Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прием практических навыков по теме занятия




Вопросы для самоконтроля

Дополнительная

Основная

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ)

ДЛЯ СТУДЕНТОВ № 1

ТЕМА: Фонетика и орфоэпия. Фонетические средства языковой выразительности. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Основные правила русского литературного произношения.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Правильное литературное произношение – это произношение, соответствующее орфоэпическим современным нормам данного языка. Владение нормами литературного произношения – показатель образованности человека.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Сформировать систему знаний по фонетическому уровню языка. Закрепить владение нормами литературного произношения и ударения.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: дискуссия, игровая процедура, речевое моделирование, ролевая игра.

 

1. Характеристика орфоэпических норм (произносительные нормы).

(Основные тенденции изменения орфоэпических норм в XXI веке).

2. Законы произношения гласных.

3. Законы произношения согласных.

4. Произношение иноязычных (заимствованных) слов.

5. Нормы акцентологии (нормы ударения).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д.Черняк. –М., 2007.

2. Ковынёва И.А., Рубцова Е.В. Культура речевого общения: теория и практика. - Курск, 2010. (Электр.).

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура

речи. - РАГС, 2010.

2. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2006.

3. Рубцова Е.В. Пособие по русскому языку и культуре речи для студентов факультета клинической психологии и социальной работы 1 года обучения.- Курск, 2009.

4. Ковынева И.А. Голофразис как потенциальный способ русского словообразования. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 2008.

6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.- М., 2008.

7. Культура речи и эффективность общения / Под ред. Л.К. Прудкина, Е.Н. Ширяева. – М., 2006.

8. Головин Б.Н. Основы хорошей речи.- М., Высшая школа, 2005.

9. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., Высшая

школа, 2003.

10. Русский язык и культура речи: учеб. для студентов учеб. Заведений / под ред. В.И.Максимова. - М.: Гардарика, 2009.

11. Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики / Материалы Международной научно-практической конференции
(6-7 апреля 2011 г.) / В авторской редакции. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития России, 2011. – [Электронное издание].

 

1. Назовите основные орфоэпические нормы?

2. Назовите правила произношения гласных звуков?

3. Назовите правила произношения согласных звуков?

4. Назовите правила произношения заимствованных слов?

5. Расскажите об основных принципах русского ударения?

 

2. Методические советы студентам для выполнения заданий: выполняя предложенные задания, обратитесь к материалам лекции, орфоэпическому словарю И.Л. Резниченко «Словарь ударений русского языка» (программа «Словари XXI века»), учебнику Е.В. Орловой «Русский язык для медицинских вузов» и пособию И.А. Ковынёвой и Е.В. Рубцовой «Культура речевого общения: теория и практика».

 

3. Ориентировочные основы действий в ходе выполнения практической работы:

1. В каких именах собственных сохраняется безударный звук [о]?

Боккаччо, Джованни, Вольтер, Доде, Мольер, Ромен Роллан, Роден, Россини, Флобер, Шопен.

2. Подумайте, произношение какой буквы может вызывать ошибки при произнесении всех нижеследующих слов? Подчеркните эту букву и, используя транскрипционные знаки, покажите, как она произносится.

Язык, январь, янтарь, Япония, Ярославль

3. Подумайте, произношение какой буквы может вызывать ошибки при произнесении всех нижеследующих слов? Подчеркните эту букву и, используя транскрипционные знаки, отметьте, как она произносится.

Биодобавки, биомаргиналы, боа, бомонд, брошюра, брутто, вето, геоботаника, дотация, какао, коммерция, компрометировать, конкурентоспособный, контракт, контроль, кооперация, кредо, Мопассан, мотив, нетто, онтогенез, оазис, отель, поэзия, поэт, радио, реноме, спонсор, Флобер, Шопен.

4. Распределите нижеследующие слова в три столбика в зависимости от произношения Е или Ё, или оба варианта.

Аф е ра, подопл е ка, деловая см е тка, ман е вры, ист е кший кровью, ист е кший срок, подс е кший, предр е кший, разноврем е нность, никч е мный, ж е лчный, живорожд е нный, реш е тчатый, быти е (термин), быти е (жизнь), св е кла, новорожд е нный, безнад е жный, произвед е нный, возбужд е нное дело, плат е жеспособный, вовл е кший, остри е, бел е сый, бл е клый, осужд е нный, оп е ка, ос е длый

5. Распределите нижеследующие слова в три столбика в зависимости от произношения выделенной буквы (мягко, твердо, оба варианта).

