Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Избранные изречения




Комментарий

Аят: 157

Комментарий

Аят: 156

Комментарий

Аят: 155

Комментарий

Аят: 154

Комментарий

Аят: 153

Комментарий

Наконец, яростный гнев Моисея (ДБМ) возымел свое действие, и поклонившиеся тельцу сыны Израилевы – а таких было большинство – стали выказывать раскаяние в содеянном ими. Но чтобы никто не подумал, что в столь тяжком прегрешении достаточно одного лишь сожаления и раскаяния, Коран добавляет:

Воистину, тех, кто поклонялся тельцу, постигнет гнев Господа их, а также унижение в жизни этой

А чтобы люди не вообразили себе, что закон этот действует только в отношении одного конкретного народа, Коран в конце аята поясняет:

Так воздаем Мы тем, кто ложь измышляет

وَالَّذِينَ عَمِلُوا السَّيّئَاتِ ثُمَّ تَابُوا مِن بَعْدِهَا وءَامَنُوا إِنَّ رَبَّكَ مِن بَعْدِهَا لَغَفُورٌ رَحِيمٌ ﴿153﴾

153. А те, кто вершил деяния злые, а потом раскаялся и уверовал, то, воистину, Господь твой [даже] после [совершения] их – Прощающий, Милостивый.

Этот аят служит смысловым завершением предыдущему. Он подразумевает, что, согласно общему правилу, те, кто оступился и согрешил, а затем раскаялся и, совершив полностью необходимый обряд покаяния, вновь уверовал в Аллаха, отказавшись от идолопоклонства и непослушания, будут прощены Господом, ибо Аллах Прощающ, Милостивый. Священный аят гласит:

А те, кто вершил деяния злые, а потом раскаялся и уверовал, то, воистину, Господь твой [даже] после [совершения] их – Прощающий, Милостивый

وَلمَّا سَكَتَ عَن مُوسَى الْغَضَبُ أَخَذَ الأَلْوَاحَ وَفِي نُسْخَتِهَا هُدًى وَرَحْمَةٌ لِلَّذِينَ هُمْ لِرَبّهِمْ يَرْهَبُونَ ﴿154﴾

154. Когда улегся гнев Моисея, поднял он [с земли] скрижали, на которых были начертаны наставления на путь прямой и милость для тех, кто страшится Господа своего.

В этом аяте Коран сообщает о том, что когда гнев Моисея (ДБМ) утих и необходимый результат был достигнут, он протянул руку и взял с земли Скрижали. Все, что было написано на этих Скрижалях, являло собой наставление людям и милость Господа. Это наставление и милость предназначались тем, кто помнил свой долг, страшился Аллаха и повиновался Его воле.

Аят гласит:

Когда улегся гнев Моисея, поднял он [с земли] скрижали, на которых были начертаны наставления на путь прямой и милость для тех, кто страшится Господа своего

 

وَاخْتَارَ مُوسَى قَوْمَهُ سَبْعِينَ رَجُلاً لِمِيقَاتِنَا فَلَمَّآ أَخَذَتْهُمُ الرَّجْفَةُ قَالَ رَبّ لَوْ شِئْتَ أَهْلَكْتَهُم مِن قَبْلُ وَإِيَّايَ أَتُهْلِكُنَا بِمَا فَعَلَ السُّفَهَآءُ مِنَّآ إِنْ هِيَ إلاَّ فِتْنَتُكَ تُضِلُّ بِهَا مَن تَشَآءُ وَتَهْدِي مَن تَشَآءُ أَنْتَ وَلِيُّنَا فَاغْفِرْ لَنَا وَارْحَمْنَا وَأَنتَ خَيْرُ الْغَافِرِينَ ﴿155﴾

155. И избрал Моисей из народа своего семьдесят мужей в срок, Нами назначенный. А когда постигло землетрясение их, сказал Моисей: «Господи! Если бы пожелал Ты, то погубил бы их прежде, а также и меня. Станешь ли Ты губить нас за то, что совершили глупцы какие-то из среды нашей? Все это – лишь испытание, которым уводишь Ты с пути прямого, кого пожелаешь, и ведешь по нему, кого захочешь. Покровитель Ты наш, прости же и помилуй нас, ибо наилучший Ты из прощающих!

