Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бал‘ам Ба‘ура, корыстный ученый, сбившийся с прямого пути!




Комментарий

Аят: 176

Комментарий

Назидание

Комментарий

Аяты: 173-174

Комментарий

Использованное в этом аяте Корана слово /зуррийя/ означает маленьких детей и часто используется в собирательном смысле для обозначения потомства того или иного человека.

В данном аяте ничего не говорится об обстоятельствах, при которых Аллах взял завет у детей Адама.

В целом ряде мусульманских преданий отмечается, что после сотворения Адама все его потомки в виде разумных частиц вышли из его чресл и Аллах с ними говорил. Они засвидетельствовали господство Аллаха, а затем все вместе вернулись в тело Адама, чтобы затем по очереди появиться на свет естественным порядком. Этот мир называется миром 'зарр', а завет носит имя 'завет Аласту', принесенный Аллаху в 'мире предбытия'.

Название 'мир зарр' означает, судя по всему, то же самое, что и 'мир потенциальных сущностей', где происходит внушение внутреннего предрасположения в момент сотворения. То есть в тот момент, когда ничтожный сгусток семени сыновей Адама изливается из их чресл в лона их жен, Аллах наделяет природу будущего человека способностью к вере в Единого Бога и стремлением к истине. Это таинство совершается в каждом человеке, обретая в нем форму скрытого чувства и естественной предрасположенности. Такое содействие со стороны Аллаха откладывается в сознании человека в виде самоочевидного факта. Аллах обратился к детям Адама на языке сотворения, и они ответили ему на том же языке.

Необходимо понимать, что Аллах сделал единобожие врожденным чувством, естественной внутренней предрасположенностью человека.

В аяте говорится:

[Вспомни, Мухаммад,] как Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: «Разве не Я - Господь ваш?» Сказали они: «Да, свидетельствуем мы». [Все это ради того,] не говорили вы в день Судный: «Мы были небрежны к этому»

Это значит, что люди могут в глубинах своей собственной души обнаружить чувство веры в Единого Бога, ибо в мире предбытия они уже признали Его и присягнули Ему.

أَوْ تَقُولُوا إِنَّمَآ أَشْرَكَ ءَابَآؤُنَا مِن قَبْلُ وَكُنَّا ذُرّيَّةً مِن بَعْدِهِمْ أَفَتُهْلِكُنَا بِمَا فَعَلَ الْمُبْطِلُونَ ﴿173﴾ وَكَذَلِكَ نُفَصّلُ الاَيَاتِ وَلَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ ﴿174﴾

173. или же [ради того], чтобы не говорили вы: «Воистину, раньше были многобожниками отцы наши, а мы – потомки, пришедшие им на смену. Неужели станешь Ты губить нас за то, что содеяли следующие лжи?»

174. Так разъясняем Мы аяты, – быть может, отвратятся многобожники [от идолов своих].

В этом аяте Коран показывает еще одну цель этого завета. В нем говорится, что Аллах взял у них этот завет еще и затем, чтобы они не говорили, что, мол, отцы наши до нас и потом, когда мы еще были детьми, были идолопоклонниками, и нам ничего не оставалось, как следовать по их стопам, так неужели же Ты станешь наказывать нас за грехи нечестивцев?

или же [ради того], чтобы не говорили вы: «Воистину, раньше были многобожниками отцы наши, а мы – потомки, пришедшие им на смену. Неужели станешь Ты губить нас за то, что содеяли следующие лжи?»

Значительная часть текста Корана, его многочисленные аяты и различные суры посвящены тому, что происходило с народами прошлого. Таковы события, связанные с Адамом и его потомством, истории народов Ноя, Худа, Салиха, Авраама, Лота, Иосифа, Иакова, Иофора, Моисея, фараона и др. Цель этих сказаний состоит отнюдь не в том, чтобы познакомить нас с историей этих народов или развлечь занимательным рассказом. Они приводятся для того, чтобы служить назиданием и увещеванием для рабов Аллаха, дабы они поняли, сколь велика щедрость и милость Аллаха к набожным и благочестивым, которых Он уберег от напастей, тогда как язычники, богохульники, нечестивцы и развратники обрекались на страдания и гибель.

Второй аят из рассматриваемого фрагмента гласит:

Так разъясняем Мы аяты, – быть может, отвратятся многобожники [от идолов своих]

Смысл его состоит в том, что подобно тому, как Аллах явил эти аяты вам, он явил и разъяснил Свои знамения и другим народам, чтобы все люди могли с их помощью постичь истину и отвернуться от ложных верований.

Аят: 175

وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ الَّذِي ءَاتَيْنَاهُ ءَايَاتِنَا فَانْسَلَخَ مِنْهَا فَاَتْبَعَهُ الشَّيْطَانُ فَكَانَ مِنَ الْغَاوِينَ ﴿175﴾

175. Возвести им [, Мухаммад,] весть о том, кому даровали Мы знамения Наши, а он отринул их. Шайтан же обратил его в последователя своего, так что стал он заблудшим.