Аг р ессия, д еградация, д епрессия, д етерминизм, д епопуляция, д екан, д етектив, д емарш, д екада, прог р есс, бас с ейн, и д ентичность, ин д екс, м енеджмент, ло т ерея, ме н еджер, но в елла, сви т ер, компе т енция, ко ф е, кор р ектный, лю т еранин, м енталитет, милицио н ер, с ессия, ин т ервью, компью т ер, кот т едж, компе т ентный, кон т екст, крей с ер, с ервис, т ермос, тун н ель, к р ем, д еканат, деп р ессия, р егресс, р ейтинг, т ермин, фа н ера, ла з ер, т ест, ин д ексация, ши н ель, эф ф ект, ф едеральный, юриспру д енция, д емократический

6. Произнесите правильно конечные сочетания в словах.

Альтруизм, алкоголизм, аморализм, гуманизм, детерминизм, изоляционизм, либерализм, натурализм, негативизм, патернализм, профессионализм, сексизм, травматизм, эвдемонизм

7. Подумайте, произношение какого сочетания букв может вызвать ошибки при произнесении всех нижеследующих слов? Подчеркните эти буквы и, используя транскрипционные знаки, покажите, как оно произносится.

Нарочно, невзрачный, нечто, ничто, ничтожный, отличник, отлично, полуночный, потому что, поточный, прачечная, прожиточный, пустячный, скучно, стрелочник, съемочный, троечник, что, шапочный, яичница, алчный, беззвучный, брачный, двоечник, закадычный, Ильинична, конечно (синоним «разумеется»), конечный, копеечный, Кузьминична, лодочник.

8. Распределите данные слова в 3 столбика в зависимости от произношения сочетания -чн- ([шн], [чн], оба варианта).

Горчичник, булочная, шапочный, горячечный, гречневый, безоблачный, Ильинична, двоечник, беспечный, конечно, девичник, встречный, Кузьминична, копеечный, дачный, Никитична, коричневый, единичный, нарочно, лавочник, конечный, перечница, молочный, личный, прачечная, порядочный, наконечник, пустячный, сливочное, ночной, Саввична, собачник, отлично, сердечный (друг), стрелочник, порочный, скворечник, троечник, речной, скучно, срочный, яичница, точный, циничный.

 

9. Произношение какой буквы может вызывать ошибки при произнесении всех нижеследующих слов? Подчеркните эту букву и, используя транскрипционные знаки, покажите, как она произносится.

Ага, алгоритм, агрессия, благотворительность, благость, Бог, боги, бухгалтер, враг, враги, год, гедонизм, гендер, генотип, госпитализм, друг, легкий, луг, льготы, мягкий, нового, ого! первого, сегодня, моего.

 

10. Найдите слова, в которых допускаются вариантные ударения. Отметьте нормативные ударения, допустимые (т.е. менее желательные, но находящиеся в пределах нормы), устаревающие, имеющие стилистическую окраску.

1) Дискант, каталог, кета, компас, ломоть, мышление, партер, прикус, ровня, феномен.

2) Августовский, безудержный, великовозрастный, девичий, заснеженный, кирзовый, мизерный, мускулистый, окровавленный, флейтовый.

11. От определяемых существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения.

Копия, маска, премия, марка, пломба.

 

12. Определите, какой из вариантов ударения в приведенных парах слов является основным, какой – допустимым, разговорным или устаревшим. Есть ли случаи равноправных вариантов ударения?

Б а ржа – барж а, исчерк а ть – исчёркать, каз а ки- казак и, кл а дбище – кладб и ще, н а бело – набел о, н а литый – нал и тый, н а нялся – нанялс я, наперег о нки – наперегонк и, напо и шь – нап о ить, н а рочный – нар о чный, нар я дишься – наряд и шься, нас е лишь – насел и шь, настороженность – настор о женность, недвиж и мый – недв и жимый, нед о питый – недоп и тый, незл о бивый – незлоб и вый, нож о вый – ножев о й, облок о тишься – облокот и шься, о бух – об у х, общезаводск о й – общезав о дский, п о днял – подн я л, подозван а – под о звана, р о вня – ровн я.

4. Самостоятельная работа студентов на занятии:

Задание 1. Используя орфоэпический словарь, определите какой звук [о] или [э] произносится под ударением в следующих словах?

Безнадежный, блеклый, гренадер, желчь, никчемный, облекший, обнесший, одновременный, одноименный, планер, поблекший, подсекший, предрекший, преемник, разновременность, расседланный, старьевщик, местоименный, маневр, белесый, решетчатый, бытие, опека, затекший, острие, отыменный.