В этом аяте, так же как и в следующем, Коран вновь возвращается к тому моменту истории о Моисее (ДБМ), где тот, сопровождаемый группой сынов Израилевых, отправляется в назначенное место на горе Синайской (Тур). В начале аята говорится:

 

И избрал Моисей из народа своего семьдесят мужей в срок, Нами назначенный

Но когда этот отряд сынов Израилевых услыхал Слово Божье, потребовали они у Моисея, чтобы Бог явил им Себя. И в тот же момент земля содрогнулась, и в землятрясении все, кто сопровождал Моисея (ДБМ), погибли, а сам он упал без чувств. Придя в себя, он сказал Господу, что если бы Он пожелал, то мог бы уничтожить их и его вместе с ними еще раньше. В аяте приводятся его слова:

А когда постигло землетрясение их, сказал Моисей: «Господи! Если бы пожелал Ты, то погубил бы их прежде, а также и меня…»

Произнося эти слова, Моисей (ДБМ) мучится опасением: что он теперь скажет своему народу, посланцев которого постигла такая участь?

Он говорит, что это непомерное требование исходило от глупцов, что были среди его народа. А затем спрашивает Аллаха, неужели он обречет их на гибель за деяния горстки слабоумных.

Станешь ли Ты губить нас за то, что совершили глупцы какие-то из среды нашей?

После этих вопросительных слов он говорит Ему:

Все это – лишь испытание, которым уводишь Ты с пути прямого, кого пожелаешь, и ведешь по нему, кого захочешь

Завершается аят мольбой Моисея (ДБМ):

Покровитель Ты наш, прости же и помилуй нас, ибо наилучший Ты из прощающих!

Анализ всей совокупности аятов Корана и ряда мусульманских преданий позволяет сделать вывод, что те, кого постигла эта смертельная кара, были, в конечном счете, вновь возвращены к жизни и вернулись к своим соплеменникам вместе с Моисеем (ДБМ). Они в деталях описали все, что с ними произошло, и стали проповедовать [истинную веру] среди своего невежественного народа.

وَاكْتُبْ لَنَا فِي هَذِهِ الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الاَخِرَةِ إِنَّا هُدْنَآ إِلَيْكَ قَالَ عَذَابِي اُصِيبُ بِهِ مَنْ أَشَآءُ وَرَحْمَتِي وَسِعَتْ كُلَّ شَيْءٍ فَسَاَكْتُبُهَا لِلَّذِينَ يَتَّقُونَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَالَّذِينَ هُم بِاَيَاتِنَا يُؤْمِنُونَ ﴿156﴾

156. Запиши за нами в этой ближней жизни благое деяние, и в будущей; мы обратились к Тебе!» Он сказал: «Наказанием Моим Я поражаю, кого желаю, милость Моя объемлет всякую вещь. Поэтому Я запишу ее тем, которые богобоязненны, дают очищение и которые веруют в Наши знамения.

После всех вопросов, заданных Моисеем (ДБМ) Богу, и после его покаянной мольбы, приведенной в предшествующем аяте, в новом аяте мы находим продолжение молитвы Моисея (ДБМ) к Богу. Он говорит:

Запиши за нами в этой ближней жизни благое деяние, и в будущей…

Сказав это, Моисей (ДБМ) объясняет причину своего обращения к Богу с просьбой простить глупцов, произнесших неуместные слова.

… мы обратились к Тебе!

И Бог, наконец, откликнулся на молитвы Моисея (ДБМ) и принял его покаяние, но на определенных условиях, которые нашли отражение в заключительной части этого аята.

Он сказал: «Наказанием Моим Я поражаю, кого желаю, милость Моя объемлет всякую вещь …»

Но чтобы никто не подумал, что принятие покаяния и безмерная всеобъемлющая милость Аллаха достаются просто так, без всяких оговорок, Он в заключение добавляет, что Его милость предназначена лишь тем, кто исполняет перечисленные Им требования.

Поэтому Я запишу ее тем, которые богобоязненны, дают очищение и которые веруют в Наши знамения

الَّذِينَ يَتَّبِعُونَ الرَّسُولَ النَّبِيَّ الاُمّيَّ الَّذِي يَجِدُونَهُ مَكْتُوباً عِندَهُمْ فِي التَّورَاةِ وَالإِنْجِيلِ يَأْمُرُهُم بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَاهُمْ عَنِ الْمُنْكَرِ وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيّبَاتِ وَيُحَرّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَآئِثَ وَيَضَعُ عَنْهُمْ إِصْرَهُمْ وَالاَغْلاَلَ الَّتِي كَانَتْ عَلَيْهِمْ فَالَّذِينَ ءَامَنُوا بِهِ وَعَزَّرُوهُ وَنَصَرُوهُ وَاتَّبَعُوا النُّورَ الَّذِي اُنْزِلَ مَعَهُ اُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ ﴿157﴾

157. которые следуют за Посланником, Пророком, не знавшим грамоты, запись о котором найдут они в Торе и [позднее] в Евангелии. Велит он творить им деяния добрые и запрещает дурное, [есть] разрешает приятное и не дозволяет неприятное, освобождает от бремени и оков, наложенных на них. Именно те, кто уверовал в [посланничество] его, поддерживал его, помогал ему и следовал за ниспосланным вместе с ним Светом, – они то и есть спасшиеся».

