Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Забота о семье




Комментарий

Аят: 34

Пояснения

Комментарий

Аят: 33

Комментарий

У части мусульман вызывало недоумение то обстоятельство, что при наследовании имущества мужчины и женщины обладали разными правами. Они, казалось, не понимали, что это различие обусловлено тем, что именно на мужчин всецело ложатся тяготы по обеспечению всех семейных потребностей, в то время как женщины от них освобождены. Помимо того, все, что женщины тратят лично на себя, также зарабатывают мужчины. Именно поэтому, как уже было сказано, при разделе наследуемого имущества мужчина может получить в два раза больше, чем женщина. Вот почему в аяте сказано:

Не желайте того, чем оказал Аллах предпочтение одним из вас перед другими

И это так, ибо различия, существующие между людьми, хранят в себе тайну, скрытую от вас.

Конечно же, следует иметь в виду, что в этом аяте речь идет о реальных естественных различиях, а не о тех, которые возникли как следствие нарушений закона и эксплуатации одних социальных классов другими.

Затем в аяте сказано следующее:

Дарована мужчинам доля из того, что обрели они, женщинам также дарована доля из того, что обрели они

Это различие может иметь естественный характер (например, разница между мужским и женским полом) либо проистекать из субъективных факторов, порождаемых собственным выбором человека.

Затем аят говорит, что не следует стремиться получить то, что, в отличие от вас, дано другим людям, а всякого рода блага, социальные преимущества и награды просите у Аллаха. Вот тогда вы добьетесь и счастья и процветания.

Просите Аллаха [даровать вам долю] от щедрости Его...

Завершается аят такими словами:

...ибо ведомо Аллаху все сущее

Иначе говоря, Он знает, существование каких естественных различий между людьми, а также различий в их материальном положении необходимо для нормального функционирования общества. Аллаху ведомы и все тайны, хранящиеся в душе каждого человека. С одной стороны, от Него не укроются те, кто вынашивает в душе недобрые мысли, а с другой – Он осведомлен о тех, чьи помыслы чисты, благонравны и созидательны.

****


وَلِكُلٍّ جَعَلْنَا مَوَالِيَ مِمَّا تَرَكَ الْوَالِدَانِ وَالأَقْرَبُونَ وَالَّذِينَ عَقَدَتْ أَيْمَانُكُمْ فَاَتُوهُمْ نَصِيبَهُمْ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ شَهِيداً ﴿33﴾

33. И каждому Мы установили быть распорядителем того, что оставили ему родители и близкие родственники. А тем, с кем у вас заключен договор, отдавайте причитающуюся им долю. Воистину, Аллах – Свидетель всему, (что делается).

Слова 'с кем у вас заключен договор' указывают на существовавший в доисламскую эпоху обычай заключать соглашение между двумя людьми. Ислам, внеся небольшие изменения, перенял этот обычай. В книгах по мусульманскому праву он называется /даман-и джарира/. Суть его в следующем: два человека обязуются поддерживать друг друга в жизненных делах, в том числе - помогать друг другу в выполнении финансовых обязательств. Такое соглашение предусматривает право его участников наследовать друг другу. Это напоминает современный договор о страховании, когда при возникновении ущерба для одной из сторон вторая сторона компенсирует потерю. Ислам принял эту концепцию, однако ввел ограничение, согласно которому наследование одного участника договора другому возможно только при отсутствии законных наследников.

1. Доля родственников, имеющих право на наследство, определена повелением Аллаха.

И каждому Мы установили быть распорядителем…

2. При определенных условиях возможна передача имущества другому человеку.

…с кем у вас заключен договор…

3. Обещание должно выполняться неукоснительно.

…отдавайте причитающуюся им долю

4. Должники должны сами являться к своим кредиторам.

…отдавайте причитающуюся им долю

5. Обязательства, взятые на себя человеком, сохраняют свою силу и после его смерти.

6. Аллах вездесущ и знает обо всем.

