоторые соображения Масарика, которые следует иметь в виду. Начать нужно с проблемы, возникающей в связи с терминологией: имели ли мы право говорить - на основании изложенных выше идей - о "Христианском социализме" в России? Булгаков, которого публицисты того времени считали основателем христианского социализма в России, уже вовсе не был марксистом, когда развивал свои представления о "христианской политике"; и его открыто антиреволюционное и враждебное отношение к классовой борьбе привело его к явной и все более открытой оппозиции социалистическим партиям того времени. Можно ли тогда считать действи-

270 См. на эту тему: Sablinsky W. The Road to Bloody Sunday. Father Gapon and the St. Petersburg Massacre of 1905. Princeton, 1976, а также: Schneiderman J. Sergei Zubatov and Revolutionary Marxism. Ithaca - London, 1976.

271 См.: Simon G. Kirche, Staat und Gesellschaft // Katkov G., Oberlander E., Poppe N. und Rauch G. von, изд. Russlands Aufbruch ins 20. Jahrhundert. Olten und Freiburg im Breisgau, 1970. C. 219.

272 О священниках, которые, будучи депутатами Думы, вступили в острый конфликт с церковной иерархией, упоминает Г. Симон (с. 220).

273 Masaryk Th.G. Zur russischen Geschichts- und Religionsphilosophie. Jena, 1913. II. C. 335-336: "Социал-демократия, с ее парламентской программой-минимум, скорее примет практикующего священника, чем теоретического марксиста. Здесь, конечно, надо считаться с конфессиональными различиями: протестантский пастор в Германии или в Америке - это нечто совершенно иное, чем русский поп" (с. 336).

тельно "социалистическим" и, следовательно, оценивать, как таковое, — то, что было осмыслено таким образом лишь a posteriori, так сказать? Правомерно ли говорить о социалистических требованиях, тогда как Булгаков, Эрн и Свенцицкий выступали всего лишь за совместную собственность на все земные блага? Вопрос о распространении в России представления о "христианском социализме", если связать его с таким вот образом сформулированной проблемой, начинает представлять особый интерес.

Из источников и приводившихся выше текстов явствует, что авторы изложенных здесь идей - Булгаков, Эрн и Свенцицкий - сами редко использовали термин "христианский социализм". Зато другие — начиная с авторов консервативных клерикальных изданий и до социал-демократов, включая располагающихся между ними издателей и сотрудников либеральной "Русской мысли" - согласно называют эти идеи "социалистически-христианскими" и осуждают их без малейших колебаний или оговорок. Точно так же "богоискатели", т.е. группа, которая сложилась вокруг Мережковского, Гиппиус и Философова и которую постоянно отождествляли с "христианскими социалистами" Эрном, Свенцицким и Булгаковым, явно дистанцировались от требований в поддержку "христианского государства", "христианской политики" и "христианской общественности", требований, которые в их глазах соответствовали "христианскому социализму". "Православному социализму" Булгакова274 - обширному гуманистическому построению в духе церковного реформизма, где религия сводилась к социальной морали и к средству "социального реформаторства" — они отвечали тезисом, согласно которому необходима революция. Эта революция должна была быть религиозной. Она должна была оставить далеко позади себя компрометирующие традиции христианской религии и христианских догм, а также социализм и анархизм, с тем чтобы основать нечто радикально новое275.

Поскольку социал-демократы боялись альтернативы, которую могло бы составить движение, выступающее против идеи классовой борьбы и революции, их интерпретация и способ употребления термина "христианский социализм" приобрели особый характер. Начиная с 1902 г. Ленин подверг критике "печальные отступления" от "социал-демократических воззрений и социал-демократической тактики... в сторону христианского социализма и анархизма"276. Он имел в виду группу "Жизнь"; представленную В.А. Поссе, В.Д. Бонч-Бруевичем, Г.А. Кулькиным и другими, которая с апреля по декабрь 1902 г. издавала в Женеве, а затем в Лондоне христианско-социа-листический журнал "Жизнь", «Листки "Жизни"» и, наконец, «Библиотеку "Жизни"». В последней был помещен призыв к духовенству бороться за свободу и социализм и выйти для этого из Православной Церкви, которая "кощунственно оскорбляет память Христа, друга нищих, друга пролетариев, распятого тогдашними Победоносцевыми"277. В письме к Ленину от 6 августа 1902 г. Плеханов критиковал журнал "Жизнь" за то, что тот почти на каждой странице толкует о Христе и религии, и даже назвал его периодическим органом "христианского социализма"278. Как пишет Шахнович, группа "Жизнь" самораспустилась после II съезда РСДРП, проведенного в 1903 г.279.

