Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек и легенда 3 страница




Создав базу пропагандистской деятельности в импе­раторской столице, Нитидзо с успехом начал кампанию по обращению в свою веру местной аристократии и самурайства, однако натолкнулся на противодействие «старых» буддийских школ. Сохранились данные, что его неоднократно высылали из Киото, однако благода­ря заступничеству своих покровителей он каждый раз возвращался и продолжал проповедническую деятельность. Венцом стараний Нитидзо явилось признание Мёгандзи храмом «молений императора», т. е. включе­ние его в число храмов «защиты страны и благоден­ствия монарха», к которым относились такие известные буддийские центры, как Тодайдзи, Якусидзи. Это собы­тие, происшедшее в 1334 г., знаменовало официальное «удостоверение» деятельности нитирэновского объеди­нения в императорской столице (20. С. 5). Успехи де­ятельности Нитидзо привлекли внимание лидеров дру­гих групп. В частности, Нитидзё, ученик Нитиро, в 1345 г. построил в Киото храм Хонкокудзи, получивший благословение со стороны сегуна Асикага Такаудзи, благодаря чему стал официальным правительственным храмом (20. С. 6).

Таким образом, к концу XIV в. центр деятельности нитирэновской школы переместился в западные районы Японии, что объясняется изменением политической си­туации в стране. В первой трети XIV в. политическим центром Японии стал Киото. На арену общественной жизни государства выдвинулись новые феодальные до­ма юго-запада. В результате борьбы за власть сегуном стал Асикага Такаудзи. Несмотря на сохранявшееся в стране двоевластие и существование «южной столицы» в г. ёсино, ведущую роль в общественной жизни Японии играл Киото. Город Камакура после сожжения его в 1333 г. войсками Асикага и еще двух феодалов окон­чательно потерял значение политического центра. Лик­видировав в конце концов «южный двор» в ёсино, Асикага Такаудзи положил начало второму сёгунату, просуществовавшему до 1490 г. Кроме того, он провел ряд экономических реформ, следствием которых явился расцвет деятельности ремесленных1 и торговых объеди­нений, что в свою очередь стимулировало развитие го­родов и формирование третьего сословия.

Именно эти причины обусловили усиление нитирэ­новского объединения. Третье сословие и сопредельные с ним социальные группы являлись благодатной почвой для распространения нитирэновских идей, так как нема­лая часть мелкого и среднего самурайства, а также рёсю переходила в те слои японского общества, положение которых впоследствии было функционально тождест­венным положению средней и мелкой буржуазии.

Несмотря на успехи, нитирэновское движение в этот период раздирали сепаратистские тенденции. Собствен­но говоря, впечатляющие результаты, достигнутые киотоскими группами, как раз и способствовали их обо­соблению. Организационное размежевание дополнялось разногласиями по догматическим вопросам. Вскоре вы­делились три направления, защищавшие ортодоксаль­ную нитирэновскую традицию и имевшие значительный по количеству круг адептов. Между «модернистами» и «ортодоксами» велась не прекращавшаяся в течение десятков лет борьба, что существенно ослабляло дви­жение.

Непосредственная угроза над объединением нависла в 1465 г., когда монахи из храмов на горе Хиэй, извест­ные своей воинственностью, решили расправиться с духовенством школы. Только с помощью властей, не­одобрительно относившихся к деятельности «старых» буддийских школ, нитирэновские монастыри и храмы избежали разгрома (20. С. 7). Тогда же, в начале 1466 г., была предпринята попытка восстановить един­ство движения. По инициативе нескольких ученых-буддистов и руководителей группировок представители различных течений Нитирэн-сю достигли соглашения о координации действий в масштабе всей страны, а также об обсуждении спорных вопросов догматики Однако практической реализации это соглашение не получило.

В начале XVI в. в средневековой японской истории начинается период, получивший название «период сра­жающихся областей». Феодальные междоусобицы са­мым непосредственным образом отразились и на вза­имоотношениях между буддийскими школами Обыч­ным явлением стали вооруженные столкновения между адептами тех или ицых религиозных объединений Если для «старых» школ,, использование военизированных отрядов монахов в борьбе с местными властями или конкурирующими группировками не представляло ниче­го необычного, то для Нитирэн-сю участие в подобных действиях было новым явлением.

В начале XVI в. в среде нитирэнистов в Киото на­чали возникать военные формирования. Это событие в истории нитирэновского движения в середине века от­разило принципиальную идеологическую направлен­ность нитирэновского учения в период роста и укрепле­ния экономического и политического положения город­ского сословия.

