Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иудеи поклоняются тельцу




Комментарий

Комментарий

Аят: 146

Комментарий

Аят: 145

Комментарий

Аят: 144

Комментарий

Аят: 143

Комментарий

В суре Аль-Бакара (Корова) - 2:51 сказано о том, что Аллах назначил Моисею (ДБМ) срок в сорок ночей: «[Вспомните,] как призвали Мы [к Себе] Моисея на сорок ночей…» Здесь же, в этом аяте, речь идет о тридцати ночах, к которым было добавлено еще десять. Как сказал Имам Бакир (ДБМ), смысл этого добавления состоял в том, чтобы испытать сынов Израилевых. (Комментарий «Нур ас-салейн», том 2, стр. 61). Длительность этого срока была определена в сорок дней и ночей, но в аяте говорится только о сорока ночах. Причина, возможно, в том, что молитвы часто совершаются по ночам. Согласно другой версии, это объясняется тем, что в древности календарный отсчет времени основывался на восходе луны, появлявшейся только в ночное время. По количеству ночей отсчитывались и дни. Аят гласит:

И обещали Мы Моисею тридцать ночей, и завершили их еще десятью. И завершился срок Господа твоего в сорок ночей

С числом сорок связан целый ряд таинственных явлений. Оно занимает особое место в культурах различных религий. Пророческая миссия была возложена на Посланника Аллаха Мухаммада (ДБАР), когда ему было сорок лет. Он сторонился Хадиджи сорок ночей ради того, чтобы была ниспослана небесная пища и были проведены приготовления к рождению ее светлости Фатимы Захры (ДБМ).

Ниспослание Господних откровений святому Пророку (ДБАР) было прервано на сорок дней.

Народ Моисея (ДБМ) скитался по пустыне сорок лет.

Проливные дожди во времена Ноя длились сорок дней.

Человек, заучивший на память сорок хадисов, в Иной жизни будет воскрешен среди исламских ученых законов - факихов.

Человек достигает духовной зрелости в сорок лет. После этого любой поступок дается труднее, а его оценка становится более строгой.

Если сорок раз прочесть над больным человеком суру Открывающая, он может выздороветь.

Молитвы того, кто пьет вино, не будут приниматься Аллахом в течение сорока дней, но молиться все равно надо.

Аллах может простить верующего, если сорок мусульман засвидетельствуют над его мертвым телом, что он был хорошим человеком.[96]

Разъяснения по поводу сорока ночей, назначенных Моисею Аллахом, содержатся в Торе (Исход).

Некоторые мусульманские источники разъясняют, что тридцать ночей из этого срока полностью пришлись на месяц зу-л-ка‘да, а добавленные десять – на начало месяца зу-л-хиджжа. (Коментарий «Нур ас-сакалейн»).

Как бы то ни было, Моисей (ДБМ), готовясь к встрече с Господом, наставлял брата на время своего отсутствия.

И сказал Моисей брату своему Аарону: «Займи мое место среди моего народа, и поступай по справедливости, и не следуй по пути творящих нечестие»

Хадис «Манзилат»

Многие комментаторы, как сунниты, так и шииты, при толковании рассматриваемого аята обращались к известному хадису «Манзилат». При этом представители шиитского направления Ислама воспринимают этот хадис как одно из неопровержимых доказательств исключительного права Али (ДБМ) на халифат.

в хадисе приводятся свидетельства многих сподвижников Пророка (ДБАР) о событиях, связанных со сражением при Табуке:

Пророк (ДБАР) выступил в поход на Табук, оставив вместо себя Али ибн Абу талиба (ДБМ). Али (ДБМ) посетовал на то, что Пророк (ДБАР) оставляет его дома вместе с детьми и женщинами (не взяв с собой для участия в сражении). Посланник Аллаха (ДБАР) ответил: «Разве не довольно тебе того, что будешь ты для меня как Аарон для Моисея, с той только разницей, что после меня уже не будет других пророков?»

Эту же мысль Пророк (ДБАР) высказывал и при других обстоятельствах, в числе которых можно упомянуть следующие:

1. Однажды Пророк (ДБАР), обращаясь к Умм Саламе, сказал: «О Умм Салама! Али и я одной плоти и одной крови. Он для меня то же, что Аарон для Моисея».