Еще в 1903 г. Луначарский с презрением намекал на некий "поповский социализм"280. Можно ли отсюда сделать вывод, что эта уничижительная оценка действительно выражала тогда мнение всех российских социал-демократов? Их суждения станут гораздо более дифференцированными и гибкими после взрыва революции

274 Об этом понятии см. статьи Д.Ф. Философова "На распутьи" и "Голос мирян" в сб. "Слова и жизнь" (1909. С. 192-198, 199-206).

275 См. об этом у Бердяева: "Новое религиозное сознание и общественность" (СПб., 1907. С. 119-120).

276 См. проект ленинской резолюции о различных группах социал-демократов для II съезда РСДРП: "Проекты резолюций, не внесенных на съезд" (Ленин В.И. Соч. 4-е изд. Т. 6. С. 434-435).

277 См.: Из жизни духовенства. Лондон, 1902. С. 86-88 («Библиотека "Жизни"» 4), цит. по: Шахнович ММ. Цит. соч. С. 285.

f 2П Литературное наследие Г.В. Плеханова. М., 1939. VII. С. 322.

279 См.: Шахнович М.И. Цит. соч. С. 286.

280 Искра. 1903. 45. 1 августа.

1905 г. Вопрос о тон, рассматривать ли Гапона как провокатора или как христианского социалиста, обсуждался в газете "Вперед" за 31(18) января 1905 г. - номере, целиком посвященном началу русской революции. Анонимный автор - им был В.И. Ленин -отвечает: "Нельзя, безусловно, исключить мысль, что поп Гапон мог быть искренним христианским социалистом, что именно кровавое воскресенье толкнуло его на вполне революционный путь"281. Он утверждает далее, что "наличность либерального реформаторского движения среди некоторой части молодого русского духовенства не подлежит сомнению; это движение нашло себе выразителей и на собраниях Санкт-Петербургского религиозно-философского общества и в церковной литературе"282. За движением этим не только внимательно наблюдают, но оно прямо связано с христианским социализмом в России. Это движение, добавляет Ленин, получило даже свое название: "новоправославное движение"283.

В статье, написанной в мае 1905 г., Ленин констатирует, что определенные группы русского духовенства, в том числе "христианские социалисты", прямо сыграли на руку революции284. В статье "Социализм и религия", написанной в конце 1905 г. (самая важная из написанного Лениным на эту тему), также обсуждается вопрос об отношении партии к прогрессивному духовенству. "Мы, социалисты, - говорится в ней, — должны поддержать это движение, доводя до конца требования честных и искренних людей из духовенства..."285. Те из рабочих, у которых есть классовое сознание, объявили бы беспощадную войну духовенству, если бы оно не выступало гарантом полного отделения Церкви от государства, школы от Церкви и не признало бы религию сугубо частным делом286.,,

Это суждение, сформулированное к тому же в период революции (с некоторой доброжелательностью, за отсутствием сердечности), которое Ленин, Луначарский и вообще все российские социал-демократы287 высказывают по отношению к прогрессивным элементам в православном духовенстве, соседствует с суровым осуждением воинствующего православного клерикализма — "поповщины"288. Поповщина, однако, осуждается куда менее строго, чем позже будет осуждаться "буржуазный антиклерикализм", или, другими словами, попытка лагеря "буржуазных демократов" обновить

 

281 См.: Поп Гапон // Вперед. 1905. 4. С. 2, кол. 2 к Ленин В.И. Революционные дни. Поп Гапон // В.И. Ленин. ПСС. Т. 9. С. 211. См. также на эту тему Б.П. Боцюркив (Lenin and religion // Shapiro L., Reddaway P.P. eds. Lenin, the man, the theorist, the leader: a reappraisal. Londres, 1967. C. 115): роль Гапона в начале 1905 г. была такова, что русским революционным группам за границей стало казаться, что христианский социализм - это призрак, притягивающий к себе спонтанные революционные волнения. Ленин даже одно время якобы подумывал о тактическом союзе с Гапоном.

