Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная




Основная

1. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д.Черняк. –М., 2007.

2. Ковынёва И.А., Рубцова Е.В. Культура речевого общения: теория и практика. - Курск, 2010. (Электр.).

 

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура

речи. - РАГС, 2010.

2. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2006.

3. Рубцова Е.В. Пособие по русскому языку и культуре речи для студентов факультета клинической психологии и социальной работы 1 года обучения.- Курск, 2009.

4. Ковынева И.А. Голофразис как потенциальный способ русского словообразования. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 2008.

6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.- М., 2008.

7. Культура речи и эффективность общения / Под ред. Л.К. Прудкина, Е.Н. Ширяева. – М., 2006.

8. Головин Б.Н. Основы хорошей речи.- М., Высшая школа, 2005.

9. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., Высшая

школа, 2003.

10. Русский язык и культура речи: учеб. для студентов учеб. заведений/ под ред. В.И.Максимова. - М.: Гардарика, 2009.

11. Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики / Материалы Международной научно-практической конференции
(6-7 апреля 2011 г.) / В авторской редакции. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития России, 2011. – [Электронное издание].

 

1. Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое паронимы? К каким ошибкам может привести неразличение паронимов?

2. Что такое омонимы? антонимы? синонимы? многозначные слова?

3. Что относится к лексике ограниченной сферы употребления?

4. Назовите средства художественной выразительности.

2. Контроль и коррекция исходного уровня знаний (входной контроль):

1. Профессиональный модуль. Произношение и ударение. Стр. 46–52 из учебника Русский язык и культура речи для медицинских вузов / Е.В. Орлова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

2. Реферативные сообщения студентов (с компьютерной презентацией):

1. Н.М.Карамзин о фонетической системе русского языка в «Письмах русского путешественника»;

2. М.В. Ломоносов о звучании и художественных образах русских звуков в «Риторике»;

3. Звукопись в русской поэзии XIX,XX, XXI в.в. (по выбору студента).

4. Фонетические и графические фигуры в публицистических и/или художественных текстах.

1. Творческое задание: составить акростих, используя буквы своего имени, омограмму на выбранную букву.

2. Контрольное задание с самопроверкой с использованием мультимедийной презентации:

Генезис, глисты, гемофилия, коклюш, диспансер, колоноскопия, лепороскопия, мастопатия, маммография, новорожденный, ортопедия, логограф, противокашлевый, рентгенография, антропометрия, психрометр, центромер, апоплексия, дизентерия, диоптрия, гидроцефалия, неврастения, ломота, энцефалопатия, асфиксия, икота, угри, микроволновая терапия, инсульт, ветряная оспа, шприцы, кровоточить, наркомания.

3. Методические советы студентам по выполнению заданий: обратитесь к материалам лекции, толковому словарю С.И. Ожегова и др., словарю синонимов русского языка З.Е. Александровой и др., словарю паронимов Ю.А. Бельчикова, М.С. Панюшевой и др., электронным версиям словарей, учебнику Е.В. Орловой «Русский язык для медицинских вузов» и пособию И.А. Ковынёвой и Е.В. Рубцовой «Культура речевого общения: теория и практика».

 

4. Ориентировочные основы действий в ходе выполнения практической работы:

1. Дайте точное толкование нижеследующих слов, опираясь на толковые словари.

Альтруизм, самопожертвование, агрессия, агрессивность, аренда, холдинг, гуманизм, сердечность, гипотеза, версия, брак, бракер, проверять, верифицировать, терпимость, толерантность, злаковый, злачный, информант, информатор, логика, логистика, собор, соборовать, фраза, фразеология.

2. Найдите общую часть у ряда слов, определите ее лексическое значение. Объясните значение данных слов и словосочетаний.

· Геронтология, геронтопсихология, геронтофилия, геронтофобия.

· Гиперреализм, гипертрофированный, гиперфункция, гипостаз.

· Деградация, депопуляция, деструктивная семья, демередж.

· Дисгармония, дискомфорт, дискриминация, диффамация.

· Реконверсия, реваншизм, реанимация, ревальвация, реабилитация.

 

3. В каких из нижеследующих фраз употребление выделенных иностранных слов можно считать целесообразным, а в каких – нет, и почему?