2. Ибн Аббас приводит слова Умара ибн Хаттаба, который рассказал, что однажды он, Абу Бакр и некоторые другие сподвижники (асхабы) сидели с Пророком (ДБАР). Пророк (ДБАР) наклонился к Али (ДБМ), обнял его за плечи и произнес: «О Али! Ты первым поверил (в Аллаха) и первым принял Ислам». Затем добавил: «Ты для меня то же, что Аарон для Моисея».

Если беспристрастно проанализировать вышеприведенный аят, можно сделать вывод о том, что ранг Али (ДБМ) сопоставим с рангом Аарона рядом с Моисеем (ДБМ) и его положением среди сынов Израилевых, за исключением того обстоятельства, что Моисей не был последним пророком.

Такую же трактовку хадиса «Манзилат» можно найти и в некоторых суннитских источниках, включая «Сахих Бухари» (том 6, стр. 3), «Сахих Муслим» (том 4, стр. 187), «Сунан ибн Маджид» (том 1, стр. 42), «Муснад Ахмад ибн Ханбал» (том 1, стр. 173, 175, 177, 179, 182).

Наиболее часто хадис «Манзилат» широко цитируется шиитскими авторами и встречается в достоверных сборниках хадисов, таких как: 1) «Сахэб-э абакат» из книги «Мухаммад и Али»; 2) «Хадис Сакалейн» Наджмуддина Аскари, стр. 105-127; 3) «Сафинат аль-бихар», том 21, стр. 209; 4) «Бихар аль-анвар», том 37, стр. 254; 5) «Канз аль-Кирачи», стр. 282, 283; 6) «Ан-Нихайа», том 2, стр. 172; 7) «Кашф аль-кумма», стр. 44; 8) «Манакиб Ибн Абу талиба»; 9) «Аль-Йагнин»; 10) «Аль-Хара’идж ва-ль-Джараих»; 11) «Камил ат-таварих» Ибн Асира 12) «Ат-Тара’иф».

وَلَمَّا جَآءَ مُوسَى لِمِيقَاتِنَا وَكَلَّمَهُ رَبُّهُ قَالَ رَبّ أَرِنِي أَنْظُرْ إِلَيْكَ قَالَ لَنْ تَرَانِي وَلَكِنِ انْظُرْ إِلَى الْجَبَلِ فإِنِ اسْتَقَرَّ مَكَانَهُ فَسَوْفَ تَرَانِي فَلَمّا تَجَلّى رَبُّهُ لِلْجَبَلِ جَعَلَهُ دَكّاً وَخَرَّ مُوسَى صَعِقاً فَلَمّآ اَفَاقَ قَالَ سُبْحَانَكَ تُبْتُ إِلَيْكَ وَاَنَاْ اَوَّلُ الْمُؤْمِنِينَ ﴿143﴾

143. И когда Моисей пришел в назначенное Нами время, и Господь его заговорил с ним, он сказал: «Господь мой, покажи мне [Себя], дабы мог я лицезреть Тебя». И сказал [Господь]: «Никогда не можешь ты увидеть Меня, но взгляни на ту гору. Если останется она твердо стоять на месте своем, то тогда увидишь ты Меня». И когда явил Господь его Свою славу горе, заставил Он ее осыпаться, а Моисей упал без сознания. Потом, когда пришел он в себя, сказал он: «Слава Тебе! Обращаюсь я к Тебе (с покаянием), и я – первый из верующих».

Коранический термин /дакка/ означает 'ровная земля'. Его использование в этом аяте призвано показать, что гора рассыпалась в прах и сровнялась с землей.

Гора была разрушена до основания непостижимой Божественной силой. Была ли это атомная энергия, энергия волн или какая-то иная таинственная энергия – мы этого не знаем.

Просьба к Господу явить Себя в Своем реальном облике высказывалась дважды. Первый раз она исходила непосредственно от Моисея (ДБМ), когда тот попросил Его явить ему Свою Подлинную Сущность. Ответ Господа изложен в рассматриваемом аяте, из которого явствует, что даже Моисею (ДБМ) было не под силу лицезреть Бога. Аят гласит:

И когда Моисей пришел в назначенное Нами время, и Господь его заговорил с ним, он сказал: «Господь мой, покажи мне [Себя], дабы мог я лицезреть Тебя». И сказал [Господь]: «Никогда не можешь ты увидеть Меня, но взгляни на ту гору. Если останется она твердо стоять на месте своем, то тогда увидишь ты Меня». И когда явил Господь его Свою славу горе, заставил Он ее осыпаться, а Моисей упал без сознания. Потом, когда пришел он в себя, сказал он: «Слава Тебе! Обращаюсь я к Тебе (с покаянием), и я – первый из верующих»

Второй случай связан с событиями, описанными в аяте 155 данной суры, который будет прокомментирован ниже. Тогда невежественные сыны Израилевы искали предлога, чтобы отвергнуть веру Моисея, и потому попросили его сделать так, чтобы Господь предстал перед их земным взором.