Задание 2. Расставьте орфографический знак, обеспечивающий правильность произне­сения этих слов. При затруднениях обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Августовский, агент, агрономия, алкоголь, алфавит, аналог, апостроф, арест, аристократия, асимметрия, баловать, балованный, безудержный, блокиро­вать, бомбардировать, бюрократия, вероисповедание, ветеринария, возбуж­денный, воспроизведенный, втридорога, газопровод, гастрономия, генезис, гербовый, гладильный, гордиев (узел), гражданство, гусеница, давнишний, досуг, дремота, духовник, еретик, жалюзи, завидно, завидный, завсегдатай, за­говор, задолго, закупорить, запломбировать, запломбированный, звонит, звонишь, знамение, значимость, зубчатый, избалованный, иконопись, иначе, исповедание, исподволь, истерия, исчерпать, камбала, каталог, каучук, каш­лянуть, квартал, квашение, километр, кинематография, кичиться, кладовая, клеить, колледж, компас, крапина, красивее, кремень, кулинария, кухонный, маркетинг, маркетинговый, маркировать, мастерски, медикамент, мелкооп­товый, мельком, менеджмент, мизерный, монолог, мусоропровод, мытарство, на похоронах, наискось, наложенный (платеж), намерение, наотмашь, нарко­мания, недвижимость, недвижимость, недуг, некролог, ненависть, неоценен­ный.

Инновационные методы: речевое моделирование. Составьте самостоятельное высказывание о слове и его фонетическом облике с опорой на данный текст, используя модели научного стиля: что представляет собой что, что включает в себя что, что является чем.

К. Бальмонт называл слово волшебным чудом из всего того, что «есть ценного в человеческой жизни», «звуковым изваянием», способным отдельными своими элементами передать особое ощущение, душевное состояние. Каждый звук нашей речи, по мнению поэта, есть «малый колдующий гном», волшебство в любом слове, звук неслучаен, а преисполнен глубочайшего смысла и образности»

6. Ситуативные задания:

Задание 1. Игровая процедура – «Два попутчика». Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений. На какие особенности произношения обратили внимание поэты в следующих стихотворениях?

· Сибирский говорок

Спроси попутчика:

-Бывает?

Тебе ответит он:

-Быват.

Ты скажешь:

-Дождик поливает.

Он согласится:

-Поливат.

В. Сидоров

· Костромской говор

Всю жизнь я верил звуку «О» -

На то и костромич!

Он речи крепкое звено,

Призыв и древний клич.

И, говор предков сохранив,

Я берегу слова:

Посад, полома, кологрив, -

Покуда речь жива.

С.Марков

· Псковский говорок

Псковом прохожу, развесив уши, -

Две старушки разговор ведут:

-Мой-то внук из армии «вернувши».

-А вот мой попавши в институт…

И шуршат, как камешки на море,

Как на речке в осень камыши,

Эти «ши» в народном разговоре –

Весело, занятно, от души.

В. Половников.

Задание 2. Ролевая игра: «Писатель-читатель». Прочитайте слова писателя Е. Замятина, придумайте слова на буквы Р, Л, Н, Д, Т, М, А, О, И, создавая свои звукообразы.

Е. Замятин так говорил о звуковой инструментовке фраз: «Всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе вызывает в человеке известные представления, создаёт звукообразы. Р ясно говорит мне о чём-то громком, красном, ярком, горячем, быстром. Л – о чём-то бледном, голубом, холодном, плавном, лёгком. Звук Н – о чём-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки Д и Т – о чём-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом. Звук М – о милом, мягком, о матери, о море. С А связывается широта, даль, океан, марево. С О – высокое, глубокое, море. С И – близкое, низкое и т.д.».

 

Задание 3. Дискуссия. Прочитайте слова учёного-лингвиста Л.П. Крысина, выразите своё согласие или несогласие, придумайте слова на названные буквы, подтверждающие или опровергающие смысловую нагрузку слов.

Л.П. Крысин так пишет о восприятии звуков и смысловой нагрузке: «Даже такие свойства, как храбрость, печаль, доброту, обнаруживают люди, владеющие русским языком, в различных звуках родной речи: А и Я – храбрые, С и Х – трусливые, А, Р, Я – радостные, мягкие К, Т, - печальные, мягкие Д, Н, Л, М – добрые, Ж. С, Э, Ф – злые…»

Задание 4. Ролевая игра. На каких особенностях произношения основаны следующие шутки?

Упр.55, стр. 44 в учебнике Русский язык и культура речи для медицинских вузов / Е.В. Орлова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

1. -Это курица?

-Нет, это пьётся.

2. –Девушка, вы москвичка?

-Ага, а шо?

3. – В слове «вторник» правильно писать Е или И?

- Посмотри в словаре.

-Да, я просмотрел все слова на «Ф», но такого слова не нашёл.

 

7. Выходной контроль (тест):




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.