ü Наш обозреватель уже в ньюсруме и готов принять участие в передаче.

ü Засилье крыс в городах привело к появлению особой профессии деретизатора, т.е. специалиста по уничтожению крыс.

ü Чиновники Министерства сельского хозяйства обещают, что в этом году трейдеры, работавшие на рынке зерна, к интервенциям допущены не будут.

ü Гастарбайтеры подвергаются жестокой эксплуатации.

ü Разбушевавшиеся тинейджеры нанесли большой ущерб городу.

ü Киллер был схвачен на месте преступления.

ü Стражи порядка провели очередную облаву на путан.

ü Вам поможет новое направление в медицине - мануальная терапия.

ü Нужно, чтобы этот лейбл, этот знак, вызывал доверие покупателя.

ü Среда, 27 августа, 21.00.СТС. «МАРАБУНТА». Триллер. США,1998.

Словарь для справок: гастарбайтер (нем.) – иностранный рабочий; деретизатор (англ.) – сотрудник службы по уничтожению крыс (крысолов); киллер (англ.) – наёмный убийца; лейбл (англ.) – этикетка; мануальный (лат.) - ручной, ньюсрум (англ.) – теле-, радиостудия новостей; путана (испанск., нецензурное с подчёркнуто грубым оттенком) – женщина лёгкого поведения; тинейджер (англ.) – подросток; трейдер (англ.) – крупный оптовик; триллер (англ.) – книга или фильм, сюжет которой основан на описании сцен насилия.

 

4. Составьте сочетания из следующих слов:

§ выискивать/разыскивать – оправдания/адресат

§ играть/иметь – значение/роль

§ излагать/сообщать – сведения/содержание

§ оказать/уделять – внимание/уважение

§ осуществить/совершить – намерение/поступок

§ предпринять/провести – действия/деятельность

§ глубокий/полный – удовлетворение/неудовлетворение

 

5. Правильно сочетайте глаголы с заключенными в скобки существительными.

o Принять, предпринимать (исследование, решение);

o повысить, усилить (внимание, интерес);

o исправить, устранить (ошибки, недочеты)

o основать, обосновать (теорема, теория).


6. Составьте со следующими словами-паронимами словосочетания, отражающие различия между ними:

Будний – будничный, воинственный – воинствующий, гигиенический – гигиеничный, дружеский – дружественный, запасной – запасный – запасливый, комический – комичный, лакированный – лакировочный – лаковый, надеть – одеть, органичный – органический, рыбий – рыбный – рыболовный, освоить – усвоить, представительный – представительский, хозяйственный – хозяйский, экономический – экономичный – экономный, явный - явственный.

 

7. Выберите из приведенных паронимов тот, который необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.

Перед нами (встал – стал) вопрос. 2. Отчет (представляется – предоставляется) в двух экземплярах. 3. Актер играл (главную – заглавную) роль. 4. Девочка (одела – надела) маскарадный костюм. Учитель (провел – произвел) опрос учащихся.

 

8.Объясните значения паронимов. Составьте с ними предложения или словосочетания.

Абонент – абонемент, боязно – боязливо, демократичный – демократический, дипломатичный – дипломатический, командированный – командировочный, неприглядный – непроглядный, осудить – обсудить, цветной – цветовой, фасонный – фасонистый, нетерпимый – нестерпимый, личный – личностный, глинистый – глиняный, отборный – отборочный, логический – логичный, геройский – героический, усвоить – освоить, неизмеримый – несоизмеримый, натуральный – натуралистический, пустой – пустынный, типичный – типовой, человечный – человеческий.

 

9. Укажите слова, ставшие причиной тавтологии, исправьте предложения.

Ø Питательная маска подпитывает кожу.

Ø Милая, добрая, отзывчивая – так отзывались о ней все.

Ø Это свойство свойственно всем пенсионерам.

Ø Строительство интерната не должно замирать на мертвой точке.

Ø Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства.

Ø Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.

