Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список дополнительной литературы. Двумя первыми буквами обозначается область развития, к которой относится данное умение; в нашем примере это - Восприятие речи (ВР)




ВР.Б.21

 

Двумя первыми буквами обозначается область развития, к которой относится данное умение; в нашем примере это - Восприятие речи (ВР). Далее идет буква - код группы; в нашем примере - группа "Умение выбирать один из двух предметов или одну из двух картинок" (Восприятие речи, группа Б). Цифры соответствуют порядковому номеру, под которым это умение числится в соответствующей проверочной таблице ПУОРР. Так, код ВР.Б.21, отсылает нас к параграфу 21 группы Б проверочной таблицы "Восприятие речи", который формулируется так: "В ответ на просьбу говорящего дает ему предмет".

Удобство этой системы кодирования вы оцените тогда, когда столкнетесь с перекрестными ссылками. Во всех остальных случаях эти коды не должны вас особенно волновать!

 

Каждый параграф содержит все или часть из приводимых ниже пунктов:

Значение данного умения

Какое место оно занимает в ряду других умений

Как оценить данное умение (приводится перечень необходимых материалов, описывается способ оценки и характеризуется тот уровень овладения умением, который должен быть достигнут)

Как учить (в основном, речь идет о специальных приемах, дополняющих общие указания из главы 3 книги 2).

Как располагаться, что делать, как играть. Такой пункт вы найдете во многих параграфах, посвященных первым навыкам общей моторики. В нем рассказывается о том, как стимулировать моторное развитие малыша в процессе обычного ухода за ним.

Игровое время и участие в повседневных занятиях. В этом пункте рассказывается о том, как помочь ребенку овладеть этим умением в неформальной обстановке. Вполне возможно, что ваш малыш многому сможет научиться именно в естественных условиях.

Закрепление и развитие умения. Сведения, излагаемые в этом пункте, помогут вам сориентироваться в том, что нужно делать, чтобы ребенок научился применять свои новые умения на практике и развивать их дальше.

Не каждая задача требует всей этой информации. Многие занятия строятся так, что отличить "урок" от игры просто невозможно. Часто оказывается ненужным приводить специальные упражнения для закрепления и развития умения, поскольку этому служат последующие параграфы того же раздела. Вы обнаружите также, что некоторые группы представлены не так, как остальные. Например, в книге, посвященной самообслуживанию и социальным навыкам, материал подается следующим образом: сначала мы последовательно показываем, как нужно оценивать каждый навык, а затем, одну за другой, рассматриваем методики обучения. Для каждой группы умений мы выбрали тот порядок изложения материала, который позволил наиболее важную информацию представить максимально ясно. Если в процессе работы над каким-то умением у вас возникнут вопросы, обратитесь к вводным замечаниям, которые всегда помещаются в начале раздела.

Еще раз хочется напомнить о том, что материал, который представлен в каждом из разделов, готовился тщательнейшим образом. При этом всегда имелась виду главная цель - помочь вам заниматься с ребенком. Описания способов оценки каждого умения понадобятся вам в том случае, если вы захотите, чтобы ваши оценки соответствовали стандартам, принятым в Центре Маккуэри. Что касается всего остального, то мы не стремимся ограничить вас, и будем рады, если наша информация послужит вам ориентиром, вспомогательным средством, толчком к рождению ваших собственных идей. Хотя нам трудно было избежать поучительного тона, мы вполне сознаем, что своего ребенка знаете только вы, и только вы можете оценить, насколько эффективны те или иные приемы и наши предложения вообще.

 

 

Словарь терминов

 

В этой главе мы приводим словарь терминов, встречающихся в Маленьких Ступеньках - терминов, которые, может быть, вам не знакомы или будут использоваться в непривычном для вас значении.

Веха в развитии. Это умение, которым к определенному возрасту овладевает большинство детей. Термин "веха в развитии" часто употребляется тогда, когда нужно отметить, что ребенок достиг определенного уровня развития.

Веха Смотри Веха в развитии.

Возраст, соответствующий уровню развития. Этот возраст определяется уровнем развития, которого достиг ребенок. Он не обязательно равен хронологическому возрасту. Он вычисляется с помощью специально разработанного теста путем сопоставления умений ребенка с возрастом, в котором эти умения обычно формируются у среднестатистического ребенка.

Восприятие речи. К этой области развития относится способность реагировать на речь других людей и понимать ее.

Группа умений. Группа умений - это набор тесно связанных между собой умений или навыков, расположенных в той последовательности, в какой они обычно осваиваются естественным образом - так, что каждое последующее умение основывается на предыдущем - как ступеньки. Каждая область развития в Маленьких Ступеньках разбита на группы умений. Обычно дети работают над двумя или более группами умений из каждой области развития одновременно.