Ремесленные объединения, купечество, виноторгов­цы, скупщики продуктов сельскохозяйственного производства вовлекали в орбиту своей деятельности крестьянское население как близлежащих, так и доста­точно удаленных от городов деревень. Экономические отношения между крестьянством и указанными груп­пами горожан (точнее говоря, между ее верхушкой) были неравноправными: последние увеличивали свое богатство за счет явно неадекватного приобретения плодов крестьянского труда. В результате между го­рожанами и крестьянами возникали конфликты, кото­рые с конца XV в. начали выливаться в вооруженные столкновения. Крестьяне разрушали склады скупщиков, бывали случаи, что врывались в Киото, где громили лавки и конторы столичных «предпринимателей». Ослабленный междоусобными войнами сёгунат не имел возможности организовать сколько-нибудь эффектив­ную защиту городского населения. Более того, воору­женные самураи, появлявшиеся в столице, отнюдь не гнушались заниматься грабежами в городских кварта­лах.

Создавшаяся в Киото ситуация заставила крупных собственников из городского сословия (их состояниям угрожала в первую очередь нестабильная обстановка) искать средства защиты своего благополучия. Именно эти слои горожан патронировали создание отрядов са­мообороны, местом их формирования были храмы Нитирэн-сю в Киото. Эти отряды не только охраняли городские владения, но и атаковали крестьянские по­селения в сельской местности (55. С. 86).

Превращение отрядов самообороны в полноценные военные формирования под эгидой нитирэновского дви­жения датируется в японской исторической литературе 1532 г. В этот период резко возросло могущество Хок-кэ-сю. По сообщениям источников, в Киото ежемесячно освящалось чуть ли не по 2—3 храма или пагоды школы, и улицы города были заполнены людьми, повторявшими нитирэновскукэ молитвенную фразу «Наму Мёхо рэнгэ кё!» (55. С. 88). Тогда же в центральных провинциях страны бушевали крестьянские восстания, идейным руководителем которых была амидаистская школа Ик-ко, преемница учения Синрана. В 1532 г. восставшие захватили город Сакаи, крупнейший порт Японии того времени, и возникла непосредственная угроза вторже­ния в Киото. Борьба повстанцев против феодалов со­провождалась погромом городских кварталов, разру­шением буддийских храмов, сожжением буддийских книг. Надо сказать, что крупные землевладельцы из оппозиционного сёгунату лагеря умело использовали в своих интересах гнев народных масс.

В сложившейся обстановке нитирэновское объеди­нение оказалось практически единственной реальной силой, способной противостоять крестьянским войскам. Летом 1532 г. в столичных храмах школы собралось несколько тысяч вооруженных членов объединения, как пеших, так и конных. Огромное по численности воен­ное формирование нитирэнистов вместе с войсками «союзного» феодала в то же лето нанесло крупное поражение крестьянским отрядам и сожгло храм Хон-гандзи, являвшийся главным культовым центром школы Икко (55. С. 90—91). Успешные действия новой армии вдохновили нитирэнистов. Численность их военных фор­мирований неуклонно росла. Боевой дух солдат — адеп­тов нитирэновского вероучения стимулировался рели­гиозным фанатизмом, исконной для нитирэнистов враж­дой к амидаизму во всех его разновидностях В течение года вооруженные отряды объединения превратились в мощнейшую силу, с которой считались не только в Кио­то, но и во всей Центральной Японии (55 С. 94)

Наличие боевых формирований в рамках нитирэ­новского движения дало толчок к организации и функ­ционированию органов городского самоуправления в Киото, поскольку, как уже неоднократно отмечалось, верхи третьего сословия (не говоря уже о рядовых го­рожанах) являлись приверженцами нитирэновской школы. Известны случаи расправы горожан-нитирэнистов с самураями, покушавшимися на их собственность, борьбы против владельцев крупных земельных угодий В этот период регулярно проводились «собрания» вид­ных горожан, на которых принимались решения по различным вопросам городской жизни А именно эти горожане составляли костяк военных формирований школы.

Рост экономического и, пожалуй, прежде всего по­литического влияния городского сословия в японском обществе, обретение им все большей самостоятельности не могли не вызвать в конечном счете противодействия со стороны крупных феодальных домов. Буржуазные по своему характеру тенденции в развитии третьего сословия не вписывались в систему феодальных отноше­ний, определявших характер японского общества 1-й половины XVI в., и, более того, противоречили им. К 40-м годам нитирэновское движение как крупное военное формирование и как своеобразная политиче­ская партия, имевшая вполне реальную власть, пере­стало существовать. Сёгунату и феодалам удалось по­давить активность нитирэнистов. Ослаблению движения способствовала, как говорилось, внутренняя борьба между фракциями, переходившая временами в крово­пролитные сражения. В 1538 г. произошло), пожалуй, са­мое крупное столкновение между киотоскими и провин­циальными группами. Как сообщают источники, во время боев погибло от 3 до 10 тыс. человек (20. С. 9). Рассмотренный выше яркий период в истории нитирэновского движения показывает, что деятельность школы оживлялась именно тогда, когда обстановка благопри­ятствовала выдвижению на арену экономической и по­литической жизни страны буржуазных элементов.

Конец XVI в. был временем дальнейшего ослабле­ния нитирэнистов. Крупный феодал и фактический правитель Японии того времени Ода Нобунага жестоко преследовал буддийские школы. Христианство, кото­рому покровительствовал диктатор, стало на некоторое время еще одним конкурентом Нитирэн-сю.

