Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Закрепление пройденного материала. ЦЕЛЬ. Раскрыть значение интонации в общении, развить на­выки распознавания эмоционального состояния людей по инто­нации




Ход работы

ТЕМА 3. РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Подведение итогов

ЦЕЛЬ. Раскрыть значение интонации в общении, развить на­выки распознавания эмоционального состояния людей по инто­нации, а также навыки использования в общении различных ре­чевых средств.

Мы с вами хорошо знаем, как много дает нам в общении понимание невербальных сигналов, широко известных как «язык жестов». Сегодня мы поговорим о роли интонации в общении.

1. Интонация. Умеющий по-настоящему слушать восприни­мает гораздо больше информации, чем тот, кто обращает внима­ние только на слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает неправильность построе­ния фраз, как, например, незаконченность предложений, отме­чает частые паузы. Эти особенности речи наряду с отбором слов и выражением лица собеседника очень полезны для понимания истинной сути сообщения.

Огромную роль в этом играет понимание интонации. Ведь инто­нация — это способ

выражения чувств, эмоций, отношения говоря­щего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращает­ся. Установлено, что энтузиазм, радость и недоверие передаются высоким голосом, а печаль, горе и усталость — мягким и приглу­шенным, с понижением звука к концу каждой фразы.

Есть ли у вас собственные наблюдения: что значат раз­ные интонации?

Распознаванию эмоций по голосу можно научиться путем рабо­ты над собственным голосом. Доказано, что те люди, которые более точно умеют передавать эмоции, точнее судят об эмоциях других людей по их речи и интонации.

2. Темп и громкость речи. В общении важно обращать внимание также на темп речи. Люди говорят быстро:

• когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо;

• когда они говорят о личных трудностях;

• • когда хотят в чем-то убедить собеседника или уговорить его.
Медленная речь может свидетельствовать об усталости, угнетен­
ном состоянии или горе, а с другой стороны — о высокомерии.

Сбивчивая, прерывистая речь, как правило, указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Когда люди говорят на трудные для себя темы, они чаще запинаются, неправильно строят фразы. Слушатели, однако, не всегда делают поправку на волнение говорящего. Чем более прерывиста речь, чем больше в ней запинок, слов-паразитов, тем более некомпетентным кажется слушателям ее обладатель. Поэтому старайтесь избавляться от подобных изъянов речи. Тем более иногда людям кажется, что собеседник запинается и сбивается в своей речи, потому что настроен их обмануть.

Если же человек не обращает внимания на то, что его прерывают, — это означает, что он больше ориентируется на себя, а если он с тру­дом выносит паузы в разговоре — значит, он больше ориентируется на межличностное взаимодействие.

Умение держать паузу — порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее

слов.

Обычно окружающим кажется, что, если человек громко говорит, значит, он уверен в себе, в своей позиции. Вместе с тем сама по себе громкость голоса не является эффективным средством воздействия

на людей. Наиболее эффективной является тактика постоянного изменения громкости голоса. Парадоксально, но факт: сказанное более тихим голосом на фоне громкой речи привлекает гораздо боль­шее внимание, чем даже крик.

3. Форма изложения. В речевом общении, безусловно, важной является форма изложения своих мыслей — здесь можно отметить правильность речи, ясность, логичность, простоту и в то же время богатство, живость. В речевом общении эффективным является та­кое качество, как находчивость. Личное самообладание, уверенность, умение выходить из неожиданно сложившейся ситуации, а также мастерство экспромта позитивно «работают» на имидж того, кто ими обладает. Очень важна «энергетика» речи — ее экспрессия и тональ­ная вариативность. Слушателям импонирует, когда выступающий не суетится, а эмоционально чеканит фразы, не скрывая при этом своих убеждений и всем своим видом подчеркивая уверенность в правильности своих аргументов. (Об искусстве аргументации мы с вами будем говорить позже, на уроке, посвященном ведению бесе­ды.) В речевом общении максимального успеха добивается тот, кто владеет тонким инструментарием возбуждения эмоций и чувств, а также умелого их использования для достижения своих целей.

Вообще искусству говорить хорошо и убедительно можно на­учиться, есть даже специальный предмет — риторика. Однако глав­ным является постоянная практика, особенно важно практиковать­ся выступать перед аудиторией.

А теперь мы попробуем на практике использовать разнообразие наших интонаций.

а) Упражнение «Двенадцать Я»

Учащимся предлагается поработать с соседом по парте.

Каждая пара должна взять лист бумаги и ручку. Произнесите сло­во «Я» с двенадцатью различными интонациями. Характер интона­ций записывайте (например: нежно, грустно).

Пара, закончившая первой, зачитывает свои варианты. Выслуши­ваются мнения тех, кто пожелает высказаться.

б) Упражнение «Согласие»

С какими интонациями, передающими разные эмоциональные состояния, можно произносить фразу: «Да, хорошо, я это сделаю»?

 

Произнесите это с оттенком радости, грусти, удивления, безразли­чия, уверенного достоинства, высокомерного пренебрежения.

На заранее заготовленных карточках записаны различные инто­нации. Желающие выбирают одну из карточек и проговаривают фра­зу, демонстрируя ту или иную интонацию. Остальные должны уга­дать, какая интонация задумывалась.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.