Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие и подражание




В прошлой главе мы расстались с ребенком, когда ему было полтора года. Этот возраст вызывает самый большой интерес и вполне может оказаться поворотной точкой в обра­зовании. Это тот момент, когда подготовка верхних конечно­стей совпадает с подготовкой нижних. Личность ребенка тоже вот-вот разовьется, поскольку со «взрывом языка», который происходит в возрасте двух лет, ребенок вскоре обретет под­линную полноту. В полтора года, находясь на пороге этого события, он уже делает попытки выразить то, что у него на уме. Это период больших усилий и созидания.

Во время этой фазы развития мы должны быть особенно осторожны, чтобы не нарушить ни одну из естественных тен­денций жизни. Если природа так ясно показывает, что это период большого усилия, то мы должны быть готовы помочь этому усилию. Это достаточно общая формулировка, но есть много людей, занятых изучением детства, готовых изложить эту мысль более подробно. Они говорят, что в этот период жизни ребенок начинает подражать. Сама по себе эта идея не нова, потому что о детях всегда говорят, что они подражают старшим. Но это очень поверхностное замечание. Сегодня по­нятно, что, прежде чем начать подражать, ребенку нужно прежде всего понимать. Согласно старым представлениям, все, что требуется от взрослых, — это вести себя обычным образом, а дети, подражая им, вырастут и будут делать так же. На этом наша ответственность заканчивалась. Естественно, присутст­вовала мысль о «хорошем примере», который должны подавать все взрослые и особенно учителя. От их примера зависело благоденствие человечества. И матери, конечно, также долж­ны были быть идеальными. Но природа подобным образом не рассуждает. Ее не волнует совершенство взрослых. Для нее важно, чтобы ребенок, прежде чем начать подражать, был к этому подготовлен, и эта подготовка является плодом его усилий. Это относится к любому человеческому существу. Пример взрослых только дает цель или стимул для подражания. Он не обеспечивает успешного результата. В действительности, однажды начав свои попытки, ребенок часто своим собственным примером, добивается успехов. Он делает более совершенно и точно все, что его вдохновляет. Для некоторых видов деятельности эта истина самоочевидна. Всем известно, что для того, чтобы стать пианистом, ребенку надо не просто подражать тем, кто умеет играть. Ему надо много заниматься, чтобы пальцы его обрели необходимый навык. Однако, очень часто, свою наивную веру в подражание мы применяем и к более высоким областям. Мы читаем или рассказываем ребенку истории о героях и святых, думая, что это поможет ему стать героем или святым. Но это невозможно без более глубокой подготовки духа. Через подражание никто никогда не становился великим. Пример может вселить надежду, побудить интерес. Желание подражать может стимулировать усилие, но для покорения вершин нужна широкомасштабная подготовка. Что касается воспитания, тут сама природа учит, что подражание требует подготовки. Первые усилия ребенка направлены не на подражание, а на формирование в себе способностей к подражанию; они направлены на изменения себя в желаемом направлении. Это говорит об универсальной возможности косвенной подготовки. Природа дает нам способность не просто способность подражать, но и способность преобразовывать себя, воплощать пример. И если мы, как педагоги, полагаем, что можем помочь жизненным силам ребенка достичь своей цели, тогда нам важно знать, в каких моментах наша помощь будет полезна.

Если мы понаблюдаем за ребенком этого возраста, то увидим, что он старается сделать что-то конкретное. Что именно не важно, даже если нам это занятие кажется бессмысленным. Он должен его завершить. Это призыв самой жизни, который в нем заложен. Если цикл его деятельности будет прерван, то результатом будут девиация личности, отсутствие целеустремленности и потеря интереса. Сегодня считается очень важным дать возможность этим циклам деятельности идти своим ходом. Не менее важными являются косвенные формы подготовки, поскольку это тоже подготовка. Вся наша жизнь косвенно готовит нас к будущему. Если вы посмотрите на жизнь люде, совершивших что-то великое, то увидите, что у них в жизни всегда был напряженный период, предшествовавший выполнению главной деятельности. Не обязательно, чтобы это была работа того же вида, но обязательно должно было присутствовать интенсивное усилие, и это послужило духовной подготовкой при условии, что усилие было исчерпано. Цикл должен быть завершен. Так что каким бы видом разумной деятельности не был увлечен ребенок, даже если нам это занятие кажется абсурдным или оно не совпадает с нашими желаниями, лишь бы оно не вредило здоровью ребенка,- мы не должны вмешиваться, потому что у ребенка должна быть возможность закончить цикл деятельности, которую он избрал.