Воистину, Аллах – Свидетель всему, (что делается)

****


Разногласия между мужем и женой и их примирение

Превосходство мужчин над женщинами – Своенравие и капризы женщин, приводящие к распаду семьи – Долг перед Аллахом превыше всяких иных обязанностей – Осуждение скупости и лицемерия

الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَآءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَبِمَآ أَنْفَقُوا مِنْ أَمْوَالِهِمْ فَالصَّالِحَاتُ قَانِتَاتٌ حَافِظَاتٌ لِلْغَيْبِ بِمَا حَفِظَ اللَّهُ وَاللاَّتِيْ تَخَافُونَ نُشُوزَهُنَّ فَعِظُوهُنَّ وَاهْجُرُوهُنَّ فِي الْمَضَاجِعِ وَاضْرِبُوهُنَّ فَإِنْ أَطَعْنَكُمْ فَلا تَبْغُوا عَلَيْهِنَّ سَبِيلاً إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيّاً كَبِيراً ﴿34﴾

34. Мужья – попечители жен [своих], поскольку одним (т. е. мужьям) дал Аллах преимущество перед другими (т. е. женами) и поскольку расходуют мужья [на содержание жен] средства из имущества своего. Преданы женщины добродетельные [мужьям своим] и хранят честь и имущество, которые велел беречь Аллах. А тех жен, в верности которых не уверены вы, увещевайте [сначала], [потом] избегайте их на ложе супружеском и [, наконец,] ударяйте. Если же повинуются они вам, то не ищите пути против них. Воистину, Возвышен Аллах, Велик.

Семья – ячейка общества и, подобно большому коллективу, должна иметь одного достойного лидера. Дело в том, что руководство семьей, осуществляемое совместно несколькими мужчинами и женщинами, не приносит никакой пользы. Семью должен возглавлять один человек – муж или жена, а второй должен быть помощником и подчиняться лидеру. В рассматриваемом аяте Корана однозначно говорится о том, что руководство семьей должно возлагаться на мужчину.

Мужья – попечители жен [своих]…

Конечно, эти слова не являются призывом к неравенству, ущемлению чьих-то прав или к агрессивности в поведении. Их цель состоит в том, чтобы обеспечить постоянное справедливое руководство одного человека в сочетании с совместным обсуждением проблем и распределением обязанностей.

Во второй части аята выделены два момента. Первый из них состоит в том, что главенство в семье основывается на некоторых преимуществах, которые Аллах даровал одним людям в сравнении с другими ради укрепления стабильности всего общества в целом.

…поскольку одним (т. е. Мужьям) дал Аллах преимущество перед другими (т. е. женами)…

Во-вторых, подчеркивается, что главенство мужчин связано с их обязанностью обеспечивать содержание своих жен и остальных членов семьи.

…и поскольку расходуют мужья [на содержание жен] средства из имущества своего

Затем сказано, что в зависимости от того, как женщины выполняют в семье свои обязанности, их можно разделить на две группы.

К первой относятся набожные женщины, которые, повинуясь воле Аллаха, ведут себя скромно, а в отсутствие мужа хранят его тайны и защищают его имущество.

Преданы женщины добродетельные [мужьям своим] и хранят честь и имущество, которые велел беречь Аллах

Другими словами, они всегда, в особенности в отсутствие мужа, сохраняют семейное добро, берегут честь семьи, не разглашают семейные тайны, заботятся о добром имени и репутации супруга. Они также добросовестно выполняют все свои обязанности.

Ко второй группе относятся те женщины, которые уклоняются от выполнения своих обязанностей. Они склонны не соглашаться и спорить со своими мужьями. В отношении таких женщин мужьям следует предпринимать соответствующие меры в том порядке, в каком они изложены в аяте. Вот что следует сделать вначале:

А тех жен, в верности которых не уверены вы, увещевайте [сначала]…

Следующая мера такова:

…[потом] избегайте их на ложе супружеском…

Последнее средство, к которому может прибегнуть мужчина, если его жена перешла все границы строптивости и неповиновения, если она пренебрегает своими обязанностями и продолжает упрямо гнуть свою линию, не поддаваясь никаким увещеваниям и не обращая внимания на отдаление от супружеского ложа и безразличие супруга, – подвергнуть ее телесному наказанию.

А тех жен… ударяйте

Само собой разумеется, что в случае, если один из перечисленных методов воздействия все же принес свои плоды и женщина вновь начала должным образом выполнять свои обязанности, муж ни под каким предлогом не имеет права продолжать обижать ее. Об этом говорят следующие слова аята:

Если же повинуются они вам, то не ищите пути против них

Завершается аят словами, предостерегающими мужчину от злоупотребления своим главенствующим положением в семье. Он должен помнить, что власть Аллаха превыше всего.

Воистину, Возвышен Аллах, Велик

****





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.