10. Вспомните устойчивые выражения со следующими словами:

Старость (старый), труд, свадьба, глазки, голодный, грош, дрожать, Москва, одержать, по сторонам, язык

 

11. Найдите и исправьте ошибки в следующих фразеологических оборотах:

v Я привык отдавать себе полные отчёты.

v Всё её ругали на чём свет стоял.

v Он постоянно сидит сложив руки.

v Опять надела туфли на босую ногу.

v Пора уже тебе взяться за свой ум.

v Ну хоть бейся об стену.

v Всё возвращается на спирали своя.

 

12. Назовите русские слова и словосочетания, эквивалентные следующим заимствованиям.

Адекватный, апеллировать, апробировать, адаптация, бартер, брокер, вакантный, гендер, генеалогия, генезис, деструктивный, дилер, дистрибьютор, идентичный, имидж, инвестиция, индифферентный, инновация, консенсус, конформизм, лояльный, лизинг, менеджер, мониторинг, мораторий, нивелировать, одиозный, ординарный, паблисити, паритет, прерогатива, приоритет, рентабельный, респондент, реноме, саммит, секвестр, санация, тривиальный, фауна, флора, холдинг, экспансия, электорат.

13. Выберите слова, которые сочетаются с выделенным словом.

Допустить: грубость, глупость, дефекты, просчёт, ошибка, факт;

оказать: влияние, внимание, воздействие, доверие, уважение;

освоить: имущество, месторождение, территория, участок;

откупорить: банка, бутылка, кастрюля;

почерпнуть: деньги, знания, сведения, факт;

проявить: грубость, дисциплина, ответственность, равнодушие;

разница: большая, заметная, принципиальная, этическая;

совершить: грех, деяние, намерение, подвиг, покупка, поступок.

 

14.В словаре синонимов к слову большой дано 27 синонимов. Подберите к ним существительные. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».

Большой – немалый, значительный, порядочный, крупный, солидный, огромный, громадный, колоссальный, гигантский, исполинский, чудовищный, основательный, изрядный (разг.), здоровый (прост.)

15. Напишите синонимы в порядке возрастания признака. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».

1. Неприятель, враг, противник, недоброжелатель.

2. Гнев, бешенство, досада, ярость, неудовольствие.

3. Ошибка, неточность, неправильность, погрешность.

4. Волнение, страх, ужас, трепет, боязнь.

5. Экономный, жадный, рачительный, скупой, бережливый, алчный.

6. Свирепый, беспощадный, жестокий, безжалостный.

7. Тщедушный, сухопарый, худощавый, худой, тонкий, тощий.

16. Распределите синонимы на группы. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».

1. Свалиться, упасть, шмякнуться, низвергнуться.

2. Облобызать, поцеловать, чмокнуть, запечатлеть, поцелуй.

3. Молвить, говорить, буркнуть, сморозить, глаголить.

4. Пялиться, смотреть, таращиться, глядеть, взирать.

5. Просить, канючить, клянчить, умолять.

 

5. Самостоятельная работа студентов на занятии:

Найдите, квалифицируйте и исправьте ошибки в следующих фразах. При затруднениях обращайтесь к словарям:

Такой вальяжный мужчина, что хочет, то себе и позволяет.

К сожалению, не смогу посетить ваше собрание, так как на это время меня уже ангажировали.

Извини, опоздал из-за форс-мажорных обстоятельств.

У тебя лейбл на джинсах оторвался.

Давай спросим у машиниста номер его трамвая.

Скоро браконьеры могут ликвидировать всех дальневосточных леопардов.

Во время распродажи одежды любые вещи можно будет купить по самым дешевым ценам.

Граждане имеют право обладать разными видами собственности.

Нужно задействовать все возможности для достижения наших целей.

Что такое «интеллигентная личность»?

Только несколько матросов вернулись из длинного кругосветного путешествия Магеллан.

Из произведений классицизма в школе обычно изучают стихотворения Ломоносова, Державина и «Недоросль» Фонвизина. Другие классические произведения изучаются меньше.

В США президента выбирают на четыре года.

В жаркие дни лета приятно посидеть у реки.

Сохранились уникальные кадры, на которых мы воочию слышим слова этого великого ученого.

Нужно держать свое обещание.

На острове Пасхи можно увидеть интереснейшие деревянные изваяния огромных размеров.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.