Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Милостыня лицемеров и милостыня Господа




Комментарий

Аят: 37

Комментарий

Аят: 36

Семейный мировой суд

Комментарий

Аят: 35

وإِنْ خِفْتُمْ شِقَاقَ بَيْنِهِمَا فَابْعَثُوا حَكَماً مِنْ أَهْلِهِ وَحَكَماً مِنْ أَهْلِهَآ إِن يُرِيدَآ إِصْلاَحاً يُوَفِّقِ اللَّهُ بَيْنَهُمَآ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيماً خَبِيراً ﴿35﴾

35. Если опасаетесь вы развода между ними (т.е. супругами), то назначьте по представителю [справедливому как] со стороны его семьи [, так] и [со стороны] ее семьи. Если оба они пожелают помириться, то помирит их Аллах. Воистину, Всезнающий Аллах, Всеведущий.

Этот аят Коран посвящает проблеме разногласий и раздоров, которые могут возникнуть в семье.

Если опасаетесь вы развода между ними (т.е. супругами), то назначьте по представителю [справедливому как] со стороны его семьи [, так] и [со стороны] ее семьи

Далее сказано:

Если оба они пожелают помириться, то помирит их Аллах

Завершается аят напоминанием о том, что Аллах знает обо всех их помыслах и намерениях. Это напоминание служит призывом к третейским судьям подходить к делу благожелательно и с добрыми намерениями.

Воистину, Всезнающий Аллах, Всеведущий

Семейный мировой суд, о котором говорится в рассматриваемом аяте, представляет собой одно из выдающихся достижений Ислама. Такой мировой суд имеет ряд преимуществ по сравнению с обычными судами. Вот некоторые из них:

1. В семейном кругу отношения не могут быть сухими и формальными, подобными тем, что диктуются бездушной казенной атмосферой официального суда. Поэтому Коран содержит установления, согласно которым арбитры для разрешения семейных конфликтов должны избираться из числа тех, кто имеет родственные отношения с супружеской парой и кто способен повлиять на их чувства в направлении примирения.

2. В обычных судах конфликтующие стороны вынуждены для доказательства своей правоты разглашать секреты, в которые не принято посвящать посторонних. Поэтому, если муж или жена раскроют чужим людям в суде какие-то интимные стороны своей супружеской жизни, это может настолько глубоко задеть чувства супруга, что, даже подчинившись решению суда о формальном примирении, они уже никогда не смогут вернуть себе прежнюю искренность отношений и любовь.

3. В обычных судах судьи, как правило, не вникают в подробности конфликта, в то время как в семейных мировых судах арбитры делают все возможное, чтобы примирить супругов и восстановить между ними добрые отношения.

4. Помимо всего, семейные суды не обременены проблемами, свойственными обычным судам, и не требуют от конфликтующих сторон больших расходов.


وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلاَ تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئاً وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَاناً وَبِذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَالْجَارِ ذِي الْقُرْبَى وَالْجَارِ الْجُنُبِ وَالصَّاحِبِ بِالْجَنْبِ وَابْنِ السَّبِيلِ وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ إِنَّ اللَّهَ لاَ يُحِبُّ مَن كَانَ مُخْتَالاً فَخُوراً ﴿36﴾

36. Поклоняйтесь Аллаху и никого не признавайте божеством наряду с Ним. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям, как родственникам, так и не состоящим в родстве с вами, спутникам, странникам и тем, кем владеете вы. Воистину, не любит Всевышний гордецов и хвастливых,

В этом аяте речь идет о некоторых положениях права без подразделения его на Божественное право и то, что было выработано людьми, а также упомянут ряд правил поведения в обществе. В целом, этот аят содержит десять установлений.

1. Первое – это призыв к людям, отвергнув идолопоклонство и безбожие, поклоняться Аллаху и быть покорными Ему. Это требование является основополагающим в Исламе. Восприятие идеи единого Бога просветляет душу, очищает помыслы, закаляет волю и укрепляет решимость вершить добрые и полезные дела во имя Аллаха.

Поскольку в аяте говорится о правах, декларируемых Исламом, первым из них стоит право Аллаха владычествовать над людьми.

Поклоняйтесь Аллаху и никого не признавайте божеством наряду с Ним

2. Вслед за этим сказано:

Делайте добро родителям…

Право родителей – одна из тем, многократно затрагиваемых в Коране. В Священной книге найдется немного проблем, которым уделялось бы так много внимания. В четырех местах Корана право родителей упомянуто сразу же вслед за словами о единобожии.

