Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наказание за нарушение установлений




Комментарий

Аят: 162

Комментарий

Аят: 161

Пояснения

Комментарий

Комментарий

Аят: 159

Комментарий

Святой пророк Мухаммад, Пророк для всего человечества

Аллах повелевает Мухаммаду объявить о своей миссии всему человечеству. – Неповиновение сынов Израилевых. – Чудо воды, исторгнутой Моисеем из камня.

قُلْ يَآ أَيُّهَا النَّاسُ إِنّي رَسُولُ اللّهِ إِلَيْكُمْ جَمِيعاً الَّذِي لَهُ مُلْكُ السَّماوَاتِ وَالاَرْضِ لآ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ يُحيِي وَيُمِيتُ فَاَمِنُوا بِاللّهِ وَرَسُولِهِ النَّبِيّ الاُمّيّ الَّذِي يُؤْمِنُ بِاللّهِ وَكَلِمَاتِهِ وَاتَّبِعُوهُ لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ ﴿158﴾

158. Скажи [, Мухаммад]: «О люди! Воистину, я – Посланник Аллаха ко всем вам, [Аллаха,] Которому принадлежит власть над небесами и землей. Нет бога, кроме Него. Воскрешает Он и умерщвляет. Так веруйте же в Аллаха и Посланника Его, Пророка, не знавшего ранее грамоты, который верует в Аллаха и в Слово Его. Следуйте же за ним, – быть может, станете вы на путь прямой».

Некоторые востоковеды утверждают, что Пророк Ислама (ДБМ) радел лишь о своем народе, и лишь позже, добившись успеха в своем регионе, стал задумываться над тем, чтобы начать проповедовать и другим народам мира.

В ответ на эти утверждения можно сослаться на целый ряд аятов Корана, где встречаются такие выражения как 'ко всем вам',[97] 'ко всем людям без исключения',[98] 'всех тех, кому возвещен он будет',[99] 'для обитателей миров'.[100]

Коран свидетельствует о том, что пророческая миссия Мухаммада (ДБАР) была всемирной. Он был призван служить пророком для всех народов мира, еще когда находился в Мекке и не добился успеха в своем деле. Заявления востоковедов о том, что решение обратиться с призывом ко всем народам мира пришло к нему на более позднем этапе, несостоятельны.

Второй Имам Хасан Муджтаба (ДБМ) сказал: «Однажды к Посланнику Аллаха пришли несколько иудеев и сказали: “Ты полагаешь, что ты такой же пророк, как и Моисей?” Немного помолчав, он ответил: “Да. Я господин всех детей Адама, но не бахвалюсь этим. Я – печать пророков, предводитель набожных и Посланник Господина миров”. – “А к кому ты был послан? – спросили они. – К арабам, к неарабам или к нам?” Тогда и был ниспослан этот аят, означающий, что он был направлен посланникам ко всему человечеству». («Тафсир ас-Сафи»).

Повторение и в этом аяте слова /’уммий/, которое уже встречалось шестью аятами ранее, свидетельствует о важности этой характеристики.

Таким образом, пророческая миссия Мухаммада (ДБАР), безусловно, носит всемирный характер, ибо мировая религия нуждается в мировом лидере.

Как и любое другое начинание, посланническая миссия Мухаммада реализовалась поэтапно. Вначале его призыв был обращен к членам его клана, затем к жителям Умм аль-кура (Мекки) и, наконец, ко всему человечеству. Аят гласит:

Скажи [, Мухаммад]: «О люди! Воистину, я – Посланник Аллаха ко всем вам, [Аллаха,] Которому принадлежит власть над небесами и землей. Нет бога, кроме Него. Воскрешает Он и умерщвляет …»

С другой стороны, пророческая миссия необходима для проповеди Единобожия и Воскресения, а поскольку Аллах является Единственным Повелителем мира бытия, Которому лишь Одному подвластны жизнь и смерть, то руководство человечеством и наставление его на прямой путь не может осуществляться без Его согласия. Святой аят гласит:

Так веруйте же в Аллаха и Посланника Его, Пророка, не знавшего ранее грамоты, который верует в Аллаха и в Слово Его. Следуйте же за ним, – быть может, станете вы на путь прямой

Вера в Аллаха и Его Посланника, а также повиновение Святому Пророку – вот где кроется секрет достижения прямого пути, на который наставляют нас Коран, учение Пророка и его сунна (поступки, высказывания и подтверждения).

وَمِن قَوْمِ مُوسَى اُمَّةٌ يَهْدُونَ بِالحَقّ وَبِهِ يَعْدِلُونَ ﴿159﴾

159. И из народа Моисея была община, которая указывала [путь] Истины и действовала справедливо.

Обретение прямого пути с помощью истины знаменует собой отказ от прежних суеверий, а также свидетельствует о благодарности [Богу] и приверженности этой самой истине. Таким образом, люди, о которых идет речь в этом аяте, стоят отдельно от упрямцев, выискивающих отговорки.

И из народа Моисея была община, которая указывала [путь] Истины …

Под этими людьми подразумеваются, по всей видимости, те из иудеев, кто откликнулся на призыв Посланника Аллаха (ДБАР) и принял его.