282 Речь идет о петербургских религиозно-философских Собраниях, ибо "Религиозно-философское общество" было официально основано 3 октября 1907 г., а подготовительные заседания проходили не ранее 1906 г.

283 См. прим. 281.

284 См.: Ленин В.И. Соч. 4-е изд. Т. 8. С. 414-415. В этой связи Шахнович (Цит. соч. С. 335) считает, что Ленин намекает здесь на архимандрита Михаила и свящ. Григория Петрова. Шахнович упоминает еще одного протагониста христианского социализма из среды духовенства - свящ. Брихничева (Там. же. С. 367).

285 Ленин В.И. Социализм и религия Ц Ленин В.И. Соч. 4-е изд. Т. 10. С. 67, цит. по: Шахнович М.И. Цит. соч. С. 334-335.

286 Там же. С. 67.

287 См. об этом также ответ Л. Мартова на письмо одного священника, который был опубликован в "Искре". С 1902 г. Мартов на страницах этой газеты дает наказ священникам, которые открыто выступают в защиту эксплуатируемого человечества, оставить Церковь и присоединиться к освободительному движению рабочего класса. Как пример он упоминает немецкого протестантского пастора Гере, голландского пастора Домела Нейвенхейза и французского аббата Шарбонеля (см. Мартов Л. Социализм и церковь // Искра. 1902. 22).

288 См. об этом: Луначарский А.В. Возрождение православной церкви // Впред. 1905. 16. Луначарский утверждает, следуя здесь за Л. Мартовым (см. выше, прим. 287), что русские социал-демократы борются •след за Энгельсом за свободу религии по отношению к государству. Это не относилось, однако, к партии, которая "никогда не допустит безразличного отношения к такой нелепости, как христианские социал-демократы". См. на эту тему исправления Ленина к этой статье в Ленинском сборнике. 1934. XXVI. С. 341. См. также брошюру, в сущности той же направленности, но менее воинствующую, написанную Розой Люксембург под псевдонимом Жозеф Хмура, Kosciоl a socjalizm (Церковь и социализм), Краков, 1905.

религию (мало того - православие) вне религиозных институтов. С этой точки зрения Ленин видел в кадетах и октябристах огромную опасность: в той мере, в какой они борются с крайностями клерикализма - такими, например, как союз Церкви с реакционными партиями, прежде всего с черносотенцами, или контроль полиции над Церковью, - влияние религии на массы, влияние тонкое и изощренное, только усилится (не путать с влиянием государственной православной Церкви)289. "Буржуазную демократию", "буржуазно-либеральную" интеллигенцию, иногда называемую также "реакционно-либеральной" (другими словами: кадетов) упрекают главным образом в желании усилить и даже обновить влияние религии на народ. И одним махом все, что обозначалось именем "христианский социализм", без долгих разбирательств приписывалось партии кадетов: считалось даже, что их программы почти идентичны. Ярлык, приклеенный Луначарским Булгакову, которого он называет "наш кадетски-христианский социалист"290, прилагался без разбора к любого рода религиозной и духовной ориентации в среде интеллигенции того времени. Мистические и апокалиптические течения, религиозный анархизм и христианский коммунизм291, "богоискательство", включая и "Вехи" (которые будут названы "идеологами буржуазными"292 в чрезвычайно ожесточенной кампании против них, длившейся до 1914 г.)293, - все без разбора уподоблялись кадетам. Все, чувствовавшие некоторую близость к религии, считались "кадетствующими богоискателями"294. Тем не менее кажется бесспорным, что "из всех интеллигентских христианских направлений только серьезно проведенное Булгаковым может представлять известную опасность, и то если за него возьмется передовое духовенство295. Однако в то время, когда Луначарский писал эти строки, этой опасности не было. Он знал очень хорошо, что "главная часть духовной армии отнесется к христианско-социалистическим попыткам резко отрицательно"296.