Дословесный (или довербальный). Мы используем этот термин тогда, когда говорим о способах общения с детьми, которые еще не умеют говорить. В этом случае используются не слова, а жесты и звуки. Термин "дословесный" предполагает, что словесная стадия - впереди. Однако навыки дословесного общения играют существенную роль и для ребенка, который будет продолжать общаться при помощи знаков.

Задачи. Это те цели, которые мы ставим перед ребенком, рассчитывая, что он достигнет их по прошествии небольшого отрезка времени. Задачи определяют, какие навыки малыш будет осваивать в течение этого отрезка времени. Задача формулируется так, что из этой формулировки мы узнаем, что сможет делать ребенок, когда овладеет соответствующим навыком.

К.И. Эта аббревиатура означает "Коэффициент интеллектуальности". К.И. ребенка определяется на основе специально разработанных тестов путем определения возраста, соответствующего его уровню развития, и соотнесения этого возраста с хронологическим. Средний К.И. равен 100. Если К.И. окажется больше 100, значит возраст, соответствующий уровню развития ребенка, больше хронологического. Если К.И. окажется меньше 100, значит возраст, соответствующий уровню развития ребенка, меньше его хронологического возраста. Упоминание о К.И. вы найдете в главе 1 книги 2.

Концепция; концептуальный. Концепция - это идея, представление. Концептуальные (когнитивные) навыки - навыки, требующие формирования представлений, и действий, основанных на этих представлениях.

Координация движений рук и глаз. Это способность ребенка доставать предметы, которые он видит, и манипулировать ими.

Навыки тонкой моторики. Тонкая моторика - это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц, обычно мышц руки и глаза. К навыкам тонкой моторики относятся: способность тянуться к предмету, хватать его, класть или ставить; способность рисовать, переворачивать страницы и т.д. К этой же области развития мы отнесли и концептуальные навыки, такие, как понимание, что предмет, не находящийся в данный момент в поле зрения, тем не менее, существует (неизменность существования предмета), решение несложных практических задач, способность подбирать предметы или картинки к образцу, сортировать их, а также навыки, подготавливающие ребенка к изучению школьных дисциплин.

Навыки общей моторики. Общая моторика - это двигательная деятельность, которая определяется работой крупных мышц тела. К этой области развития относятся все навыки, позволяющие ребенку держать головку, сидеть, ползать, стоять, ходить, сохранять равновесие, лазить и т.д.

Навыки, подготавливающие ребенка к изучению школьных дисциплин. Здесь речь идет о чтении, операциях с числами и об освоении таких абстрактных понятий, как цвет, размер, форма. В Маленьких Ступеньках эти навыки представлены в разделе "Тонкая моторика".

Неизменность существования предмета. Представление о том, что предметы и люди продолжают существовать, даже если их нет в поле нашего зрения.

Область развития. В нашей программе мы говорим о пяти главных направлениях или областях развития ребенка. Это - тонкая моторика, общение или разговорная речь, восприятие речи, самообслуживание и социальные навыки, общая моторика. В данном словаре каждая из этих областей развития характеризуется отдельно.

Общение. Это способность ребенка сообщать окружающим о своих желаниях, потребностях, чувствах с помощью жестов, звуков, слов, предложений, и, кроме того, умение реагировать на обращение другого человека.

Оценка. Общий смысл этого термина - "тестирование". В Маленьких Ступеньках этим словом обозначаются действия, которые мы предлагаем произвести для точного определения того, что ребенок может делать. Оценка проводится в процессе отработки нового умения и помимо проверки его освоения, позволяет определить, чему малыш готов учиться дальше.

Программа. Этим термином мы обозначаем и организацию, и подборку специально разработанных материалов, способствующих достижению определенных целей (как в случае Программы Маккуэри), и индивидуально подобранный для ребенка перечень задач.

Разговорная речь Смотри Общение.

Ранняя педагогическая помощь. Так мы называем специальную систему обучения маленьких детей, имеющих трудности в развитии или склонность к запаздыванию. Сущность ранней педагогической помощи - максимальное раскрытие потенциальных возможностей ребенка путем своевременного формирования у него необходимых умений.

Самообслуживание и социальные навыки. В эту область развития входят умения самостоятельно есть и пить, пользоваться туалетом, одеваться, умываться, а также умение взаимодействовать с окружающими и играть - как в одиночку, так и в группе.