Тоётоми Хидэёси, захвативший власть после убий­ства Нобунага, был противником христианского уче­ния, поэтому нитирэновская школа, как и другие буд­дийские объединения, получила право свободной деятельности. Однако внутри движения снова начались принципиальные споры между «ортодоксами» и «мо­дернистами».

В 1595 г. Хидэёси повелел собрать тысячу монахов на молебен в честь воздвижения статуи Будды. Киотоские группировки во главе с Нитидзю, непосредствен­но испытавшие на себе гонения властей, склонились к участию в церемонии. Ряд провинциальных фракций, избежавших прямых преследований, сомневались в необходимости посылки своих представителей на моле­ния. Лидером «ортодоксов» стал Нитио, заявивший, что участие в каких-либо мероприятиях вместе с мона­хами других школ, принятие приглашений на такие мероприятия, а также подношение даров «чужим» хра­мам несовместимы с буквой учения Нитирэна. Тем не менее большинство ведущих деятелей движения при­соединились к Нитидзю.

Нитио основал собственную фракцию, получившую название «фудзю — фусэ» («не принимать — не давать»), в котором отразилась главная и важнейшая установка практической деятельности этой секты: не принимать никаких пожертвований от тех, кто не яв­ляется приверженцами нитирэновского вероучения, и равным образом не оказывать никаких благодеяний «чужим». В более широком смысле адептам «фудзю — фусэ» предписывалось воздерживаться от каких-либо деловых контактов с «иноверцами», не ослабляя в то же время пропаганду собственного учения с использо­ванием метода сякубуку.

После «закрытия страны» (запрещения иностран­цам въезжать в Японию, а местным жителям покидать острова) в 1639 г. сёгунат установил всеобъемлющий контроль над всеми сферами жизни японского общест­ва. Провозгласив лозунг «единение в Поднебесной» (Японии), правительство стремилось подавить любые проявления оппозиционных настроений. Был принят, в частности, закон о буддийских монастырях, согласно ко­торому храмы обслуживали только население местнос­ти, где они располагались, безотносительно привер­женности жителей к тому или иному буддийскому уче­нию (подробнее об этом см.: 3. С. 72—73). Все это пре­вратило буддийские религиозные центры в зависимые от вышестоящих властей государственные органы.

В данной ситуации движение «фудзю — фусэ» ока­залось в решительной конфронтации с режимом. Баку-фу в течение двух с лишним столетий — вплоть до сво­его исчезновения в «революцию» 1867—1868 гг.— энергично преследовало членов различных группиро­вок этого движения, между которыми, кстати говоря, отнюдь не было единогласия. Неоднократным гонениям подвергался Нитио. В 1668 г. власти жестоко рас­правились с монахом Ниттацу и его 28 соратниками. Последователи «фудзю — фусэ» были вынуждены уйти в подполье. Сокрушительный удар движению был нане­сен правительством в 1691 г., после чего оно практиче­ски полностью прекратило сколько-нибудь активную деятельность (20. С. 11).

Причину непримиримой борьбы нитирэнистов «орто-доксов» из «фудзю — фусэ» следует искать в первую очередь в их религиозном фанатизме. Идеологи дви­жения, подчеркивая исключительный характер своего учения, без каких-либо оговорок противопоставляли его всем другим идеологическим течениям своего вре­мени, в том числе и господствующим. Безусловно, в настойчивом подчеркивании совершенства собственных доктрин и буквальном следовании нитирэновским прин­ципам практической деятельности в имплицитной фор­ме просматриваются претензии традиционно под­держивавших нитирэнистов социальных групп на лиди­рующее положение в обществе (что, конечно, было нереально). Однако трудно сказать, осознавали или нет идеологи «фудзю — фусэ» этот аспект своей борьбы с правительством: скорее всего единственной причиной конфронтации с властями для них были чисто религиоз­ные мотивы. В современных условиях массовые нитирэ-нистские организации, и прежде всего Сока гаккай, не могут себе позволить придерживаться в практической работе установок и методов «фудзю — фусэ», хотя в апологетической литературе данное явление в истории нитирэновского движения именуется «мученичеством за веру», а его деятели — глубоко почитаемые фигуры. На протяжении XVII—XVIII вв., а также первой по­ловины XIX в. ведущую роль в Нитирэн-сю играли ре­формистские течения. В догматике господствовали позд­ние тэндайские доктрины эклектического характера, основным методом обращения в нитирэновскую веру был сёдзю. Безусловно, эти течения, строго говоря, нельзя называть традиционно нитирэнистскими. Неда­ром Нитирэн-сёсю именует себя истинной школой Ни-тирэн, подчеркивая преемственность ортодоксальной традиции. Таким образом, наивысший расцвет Нитирэн-сю со времени ее основания и до вступления Японии на капиталистический путь развития пришелся на XIV— XV вв.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.