Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 15: Экзистенциальные модусы человеческого бытия




1.Актуальность темы.

Ознакомить студентов с философским подходом к основополагающим феноменам человеческого бытия. Человек есть существо многомерное и многогранное. Его жизнь определяется через такие основные феномены как: свобода, страдание, смерть, счастье, любовь, творчество, труд, игра.

2.Цель обучения. 2.1Учебно-целевые задачи:

Сформировать представление о невозможности однозначного определения понятия свободы ввиду множественности аспектов и параметров ее измерения.
Прояснить смысл феномена страдания.
Ознакомить студентов с проблемой смерти в философской танатологии.
Рассмотреть смысл жизни как философскую проблему.
Показать различные точки зрения на вопрос по проблеме счастья.
Отрефлексировать тему любви в философии.

3.Программа самостоятельной подготовки.

Уч. задания Конкретизация заданий
  Феноменология страдания. Статус страдания - проблема страдания в историко-культурном контексте: причина страдания в брахманизме и буддизме. Тайна страдания в христианстве. Стоики о проблеме страдания. Аристотель о позитивном значении страдания. Страдание как «несчастное сознание» (Г. Гегель). Антагонизм страдания и удовольствия (И. Кант). К. Маркс о страдании и отчуждении. Страдание и сострадание в философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Экзистенциальная трактовка страдания С. Кьеркегором и Ф. Достоевским. Формы страдания.
  Метафизика смерти. Платон и его определение философии «как приготовления к смерти». Парадоксальность смерти в философии Эпикура. Невозмутимость перед лицом смерти (Стоики). Причина и сущность смерти в христианстве. Гегелевская трактовка смерти. Смерть и ее «связь» с философией (А. Шопенгауэр). Философия экзистенциализма (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю о смерти). Проблема отношения к смерти как составная часть проблемы ментальности, социально-психологических установок способа восприятия мира: смерть как один их эпифеноменов ментальности. Онтология смерти. Антиномичность смерти – «гомогенность» и «гетерогенность» М. Хайдеггера. Гносеология смерти. Платон о смерти. Отсутствие понятий в человеческом языке для описания смерти (смерть как сверхверифицируемый объект, описываемый на языке жизни. Аксиологический аспект смерти - (нравственная противоречивость: смерть как благо и зло, разрушение смысла и придания смысла жизни).
  Проблема смысла человеческого существования. Трудности, возникающие при определении смысла жизни. Обывательское и философское понимание смысла жизни. Различия между понятиями «смысл жизни», «цель жизни», «осмысленность жизни». Три альтернативных способа осмысления человеческой жизни.
  Счастье как категория морального сознания. Связь категории счастья с категорией смысла жизни. Обывательское представление о счастье как о благополучии. Эвдемонизм Демокрита: счастье как эвтимия. Счастье как автаркия (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет Фиванский). Аристотель: «добро – это путь к счастью и одновременно его составная часть». А. Шопенгауэр о факторах, влияющих на счастье человека. Культура восприятия и переживания счастья. Возможен ли «рецепт счастья»? (И. Кант).
  Философия любви. Любовь как способ человеческого существования. Э.Фромм о формах псевдолюбви. Пять элементов любви по Э. Фромму. Виды любви по Э. Фромму. Различия между понятиями «любовь» и «влюбленность» по Э. Фромму. Шесть «цветов» любви: «агапе», «эрос», «людус», «прагме», «мания», «сторге». Тема любви в философии В.Соловьева, Н.Бердяева, Н.Розанова.

4.Алгоритм практической работы студентов.

Первый этап Прояснить статус страдания.
Второй этап Сравнить определения смерти с точки зрения науки и философии.
Третий этап Сформировать представление о вопросе «смысл жизни» как «сквозном» для антропологической проблематики.
Четвертый этап Указать на различия между обывательским и философским пониманием счастья.
Пятый этап Уяснить философский смысл любви.

5.Источники информации. 5.1Основная литература:

№ п/п Автор(ы) Название источника (учебника, учебного пособия, монографии и т.п.) Город, изд-во Год изд-ва Кол-во стр.
  Под общ. ред. В. В. Миронова   Философия: Учебник для вузов Электронный адрес: http://www. e-reading.me/book.php?book=39113      
  Спиркин А.Г. Философия М.    
  Фролов И.Т. Введение в философию, в 2-х тт. Т.1. М. Политиздат.   247-257
  Лавриненко В.Н. Ратников В.П. Философия М. «Культура и спорт»    
  Лазарев Ф.В., Трифонова М.И. Философия Симферополь    

5.2Дополнительная литература:

  Бердяев Н.А. Эрос и личность. М.    
  Бердяев Н.А. О назначении человека М.    
  Сборник О смерти и бессмертии. М.    
  Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.    
  Шенкао М.А. Смерть как социокультурный феномен. К.    
    Лабиринты одиночества М. Прогресс    
  Торо Г.Д., Уолден или жизнь в лесу. М.    




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.