3. Затем говорится о добром отношении к родственникам.

…родственникам…

Важность этого вопроса также неоднократно подчеркивается в Коране. Иногда эта идея выражается словами 'кровные узы', в иных случаях – посредством напоминания о необходимости 'творить добро своим родственникам'.

4. Следующие слова аята посвящены правам сирот и призывают верующих делать добро детям, оказавшимся в таком положении. Причина обращения к этому вопросу состоит в том, что в результате различных жизненных перипетий в любом обществе всегда есть некоторое количество детей, оставшихся без родителей, и если общество о них забывает, то это не только усугубляет их страдания, но и грозит опасными последствиями для самого общества.

…сиротам…

5. Далее Священный Коран напоминает о правах нуждающихся:

…беднякам…

Среди членов любого общества всегда есть какая-то доля инвалидов и немощных, слабых людей. Оставить их без внимания означало бы нарушить все принципы гуманизма.

6. Затем речь идет о том, чтобы делать добро соседям-соплеменникам.

…соседям, как родственникам…

7. Не следует забывать и об иноплеменных соседях.

…так и не состоящим в родстве с вами…

'Праву соседства' Ислам придает большое значение, что подтверждается словами Повелителя правоверных Имама Али (ДБМ): «Посланник Аллаха (ДБАР) давал так много указаний на этот счет, что мы уже думали, что он может даже повелеть, чтобы соседи наследовали друг другу».[76]

В другом предании сообщается о том, что однажды святой Пророк (ДБАР) три раза подряд повторил: «Клянусь Аллахом, у него нет веры». Присутствовавший при этом человек спросил его (ДБАР), о ком идет речь. Пророк (ДБАР) ответил: «Я говорю о том, кто донимает соседа своей назойливостью». [77]

8. Коран рекомендует также оказывать внимание друзьям и спутникам.

…спутникам…

Конечно, арабское выражение /ас-сахиб аль-джанб/ имеет более широкий круг значений, чем только 'друг' и 'спутник'. Здесь подразумевается доброе отношение ко всем, с кем мы так или иначе имеем дело в своей повседневной жизни: близким друзьям, товарищам по работе, попутчикам, к тем, кто обращается к нам с какой-либо просьбой, к ученикам, к людям, помогающим нам своим советом, к прислуге и т. д.

9. Следующая группа, упоминаемая в аяте, - это те, кто по каким-либо причинам испытывает затруднения, находясь в поездке или будучи вдали от родного дома, даже если у себя дома это состоятельный человек.

…странникам…

10. В завершение – предписание о добром отношении к рабам.

…и тем, кем владеете вы

Таким образом, в начале рассматриваемого аята говорится о праве Аллаха, а завершается он упоминанием 'прав раба'. О добром отношении к рабам говорится не только в этом аяте, но и во многих других местах Корана.

Последние слова аята таковы:

Воистину, не любит Всевышний гордецов и хвастливых…

****


الَّذِينَ يَبْخَلُونَ وَيَأْمُرُونَ النَّاسَ بِالْبُخْلِ وَيَكْتُمُونَ مَآءَاتَاهُمُ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ وَأَعْتَدْنَا لِلْكَافِرِينَ عَذَاباً مُهِيناً ﴿37﴾

37. которые [сами] скупы и [другим] велят быть скупыми и утаивают то, что Он даровал им по щедрости Своей. Мы же уготовили неверным наказание унизительное.

Этот аят является, фактически, продолжением темы, рассматривавшейся в предыдущих аятах, где речь шла о высокомерных и заносчивых людях. Эти гордецы не только сами отказываются творить добро окружающим, но и других учат скаредности.

…которые [сами] скупы и [другим] велят быть скупыми…

Более того, они зачастую стремятся утаить то, что даровал им Аллах Своей милостью, чтобы никто из соплеменников и не ожидал от них благодеяния.

…и утаивают то, что Он даровал им по щедрости Своей

В заключение аята говорится о судьбе таких людей.

Мы же уготовили неверным наказание унизительное

Объяснением использования слова 'неверные' в рассматриваемом аяте может служить то обстоятельство, что скупость часто проистекает из неверия, поскольку скупцы до конца не верят в бесконечную щедрость, с которой Аллах одаривает благодетельных. А слова о 'наказании унизительном' призваны напомнить о воздаянии для тех, кто впал в грех высокомерия и самолюбия.

****





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.