Следует подчеркнуть, что Бог недоступен для взора человека ни в земной жизни, ни в Ином мире. Аят гласит:

Не можешь ты увидеть Меня…

Познать Бога можно только по Его проявлениям, которые доступны зрительному восприятию человека. Аят гласит:

И когда явил Господь его Свою славу горе, заставил Он ее осыпаться…

قَالَ يَا مُوسَى إِنّي اصْطَفَيْتُكَ عَلَى الْنَّاسِ بِرِسَالاَتِي وَبِكَلاَمِي فَخُذْ مَآءَاتَيْتُكَ وَكُنْ مِنَ الشَّاكِرِينَ ﴿144﴾

144. Сказал Он: «О Моисей! Воистину, Я избрал тебя над людьми посланиями Моими и разговором Моим [с тобой]. Держись же того, что Я дал тебе, и будь из благодарных».

Моисей был избранным рабом своего Господа. ни многочисленные требования, обращенные им к Богу, ни потеря сознания от страха, ни его покаяние и прочие человеческие слабости не смогли помешать его избранничеству. Аят гласит:

Сказал Он: «О Моисей! Воистину, Я избрал тебя над людьми посланиями Моими и разговором Моим [с тобой]…»

Имам Садык (ДБМ) сказал: «Господь спросил Моисея (ДБМ): “Знаешь, почему Я избрал тебя? Я сделал это из-за твоего беспримерного смирения и покорности. Ведь каждый раз, совершая молитву, ты припадал лицом к земле”». («Тафсир ас-Сафи» и «Усул Кафи»).

После того как было покончено с идолами и в обществе установился богоугодный порядок, пришла пора жить по закону и исполнять Господние установления. Господь повелевает Моисею:

Держись же того, что Я дал тебе, и будь из благодарных…

Необходимо благодарить Бога за ниспосылаемые Им милости, к числу которых относятся наставление на прямой путь и религиозные обязанности. Аят гласит:

…и будь из благодарных

وَكَتَبْنَا لَهُ فِي الاَلْوَاحِ مِنْ كُلّ شَيْءٍ مَوْعِظَةً وَتَفْصِيلاً لِكُلّ شَيْءٍ فَخُذْهَا بِقُوَّةٍ وَأْمُرْ قَوْمَكَ يَأْخُذُوا بِاَحْسَنِهَا سَأُوْرِيكُمْ دَارَ الْفَاسِقِينَ ﴿145﴾

145. И предписали Мы ему на скрижалях о всякой вещи увещевание и разъяснение для всякой вещи. Держи же это крепко и прикажи твоему народу, чтобы они держались за лучшее в этом! Скоро покажу Я вам обиталище нечестивых!

Аят повествует о том, что в скрижалях Аллах дал Моисею (ДБМ) исчерпывающие разъяснения всего сущего вместе с советами и наставлениями, необходимыми в мирских делах и при исполнении религиозных предписаний как отдельным людям, так и всему обществу того времени в целом. Аят гласит:

И предписали Мы ему на скрижалях о всякой вещи увещевание и разъяснение для всякой вещи

Вслед за этим Аллах повелевает Моисею твердо следовать начертанному на скрижалях. Аят гласит:

Держи же это крепко …

Моисею (ДБМ) было также предписано призывать свой народ к исполнению повелений Господа. Аят далее гласит:

… и прикажи твоему народу, чтобы они держались за лучшее в этом!

Помимо этого, Моисею (ДБМ) было велено предупредить свой народ о том, что противодействие этим повелениям, уклонение от ответственности и от исполнения обязанностей принесет ужасные результаты и все нечестивцы окажутся в аду. Аят гласит:

Скоро покажу Я вам обиталище нечестивых!