Луначарский следующим образом объясняет причины, по которым он сам, как и все другие социал-демократы297, очень серьезно отнесся к "христианскому социализму" Булгакова: благодаря своему прошлому "экс-марксиста", Булгаков хорошо представляет себе взгляды социал-демократии; само собой разумеется, что он использовал свои знания в борьбе с ней. И если "[Булгакову] не только победить, но и серьезно поколебать влияние социал-демократии среди пролетариата не удастся и этим путем, но некоторую борьбу вести на этой почве еще можно, особенно привлекши передовое духовенство. Безопасный, не рискующий, но хоть что-нибудь все же дающий

289См.: Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви//Леннн В.И. ПСС. Т. 17. С. 434-435. Можно провести интересную параллель со статьей Эдуарда Берта "Социальный католицизм и социализм" (Le Mouvement socialiste, 130, 1903. С. 321-350); следовало бы, говорит Берт, "определить принципы социального католицизма, тем более, что наиболее опасен он, скорее всего, не в своей явно церковной форме, но в диффузной светской форме, на удочку которой социалисты сами - по простодушию или сознательно - попадаются". Берт утверждает далее, что опасность социального католицизма заключена в том факте, что в своей светской форме он осуществляет воздействие в тех кругах, которые полагают, что порвали с христианской догматикой. "Существует такая форма социализма, которая - и Ницше, безусловно, прав, указывая на это, - представляет собой своего рода смягченное христианство, секуляризацию христианской морали: неважно, называется ли она христианским социализмом, государственным социализмом, социализмом плоти; совершенно очевидно, что этот социализм восторжествует, произойдет это в ущерб социализму революционному и рабочему" (Там же. С. 350).

29(1'Луначарский А.В. Религия и социализм. СПб., б/г. [1911]. Т. П. С. 176.

291 А.В. Луначарский определил Мережковского как "христианского коммуниста" (Там же. С. 178).

292 См.: Плеханов Г.В. О пустяках и особенно о Г. Потресове // Социал-демократ. 1910. 13.

293 Это особенно относится к социал-демократам в эмиграции, к Ленину - в первую очередь. См. статью В.И. Ленина «О "Вехах"» (Новый день. 1909. 15). Ср. также, что говорит об этом один из наиболее видных меньшевистских публицистов Н.И. Иорданский; по его мнению, "Вехи" представляли идеологию не только умеренных либералов, но и всей партии кадетов: Иорданский Н.И. Политическая мель // Современный мир. 1909. 12. С. 108.

294 См.: Шахнович М.И. Цит. соч. С. 50.

295 См.: Луначарский А.В. Цит. соч. Т. II. С. 179. Луначарский имел в виду прежде всего овящ. Григория Петрова, имевшего большой талант агитатора (Там же. с. 176).

296 Там же. С. 179.

297 См. на эту тему всю главу: "Христианский социализм в России" (Там же. С. 172-182).

профессионализм мирного типа и упражнения на религиозные темы, столь близкие полукрестьянским слоям пролетариата, - это может прозябать рядом с социал-демократией довольно долго, а при невнимательном отношении социал-демократии к врагам такого рода, возможен и успех, подобный достигнутому в Германии"298.

Нападки Ленина на "христианских социалистов" из интеллигенции были в ходу еще в 1913 г. Однако, когда он описывает их как «худший вид "социализма" и худшее извращение его», он под этим уже не подразумевает исключительно христианский социализм" бывших "легальных марксистов" из числа кадетской интеллигенции; слова Ленина относятся им точно так же, и даже еще больше, к группе, которая в большевистской фракции дала себе название "богостроителей", — на том основании, что она занималась проблематикой социализма и религии. В сущности, хотя их допущения были совершенно отличны от допущений той группы интеллигенции, которая хотела объединить христианскую мысль с социальной или социалистической, Ленин объединяет здесь "богостроителей", стремившихся возвести социализм в религию, с "богоискателями", подводя их под одно название: "христианские социалисты". Совершенно очевидно, что он делал это по тактическим соображениям300; ибо даже если работы Ленина являют собой серьезную теоретическую несостоятельность в вопросах религии и атеизма, то политическое значение роли религии в российском обществе от него никогда не ускользало. Обозначенная выше альтернатива была для него очевидной. Идеологическое и терминологическое смешение, которое проделывал Ленин в отношении "богоискателей" и "богостроителей", с одной стороны, и в отношении политики кадетов и "христианского социализма" — с другой, в той мере, в какой этот последний был основой для интеллигенции, а не для духовенства, неизменно присутствовало в советской историографии301.