Из вышесказанного вытекает, что справедливость в отношении меньшинств следует соблюдать тщательно, и ни в коем случае не обходить вниманием их искренний вклад в общее дело.

Заключается аят следующими словами:

… и действовала справедливо

Аят: 160

وَقَطَّعْنَاهُمُ اثْنَتَيْ عَشْرَةَ اَسْبَاطاً اُمَماً وَأَوْحَيْنَآ إِلَى مُوسَى إِذِ اسْتَسْقَاهُ قَوْمُهُ أَنِ اضْرِب بِعَصَاكَ الْحَجَرَ فَانبَجَسَتْ مِنْهُ اثْنَتَا عَشْرَةَ عَيْناً قَدْ عَلِمَ كُلُّ اُنَاسٍ مَشْرَبَهُمْ وَظَلَّلْنَا عَلَيْهِمُ الْغَمَامَ وَأَنْزَلْنَا عَلَيْهِمُ الْمَنَّ وَالسَّلْوَى كُلُوا مِن طَيّبَاتِ مَارَزَقْنَاكُمْ وَمَا ظَلَمُونَا وَلكِن كَانُوا أَنْفُسَهُمْ يَظْلِمُونَ ﴿160﴾

160. Разделили Мы народ этот на двенадцать колен. И когда народ Моисея попросили у него воды для питья, Мы внушили ему: «Ударь посохом своим по скале». И забило из нее двенадцать родников, и знало каждое [из двенадцати колен], из какого родника пить ему. Укрыли Мы их облаком и ниспослали им манну и перепелов [, и повелели]: «Вкушайте блага, что даровали Мы в удел вам!» Не причинили они вреда Нам, однако поступили они несправедливо с собой.

В этом аяте упоминается несколько благ, дарованных Аллахом сынам Израилевым. Вначале Коран повествует о том, что весь народ этот был разделен Аллахом на двенадцать колен, по числу потомков рода Израиля. Чтобы предотвратить жестокие междоусобицы, Аллах установил для них справедливый порядок.

Разделили Мы народ этот на двенадцать колен

Следующее благо было даровано в то время, когда Моисей (ДБМ) со своим народом, страдая от нестерпимой жажды, шел через знойную пустыню к Иерусалиму. Люди требовали воды, и Аллах внушил ему, чтобы он ударил посохом о скалу. Моисей (ДБМ) сделал это, и из скалы забило двенадцать ключей.

И когда народ Моисея попросили у него воды для питья, Мы внушили ему: «Ударь посохом своим по скале». И забило из нее двенадцать родников…

Вода этих источников была разделена между людьми столь разумно, что каждое племя знало, какой из них предназначен именно ему.

…и знало каждое [из двенадцати колен], из какого родника пить ему

В этой раскаленной пустыне, где не было ни тени, ни укрытия, им явилось еще одно благо. Господь простер над ними облако, отбросившее на них свою тень. В аяте об этом говорится следующее:

Укрыли Мы их облаком…

Наконец, четвертое благо заключалось в том, что Господь даровал им полезную и сытную пищу, ниспослав на землю манну небесную и перепелов.

…и ниспослали им манну и перепелов [, и повелели]: «Вкушайте блага, что даровали Мы в удел вам!

Люди набросились на еду, позабыв о благодарности. Но этим они не причинили убытка Аллаху, а лишь совершили несправедливость по отношению к самим себе. Аят завершается словами:

Не причинили они вреда Нам, однако навредили себе…

Арабским словом /асбат/ называют детей, внуков, а также колена основного рода. Каждое из колен сынов Израилевых состояло из потомков одного из сыновей Иакова.

Кораническое название /манна/ означает род пищи, схожий с медом или соком, выделяемым травянистыми растениями вида tamarix mannifera, а словом /салва/ обозначается употребляемая в пищу птица, похожая на голубя или куропатку (перепелка).

Итак, на протяжении очень короткого времени произошло сразу несколько чудес: высекание воды посохом из камня, обильное излияние воды из забивших родников, числом ровно по количеству колен Израилевых и т. д.

وإِذْ قِيلَ لَهُمُ اسْكُنُوا هَذِهِ الْقَرْيَةَ وَكُلُوا مِنْهَا حَيْثُ شِئْتُمْ وَقُولُوا حِطَّةٌ وَادْخُلُوا الْبَابَ سُجَّداً نَغْفِرْ لَكُمْ خَطِيئَاتِكُمْ سَنَزِيدُ الْمُـحْسِنِينَ ﴿161﴾

161. [Вспомни, Мухаммад,] как было сказано им: «Поселúтесь в городе этом, ешьте там вволю, где захотите, и повторяйте: “Да будут прощены [нам грехи наши]!” – и входите во врата [города] с поклоном земным. [И тогда] простим Мы проступки ваши и умножим вознаграждение добродеющим».

Коранический термин /хитта/ в его словарном значении переводится как 'опускание сверху вниз' и имеет целый ряд производных форм. Здесь же он употребляется в смысле просьбы о помиловании и отпущении грехов. Сынам Израилевым было заповедано при вступлении на священную землю Иерусалима просить прощения у Бога, произнося слово /хитта/. (Известно, что в насмешку они исказили это слово).