Этот аят напоминает нам об истории с одним из сыновей Израилевых. Вначале этот человек был в стане тех, кто уверовал и на практике следовал Божественным знамениям и был сведущ в религиозных науках, но затем, подстрекаемый сатаной, он сбился с прямого пути. В соответствующих религиозных источниках он упоминается под именем Бал‘ам Ба‘ура.

Со слов восьмого Имама Али ибн Мусы ар-Ризы (ДБМ) сообщается, что Бал‘ам знал 'Величайшее из Имен Аллаха ', благодаря чему его мольбы всегда получали отклик. Но в конце концов он стал придворным фараона и многобожником, невзирая на то, что до этого был истовым проповедником религии Моисея (ДБМ).

В тексте Корана его имя прямо не упоминается, но рассказывается о его деяниях. Имам Бакир (ДБМ) говорит, что на его месте мог бы быть любой, для кого низменные желания стали важней высокой истины. (Комментарий «Нур ас-сакалейн»).

Такие люди встречаются во все времена, и пример Бал‘ама не является исключением. История Бал‘ама рассказывается также и в Ветхом Завете.

Отсюда вывод, что дальновидный лидер всегда должен предупреждать людей о неожиданных опасностях.

Возвести им [, Мухаммад,] весть о том, кому даровали Мы знамения Наши…

Как бы высоко ни поднялся человек, он не должен позволять себе возгордиться, ибо опасность падения всегда будет тенью следовать за ним. Наконец, важен результат, а не начало. Чем выше ступень, на которую мы поднялись, тем бóльшие опасности нас подстерегают. Аят продолжается словами:

…а он отринул их

Воистину, тот, кто отдаляется от Аллаха, становится жертвой сатаны. Завершается аят словами:

Шайтан же обратил его в последователя своего, так что стал он заблудшим

وَلَوْ شِئْنَا لَرَفَعْنَاهُ بِهَا وَلَكِنَّهُ اَخْلَدَ إِلَى الاَرْضِ وَاتَّبَعَ هَوَاهُ فَمَثَلُهُ كَمَثَلِ الْكَلْبِ إِن تَحْمِلْ عَلَيْهِ يَلْهَثْ أَوْ تَتْرُكْهُ يَلْهَثْ ذَلِكَ مَثَلُ الْقَوْمِ الَّذِينَ كَذَّبُوا بِاَيَاتِنَا فَاقْصُصِ الْقَصَصَ لَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ ﴿176﴾

176. Захоти Мы, возвысили бы его посредством знамения. Но прельстился он [благами] земными и подчинился страстям своим низменным. Притча о нем – это притча о собаке: если гонишь ты ее, высовывает она язык, а если не трогаешь ее, она тоже высовывает язык.. Сказанное – притча о тех, кто отвергает знамения Наши. Так расскажи им это сказание, – быть может, призадумаются они.

Этот стилистически очень выразительный аят продолжает тему предыдущего. Он говорит о том, что если бы Аллах пожелал, то мог бы с помощью Своих знамений заставить его остаться на пути истинном и сохранить свой высокий статус.

Захоти Мы, возвысили бы его посредством знамения

Но не таков способ действия Аллаха, чтобы силой удерживать людей на прямом пути. Его обычай – это право выбора и свобода воли. Ведь действие по принуждению не украшает человека и не добавляет ему доблести. Поэтому уже в следующей фразе содержится намек на то, что Аллах предоставил этого человека самому себе. В ней говорится:

Но прельстился он [благами] земными и подчинился страстям своим низменным

Далее Коран уподобляет такого человека псу, который, как это часто бывает у животных, от жажды высунул наружу язык. В аяте говорится:

Притча о нем – это притча о собаке: если гонишь ты ее, высовывает она язык…

Алчность и жажда благ материального мира могут ввести человека в состояние безграничной и неутолимой жажды обогащения. Это его состояние сродни состоянию бешеной собаки, которая из-за болезни постоянно ощущает ложную жажду и никак не может напиться.

Далее Коран замечает, что эта притча касается не только какого-то одного конкретного человека, а относится ко всем, кто отвергает знамения Аллаха.

Сказанное – притча о тех, кто отвергает знамения Наши

Эту притчу следует рассказывать людям, тогда они, может быть, задумаются и попытаются исправиться.

Так расскажи им это сказание, – быть может, призадумаются они

Очень большое число мусульманских преданий и высказываний лидеров Ислама, как говорилось выше, содержат свидетельства того, что человек, о котором идет речь в данном аяте, это современник Моисея (ДБМ) по имени Бал‘ам Ба‘ура. Среди сынов Израилевых он считался видным ученым, и Моисей использовал его как искусного и влиятельного проповедника. На этом поприще он достиг таких высот, что его мольбы, обращенные к Богу, получали отклик. Однако он поддался на обещания фараона и встал на его сторону. Сбившись с прямого пути, он зашел так далеко, что оказался в лагере противников Моисея (ДБМ) и полностью утратил достигнутые им ранее духовные высоты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.