Слова 'увещевание и разъяснение для всякой вещи' дают понять, что на скрижалях были записаны не все необходимые увещевания, советы и наставления. Во времена описываемых событий Господние повеления ниспосылались в той мере, в какой они могли быть восприняты современниками. Но когда народы мира, благодаря усилиям пророков, достигли, наконец, соответствующего уровня зрелости, Господь ниспослал Пророку Ислама (ДБАР) Свой последний завет, охвативший все стороны материальной и духовной жизни людей.

Слова 'обиталище нечестивых' несомненно подразумевают ад – последнее пристанище тех, кто не исполнял своих обязанностей и отказался повиноваться Всевышнему.

سَاَصْرِفُ عَنْ ءَايَاتِيَ الَّذِينَ يَتَكَبَّرُونَ فِي الاَرْضِ بِغَيْرِ الْحَقّ وإِن يَرَوْا كُلَّ ءَايَةٍ لاَيُؤْمِنُوا بِهَا وَإِن يَرَوْا سَبِيلَ الرُّشْدِ لاَ يَتَّخِذُوهُ سَبِيلاً وإِن يَرَوْا سَبِيلَ الْغَيّ يَتَّخِذُوهُ سَبِيلاً ذَلِكَ بِاَنَّهُمْ كَذَّبُوا بِاَيَاتِنَا وَكَانُوا عَنْهَا غَافِلِينَ ﴿146﴾

146. Отлучу я от знамений Моих тех на земле, кто ведет себя надменно безо всякого права на то. Если узрят они знамение какое-либо, то не приемлют его с верой; если предстанет перед ними путь правый, то не изберут они его путем [своим], но если предстанет путь заблуждения, то ступят они на него. И все это потому, что отвергли они знамения Наши и пренебрегли ими.

Содержание этого и следующего аятов представляет собой вывод, сделанный на основании предыдущих аятов, где речь шла о судьбе, постигшей фараона и его народ, а также гордецов из числа сынов Израилевых. Вначале аят гласит:

Отлучу я от знамений Моих тех на земле, кто ведет себя надменно безо всякого права на то

Затем Коран отмечает три качества, присущих этим заносчивым и высокомерным людям и послуживших причиной их отлучения от истины. Аят гласит, во-первых:

Если узрят они знамение какое-либо, то не приемлют его с верой…

А если они увидят перед собой прямой путь, то не пойдут по нему.

…если предстанет перед ними путь правый, то не изберут они его путем [своим]…

Если же увидят они путь заблуждения, то устремятся туда.

…но если предстанет путь заблуждения, то ступят они на него

После перечисления трех этих качеств, свидетельствующих о высокомерном отношении нечестивцев к истине, Коран называет главную причину такого их поведения.

И все это потому, что отвергли они знамения Наши и пренебрегли ими

Аят: 147

وَالَّذِينَ كَذَّبُوا بِاَيَاتِنَا وَلِقَآءِ الاَخِرَةِ حَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ هَلْ يُجْزَوْنَ إِلاَّ مَاكَانُوا يَعْمَلُونَ ﴿147﴾

147. А те, которые считали ложью знамения Наши и встречу с последней жизнью, - тщетны деяния их. Неужели им воздастся, кроме как за то, что они делали?

В этом аяте речь идет о наказании, ожидающем надменных гордецов. Аят гласит:

А те, которые считали ложью знамения Наши и встречу с последней жизнью, - тщетны деяния их

А завершается аят словами о том, что это наказание – не месть. Их горькая судьба является плодом их собственных деяний, которые предстанут перед ними во плоти. Аят гласит:

Неужели им воздастся, кроме как за то, что они делали?

Рассмотренный аят относится к числу тех, которые доказывают реальность воплощения деяний, как добрых, так и злых, и их появление перед человеком в Судный день.

Аят: 148

Иудеи сделали себе тельца и поклоняются ему. – Невиновность Аарона.

وَاتَّخَذَ قَوْمُ مُوسَى مِن بَعْدِهِ مِنْ حُلِيّهِمْ عِجْلاً جَسَداً لَهُ خُوَارٌ اَلَمْ يَرَوْا أَنَّهُ لاَيُكَلّمُهُمْ وَلاَ يَهْدِيهِمْ سَبِيلاً اتَّخَذُوهُ وَكَانُوا ظَالِمِينَ ﴿148﴾

148. И народ Моисея после него сделал из украшений своих тельца – (безжизненное) тело, издающее мычание. Неужели не видели они, что не говорило оно с ними и не наставляло их на путь? Взяли они себе его (для поклонения), и были они нечестивы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.