Как мы показали, последние всплески революции 1905-1907 гг. вызвали спад инициативности интеллигенции в разработке идей христианского социализма. Новые попытки в этом направлении возобновятся не ранее событий 1917 г. Пьер Паскаль, который с1916по!918г. служил во Французской военной миссии в России, отмечает в своем дневнике, насколько распространена была вера в то, что революция приведет к воссоединению христианства и социализма302. Даже действия большевиков воспринимались как росток неосознанного социального христианства303. Различные примеры, приводимые Паскалем, показывают, что даже священники видели в революции начало, которое позволит утвердиться христианскому социализму. Когда религиозные эсеры и крестьяне основали в Москве в сентябре 1917 г. новую партию, "Социал-христианскую Лигу", архиепископ Уфимский Андрей (Ухтомский) напомнил, что

298 Там же. С. 176-177. Луначарский имеет здесь в виду конфессиональные рабочие организаций в Германии, которые под эгидой просвещенного духовенства всех конфессий объединили на своем последнем съезде полмиллиона рабочих.

299 Письмо Ленина Горькому второй половины ноября 1913г. Ц Ленин В.И. ПСС. Т. 48. С. 231.

300 По вопросу религиозного социализма "богостроителей" и их отличия от "богоискателей" см.: SherrerJ., L'intelligentia russe: sa quete de la "verite religieuse du socialisme" // Le Temps de la reflexion. Paris, Gallimard, 198 l.C. 113-152.

301 В этой связи показательна вышеупомянутая книга М.И. Шахновича. В рамках советской историографии она дает наиболее полную картину всех известных исследований, посвященных религиозному вопросу в России (хотя и содержит много сведений неточных, а то и просто неверных). Мне не удалось установить, увенчалась ли успехом попытка христианских социалистов учредить российскую группу "Международной молодежной христианской ассоциации" - эта попытка упоминается Шахновичем (Там же. С. 367). Одновременно с "христианскими социалистами" Шахнович упоминает, опираясь, по-видимому, на Ленина, и "христианских демократов", которые появились как будто бы в 1905 г. в среде "левого" духовенства сельских приходов. Они пробудили якобы симпатию эсеров, которые видели в них социалистический дух первоначального христианства. В двух первых Государственных Думах несколько таких священников находились среди депутатов-/п/гудо««/С(7в (Там же. С. 368, 372).

302 Pascal P. Mon journal de Russie. A la Mission militaire franchise, 1916-1918. Lausanne, 1975, особенно-с. 246.

303См. об этом Ж. Нива, который в своем замечательном комментарии к книге П. Паскаля упоминает также группу интеллигенции, которая пропагандировала "христианский большевизм" (Nivat G. La revolution russe vue par Gorki et par Pierre Pascal // Journal de Geneve, 3 janv. 1976).

социализм следует из Деяний Апостольских304. Паскаль, сам христианский социалист (католического вероисповедания), считал архимандрита Михаила, уже погибшего к тому времени, но идеи которого были широко распространены, типичным представителем христианского социализма в России305. jii

Различные партии религиозной направленности, основанные незадолго до Октябрьской революции, выступали за христианский социализм или за социальное христианство306. Однако проявления, которые отправлялись — в рамках своего рода христианского социализма — от движения "обновленцев" и "живой церкви" в начале 20-х гг.307, размещались уже под другим знаком: эти люди предпочитали соглашение с существующей властью решению, ведущему к подлинному изменению. Русские мыслители в эмиграции, напротив, подхватят тему отношений между христианством и политикой; теории, направленные на социальное христианство, будут возобновлены и приведут к концепции определенного христианского социализма. Происходить это будет через журналы "Путь", "Современные записки" и особенно "Новый Град", с которыми связано имя Г.П. Федотова (эсера в прошлом и близкого друга Мережковских). Эта социальная философия, рожденная в эмиграции, восходит, естественно, к опыту событий 1917 г., но еще более глубинным образом она опирается на наброски христианской социальной мысли, предшествующей 1917 г., в частности на те, что относятся к периоду революции 1905 г.308.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.