Арабское слово /’уммий/ является производным от /’умм/ (мать). Оно используется для обозначения человека, не умеющего ни писать, ни читать, в том смысле, что такой человек подобен новорожденному младенцу.

По мнению некоторых комментаторов слово /’уммий/ означает человека из числа рядовых членов общины – уммы – в отличие от представителей племенной знати. Другие толкователи Корана полагают, что слово это восходит к выражению /Умм аль-кура/ (Мать городов), которое служило вторым названием для Мекки, и означает, таким образом, жителя Мекки.

Основываясь на целом ряде свидетельств, мы считаем нынешние Тору и Библию искажением [Слова Божия], но и та и другая книги содержат благую весть о грядущем Пророке Ислама (ДБМ), что свидетельствует о том, что люди Писания знали Посланника Аллаха не хуже, чем отец знает своего сына. Вот ссылки на некоторые из тех мест, где говорится о будущем Пророке: Тора – Бытие (17:18, 20, 21) и (49:10); Библия – Евангелие от Иоанна (14:15) и (15:26).

К моменту возникновения Ислама в Мекке было лишь 17 мужчин и женщин, знавших грамоту. Таким образом, если бы Пророк (ДБМ) учился у кого-нибудь из них и научился хотя бы одному слову грамоты, его никто и никогда не назвал бы /’уммий/. (Об этом сообщается в «Футух аль-бульдан Билазири», стр. 459). Аят гласит:

…которые следуют за Посланником, Пророком, не знавшим грамоты, запись о котором найдут они в Торе и [позднее] в Евангелии

термин /’аглал/ (оковы), который используется в этом аяте Священного Корана, подразумевает ложные представления, суеверия, идолопоклонство и некоторые вредные обычаи, сохранившиеся со времен эпохи невежества.

Эти ложные привычки и обычаи подобно оковам держат в плену мысли людей. Тот, кто отказывается верить пророкам, всегда зависим и живет как пленник. В аяте говорится:

Велит он творить им деяния добрые и запрещает дурное, [есть] разрешает приятное и не дозволяет неприятное, освобождает от бремени и оков, наложенных на них

Но одной веры в Пророка Ислама (ДБМ) недостаточно – необходимо еще поддерживать его и оказывать ему помощь.

Именно те, кто уверовал в [посланничество] его, поддерживал его, помогал ему…

Кроме того, следует знать и помнить, что Коран есть Свет, который озаряет сердца и умы верующих.

…и следовал за ниспосланным вместе с ним Светом…

Помощь Пророку (ДБМ), уважение к нему, равно как и вера в него, – требование, которое не ограничивается какой-то конкретной эпохой. Это значит, что почитание могилы Пророка (ДБМ) и его реликвий также являются выражением его поддержки и уважения к его личности.

счастье приходит лишь к тому, кто следует путем, указанным пророками.

Именно те, кто уверовал в [посланничество] его, поддерживал его, помогал ему и следовал за ниспосланным вместе с ним Светом, – они то и есть спасшиеся

Святой Пророк (ДБМ) сказал: «Тот, кто велит творить добро и запрещает зло, является наместником Аллаха и Его Посланника на земле».

«Мустадрак аль-васа’ил», том 12, стр. 179.

Имам Бакир (ДБМ) сказал: «Воистину, повеление творить добро и запрещение зла есть путь пророков и метод праведников. Это – тот великий долг (ваджиб), который дает жизнь другим обязанностям, спасает другие вероучения, придает законность сделкам, изгоняет несправедливость и наполняет землю процветанием …»

«Аль-Кафи», том 5, стр. 56.

Повелитель правоверных Имам Али (ДБМ) говорил: «Прочность религии определяется повелением творить добро и запрещением зла и соблюдением предписаний Аллаха».

«Курар аль-хикам», стр. 236.

После того, как Ибн Мулджам (будь он проклят) нанес Повелителю правоверных Имаму Али (ДБМ) (смертельную) рану мечом, тот произнес, обращаясь к Имаму Хасану и Имаму Хусейну (ДБМ): «…Страшитесь Аллаха (и еще раз) страшитесь Аллаха в деле джихада (Священной войны), что надлежит вести вам своим достоянием, жизнью и речами во имя Аллаха

Не прекращайте призывать к добру и пресекать зло, дабы нечестивые не возобладали над вами, ведь тогда ваши мольбы не будут исполнены…»

«Нахдж аль-балага», Послание 47, стр. 422.

Аят: 158




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.