Как я отметила в последней главе, дети этого возраста находят интересные способы осуществления своих намерений. Мы видим крох, которым нет еще и двух лет, которые без всякой видимой причины переносят груз, намного превосходящий, как кажется, их физическую силу. В доме одного из моих друзей было несколько тяжелых табуреток, и я видела полуторагодовалого ребенка, который решил сам перенести их из одного конца комнаты в другой и делал это с заметным усилием. Дети любят помогать накрывать на стол и носят в руках такие огромные буханки хлеба, что даже ног под собой не видят. Они будут продолжать это делать, перенося вещи туда-сюда, пока совсем устанут. Взрослые обычно стремятся избавить их от этого груза, но психологи сегодня убеждены, что такого рода вмешательство, прерывающее избранную самим ребенком деятельность,- одна из самых вредных форм репрессивного воздействия, какую мы только можем предпринять. Проблемы с состояние нервной системы у многих «трудных» детей можно проследить как результат такого рода вмешательства. Еще один вид усилий, к которому дети испытывают внутренний зов, - это хождение вверх по лестнице. Когда мы это делаем, у нас есть цель, — но ребенок делает это без всякой цели. Добравшись до верха, он не успокаивается и спускается снова, чтобы подняться еще раз, и многократно повторяет этот цикл. Деревянные или цементные горки, которые мы часто видим на школьных площадках, очень хорошо подходят для этой цели, но маленькому ребенку важно не съехать вниз, а забраться наверх, ему важна радость усилия.

Найти взрослых, которые не будут вмешиваться в занятия детей, очень трудно, поэтому все психологи соглашаются в том, что для детской деятельности надо выделять специальные места, где детям никто не будет мешать. В связи с этим очень важны детские учреждения и школы, особенно для малышей от полутора лет и старше. Для этих школ специально произ­водится множество разнообразного оборудования: это может быть и домик на вершине дерева с лестницей, по которой можно подняться и спуститься обратно. Но этот домик — не место для жизни или отдыха, это пункт прибытия. Цель — усилие, необходимое, чтобы туда попасть, сам по себе домик не важен. Если малыш хочет что-то нести, он всегда выберет самые тяжелые вещи, которые сможет найти. Даже столь за­мечательный инстинкт лазать является не чем иным, как же­ланием сделать необходимое усилие. Он старается найти что-нибудь «трудное», на что можно вскарабкаться, например на стул. Но самую большую радость доставляют лестницы, пото­му что у детей есть врожденная тенденция двигаться вверх.1

Этот тип деятельности, не служащий никакой внешней цели, дает детям практику, необходимую для координации движений. Именно владение координированными движения­ми, т. е. такими, в которых должно совместно работать много мускулов, позволяет ребенку подражать нашим действиям. Видимая цель работы ребенка не является его истинной целью; все, что ребенок делает, — это повинуется внутреннему импульсу. Он может подражать взрослым, только когда будет к этому готов. Только тогда окружающая обстановка сможет его вдохновить. Если он увидит, как кто-то подметает пол или делает пирожные, он сможет присоединиться, новая идея может стимулировать успешное действие.