Скручивание (контрротация). Этот термин используется в книге Общая моторика для обозначения такого поворота тела, когда плечо малыша двигается в сторону противоположного бедра. Роль скручивания особенно заметна, когда мы говорим о сохранении равновесия.

Словесный (или вербальный). В таких сочетаниях, как "словесное указание", это значит "произнесенное вслух (или устное) указание". Если это слово относится к периоду речевого развития, значит речь идет о периоде, когда ребенок уже умеет говорить, то есть, общаться с другими при помощи слов и/или фраз. Если это слово относится к навыкам, то значит речь идет о навыках общения, в которых используются слова или фразы.

Стимулирование повторного действия. Это такие действия или слова взрослого, которые побуждают ребенка еще раз сделать то, что он только что сумел сделать.

Хронологический возраст. Это действительный возраст ребенка, то есть, количество лет и месяцев, прошедших с момента его рождения.

Цели. Это слово используется в тех случаях, когда имеются в виду глобальные, не скоро достигаемые цели, в отличии от задач, которые решаются относительно быстро.

 

 

 

Сначала мы приводим список рекомендуемых книг, которые посвящены играм. Эти книги можно найти в хороших книжных магазинах.

 

Australian Broadcasting Corporation. Useful Book - Songs and Ideas from Play School (ABC, Sydney).

Caston, D. Easy to Make Toys for Your Handicapped Child (Human Horisons Series, 1983).

Einan, D. Creative Play (Penguin, 1985)

Hagstron, J. and Morril, J. Games Babies Play: A Handbook of Games to Play with Infants (Addison-Westley, 1981).

Levis, D. Australian Guide to Good Toys (Social Science Press, 1986).

May, A. Play and Your Child(Nelson, 1986).

Nursing Mothers` Association. Merrily, Merrily: A Book of Songs and Phymes (Nursing Mothers` Association of Australia, 357 Burwood Road, Hawthorn, Victoria 3122).

Petrie, P. Baby Play: Activities for Discovery and Development During the First Year of Life (Double-day, 1987).

Wellisch, M. Early Childhood Learning Activities book (Shakespeare Head Press, 1985)

 

Далее мы предлагаем вам на выбор несколько руководств по уходу за маленькими детьми:

 

Butler, D. Babies Needs Books (Pelican,1980).

Taylor, B. and Braithwaite, P. (eds) The Good Book Guide to Children`s Books (Pelican,).

Trelease, J. The Read Aloud Handbook (Pelican).

 

Следующий список - книги, которые мы рекомендуем прочитать родителям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии:

 

Bocher, S., Priece, P. and Salamon, L. Learning to Talk: A Program for Helping Language-delayed Children Acquire Early Communication Skills (Macquarie University, 1985).

Carr, J. Helping Your Handicapped Child. A step-by-step guide to everyday problems (Penquin, 1980).

Cunningham, C. Down`s Syndrome: An Introduction for Parents (Human Horison Series, 1982).

Cunningham, C. and Sloper, P. Helping Your Handicapped Baby (Human Horison Series, 1978).

Dmitriev, V. Time to Begin: Early Education for Children with Down`s Syndrome (Caring Inc., 1982).

Jeffree,D.M.,McConcey, R. and Hewson, S. Let Me Play (Souvenir Press, 1977).

Jeffree,D.M.,McConcey, R. and Hewson, S. Teaching the Handicapped Child ((Human Horison Series, 1977).

Kiernan, C., Jordan R. and Sounders,C. Starting Off: Establishing Play and Communication in the Handicapped Child

(Human Horison Series, 1978).

Lane, D. and Stratford, B. Current Approaches to Down`s Syndrome (Edelan, Holt,Rinehart and Winston, 1985).

Cairns,S. and Pieters, M. T.E.L.L.- Teaching Early Language for Living: A Communication Program (Macquarie University, 1983).

 

Более полный список литературы можно заказать по адресу, приведенному ниже.

Перечень материалов, разработанных в Центре Даун Синдром и в Центре специальной педагогики Университета Маккуэри, а также информацию о заказе этих материалов вы можете получить, написав нам по адресу:

 

The Secretary

Macquarie University Special Education

Centre

Macquarie University

North Ryde, NSW 2109 AUSTRALIA

 

Видеофильм Маленькие Ступеньки

 

Видеофильм Маленькие Ступеньки является дополнением к печатным материалам и может прилагаться к ним. Фильм подготовлен Мойрой Петерсы и Робин Трилор, и снят Джефом Батли в 1985 году. Заказать его можно в Центре специальной педагогики университета Маккуэри: Macquarie University Special Education Centre, North Ryde, NSW2109 telephone (02) 805-8691.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.