[Вспомни, Мухаммад,] как было сказано им: «Поселúтесь в городе этом, ешьте там вволю, где захотите, и повторяйте: “Да будут прощены [нам грехи наши]!” – и входите во врата [города] с поклоном земным

О том же самом немного другими словами говорится и в суре Корова (2:58, 59).

В мусульманской литературе приводятся высказывания непогрешимых Имамов из числа Ахл аль-бейт (ДБМ), которые говорили: «Мы – врата вашего прощения (хитта)». То есть, принимая нашу власть и признавая наше превосходство, вы обретаете милость Аллаха.

Кроме того, в этом аяте содержится благая весть о том, что Аллах может даровать удовлетворение всех материальных и духовных потребностей человечества в этом мире и в мире Ином. Но для того чтобы люди могли по праву воспользоваться такими благами, как кров, пища, прощение и милость, Он повелевает им молиться, просить прощения и бить земные поклоны.

На искреннее раскаяние Аллах отвечает прощением многих прегрешений. В этом аяте Он говорит:

[И тогда] простим Мы проступки ваши…

Чтобы получить отпущение грехов свыше, нужна молитва и реальные дела.

…повторяйте: “Да будут прощены [нам грехи наши]!” – и входите во врата [города] с поклоном земным

Однако при всем при этом необходимо отличать добродетельного от грешника. Там, где грешник добивается только прощения, добродетельный должен получать более высокую и щедрую милость. В аяте говорится:

…и умножим вознаграждение добродеющим

فَبَدَّلَ الَّذِينَ ظَلَمُوا مِنْهُمْ قَوْلاً غَيْرَ الَّذِي قِيلَ لَهُمْ فَاَرْسَلْنَا عَلَيْهِمْ رِجْزاً مِنَ السَّمَآءِ بِمَا كَانُوا يَظْلِمُونَ ﴿162﴾

162. Те же из них, кто поступал несправедливо, заменили то слово, что было изречено Им, другим [словом]. И ниспослали Мы на них наказание с неба за то, что поступили они несправедливо.

Изменение и искажение смысла порой происходит открыто посредством изменения формы высказывания, но в некоторых случаях форма выражения остается неизменной, а подменяется содержание и дух сказанного. Примером последнего может служить уловка, на которую пустились сыны Израилевы, чтобы ловить рыбу в субботний день (о чем пойдет речь в следующем аяте).

Те же из них, кто поступал несправедливо, заменили то слово, что было изречено Им, другим [словом]

В Коране говорится о трех видах искажения законов Аллаха:

Упорное искажение закона сынами Израилевыми, которые вместо слова /хитта/ (просьба о помиловании и отпущении грехов) произносили слово /хинта/ (пшеница).

Искажение при помощи хитрости и обмана, как в случае с сынами Израилевыми, которые выкапывали у берега моря заводь, куда в субботу заплывала рыба, а затем в воскресенье ее вылавливали, утверждая при этом, что в субботу никакой рыбы они не ловили. На этот счет в суре Аль-Бакара (Корова) - 2:65 говорится: «Вы, конечно, знали тех из вас, кто нарушил [запрет] субботний…»

Изменения, продиктованные собственным интересом, как это делалось в эпоху невежества, когда откладывалось наступление священного месяца, чтобы продолжить сражение. Арабы той эпохи не желали прекращать войны из-за наступления священных месяцев, а потому умышленно отодвигали их сроки. По этому поводу был ниспослан аят, гласящий: «Поистине, перенос [месяца запретного на следующий] только увеличивает неверие». Сура Ат-Тауба (Покаяние) - 9:37.

Наказаньем же за изменение и искажение установлений Аллаха будет гнев Его и кара.

И ниспослали Мы на них наказание с неба…

Мы не должны забывать о том, что человек сам распоряжается своей судьбой и что наказание, которое выпадает на его долю, есть плод его собственных грехов и неправедных поступков.

…за то, что поступили они несправедливо

Аят: 163

Наказание за нарушение установления о дне субботнем. – Последующие поколения. – Завет, заключенный с иудеями.

وَسْاَلْهُمْ عَنِ الْقَرْيَةِ الَّتِي كَانَتْ حَاضِرَةَ الْبَحْرِ إِذْ يَعْدُونَ فِي السَّبْتِ إِذْ تَأْتِيهِمْ حِيتَانُهُمْ يَوْمَ سَبْتِهِمْ شُرَّعاً وَيَوْمَ لاَيَسْبِتُونَ لاَتَأْتِيهِمْ كَذَلِكَ نَبْلُوهُم بِمَا كَانُوا يَفْسُقُونَ ﴿163﴾

163. Спроси их также о городе на берегу моря, о том, как по субботам нарушали [Закон Божий] жители его. [В день этот] подплывали к ним рыбы, поднимаясь к самой поверхности воды, в другие же дни, кроме субботы, рыба не приближалась к ним. Так подвергали Мы их испытанию за поступки их нечестивые.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.