Давайте сейчас вернемся к двухлетнему ребенку и его по­требности ходить. Для ребенка естественно ощущать необхо­димость ходьбы, так как ему надо подготовить себя для буду­щего, и поэтому он должен развить в себе все основные спо­собности человека. Двухлетний ребенок вполне может пройти одну-две мили, и если он в настроении, еще и полазать. Труд­ные части прогулки привлекают его более всего. Мы должны помнить, что детское представление о ходьбе отличается от нашего. Наша уверенность в том,, что длительная ходьба ему не по силам, вызвана тем, что мы заставляем его ходить наравне с нами, тем же шагом. Это так же глупо, как нам пы­таться не отстать от лошади, которая, увидев, что мы задыха­емся, сказала бы (как мы говорим ребенку): «Нет, так не го­дится. Прыгай ко мне на спину, поедем вместе». Но ребенок не старается «куда-то» попасть. Все, что он хочет, — это хо­дить. И поскольку его ноги короче наших, мы не должны пытаться заставлять его не отставать от нас. Это мы должны идти в его темпе. Эта необходимость — ориентироваться по времени на ребенка — достаточно очевидна в данном случае, но следует отметить, что это правило применимо везде, где речь идет об обучении маленьких детей, не важно в какой области. У ребенка свои законы развития, и если мы хотим помогать ему расти, то это вопрос следования этим законам, а не навязывания своей воли. Ребенок ходит не только ногами, он ходит еще и глазами. Его стимулирует то интересное, что он видит. Вот овца щиплет травку. Он приседает рядом по­смотреть. Затем он встает и проходит большое расстояние, видит цветок, нюхает, видит дерево, подходит к дереву, обхо­дит несколько раз вокруг, потом садится посмотреть на него. И так он может пройти многие мили. Его прогулки прерыва­ются периодами отдыха и в то же время полны интересных открытий. А если у него на пути оказывается еще какое-ни­будь препятствие, например скатившиеся на тропинку камни или упавшее дерево, тогда его счастье оказывается полным.

Он любит воду. Сидя у ручейка, он радостно бормочет: «Вода, вода!» А у его взрослого компаньона, стремящегося как можно быстрей куда-то попасть, совсем другие представления о том, для чего нужна ходьба.

Ребенок ходит по земле так, как ходили по ней первобыт­ные люди. Никто не говорил: «Пойдем в Париж», — потому что Парижа еще не было; «Давай сядем на поезд...» — поездов не было. Люди ходили, пока не натыкались на что-нибудь полезное или интересное: лес, где можно собирать хворост, открытую равнину, где можно пасти скот. Так же и дети. Инстинкт двигаться, переходить от одного открытия к другому, является частью их природы и должен составлять часть их обучения. Для педагога идущий на прогулку ребенок — иссле­дователь. Идея исследования или разведки (скауты), которая вносит сегодня некоторую передышку и разнообразие в школьные будни, должна стать обычной частью обучения и начинаться намного раньше. Все дети должны иметь возмож­ность ходить на такие прогулки, ведомые тем, что им инте­ресно. Школа в таком случае могла бы предложить подгото­вительную работу в классе: познакомить, например, с назва­ниями красок природы, формой листьев и их прожилок, повадками насекомых, птиц и других животных. Все это от­крывает очень интересные области: чем больше дети знают, тем больше они будут видеть и тем дальше пойдут. Чтобы исследовать, надо иметь интеллектуальные интересы, и дать их ребенку — наша задача.

Ходьба.— сама по себе полноценное упражнение. К ней не надо добавлять другие мускульные упражнения. Человек, совершающий пешие прогулки, лучше дышит и лучше пере­варивает пишу, и получает ту же пользу для здоровья, которую дают занятия спортом. Эта форма упражнения дает красоту телу, и если по ходу дела мы находим еще что-нибудь инте­ресное для коллекции или прыгаем через канаву, собираем хворост для костра, то эти движения — растягивание рук и сгибание тела — превращают прогулку в прекрасную гимнас­тику. Понемногу с ростом знаний расширяются интеллекту­альные интересы человека, а с ними и деятельность его тела.

Тропа обучения должна следовать тропе эволюции, чтобы можно было идти по ней, наслаждаясь более широкими гори­зонтами. Тогда жизнь ребенка постепенно становится богаче.

Сделать этот принцип частью образования чрезвычайно важно именно сегодня, когда люди стали меньше ходить пеш­ком и больше пользоваться всевозможными видами транспор­та. Нехорошо разграничивать жизнь, используя конечности для игр, а голову — для книг. Жизнь должна быть единым целым, особенно в ранние годы жизни, когда ребенок фор­мирует себя в соответствии с законами своего роста.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.